Объяснение нового материала Рефлексия | В 1949 году мальчик по имени Джон, собирая на пляже города Сан-Франциско пустую посуду, нашел бутылку с посланием: «Лондон, 20 июня 1927 года. Чтобы избежать путаницы, я завещаю мое наследство поровну – счастливчику, нашедшему эту бутылку, и моему адвокату Барри Когену. Дейзи Александр». Сначала Джон решил, что это шутка. Однако оказалось, что Дейзи Александр была совладелицей фирмы «Зингер» и умерла в 1940 году в возрасте 80 лет, оставив состояние в 4 млн фунтов стерлингов. Учитель показывает, где находится Сан-Франциско и где – Лондон, и спрашивает: «Как бутылка, брошенная в Атлантический океан, могла оказаться в Тихом?» (Благодаря круговороту океанических течений.) Виды волн. Ветровые волны (в ходе объяснения учитель составляет краткую запись в виде ментальной карты. Цунами. Каковы причины образования цунами? Приливы и отливы. «Удивительные явления можно видеть на берегу моря. Дважды в сутки море уходит от берегов, то приходит к нему. В некоторых местах, как, например, близ Мурманска, разность в уровне воды между подъемом и опусканием воды доходит до 4 метров. …Там, где за несколько часов перед этим бушевали волны, теперь бродят птицы, разыскивая рыб и морских животных, оставшихся в небольших ямках, наполненных водой» Течение - это горизонтальное перемещение воды в океане на большие расстояния. Задание: рассмотреть физическую карту океанов в атласе и ответить на вопросы: 1.Как на карте показаны течения? 2. Почему течения на карте показаны стрелками разных цветов? (Течения бывают холодными (показаны синими стрелками) и теплые (показаны красными стрелками). Как вы думаете, можем ли мы сформулировать вопросы к нашему уроку? (учащиеся формулируют вопросы) Закрепление. 1. Течение - это…… 2. Течение возникает под действием ……….. 3. Холодное течение обозначается стрелкой …….. Теплое - ……… 4. У холодного течения температура воды ………, чем у окружающего водного потока. Самооценка учебной деятельности. сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я приобрел… я научился… урок дал мне для жизни… мне захотелось… | Слушают объяснение учителя. Работа с презентацией. Демонстративный опыт. Оборудование: емкость с водой. Часть 1. Учитель предлагает учащемуся подуть на воду. На поверхности воды образуются волны, которые похожи на морские, но очень маленького размера. Почему на воде появились волны? Мы создали «искусственный ветер» (наше дыхание). Ветер давит на водную поверхность, при этом вода в месте давления «прогибается», а в другом месте «вспучивается». Часть 2. Учитель предлагает сразу двум учащимся подуть на воду. На поверхности образуются волны, но в несколько раз больше, чем в предыдущем случае. Почему в этот раз волны были больше? Потому что мы создали более сильный ветер. Как сила ветра влияет на силу волн? Чем сильнее ветер, тем сильнее волнение на море. Силу волн в океане определяют по шкале Бофорта. Задания. Определите: 1. Сколько раз в сутки наблюдаются проливы и отливы? 2. Где высота приливов больше: на берегу или в открытом океане? 3. Где зарегистрированы самые высокие приливы? Задания: Используя текстовый материал стр.207-212 и дополнительный материал с https://bilimland.kz/ru/courses/geografiya-ru/gidrosfera/lesson/okeanicheskie-techeniya А) составьте схему «океанические течения»; Б) по рисунку определите вид движения океанической воды; В) объясните причину их образования. • Что называют океаническим течением? • По какой причине возникают течения? • Какие бывают виды течений? • Зачем нужно изучать океанические течения? Работа на контурной карте (нанести на контурные карты теплые и холодные течения) | ФО: за каждый верный ответ ученики получают баллы: балл балла 1 балл Самостоятельная работа. |