Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей урока. Ребята, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, прослушайте текст и ответьте на мои вопросы. Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница. - О! Здравствуйте! Вы кто? - Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто? - А я ваша тётка – гусеница. (слайд 1) Ребята, скажите может ли гусеница быть родственницей гусю, гусыне и гусятам? Почему? Скажите, а кто такие родственники? Родственники - это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Это родные для нас люди – мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат… (слайд 2) На прошлом уроке мы с вами говорили, что в русском языке тоже есть такое понятие родственные слова. Скажите какие слова называются родственными или однокоренными? Слова, образованные от одного корня с общим значением, называются однокоренными или родственными. А что такое корень? Корень – общая часть родственных слов. Можно ли слова: гусь, гусыня, гусята и гусеница, назвать родственными или однокоренными? Почему? - Однокоренные слова: гусь, гусыня, гусята, так как имеют один корень и близкие по значению. - А какое слово лишнее? Почему? О чём мы сегодня будем говорить на уроке? Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока и цель урока. Правильно, сегодня тема нашего урока: «Однокоренные слова». Какую цель мы сегодня поставим себе на урок? Цель: Узнать к концу урока: -Какие слова называются однокоренными? -Как определить корень в слове? (Д, К) Пальчиковая физминутка. Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять. Этот пальчик самый сильный, Самый толстый и большой. Этот пальчик для того, Чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный И стоит он в середине. Этот пальчик безымянный Избалованный всегда. А мизинчик хоть и мал Очень ловок и удал. (Поочередное ударение указательным пальцем по другим пальчикам.) (К, И) Минутка чистописания: Открываем тетради, записываем число 15 ноября. Прописываем сочетание букв и слово ученик. Ууче Ученик – ученики. Выделяем окончание и основу. Повторение! Окончание – изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении. Основа – это всё слово без окончания. (слайд 3) Работа над темой урока. Подобрать однокоренные слова к слову ученик. Прежде чем приступить к выполнению задания поработайте с правилом. (К, И) Работа с правилом. На стр. 14 прочитайте правило. Какие слова называются однокоренными? Записать однокоренные слова к слову ученик. Выделить корень. Учебник стр. 14 упр. 1 Ученик, ученица, учитель, ученый, учим, научить, обучение, заучить. Определяют алгоритм действий. Алгоритм нахождения и выделения корня слова 1.Прочитай и вдумайся в смысл слова. 2.Подбери однокоренные слова. 3.Найди общую часть в словах. 4.Выдели корень. (слайд 4) Молодцы ребята, вы с легкостью справились с заданием. Обратите внимание на пословицу в учебнике, в ней спряталось однокоренное слово к слову ученик. Кто догадался какое это слово? Почему? Запись пословицы с соблюдением высоты, ширины и наклона прописных и строчных букв, их соединений. Работа с пословицей по плану: 1. Чтение пословицы. 2. Объяснить значение непонятных слов. 3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чём она и чему учит? 4. Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно употребить данную пословицу. 5. Запись пословицы. Подчеркнуть твёрдые и мягкие согласные. Выделить корень в слове учиться. Критерии оценивания Было легко. Выполнил(а) всё правильно – закрасили зелёный кружочек на полях. Было легко. Были ошибки – закрасили жёлтый кружочек на полях. Были затруднения, выполнил почти всё не верно – закрасили красный кружочек на полях. (П) Работая в паре. Сейчас я предлагаю вам применить полученные знания и немного поиграть. Игра называется «Засели домики». - Одновременно в 3 домика приехали «родственники» (у нас - это родственные слова, как вы понимаете) Проверьте, правильно ли они заселились. Работать будем в парах по рядам. 1 ряд - Лиса, лист, лисонька, лисий. 2 ряд - Морской, моряк, море, мороз. 3 ряд - Вода, водичка, водный, водитель. (слайд 5) - Обсудите в парах все ли слова правильно заселились в домик. Запишите с новой красной строки через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень. - Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ. -Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов. (проверяем работу 2 и 3 рядов) (слайд 6) Проверка работ. Оценивают работу самостоятельно. Меняются работами, оценивают работу друг друга. Критерии оценивания. 3 балла – определили однокоренные слова, выделили корень, записали слова без ошибок. 2 балла – допустили 1 ошибку. 1 балл – допустили 2 ошибки. 0 баллов – выполнили всю работу не верно. (слайд 7) -Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. (Д, К) Динамическая пауза Хомка,хомка,хомячок Полосатенький бочок Хомка рано встает Щечки моет, шейку трет Подметает Хомка хатку И выходит на зарядку Раз,два,три,четыре,пять Хомка сильным хочет стать. (Г) Работа в группах по рядам. Цель: выполнение практических заданий. Прежде чем приступить к работе в группе, давайте вспомним основные правила. ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ! 1.РАСПРЕДЕЛИТЬ РОЛИ. 2.РАБОТАТЬ ДОЛЖНЫ ВСЕ И ДРУЖНО. 3.СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ КАЖДОГО. 4.РАБОТАТЬ ТИХО. 5.ОБРАЩАТЬСЯ ПО ИМЕНИ. 6.ВЫБРАТЬ СПИКЕРА. (слайд 8) 1 группа Вставить в текст однокоренные слова. Выделите корень. Мы ездили в…. . На ……… полянке видели домик……. . Там растёт молодой ……… . (Лес, лесника, лесок, лесной) 2 группа Вставить в текст однокоренные слова. Выделить корень. На каникулах мы поедем к бабушке. В большом... много комнатных цветов. У бабушки живёт … кот. У него есть свой маленький … . (Доме, домашний, домик) 3 группа Вставить в текст однокоренные слова. Выделить корень. В школу мы приходим... . Старательные … слушают внимательно. Учёба- серьёзный труд. (Учиться, ученики, учёба) Критерии оценивания. 3 балла – , выделили корень, записали слова без ошибок. 2 балла – допустили 1 ошибку. 1 балл – допустили 2 ошибки. 0 баллов – выполнили всю работу не верно. (слайд 9) А сейчас я предлагаю оценить работу каждой группе. 1 группу оценивает 2 и 3 группа. 2 группу – 1 и 3 группа. 3 группу – 1 и 2 группа. Если вы считаете, что 1 группа выполнила всю работу правильно и заслуживает 3 балла, то прикрепите к их работе зелёный смайлик. Если вы нашли ошибки у первой группы, прикрепите оранжевый смайлик. Формативное оценивание. Работа на индивидуальных листочках «Что я знаю и умею» Цель: оценка уровня усвоения навыка по теме. ФО по русскому языку «Однокоренные слова» Всего: 10 баллов 1 . Какие слова называются однокоренными? 1 балл - _________ Все слова, корень которых пишется одинаково. С лова с одинаковым окончанием. С лова, образованные от одного корня с общим значением. 2. Найди и отметь строчки «+», в которых все слова однокоренные. 3 балла - __________ Вода- водный - водяной | | чайник – чайный - чай | | гора – загореть - горный | | гриб – грибной - грибочек | | 3. Найди родственные слова. Обозначь в них корень. 3 балла - ________ Гусь, гусеница, гусята, гусыня. Берёза, берёзка, берёзонька, беленький. 4. Подбери 2 однокоренных слова. Обозначь во всех словах корень. 3 балла - __________ Гриб - ____________________________ Критерии: 1.Выбирает верное утверждение – 1 балл. 2.Определяет ряд однокоренных слов – 3 балла. 3.Определяет однокоренные слова. Выделяет корень – 3 балла. 4. Подбирает однокоренные слова. Выделяет корень – 3 балла. Домашнее задание. Учебник стр. 14 – 15 выучить правила. У. стр. 15 упр. 4 выписать однокоренные слова, выделить корень. Выполнить фонетический разбор слова. |