Н. А. Меркер _____________
Учитель: | Ососкова Анастасия Игоревна учитель IIкатегории III(базового) уровня |
Класс: | 5 «Б» |
Предмет: | Русская словесность |
Дата: | 10.11.2016 |
Тема урока: | Устное народное творчество казахского народа. Героический эпос «Кобланды» |
Цели урока: | Формирование понятия об устном народном творчестве казахского народа |
Задачи урока: | познакомить учащихся с устным народным творчеством казахского народа, - развивать навыки работы с текстом, уметь правильно выразить мысль, -воспитывать уважение к искусству, к творческому прошлому казахского народа. |
Результаты обучения: | более подробно узнают о народном творчестве казахского народа; развиваются умения и навыки работы с текстом, развитие критического мышления, умения выражать свои мысли |
Содержание урока |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I.Организационный момент
Настрой на урок
| Приветствие! Проверка наличия учебных принадлежностей и готовность учеников к уроку. Для создания коллаборативной среды в классе использую небольшую разминку игру | готовятся к уроку настраиваются на урок играют игру |
2.Проверка Д\з | Ученикам было задано прочитать или просмотреть былины, составить Диаграмму Венна ( письменно)отличие сказки от былины. Устный опрос провожу с помощью приема «Авторский стул» Ученики-консультанты докладывает о правильности выполнения домашнего задания. До начала урока работают с теми, кто испытал трудность в выполнении домашнего задания. | Проверяют дом задание отвечают и задают вопросы |
3.Оценивание | ученики правильно выполнивший задание или ответившие на вопрос получает жетончик, а в конце урока подсчитывается количество жетонов. |
II. Стадия вызова. 1.Мотивация на новую тему Работа со схемой | Схема «Виды устного народного творчества» 1.Сказка 2.Легенда 3.Эпос 4.Лиро-эпические жыры 5.Загадки 6.Пословицы- поговорки 7.Афоризмы  | составляют схемы и работают над ними |
2.Просмотр видеозаписи «Кобланды» | Просмотр видеозаписи отрывка национального телевизионного проекта «Кобланды» | смотрят видеофильм о батыре |
3.Работа над эпиграфом урока | Эпос «Кобланды батыр» по глубине содержания и богатству изобразительных средств – одно из лучших творений казахского народа. С. Жиентаев. | читают эпиграф ,записывают в тетради |
III.Стадия осмысления | |
1.Деление на группы «Сказка» и «Легенда» | На доске прикрепляю дерево, на котором расположены яблочки, на обратной стороне написаны слова(сказка и легенда), так образуются две группы «Сказка» и «Легенда» | ученики по очереди берут по одному яблочку и рассаживаются по местам |
2.Словарная работа | Эпос- воспевается героизм батыров. (Слайд) «Кобланды батыр», «Ер Таргын», «Ер Косай» | записывают в тетрадях определение слова |
3. Прием «Синтез идей» защита устных презентаций | На отдельных листах бумаги прошу первую группу написать все то, что они знают о сказках, второй группе предлагаю написать все то, что они знают о легендах. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников. Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы. 1 группа: «Сказка» работает по сказкам и по эпосу Сказка-повествование о вымышленных событиях с участием фантастических персонажей. Роль сказки – воспитание. Найдите и прочитайте вслух, в чем заключается роль сказки.(работа с учебником) -Какие народные казахского народа вам известны? -Какую сказку вы любите больше всех? «Алдар Косе», и т д Эпос-воспевается героизм батыров. «Кобланды батыр», «Ер Таргын», «Ер Косай» 2 группа: «Легенда» работают по легендам и лиро- эпическим жырам Легенды – они звучат чаще в форме стиха или рассказа. Рассказывается о героических подвигах героев. Героем может быть батыр, воин, хан. Найдите и прочитайте, о ком часто говорится в казахских легендах?(работа с учебником) Лиро- эпические жыры(слайд) – это различные сказания о свободе, гуманности, любви, о жизни народа. «Козы Корпеш- Баян Сулу», «КызЖибек», «Айман-Шолпан» Учитель: через некоторое время прошу обменяться листами и если есть , что дополнить группы дополняют работы других групп. | делятся на группы, получают задание, обсуждают и приступают к его выполнению. Дают определения каждому из видов УНТ казахского народа сначала работают над своими работами , а затем обмениваются листами, дополняют работы групп |
3.Оценивание | ученики, правильно выполнившие задание получают жетончик |
4. «Пословим-поговорим» | В следующем задании ребятам предлагаю поработать над пословицами и поговорками. Раздаю пословицы и поговорки, заранее разделенные на части, ученики должны собрать эти части и прочитать половицы. Пословицы- поговорки- жанр фольклора, краткое изречение. Дается наставление, совет.В пословице мысль высказывается полностью. В поговорке- предложение неполное. 1 группа «Сказка»: Добро совершить никогда (не поздно). Человек без друзей- что дерево (без листьев). 2 группа: «Легенда» Скромность украшает (человека). Где вода, там достаток всегда, где народ, там праздник идет | ученики работают над пословицами из частей собирают пословицы и поговорки |
6. «Загадай-ка-отгадай-ка» | Ученикам предлагаю загадать загадки другой группе , кто больше загадает. Затем предлагаю сама несколько вариантов для групп. Загадки. Утром встал- на две дороги попал ( брюки). У одной мыши два хвоста ( ножницы). | |
7.Оценивание | ученики правильно собравшие пословицы или отгадали загадки тоже получают жетончик |
8. Разминка | Учитель: Говорю так, как тема УНТ казахского народа, я предлагаю вам, немного разминутся, поиграв игру Интериспек (вытолкни из круга). Кто еще хочет испытать силу? Надо начертить круг. Лучше побольше: тогда интереснее и труднее борьба. Задача- вытолкнуть всех из круга и стать победителем. Ну, кто кого? Быстрее можно победить, если прыгать на одной ноге. Коснулся второй ногой земли – поражение. Кто победил тому жетончик. |
9.Кластер | Раздаю А4 листы и прошу составить кластер «Казахские музыкальные инструменты». Ребята могут не только писать ,нои нарисовать их. Домбра Кобы Саз-сырнайСабызгы | Составляют кластер |
10. Оценивание | ученики правильно выполнивший задание получает жетончик | |
IV.Стадия Рефлексии |
1.Рефлексия «Настроение» | Казахский народ в сказаниях, сказках, легендах и в других жанрах устного народного творчества учит и воспитывает у людей только добрые , лучшие , положительные качества. – Какой вывод можно сделать после нашего путешествия? – А какое настроение у Вас после путешествия? Покажите это с помощью карточек-фигур. На доске три изображения настроения, ребята прикрепляют смайлики к подходящему их настроению после урока. | отвечают на вопросы ребята изображают свое настроение |
2.Суммативное оценивание | Подсчитываем жетоны и выставляем оценки опираясь на оценочный лист групп. | |
3. Дом.задание: | 1) Найти и пословицы-поговорки.(1 ряд - о дружбе, 2 ряд- о Родине, 3 ряд- о труде)напечатать на А4 листах. 2) Творческое задание: 1 группе и 2 группе: Сделать буклет или книгу «Казахские -народные традиции, игры, сказки и т д» 3)Чтение героического эпоса «Кобыланды-батыр» | Записывают д/з |