СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткосрочный план урока. 8 класс. Химия "Образование ионов".

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткосрочный план (конспект) урока химии в 8 классе разработан по обнолённой программе.

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный план урока. 8 класс. Химия "Образование ионов".»

8 класс. Химия. КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЛАН урока «Образование ионов»

Раздел долгосрочного планирования:


Школа:


Дата:


Класс: 8

Участвовали: _______ Не участвовали: ______

Тема урока

Образование ионов

Цели обучения, которые помогают достичь данный урок

8.1.3.5 научить понимать учащихся, что атомы могут принимать или терять электроны, что приводит к образованию ионов.

Цель урока

Все учащиеся знают понятия «ион», «катион», «анион», умеют писать формулы ионов; определяют, будет ли элемент отдавать или принимать электроны. Применить полученные знания о ионах при изучении последующих тем (химическая связь, степень окисления, строение вещества, ТЭД).

Критерии оценки

индивидуальная работа, поощрение, самооценивание.

Языковые цели

Используют в устной речи и письме предметные лексики и терминологии: ион, катион, анион.

Серия полезных фраз:

Наша группа думает, что…

Мы обнаружили, что…

Привитие ценностей

Программа «Мәңгілік ел», «Общество всеобщего труда»

развитие коммуникативных навыков;

развитие навыков критического мышления;

развития навыка оценивания и самооценивания.

Межпредметная связь

Естествознание, физика, ИКТ

Предшествующие знания

Преемственность.

6 класс, Естествознание. Описывать фундаментальные частицы атома и их расположение в атоме.

7 класс, Химия, Знать строение атома (p+, n0, e-) и состав атомного ядра первых 20 элементов.

Ход урока

Запланированные этапа урока

Виды упражнений, запланированных на урок:

Ресурсы

Психологический настрой учащихся

«Здравствуйте!». Цель - создать благоприятный

психологический настрой учащихся на работу,

активизировать внимание детей.

С целью создания коллаборативной среды, актуализации и деления на группы игра «Моя -минеральная вода» проводится

- Инструкция (1 минута)

- Проведение игры и формирование групп (1 минута)

Устная инструкция: Учащиеся выбирают стикеры с названием минеральной воды («Павлодарская», «Тассай», «Сарыағаш» и т.п.). При слогане – «моя- минеральная вода», учащиеся должны соединиться в группы.

Учитель проговаривает название групп.

Дифференциация проводится по способу восприятия с целью развития коммуникативных навыков и умения работать в команде.

* Отгадать загадки-подсказки (нейтрон, протон, электрон).

Задание №1. Ресурс.

Впишите в схему названия структурных частиц атома, определи заряд ядра и массу атома. Какой это элемент? Для определения уровня достижения ожидаемых результатов обучения выполняем задание для ФО

Взаимооценивание пройденного материала.


Формативное оценивание: взаимоооценивание в парах (1 мин)

самооценивание для улучшения и корректировки (1)

Обратная связь: письменный комментарии учителя после урока.

Дифференциация: по видам учебной деятельности, по уровню самостоятельности, по уровню познавательной активности.

Критерий оценивания: знает протон, электрон, нейтрон и их расположение в атоме, массу, заряд

Дескрипторы: - называет химический элемент

-определяет заряд ядра,

- указывает все частицы, входящие в состав ядра

- указывает количество электронов,

- находит массу атома.

Формулирование темы урока, постановка целей урока.

Цель: совершенствование навыков критического мышления, актуализация знаний и выход на тему через приём «Отсроченная отгадка».

Организация:

Стандартная рассадка группы с пространством для движения и обсуждения.

Как это работает:

1. Демонстрация минеральной воды.

А) В начале урока учитель даёт загадку - вопрос («минеральная вода, разными веществами по составу полна, образуют молекулы веществ - частицы, посмотри химический состав, точно в ответе будешь ты прав» (ответ: содержат ионы веществ)), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Выход на ключевой термин - «образование частиц-ионов».

Б) Загадку-вопрос дать в конце урока, чтобы начать с неё следующие занятия (составление формул соединений, как атомы образуют вещества, химическая связь).

2. Проблемный вопрос.

Как минеральная вода связана с темой и целью урока?

Рассмотрев данные химического состава минеральной воды (ионы), учащиеся обсуждают и определяют в группах, что тема сегодняшнего урока « Образование ионов». Прослушать версии.

ФО: устный комментарий по взаимооцениванию групп.

Формативная поддержка учителя.

Дифференциация проводится по способу восприятия и уровню самостоятельности с целью выхода на тему и определения уровня достижения собственных результатов, коммуникативных навыков и умения работать в команде.
















Все учащиеся встают в круг и соприкасаясь

одноименным пальцем друг другу, говорят

пожелания

Р-с 1.

Игра – приветствие.

«Здравствуйте!»

(1 мин.)




Р-с 2.

Стикеры- минеральная вода («Павлодарская», «Тассай», «Сарыағаш» и т.п. 0,5 л.


На интерактивной доске высвечивается название каждой группы.

Выбирают картинку-символ (этикетку).

Выбирают спикера группы.

(1 мин.)


Р-с 3.



Обсуждение в группах. Выступление спикера.



(5 мин)



Р-с 4. Анимация: Строение атома и движение электронов.













(2 мин)



Р-с 5.



















Середина урока

Операционный этап

20 мин.

Цель: научить понимать учащихся, что атомы могут принимать или терять электроны, что приводит к образованию частиц - ионов.

Задание №2

«Думай – в паре-делись»

Цель: структурированный способ развития идей и мыслей

Проблемный вопрос:

Как вы думаете, что может измениться в атоме, если он не благородный газ, а «хочет» иметь такую же оболочку?

А что электроны отдаст, металл или неметалл?

Почитайте §, найдите ответ.

Формативное оценивание: взаимоооценивание в парах (учащиеся строят предположения, говорят, что, скорее всего, отдадут или примут ē.)

Дескриптор: учащиеся объясняет, что ядра атомов прежние. Что изменяется в строении атома элемента.

учащийся объясняет, что атом действительно отдают (металлы) или принимают (неметаллы) электроны. Групповая работа по составлению опорного конспекта с ключевыми понятиями. Работа с учебником и дополнительными ресурсами с целью изучения нового материала.

Определения: ион, катион, анион.

Рассмотреть ионный состав минеральной воды, выписать отрицательные и положительные ионы.

Почему металлы стремятся отдать свои электроны?

(Обосновать ответ на примере атома магния)

Почему неметаллы стремятся принять электроны? (Обосновать ответ на примере атома серы)

Ключевые понятия: нейтральный атом; положительно заряженный ион – катион, отрицательно заряженный – анион.

Критерий оценивания: различает понятия «катион» и «анион».

Дескриптор: верно определяет понятия «катион» и «анион», учащийся перечисляет в соответствии с заданиями понятия; различает понятия; «атом» и «ион», «катион» и «анион»;

Взаимооценивание кластера. Расшифровать и озвучить кластер.

Оценка – приём «аплодисменты».

Физкультминутка.

Задание № 3.

Формативное оценивание: взаимоооценивание в парах.

Изображены атом и ион бериллия. Проверить, нет ли ошибки в левом рисунке?

Учащиеся смотрят в ПСХЭ, изучают состав ядра и эл.оболочку, говорят, что все верно. А какому благородному газу будет «подражать» бериллий, что в нем особенного?

Дескриптор: учащиеся объясняет, что в изображении атома и иона бериллия нет ошибки; указывает сходство с гелием, количество электронов -2; объясняет появление заряда.

Задания для групп. Карточки № 1,2,3.

Оценить атом, показать, какой ион он мог бы образовать.

Задание ФО. Работа в рабочих тетрадях (индивидуально) по карточкам.



№ 1. Заполните таблицу, характеризующую ионы

Дескриптор:

обучающийся

- заполняет таблицу, характеризующую ионы;

- показывает число протонов, общее количество электронов, общий заряд иона, электронное строение иона.



№ 2. Углерод образует ионы путём отдачи и приёма электронов.

Отметьте кружком соответствующее количество электронов для атома и ионов углерода на данных схемах электронного строения.



Дескриптор:

обучающийся

- обозначает электроны для атома углерода;

- обозначает электроны для иона углерода С+2;

- обозначает электроны для иона углерода С+4;

- обозначает электроны для иона углерода С-4.

Загадка-вопрос в конце урока, чтобы начать с неё следующие занятия - как атомы образуют вещества с ионной связью, составление формул соединений.


«Натрий с серой повстречался

Полюбил и обвенчался.

Ей отдав свой электрон,

Превратился в катион.

Электрон тот сера приняла,

Анионом сразу стала,

А супружеская связь

Вдруг ионной назвалась».


Р-с 6. Схема атома, образование иона













Учебник.



Р-с 7. Определения частиц.
















Учебник. Ватман. Маркеры.

(5 мин.)



(1 мин.)



(5 мин)



Р-с 8. Схема атома и иона бериллия.



10 мин



5 мин.



Р-с 9.






Р-с 10.


Конец урока

Рефлексия: «Японские «Хокку»

Прием заключается в следующем: первыми двумя строчками описывается некое явление, а третьей строчкой подводится какой-то итог сказанному, часто неожиданный. Художественная форма рефлексии.

(Атом – частица нейтральная

Сильный и слабый, минус и плюс

Ион - борьба и единство противоположностей.)

Домашнее задание: повторить § учебника, выполнить задания.

Найти сходство в ионном составе мин.вод, называть ионы.

Составить таблицу.

(5 мин.)

Дифференциация -каким способом вы хотите больше оказывать поддержку



Оцените, как вы планируете проверить уровень освоения учебного материала учащихся?

По видам учебной деятельности: индивидуальная, работа в парах, коллективная

По уровню трудности заданий: составление эл.конфигураций ионов элементов, работа с текстом учебника

По уровню самостоятельности: саморегуляция, индивидуальная работа, коллективная, работа в парах,

По уровню познавательной активности и объему знаний: домашнее задание.

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Правила ТБ при работе в кабинете

Психологический комфорт

Коллаборативная среда

физминутка

Рефлексия по уроку

Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?

Все ли учащиеся достигли цели обучения?

Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке?

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?


В ходе работы на мотивационном этапе у учащихся формируется интерес к изучению темы на примере: Игра – приветствие «Здравствуйте!». Активная форма обучения «Отсроченная отгадка», «Думай –в паре-делись». Для рефлексии: «Японские «Хокку». Самооценивание на начало урока. Взаимооценивание – аплодисменты. Кластер. Задания ФО. Моделирование дают возможность повысить качество обучения, достичь результата, применять различные формы учебной деятельности, что снижает утомляемость нервной системы обучающихся. Уровневые задания дают возможности полностью реализовать потребности в обучении одаренных учеников. Уважение мнения учеников и благоприятный психологический климат на уроке –есть возможность сохранения здоровья, успешного обучения и развития.

Общая оценка

две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (касающиеся преподавания и обучения)

1: Деление на группы, оценивание индивидуальных ответов учащихся в игровой форме

2: Работа в группах/прах, атмосфера сотрудничества в группах


Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел лучше(касающиеся преподавания и обучения)

1: На рефлексию желательно отвести больше времени, чтобы учащиеся могли высказать побольше по обобщению темы урока

2: Было бы более эффективным использование оценочного листа, который заполняется по мере выполнения заданий учащимися


Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/ затруднениях отдельных учеников на что обратить внимание на следующем уроке? Класс активный, с положительной учебной мотивацией, учащиеся доброжелательные, организованные. Есть несколько учащихся, намного опережающих большинство класса по уровню интеллектуального развития, которые всегда первыми поднимают руку, быстро мыслят и обладают самостоятельным критическим мышлением. Для этих учащихся следует ежеурочно продумывать индивидуальные виды заданий, более усложненные.

Приложение

Ресурсы





  1. Игра – приветствие.

«Здравствуйте!» (учащиеся встают в круг и

поочередно касаются одноименных пальцев

рук своего соседа, начиная с больших

пальцев, и говорят:

-желаю (большими пальцами)

Успеха (указательными пальцами)

-большого (средними пальцами)

-вовсем (безымянными пальцами)

-и везде (мизинцами)

-здравствуйте! (всей ладонью)

- Удачи тебе на уроке! (переплетаются

пальцы рук).



  1. Этикетки минеральных вод.


  1. Задание №1.

Для определения уровня достижения ожидаемых результатов обучения выполняем задание для ФО (3 мин)

Тестовое задание: Впишите в схему названия структурных частиц атома, определи заряд ядра и массу атома. Какой это элемент?

Заряд ядра______________________

Количество электронов _________________

Масса атома ___________________________

Химический элемент ____________________

Формативное оценивание: взаимоооценивание в парах (1 мин)

самооценивание для улучшения и корректировки (1)



  1. Анимация: Строение атома и движение электронов.



  1. Зарядом я похвастать не могу,

А потому сижу в ядре и ни гу-гу.

А то еще подумают: шпион.

А я нейтральный и зовусь ...! (нейтрон)

Очень положительный,

С массою внушительной.

А таких, как он, отряд

Создает в ядре заряд.

Лучший друг его - нейтрон.

Догадались? Он - ...! (протон)

Он бежит по проводам,

Он бывает тут и там.

Свет зажег, нагрел утюг

... - наш лучший друг.

Если в атом он попал -

То, считай, почти пропал:

Он с утра и до утра

Носится вокруг ядра… (электрон).

6.



F:\ionic_bondic_animation.gif

Учебник. Ватман. Маркеры.



F:\дид.мат 8 хим обн\Для урока\0_77353_61978c21_L.gif



F:\дид.мат 8 хим обн\Для урока\2.gif





7.



8.-Ион-это заряженная частица, в которую превращается атом в результате принятия или отдачи электронов.

-катион-это положительный ион

-анион-это отрицательный ион

Что общее, а что разное у ионов?

9. Карточка 1.

Оценить атом, показать, какой ион он мог бы образовать.

А) Ион магния.

Дескриптор: учащийся объясняет: магний принадлежит 3 периоду⇒ 3-ē слоя; принадлежит 2 группе ⇒2ē на внешнем слое ⇒ легче отдать 2ē до оболочки неона. Mg0-2ē→Mg+2.

Карточка 2.

Оценить атом, показать, какой ион он мог бы образовать.

Б) Ион азота.

Дескриптор: учащийся объясняет: азот принадлежит 2 периоду⇒ 2-ē слоя; принадлежит 5 группе ⇒5ē на внешнем слое ⇒ легче взять 3ē до оболочки неона. N0+3ē→N-3.

Карточка 3.

Оценить атом, показать, какой ион он мог бы образовать.

В) Ион фтора.

Дескриптор: учащийся объясняет: фтор принадлежит 2 периоду⇒ 2-ē слоя; принадлежит 7 группе ⇒7ē на внешнем слое ⇒ легче взять 1ē до оболочки неона. F0+1ē→ F-1.



10. Задание ФО. Работа в рабочих тетрадях (индивидуально) по карточкам.


Формативное оценивание

Предмет: химия

Класс: 8

Раздел

Тема

1.1

Атомы, ионы и молекулы

1.3

Распределение и движение электронов в атомах. Образование ионов из атомов.

Цель обучения

8.1.3.5

понимать, что атомы могут принимать или терять электроны, что приводит к образованию ионов


Уровень мыслительных навыков

Знание и понимание

Критерий оценивания



Обучающийся

-объясняет образование ионов путём принятия или отдачи электронов атомами

Тестовое задание

Задания

  1. Заполните таблицу, характеризующую ионы.



Ионы

ион

водорода

ион

бора

ион

углерода

ион

алюминия

ион

хлора

Число протонов



6



Общее число электронов



2



Общий заряд иона



+4



Электронное строение иона








[2]







Критерий оценивания

Дескриптор

Обучающийся

- объясняет образование ионов путём принятия или отдачи электронов атомами

обучающийся

- заполняет таблицу, характеризующую ионы;

- показывает число протонов, общее количество электронов, общий заряд иона, электронное строение иона.

№ 2. Углерод образует ионы путём отдачи и приёма электронов.

Отметьте кружком соответствующее количество электронов для атома и ионов углерода на данных схемах электронного строения.


С 0 С+2 С+4 С-4


Критерий оценивания

Дескриптор

Обучающийся

- объясняет образование ионов путём принятия или отдачи электронов атомами

обучающийся

- обозначает электроны для атома углерода;

- обозначает электроны для иона углерода С+2;

- обозначает электроны для иона углерода С+4;

- обозначает электроны для иона углерода С-4;







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!