Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 24»
Краткосрочный проект
.
«13 мая - Всемирный день одуванчика»
Подготовила: Клыкова Н. В.
Смоленск
2024г.
Паспорт проекта
Одуванчик! До чего ж
Ты на облачко похож.
Страшно даже и взглянуть:
Как бы облачко не сдуть!
Г. Виеру
Вид/тип проекта: краткосрочный групповой исследовательский с элементами творчества
Продолжительность проекта: 12 мая- 14 мая.
Участники проекта: дети группы, воспитатель.
Возраст участников: 1,5 - 3 года.
Образовательная область: экологическое воспитание.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: Формирование начал экологической культуры младших школьников, экологически грамотного поведения в природе, создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.
Задачи:
формировать у детей элементарные представления о первоцвете (одуванчик), его характерных особенностях;
научить детей отличать одуванчик от других цветов, отмечать полезные свойства одуванчика.
развивать эмоциональную заинтересованность в поисковой деятельности;
развивать, обогащать и активизировать речь детей,
воспитывать бережное отношение к природе.
Актуальность:
Одна из актуальных задач сегодняшнего дня - воспитание у детей с раннего детства ответственности за природу родного края, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание.
Проведенный проект определяет цели, задачи, направленные на экологическое воспитание младших дошкольников. Проект разработан с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, предметной среды ДОУ.
Ожидаемый результат:
у детей сформированы первичные представления о первоцветах - одуванчиках, их особенностях роста и развития;
• у воспитанников появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• у детей начинают формироваться навыки природоохранной работы, бережного отношения к окружающей среде и дикорастущим растениям;
• формируются первичные навыки поисковой деятельности;
• формируются начала экологической культуры.
ЭТАПЫ ПРОЕТА
I. Этап – подготовительный
- поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме,
- подборка загадок, поговорок, стихотворений по теме проекта.
- рассматривание репродукций картин художников, иллюстраций в книгах.
- подготовка материала для изобразительной деятельности.
II. Этап – основной
-Работа с родителями: Оформление папки передвижки «13 мая - Всемирный день одуванчика».
-Познавательное развитие: Беседы «Полезные свойства одуванчика», «Как отличить одуванчик от другого растения». Наблюдения на прогулки за одуванчиками; Д/И «Собери букет»;
-Художественно – эстетическое развитие: рисование ватными палочками «Солнышко на ножке»
-Физическое развитие: Подвижные игры «Кто быстрее соберет букет», «Найди цветок».
Форма работы
Содержание деятельности
Рассматривание иллюстраций «Весенние первоцветы» - Закрепить знания детей о весне и её приметах; расширять представления о весенних первоцветах; развивать речь детей.
НОД в ясельной группе «Первоцветы» - формировать у детей представление о первоцветах, закрепляя признаки ранней весны; познакомить детей с одним из первых первоцветов – «одуванчики», уточнить, из каких частей состоит растение, воспитывать бережное отношение к растениям, желание заботиться о них.
Беседа «Одуванчики» Учить детей различать и правильно называть первые весенние цветы, выделять характерные особенности, уточнить знания о значении их в природе. Воспитывать бережное отношение к первоцветам, природе, помочь увидеть красоту.
Наблюдение 1 «Знакомство с одуванчиками» Расширение кругозора и экологических представлений об одуванчиках»
Чтение рассказов о первоцветах - одуванчиках. Уточнить и расширить знания детей о первоцветах, вызвать интерес к первоцветам,
Словесная игра: «Опиши цветок»
Д/игра «Цветы»: развивать умение по внешнему виду(по иллюстрации) называть цветок и наоборот , по названию подобрать иллюстрацию данного цветка.
Целевая прогулка к клумбе с цветами: побуждать детей делать простые выводы после наблюдений за цветами, когда есть солнце и в его отсутствии.
Просмотр мультфильма «Почему у одуванчика такие большие щеки»: формировать знания детей о первоцветах.
Рисование «Одуванчик» : расширять представление детей о весне и о появлении первоцветов, научить детей рисовать одуванчик смешанным способом, используя традиционную и нетрадиционную техники.
Настольная игра «Собери цветок»: уточнить, из каких частей состоит цветок.
Заучивание стихотворения Е. Серовой «Одуванчик»: помочь детям запомнить новое стихотворение, закрепить знания о внешнем виде одуванчика.
Раскраски: «Первоцветы» Дети раскрашивают рисунки-шаблоны.
III. Этап – заключительный
-Обобщение результатов работы
- Выставки детских работ «Солнышко на ножке»
Вывод: В результате работы над проектом дети узнали, что все растения важны. Активизировалась заинтересованность родителей в совместной деятельности с детьми. У детей развился активный интерес к окружающему миру. В процессе работы дети познакомились с растением одуванчик, узнали о полезных свойствах одуванчика и что одуванчик лекарственное растение.
Приложение
Одуванчик – весенний цветок ярко – желтого цвета, который вначале похож на маленькое солнышко, а потом он обзаводится пышной, воздушной прической. Весной этот цветок можно встретить повсюду: на лугах, в саду, у дорог, возле каждого дома.
Есть замечательная старинная сказка о том, что когда – то одуванчиков не было. И людям было грустно встречать весну без красивых цветов. Вот они и обратились к Солнцу с просьбой: «Подари нам красивые цветы!» Улыбнулось Солнышко и послало на землю свои золотые солнечные лучи. Опустились лучи на весеннюю траву, заиграли солнечными зайчиками и стали веселыми желтыми цветами – одуванчиками. Теперь одуванчики растут по всему земному шару.
КАК ОДУВАНЧИК НАРЯД ВЫБИРАЛ
Жил-был на зеленом лугу одуванчик. Каждое утро раскрывал он свой бутончик и показывал всем желтый солнечный наряд. Прилетали к нему в гости бабочки, пчелки, шмели и удивленно ахали:
– Ах, какой красивый цветок! Как он ярко одевается!
Вот только не нравился одуванчику его наряд. Бабочки носили разноцветные платьица, пчелки и шмели – полосатые костюмчики, и только он был всегда желтым.
– Может, стать синим, как василек? – думал одуванчик. – Или красным, как мак? Или, может быть, разноцветным, как анютины глазки?
Но ни один из нарядов не казался ему хорошим. Вокруг было так много цветов, а он хотел быть особенным, ни на кого не похожим. Расстроился одуванчик, спрятался в траве и решил больше не показываться.
Но в один солнечный денек прилетели на лужок бабочки – да так и замерли на травинках:
– Ах, какой красивый цветок! Какой у него чудесный наряд – белый, пушистый, как облачко!
– Где, где этот цветок? – стал спрашивать у бабочек одуванчик. – Я тоже хочу такой праздничный наряд! – и вдруг понял, что это на него любуются все вокруг. Это он – легкий, воздушный, белоснежный чудо-цветок!
С тех пор стал одуванчик носить свой новый наряд и каждый день радовать друзей и дарить им хорошее настроение.
Дидактическое упражнение «Слушай внимательно»
(Детям предлагается внимательно слушать и хлопать в ладоши, если они услышат слово «одуванчик»).
Одуванчик, диванчик, вагончик, одуванчик, барабанчик, одуванчик, мальчик, чемоданчик, одуванчик, пенальчик, одуванчик, стаканчик, одуванчик.
Дидактическое упражнение «Подбери слово»
Желтый, как солнышко.
Круглый, как …
Мягкий, как …
Белый, как …
Пушистый, как …
Хрупкий, как …
Вот, какой удивительный цветок!
Физ. минутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик!
(Приседают, потом медленно поднимаются)
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый
(Разбегаются в разные стороны)
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит.
(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
(Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
Стихотворение «Цветок».
«Цветок»
Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал,
А зачем –
Объяснить не могу.
В стакане
Он день постоял и завял.
А сколько бы он на лугу постоял. (В. Викторов)
Аппликация «Одуванчики на лугу»
Дети рисуют желтой гуашью на тонированных (зеленых) листах бумаги.
После окончания работы аппликация выкладывается рядом друг с другом – «одуванчиковый луг»:
Стали краски вдруг – цветами,
Озарили все вокруг!
В новом желтом сарафане
Одуванчиковый луг!
****
Екатерина Серова
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет - нарядится
В беленькое платьице;
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.