Вводно - мотивационный момент | 3 мин 5 мин 2 мин | Создание психологической комфортности. На столе стоит аквариум, в нем находятся картонные рыбки золотистого цвета. Из ватмана вырезаны контуры большой рыбы (прорисованы только глаза и рот). Педагог. Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку». Загадайте желание на сегодняшний урок. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбу» И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на уроке будут сопутствовать удача и успех! Опрос домашнего задания. "Горячий стул" Учитель берет мяч и бросает ученикам. Деление на группы. На столе лежат желтые листья. | Ученики поймают свою золотую рыбку, загадают желание и напишут свои желания на картонные рыбки. (учащиеся приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи). Ученик, который поймал мяч, садится на стул, а другие ученики задают вопросы. На столе у каждой группы стоит голое дерево с написанным корнем. Ученики берут листья, в которых написаны слова. Они должны найти свой корень и найти свои места. |
Исследовательская работа | 5 мин 5 мин 10 мин | Мозговой штурм Ребята, почему вы выбрали это дерево и заняли именно эти места? Почему вы считаете, что эти слова родственные? Докажите, что эти слова близки по значению. Почему слова называют родственными, или однокоренными? Это и корень слова. Как можно найти корень слова? Путём логических рассуждений мы определили тему сегодняшнего урока русского языка. Тема урока: корень слова, однокоренные слова. Наша задача сегодня: познакомиться с понятиями «корень слова», «однокоренные слова». Научиться определять в словах корень, находить однокоренные слова. Запишите тему урока в тетрадь. Чтобы ещё глубже понять новую тему, давайте прочитаем сказку "Сказка о чудесном дереве". Ребята, давайте теперь придумаем правила корня слова. "Дерево знаний" Учитель дает каждой команде разные корни слова | Дети отвечают на вопросы учителя. Потому что они близки по значению и по звучанию. В них легко выделить общую часть. Значит, чтобы найти корень слова, нужно подобрать нескольких однокоренных слов. Общая часть этих слов и будет корнем. Записывают тему урока в тетрадь. Ученики читают сказку по ролям. Главная часть основы - это корень. Ученики прочитают первую часть текста по ролям. Ученики на плакате нарисуют дерево, и на этом дереве они нарисуют ветки с однокоренными словами. Потом рассказывают свою сказку и доказывают, что эти слова однокоренные. |
Закрепление умений и навыков | 5 мин 5 мин | Дифференцированные задания Групповая работа. Учитель объясняет задание каждой группе. "Броуновское движение" Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. На стенах остаются несколько слов. (гореть, носовой) Учитель спрашивает, почему ученики не взяли этих слов. Учитель объясняет, что эти корни - омонимы. Чтобы закрепить эти знания показывает рисунки со словами. | Группа А Задание:собери в копилку как можно больше родственных слов с корнем. Сад- Лес- Род- Уч- Группа В Задание: назовите одним словом 1. Небольшая мелкая рыба. 2. Рыбная ловля. 3. Человек, занимающийся рыбной ловлей. 4. Ловить рыбу. Слова для справок: рыбалка, рыбка, рыбачить, рыбак. Группа С Задание: Образуйте группу слов, связанных со словами школа, дом. Школа, дом, домовой, школьник, домашний, школьница, пришкольный, домик. Ученикам дается плакаты с одним словом. Ученики ходят по классу и находят однокоренные слова. Ученики стараются объяснить причину своих выборов. Они доказывают, что гора и гореть обозначают разные значения. Ученики находят лишние слова |
Итог урока | 5 мин | Подведение итогов. Рефлексивно-оценочный этап. - Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её? - Что такое корень слова? - Как правильно определить корень в слове? - Какие слова называются однокоренными? - Каковы признаки однокоренных слов? - Пользуясь техникой «Закончи предложение» , оцените свою работу на уроке. Лист самооценки Оцени свои знания и умения сам (а)! 6 «Д» класс Фамилия _______________________________ Тема: «Корень слова. Однокоренные слова» Отметь знаком: + (мне всё понятно, я это знаю и умею); V (мне ещё не совсем это понятно); - (мне это не понятно, я не знаю и не умею). № п/п | Знания и умения | Урок № | 1. | Корень слова | | 2. | Найти слова "корень" в толковом словаре | | 3. | Однокоренные слова | | 4 | Отличить омонимические корни слов. | | Хочу сказать спасибо за урок. Сегодня все работали замечательно! Надеюсь, что вы всегда будете такими же активными, трудолюбивыми и любознательными. До свидания, ребята! Урок окончен. | Ученики отвечают на вопросы учителя. Пользуясь техникой "Закончи предложение" оценивают свои работы. Ученики заполняют лист самооценки. Размышления учеников. |