Начало урока Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности к уроку - Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу. - Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. | Обмен приветствиями | | Учебник «История Казахстана» 11 класс часть 2, изд.Атамұра п. 27-28, стр. 25-27 |
Проверка дом.задания | Исторический диктант теме «Развитие общественно-политической мысли в период Казахского ханства» 1.Основатели Казахского ханства: Керей и Жанибек 2.Первоначально термин "казах" имел значение: социальное 3. Казахский хан-чингизид, которого исследователи считают «собирателем казахских земель»: Касым 4. "Есімханның ескі жолы" ("Древний путь Есим хана") - это: свод законов Казахского ханства 5.Хан Казахского ханства, правивший в период 1538-1580 гг.: Хакназар 6.Казахское ханство появилось на исторической карте: 1465г. 7. В 1771 году был избран старшим ханом всех трех казахских жузов: Абылай 8. В казахском обществе справедливо и открыто вершившие правосудие: бии. 9. Инициатором и разработчиком "Жеты Жаргы" был: Тауке хан. 10. Советник хана Абылая, знаменитый жырау: Бухар жырау. | Самостоятельно выполняют работу | 1-3 балла – «плохо»; - 4-5 баллов – «удовлетворительно»; - 6-7 баллов – «хорошо»; - 8-10 баллов – «отлично» | Раздаточный материал |
Основная часть Теоретически – практический этап | Объяснение учителем новой темы. В начале XIX века на смену певцам-сказителям XVIII века приходят поэты со своим самобытным творчеством. Акыны, ранее воспевавшие подвиги и героизм батыров, стоявших на защите рубежей своей родины, теперь стали отражать повседневную жизнь, внутренний мир отдельных людей, их слова и поступки. Основными темами их творчества становятся события, связанные с колонизацией края Российской империей и национально-освободительным движением. Вопрос: Назовите причины национально-освободительных восстаний XVIII века? Строительство линий военных укреплений, отмена ханской власти, появление окружных приказов, изъятие земель у местного населения, глубокий кризис в хозяйстве привели к заметному ухудшению социально-экономического положения степняков. Эти события послужили причиной возникновения восстаний под руководством И. Тайманулы, М. Утемисулы, К. Касымулы, Ж. Нурмухамедулы, Е. Котибарулы, которые были жестоко подавлены. Наблюдения за происходящим в крае оформлялись в глубоко осознанные убеждения акынов 40–60-х годов XX века и отражались в их творчестве. Вопрос: Какую роль сыграли национально-освободительные восстания в казахской истории? С целью активизации умственной деятельности учитель, используя метод «Мозговой штурм», предлагает обсудить высказывание М.Ауэзов «…акынов одной эпохи и одного направления назвали акынами „Зар заман“» 1.Почему автор назвал их «акынами «Зар заман»? 2. Вспомните, каким было общественно-политическое положение в Казахстане в первой половине XIX века. «Зар заман» («Эпоха скорби») – период ликвидации царским правительством ханской власти в ХIX в., после введения в 1867–1868 гг. «Временного Положения об управлении казахами Сырдарьинской и Семиреченской областей» и установления на его основе нового порядка. В связи с отменой ханской власти, были утеряны основные устои, на которых держалось традиционное казахское общество. Получило название по песне- толгау «Зар заман» акына Шортанбая Канайулы. Позднее возникло литературное течение «Зар заман», нашедшее отражение в творчестве Дулата Бабатайулы, Шортанбая Канайулы, Мурата Монкеулы, Абубакира Кердери и др. Задание 1. Заполните диаграмму Венна указав отличия и что объединяет поэзию I половины XIХв. и поэтическое течение «Зар заман» середины XIX века 10баллов | Фронтальная беседа Отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы друг друга Фронтальная беседа Отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы друг друга Работают, записывают сведения в диаграмму Венна, озвучивают результат своей работы. (работа может осуществляться в группах, парах или индивидуально) | ФО Похвала учителя | Слайд7 Презентация Слайд 8-10 Слайд 11 Слайд12-16 Слайд 17 |
Закрепление полученных знаний | Задание2. Установите соответствие. Автор | Название произведения | Содержание | 1.Жанак Сагындыкулы и Шоже Каржаубайулы | А. Исатай Тайманов. | 1.рассказывает о подвигах батыра XV—XVI вв., предводителя кыпчаков, прославившегося в сражениях с кызылбашами | 2.Марабай Кулжабайулы | В. "Козы Корпеш — Баян-Сулу'‘. | 2.изображали его батыром-героем, возглавившим борьбу против колонизаторов и находившихся у них на службе ханов. | 3. Махамбет и Шернияз | С. "Ер-Таргын" и "Кобланды-батыр" . | 3.размышляли на темы справедливости и гуманизма, критиковали одних правителей и восхвалял других | 1-В,3 2-С,1 3-А,2 | Выполняют задание на соотнесение Оценивают работу на уроке | Самооценивание | Презентация Слайд 18 |