СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект "Чудеса,фокусы,эксперименты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель проекта: создание условий для экспериментальной деятельности детей; для формирования экологической культуры и развития познавательного интереса детей.  

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный познавательно-исследовательский проект "Чудеса,фокусы,эксперименты"»

Краткосрочный исследовательский - творческий проект в младшей группе:

«Чудеса, фокусы, эксперименты»

Паспорт проекта:

  1. Вид проекта: исследовательский – творческий

  2. Продолжительность: краткосрочный, 1 неделя

  3. Автор проекта: воспитатель Лунина О.В.

  4. Участники проекта: дети младшей группы «Солнышко».

Актуальность темы: 

Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования, представлять дать возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют.  Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Цель проекта: создание условий для экспериментальной деятельности детей; для формирования экологической культуры и развития познавательного интереса детей.
Задачи проекта:

  • Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;

  • Развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами;

  • Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и

т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи;

  • Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности;

  • Учить объяснять наблюдаемое


Предполагаемый результат:

  • Расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;

  • Развить познавательные умения через экспериментальную деятельность.

План реализации проекта

Подготовительный этап проекта :
1. Создание экспериментальной лаборатории в группе;
2. Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами;
3. Изготовление схем, моделей, которые отображают основные свойства веществ;
4. Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе;
5. Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы;
6. Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.

Исследовательский этап проекта
Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.

1-й день: «Чудеса в природе – солнышко»

  • Чтение художественной литературы: стихотворение Г. Бойко «Солнышко» (ознакомить с новым стихотворением, помочь в понимании содержания);

  • Пальчиковая игра «Солнышко, солнышко»

(способствовать развитию моторики рук);

  • Беседа: «Учимся радоваться солнышку и природе»

(развивать интерес и эмоциональную отзывчивость на явления неживой природы);

  • Художественное творчество: рисование «Светит солнышко в окошко»

(обучать рисованию предметов округлой формы, закрашиванию);

  • Игра-ситуация «Солнечные зайчики»

(способствовать развитию воображения, побуждать к двигательной активности);

  • Тематическая прогулка  «У солнышка в гостях»

( учить наблюдать за солнышком).

2-й день: «Воздушные чудеса»

  • Беседа: «О свойствах воздуха»

(знакомить детей с воздухом);

  • Опыт: «Игры с соломинкой»

(знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить воздух);

  • Исследование  «Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену»

(подвести к выводу о том, что мыло пенится);

  • Экспериментирование: «Игры с воздушным шариком»

( ознакомить с тем, что внутри есть воздух, помочь сделать фокус – обнаружить воздух);

  • Игра «Пускание мыльных пузырей»

( стимулировать двигательную активность);

      • Наблюдение и беседа: «Почему летит мыльный пузырь?»

(стимулировать познавательную и речевую активность );

      • Экспериментирование: «Что в пакете?

( помочь в обнаружении воздуха в окружающем пространстве).

3-й день: «Вода – чудо природы»

      • Игры-опыты «Прятки с водой»

(дать представление о свойствах воды, о том, что вода может изменять цвет);

      • Экспериментирование: «Переливание воды» (формировать знания о том, что вода льется из разных сосудов по-разному);

      • Беседа:  «Свойства воды»

(формировать знания о разных свойствах воды: льется, летят брызги и т. д.);

      • Чтение художественной литературы: рассказ «Как Костя не умывался»

(ознакомить с рассказом, помочь в понимании содержания);

      • Эксперимент: «Мыло-фокусник» (ознакомить со свойствами и назначением мыла, закреплять знание правил безопасности при работе с мылом).

4-й день «Фокусы с песком»

      • Рисование на мокром песке  «Чудесное превращение круга и квадрата»

( закреплять знание о геометрических фигурах, развивать воображение детей);

      • Проблемная ситуация, игра «Юные кладоискатели»

(развивать наблюдательность, изучение свойств песка, учить находить игрушку в песке);

      • Игра-экспериментирование с мокрым и сухим песком «Пирожки для мишки»

(развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, делать выводы);

      • Беседа «О свойствах мокрого и сухого песка» (развивать познавательную и речевую деятельность детей);

      • Игра с песком «Постройка зоопарка»

(помочь в изучении свойств сырого песка, в совершенствовании конструктивных умений).

5-й день «Эксперименты с ветром»

  • Подвижные игры «С султанчиками и вертушками» (формирование самостоятельной двигательной активности);

      • Наблюдение: «Наблюдение за ветром» ( развивать внимательность, наблюдательность и смекалку);

      • Эксперимент: «Послушный ветерок» ( развивать умение правильно дышать;

ознакомить с таким свойством воздуха : воздушный поток имеет силу);

  • Дыхательное упражнение «Легкий ветерок» ( учить остужать еду, слегка подув на нее).
    Вывод:

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.


Приложение

Эксперименты, исследования и опыты

1. Опыты с воздушным шариком. Воспитатель с детьми рассматривают 2 воздушных шарика (один сильно надут – упругий, другой слабо – мягкий). Дети выясняют, с каким шариком лучше играть. Обсуждают причину различия. Взрослый предлагает подумать, что нужно делать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают). Взрослый организует игру со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик с отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает повторить опыт самим.
2. Опыт с соломинкой. Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух. Затем с помощью соломинки и воды в стакане показывает, как появляется воздух при выдыхании (появляются пузырьки на поверхности воды). В конце эксперимента, предлагается детям повторить опыт самим.
3. Что в пакете. Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем снова показывает пакет и спрашивает, чем наполнен пакет (воздухом). Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).
4. Послушный ветерок. Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду воешь на просторе». Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно) Дуют на кораблик с силой (Кораблик плывет быстрее и может даже перевернуться.) Дети подводят итоги (при слабом ветре кораблик движется медленно, при сильном потоке воздуха увеличивает скорость).
5. Мыло-фокусник. Дети трогают и нюхают сухое мыло (Оно гладкое, душистое). Обследуют воду (Теплая, прозрачная). Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит? (В воде появляются пузырьки воздуха). Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? (Скользким). Натирают губку мылом, погружают в воду, отжимают. Что происходит? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена). Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют (Появляются большие пузыри). Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно дуют (Появляется мыльный пузырь, переливается на свету). Погружают конец трубочки в воду и дуют в нее. Что появляется на поверхности воды? (Много мыльных пузырей).
Дети подводят итоги: сухое мыло гладкое; влажное мыло гладкое и скользкое; при намыливании губки появляется пена; при попадании воздуха в мыльную воду появляются мыльные пузыри, они легкие и могут летать; мыльная пена жжет глаза.
6. Переливание воды. Воспитатель показывает, как переливать воду из разных сосудов по-разному. Из широкого сосуда – большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой. Объясняет, что от воды летят брызги. Затем предлагает детям самостоятельно переливать воду из сосуда в сосуд. Воспитатель объясняет, что вода принимает форму того сосуда, в который налита. Если воду лишь перелить из одного сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить.
7. «Пирожки для мишки». Эксперимент с мокрым и сухим песком. Воспитатель предлагает детям слепить пирожки из мокрого песка, а затем из сухого песка. Дети делают выводы: мокрый песок лепится, держит форму, а сухой – рассыпается.
8. Игра опыт «Прятки с водой». Воспитатель показывает детям прозрачный сосуд с водой и спрашивает, какого цвета вода? (Прозрачная, бесцветная). Затем опускает в воду камушек. Что наблюдаем? Виден ли камушек? (Видно) Затем воспитатель добавляет в воду краску и спрашивает, какая стала вода. (Цветная). Опускает камушек в воду. Что наблюдаем? (Камень не виден). Вывод: вода может изменять цвет.
Игры
1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко, солнышко»
Солнышко, солнышко.
Золотое донышко,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей,
(Хлопают ладонями,
Сгибают и разгибают ладони,
Показывают волну,
Машут руками)
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
(Опускают руки вниз,
Поднимают руки вверх)
2. Игра-ситуация «Солнечные зайчики». Воспитатель берет зеркало и показывает солнечного зайчика. Объясняет, что солнце отражается от зеркала. Затем воспитатель начинает водить зеркалом в разных направлениях. Дети бегают за солнечным зайчиком, пытаясь его достать. Затем предлагается водить кому-нибудь из детей.
3. Пускание мыльных пузырей. Воспитатель пускает мыльные пузыри и объясняет, что внутри пузыря находится воздух. Затем кто-нибудь из детей начинает пускать мыльные пузыри, а остальные дети ловят их.
4. «Юные кладоискатели». Воспитатель и дети рассматривают песок, изучают его свойства (сухой, сыплется, на солнце нагревается). Затем воспитатель прячет в песок пластмассовые игрушки. А дети должны найти игрушки, копая совочком и не рассыпая песок.
5. «Строительство зоопарка». На прогулке воспитатель предлагает рассмотреть песок, изучить его свойства (сырой, лепится, плотный). Затем предлагает построить зоопарк из песка и строительных деталей. Воспитатель предлагает использовать в строительстве формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Предлагает подумать, что получилось (пруд для водоплавающих птиц или бассейн для белого медведя и бегемотиков).
6. Подвижная игра «С султанчиками и вертушками». На прогулке воспитатель показывает как можно играть с вертушкой и султанчиками. Если есть ветер, то султанчики шевелятся и вертушка вертится. Если нет ветра на улице, то можно пробежаться. Что наблюдаем? При беге вертушка тоже вертится, и шевелятся султанчики. Раздаются всем султанчики и вертушки. По сигналу «Ветер» все бегут, по сигналу «ветра нет» все стоят.
7. Рисование на мокром песке «Чудесное превращение круга и квадрата» На прогулке воспитатель рисует на мокром песке круги и квадраты. Предлагает детям рассмотреть их, выделить их свойства. Затем предлагает превратить круг в солнышко, в часы, яблоко, мяч, колесо, лицо и т. д., а квадрат превратить в дом, сумку, телевизор, часы. Дети рисуют на песке.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!