Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный план урока по теме "Взаимодействие зарядов. Закон Кулона" 8 класс»
ПЛАН УРОКА (краткосрочный)
Предмет: физика Дата: ._______
Класс: 8 В___
Учитель: Аубакирова Гульнара Аскеровна
Раздел долгосрочного плана: 1. Электрические явления Раздел среднесрочного плана: Электростатическое поле Количество присутствующих: 24 Отсутствующие: 4 |
Тема урока: | Взаимодействие неподвижных зарядов. Закон Кулона |
Цель урока. | Работая в коллаборативной среде, учащиеся сформулируют закон Кулона; проведут аналогию между законом Кулона и законом Всемирного тяготения; выяснят зависимость силы взаимодействия между электрическими зарядами от их значения и от расстояния между ними. |
|
Результат урока | Учащиеся будут знать формулу Закона Кулона, все физические величины, входящие в формулу, границы применимости закона, зависимость силы взаимодействия между электрическими зарядами от их значения и от расстояния между ними. Познакомятся с алгоритмом решения задачи на закон Кулона. |
Риск: | Времени урока не хватит на рассмотрение примера задачи |
|
Одаренные и талантливые | Таран Дарья, Базарбеков Тимур, Овеян Вачаган, Омирбекова Набия, И скакова Саяна (уровень А) |
|
Слабоуспевающие ученики | Аян, Умирзак, Нина, Алмас , Камила, Сардор, Дильхан, Диас (уровень С) |
|
Критерии успеха | Смогут решить задачи на функциональную грамотность (кейс), Смогут провести аналогию между законами, успешно ответят на мини-тест (формативная оценка), дружная работа в группе |
Межпредметные связи | Математика (прямая и обратная пропорциональность, сложение векторов, свойства степеней с одинаковым основанием) |
Использование ИКТ | Проектор, экран, флипчарт |
Форма проведения: | Работа в группе |
|
Предварительные знания | Закон всемирного тяготения |
Ожидания от уровня АВС
Работа в группе (коллаборативная среда)
Анализ ситуации, оценка, синтез по таксономии Блума (кейс)
Анализ информации (учебник, таблица)
Поведение аналогии между законами (составление таблицы)
Возможность для одаренных импровизировать, подойти творчески к выполнению задания
Включенность всех в работу
Активная работа слабоуспевающих (уровня С) в «своей» роли
Риск: Нехватка времени урока на решение задачи
Ход урока
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Время | Ресурсы |
| | | |
Начало урока | Приветствие. Дежурный по классу показывает упражнения физминутки. Сразу на построение, чтобы объединиться в группы. Объединить в группы по методу «Первые 5 планет от Солнца». На столах лежат таблички с названиями планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер. Учащиеся быстро рассаживаются по группам. Акцентирование внимания: Кто меня слышит – раз! (громкий хлопок всем классом), кто меня видит – два! (хлопок), кто готов со мной работать? – три!!! (хлопок) Внимание на учителя | 3мин | |
Актуализация знаний | Предложить обсудить кейсы группам. Проанализировать текст. Дать ответ к вопросам. В одном кейсе следует синтезировать информацию | 3 мин + 5 мин на ответ мин | Кейс |
Введение в тему | Выход на тему урока: на флипчарте дактолоскопическая экспертиза. Что это такое? Объяснить процесс с точки зрения явления электризации (электрическое взаимодействие), Таблица веществ в зависимости от энергии связи электронов с ядром. Желающая активная группа инсценировать модель «Положительный ион», «Отрицательный ион». Вопросы: Как происходит взаимодействие зарядов? (одноименных , разноименных) Какая физическая величина характеризует взаимодействие? Если происходит взаимодействие, то значит …. Ответ: действует сила. Значит сегодня на уроке о чем мы будем говорить? Ответ? О силе взаимодействия зарядов! Для того чтобы знать закон Кулона, т.е. эту электрическую силу про которую вы сейчас говорили, что мы должны будем сегодня изучить на уроке? Какова наша цель работы? Ответ - цель: вывести формулу, сформулировать закон, знать физические величины, входящие в эту формулу, знать границы применимости закона, решить пример задачи на закон Кулона. | 2 мин | |
| Прежде чем приступить к изучению кулоновской силы, закона Кулона, следует вспомнить всемирный закон тяготения, что мы будем называть точечными зарядами? Если учащиеся затрудняются ответить на вопрос о точечных зарядах, вспомнить что мы называем материальной точкой. | 2 мин | |
Середина урока | Работа в группе. | | |
| | | |
Новая тема | Задание: заполнить таблицу, провести аналогию между законами. Чем отличается закон Кулона от Закона всемирного тяготения? | Закон Закон Вс. Тяг. Кулона Закон Кулона | С помощью чего был получен | Закон Вс . тягот | Выведен с помощью крутильных весов | Математическая запись закона в вакууме | | F= k  | Границы применимости | | 1. заряды – точечные 2. заряженные тела - неподвижны | Взаимодействия между зарядами | | Притяжение и отталкивание | Постоянные | | Коэффициент пропорциональности k, в вакууме k = 9 ·109 Нм2\Кл2. Электрическая постоянная: ε0 = 8,85 • 10-12 Кл2 / Н·м2. Величина ε - диэлектрическая проницаемостью, в вакууме =1 | | Сила притяжения и сила отталкивания | Принцип суперпозиции | | | 15мин | Флипчарт С таблицей И рисунком суперпозиции кулоновских сил |
| Презентация ответов Учитель: обратить внимание на прямую и обратную пропорциональность в формуле. Показать зависимость силы от модуля зарядов и квадрата расстояния Для тренировки устно: Если увеличить один из зарядов в 3 раза, то сила увеличится в 3 раза. Если увеличить расстояние между зарядами в 2 раза, то сила уменьшится в 4 раза. Показать принцип суперпозиции кулоновских сил. Для уровня А. Границы применимости закона: Заря заряженные тела должны быть точечными. Заряженные тела должны быть неподвижны (в случае движущихся заряженных тел проявляется действие магнитного поля) «Мозговой штурм» Как мы будем решать задачу на закон Кулона. Выходят желающие и в быстром темпе записывают на флипчарте свои идеи, затем каждая группа в течении 1 мин обсуждает все записанное и все вместе решаем, что оставлять для алгоритма решения задачи на закон Кулона Например: правильно обозначать буквой физическую величину, обязательно указать единицы измерения, указать если есть диэлектрическую проницаемость среды, перевод в СИ, написать основную формулу закона Кулона, вывести из основной формулы неизвестную величину, сделать необходимый рисунок, подставить значения, записать ответ вместе с единицами измерения, если надо перевести полученное значение, используя приставки или стандартную запись числа. | 6 мин | Флипчарт Условие задачи на флипчарте |
Закрепление | Мини-тест на закон Кулона | 5 мин | Раздаточный материал |
Конец урока | В конце урока учащиеся проводят рефлексию: «Дерево успеха» | 1 мин | |
Д/з | §31.упр.14 (5)5,8 | | |
Оценивание | Формативное, по итогам мини-теста, самооценивание в карточке. | 3 мин | |
|
Дифференциация | Оценивание | | Здоровье и соблюдение техники безопасности |
Более сильные ученики Тимур, Даша (А) смогли объяснить, что означает коэффициент пропорциональности К, с трудом объяснили принцип суперпозиции. В группе работали как лидеры, успешно справились с ролью. Уровень В : не все учащиеся были включены в работу в группе. Некоторые сидели и бездельничали, но когда необходимо было исценировать модели атомов с удовольствием включились в работу. Легко заполнили таблицу аналогии законов, участвовали активно в «Мозговом штурме». Ответили в большинстве на вопросы мини-теста. Уровень С: Активно участвовали в физминутке и с большим удовольствием, Участвовали в обсуждении кейсов, но не выступали, были таймменеджерами в группе, ответили на самые простые вопросы в мини-тесте. | Формативное по ученикам уровня АВС: Самооценивание по индивидуальной карточке Суммативно по итогам самооценивания и итогам теста. | | После третьего урока для учащихся проведена физминутка, чтобы «сбросить» напряжение, усталость |
Рефлексия по уроку: | | | |
Общая оценка: Какие два аспекта урока прошли хорошо (преподавание, обучение) Успешно обсудили кейсы 2. Активно прошел «Мозговой штурм» Что могло способствовать улучшению урока? Не хватило времени урока, наверное, слишком много заданий. Пересмотреть эффективность некоторых заданий, эффективно распределить время на каждый этап урока ??? наверное, активность учащихся!!! Что я выявила за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на следующих уроках? Уровень А. Еще раз остановиться на суперпозиции кулоновских сил Уровень В. Остановиться на постоянных величинах из таблицы аналогии. Уровень А. При решении задач на прямую и обратную пропорциональность Урок прошел в целом активно. Цель урока достигнута. Результат обучения получен. Форма проведения урока (работа в группе ) удовлетворяла потребности в обучении учащихся. Учащиеся сами регулировали свое обучение. Тема далась с легкостью, но не всем понятен принцип суперпозиции. Всем понравилось обсуждение кейсов. |
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ
Кейс № 1
Комиссия, проверяющая работу в типографии, была возмущена тем, что несколько раз в день печатные машины отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Садвокасов Ерлан Хамитович объяснил, что это необходимо делать, чтобы снять статистическое электричество с бумаги и машины для предотвращения замятия и разрыва бумаги и возможности пожара.
Вопросы к кейсу:
- кто прав? Ерлан Хамитович или комиссия?
- Как повысить производительность труда, не повышая себестоимость продукции?
Кейс № 2
Механик автоколонны по перевозке нефти Шарипов Нурлан Каримович не подписал путевку в рейс Синицину Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицын самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел,0 чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицын был лишен водительских прав сроком на 1 год.
Вопросы к кейсу:
- Прав ли механик автоколонны?
- Не слишком ли суровое наказание понес Синицын?
Кейс № 3.
Неприятность на дороге произошла с водителем-любителем Ким Ольгой Александровной. Ее автомобиль не доехав немного до автозаправки остановился, т.к. кончился бензин. Ольга Александровна всегда возила с собой в багажнике, на всякий случай, небольшую симпатичную, пластиковую канистру с бензином. – какая я все-таки молодец! – подумала Ольга Александровна, долила бензин в бензобак и поехала дальше.
Вопросы к кейсу:
- Действительно ли «молодец» Ольга Александровна?
- Что должен делать водитель, чтобы такая неприятность с ним не случилась на дороге?

Закон Кулона |
С помощью чего был получен | Выведен с помощью крутильных весов |
Математическая запись закона в вакууме | F= k  |
Границы применимости | 1. заряды – точечные 2. заряженные тела - неподвижны |
Взаимодействия между зарядами | Притяжение и отталкивание |
Постоянные | Коэффициент пропорциональности k, в вакууме k = 9 ·109 Нм2\Кл2. Электрическая постоянная: ε0 = 8,85 • 10-12 Кл2 / Н·м2. Величина ε - диэлектрическая проницаемостью, в вакууме =1 |
Силы кулоновского взаимодействия подчиняются принципу суперпозиции. |
№ | Фамилия, Имя участников | Кейс | Выступление | Закон кулона | Задача | Тест | Активность |
1 | | | | | | | |
2 | | | | | | | |
3 | | | | | | | |
4 | | | | | | | |
Условие задачи для «Мозгового штурма»
1. С какой силой взаимодействуют два заряда 2 по 10 нКл, находящиеся на расстоянии 3 см друг от друга?
