Приветствие Позитивный настрой - Ребята, давайте возьмёмся за руки и пустим искорку тепла, доброты. Улыбнёмся друг другу и пусть все видят, что наши зубы, согласно словарю эпитетов - крупные и ровные, острые и частые, твёрдые, жемчужные, белые, клыкастые, мраморные, крепкие, самые смехастые. (усаживаются за столы) 3. Сообщение темы урока Уважаемые коллеги. Тема нашего урока: Почему болят зубы? Дети знают, какое количество зубов у человека и что зубы бывают молочные и постоянные. (Г, И, Д) Исследовательская работа. Источник информации «эксперимент». На столе у каждого лежит кусочек яблока. Сейчас вы должны будете съесть этот кусочек, но при этом наблюдать за собой. Запомните, какое действие вы совершаете с пищей сначала, чтобы она оказалась у вас во рту, и какие зубы при этом участвуют. И какое действие с пищей вы совершаете потом, и какие зубы участвуют при этом действии. (Учащиеся проводят опыт.) А теперь проверим: 1) Чтобы пища оказалась во рту, что вы сделали? (Откусили от яблока небольшой кусочек.) Какие зубы в этом участвовали? Чтобы откусить небольшой кусочек от какого-то продукта, участвует передний ряд зубов: по 4 верхних и нижних. Рассмотрите их в зеркало, проведите языком по краю. Что вы можете сказать об их внешнем виде? (Эти зубы плоские и острые.) Почему эти зубы острые? Вывод. Так как эти зубы предназначены для откусывания, отрезания кусочков от целой пищи, то их так и называют – резцы. 2) Что потом происходило с пищей во рту? Какие зубы в этом участвовали? Вывод. Да, в измельчении пищи участвуют зубы, находящиеся в глубине рта, которые называются коренными. Обратите внимание: их поверхность неровная, с выступами. Это не случайно. Выступы и выемки на коренных зубах обеспечивают лучшее перетирание пищи, чтобы её было легче проглотить. 3) Вспомните, какими зубами вы обычно отрываете от мяса кусочек, отгрызаете от корки хлеба кусочек или разгрызаете орех? Обычно это делаем зубами, расположенными между коренными зубами и резцами. Посмотрите на них — они не такие, как резцы и коренные. У них острые края, но по форме они массивные. Вывод. Это клыки — да, они так и называются. Клыки и приспособлены для разрывания и разгрызания плотной пищи: корнеплодов, мяса, рыбы. Клыки есть у многих животных, особенно хорошо они развиты у хищников. Почему? Из домашних животных хорошие клыки имеют собака и кошка. Хищники питаются другими животными, и у них всегда есть нужда разрывать мясо, шкуру. – Как вы думаете? Есть ли клыки у коровы и лошади? Почему нет? Вывод: Ребята поработайте в группе: У вас на столе схемы и макеты зубов человека. Рассмотрите схему и найдите указанные в схеме виды зубов на макете. Какая группа готова первая? (Отвечает спикер, оценивают дети формативно) 6. (К, И). Раскрась зубы Куаныша разными цветами. Критерии оценивания: раскрашивает виды зубов соответствии с заданным цветом. Оцените работу своего товарища по образцу (взаимооценивание Достиг Стремится). (К, И) Источник информации «подумай сам». – Зубы хоть и твердые но кого они боятся? (да боятся они очень зловредных микробов) Что остаетя между зубами после еды? После каждой еды в узеньких щелочках между зубами остаются крошки. А в воде, которую вы пьете, в пище, которую вы едите, даже в воздухе, которым вы дышите, всегда много вредных микробов. Оказавшись вместе с крошками в уютных щелочках между зубами, они чувствуют себя хорошо и сытно. Можно и не заметить, как в зубе поселится «злобный кариес». Он, как червяк в яблоке: крошечные микробы проделали дырку в эмали и роют туннель в твоём зубе. Когда они добираются до чувствительной пульпы в центре зуба, становится очень больно. Нужно идти к стоматологу. А еще больные зубы вредят другим органам. - Предположи, каким органам могут навредить больные зубы. (К, Д) Работа со схемой. – Как правильно ухаживать за полостью рта? (Ополаскивать после приёма пищи, использование зубной нити, чистка зубов, посещение стоматолога) Расскажите по схеме. Пользуясь схемой, расшифруйте памятку для ухода за зубами. Зубы надо начинать чистить с боковых зубов. Сначала изнутри, потом снаружи. Вверх – вниз. Это мы почистили только стенки, а надо еще и верхушки. По ним нужно водить кругами. Между передними зубами всегда что-то застревает. Чтобы все это выгрести, нужно водить щеткой вверх-вниз. И обязательно чистить язык. – Поразмышляй и объясни, почему болят зубы и зачем человеку нужны здоровые зубы? (Гипотезы детей.) (Г, И, Д) Исследовательская работа. Источник информации «эксперимент». Проведение опыта с расческой и ватой. Вату легче извлечь из расчески, если проводить расческой снизу вверх или сверху вниз. После использования щетку нужно вымыть и поставить в стаканчик. Вывод: Советы от учителя Раньше стоматологи советовали чистить зубы 2 раза в день: после завтрака и перед сном. Современные стоматологи рекомендуют чистить зубы 1 раз в день вечером перед сном. Чистить надо так: наносим зубную пасту размером с горошину на щётку, затем на зубы и десны оставляем на 3 минуты, чтобы паста оказала свой эффект. Затем чистим выметающими движениями и полощем рот водой. Зубную щетку намылим мылом, чтобы до следующей чистки не попали микробы и поставим в стаканчик головкой вверх. Утром надо сделать для зубов гидромассаж т.е. пополоскать рот водой. Полощем зубы и после каждого приёма пищи. Также современные стоматологи рекомендуют иметь для зубов 6 разных паст: фторирующие пасты минерализующие пасты отбеливающие пасты пасты для чувствительных зубов, пасты для ухода за слизистой оболочкой полости рта. зубные пасты для лечения десен Дважды в год посещайте стоматолога. Работа в группах. Критерии оценивания: Правильно распределяет карточки на две группы 1. Сделайте постер «Полезно и вредно для зубов» (Взаимооценивание другие группы оценивают) Рассмотрите карточки с изображениями и разделите их на 2 группы: полезно для зубов и вредно. Защита постеров. Педагог: -Молодцы, ребята! Вы сегодня очень активно работали. И в заключение нашего занятия я хочу вам дать несколько советов. Будьте внимательны, выберите для себя правильный совет. Готовы? -Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши. На неправильный совет Говорите:- Нет, нет, нет! Постоянно нужно есть Для зубов для ваших Фрукты, овощи, омлет, Творог, простоквашу. Если мой совет хороший- Вы похлопайте в ладоши ( дети хлопают в ладоши) -Зубы вы почистили и идёте спать, Захватите булочку сладкую в кровать. Это правильный совет? Дети:- Нет, нет, нет! -Не грызите лист капустный, Он совсем – совсем не вкусный, Лучше ешьте шоколад, Вафли, сахар, мармелад. Это правильный совет? Дети:- Нет, нет, нет! -Ох, неловкая Людмила На пол щётку уронила, С пола щётку поднимает, Чистить зубы продолжает. Кто даст правильный ответ? Молодчина Люда? Дети:- Нет, нет, нет! -Каждый должен твёрдо знать: Здоровье надо сохранять. Нужно правильно питаться, Нужно спортом заниматься. Руки мыть перед едой, Зубы чистить закаляться И всегда дружить с водой. И тогда все люди в мире Долго – долго будут жить. И запомни ведь здоровье В магазине не купить! -А какое настроение у вас сейчас? (дети показывают мимикой лица) Наше занятие подошло к концу, всего вам доброго! |