Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад "Теремок"
Детско-родительский экологический проект
«Помогите птицам зимой»
(краткосрочный)
Разработал: Л.М.Бублик,
воспитатель высшей квалификационной категории.
г. Губаха, 2018 г.
Тип проекта: познавательный, творческий.
Вид проекта: краткосрочный, групповой.
Срок реализации проекта: 1 неделя (январь месяц).
Участники: дети и воспитатели II младшей группы «Ромашки», родители воспитанников.
Актуальность проекта:
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Задача взрослых - воспитывать у детей интерес к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от осознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
Цель проекта:
Формирование экологических знаний детей о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи проекта:
Обучающие:
Обогащение знаний младших дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц;
Научить детей правильно подкармливать птиц;
Учить передавать особенности строения, окраски снегиря и синицы путем силуэтного вырезывания и наклеивания.
Развивающие:
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности;
Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связанную речь.
Воспитательные:
Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях;
Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней;
Предварительная работа:
- подготовка наглядного материала с изображением зимующих птиц (картины, альбомы),
- подборка произведений художественной литературы о птицах,
- подборка загадок.
Форма проведения: Беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, продуктивные виды деятельности.
Этапы и содержание проекта
Подготовительный этап:
Выявление проблемы, определение цели, задач. Создание мотивационной основы для активного участия детей и родителей в проекте.
Основной этап:
Реализация в работе с детьми комплекса мероприятий, направленных на развитие познавательных способностей и поисковую активность детей. Создание условий для привлечения родителей к совместной деятельности по реализации проекта.
Заключительный этап: Подведение итогов:
Ожидаемые результаты:
Пополнились знания детей о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц;
Дети узнали, какие птицы, чем питаются;
Расклеили листовки – аппликации к акции «Помогите птицам зимой»;
С участием родителей воспитанники изготовили кормушки для птиц.
Реализация проекта:
На первом, подготовительном этапе, во время наблюдений на прогулке мы с детьми рассматривали птиц, беседовали о повадках, их поведении в морозный и солнечный день, о трудностях в жизни птиц зимой. Мы разработали комплекс мероприятий, направленных на развитие познавательных способностей и поисковую активность детей для успешной реализации проекта (Приложение 1).
С родителями обсуждали ход проекта, определили цели и задачи, выяснили с помощью каких средств, будем реализовывать проект, определили предполагаемый результат.
Вместе с детьми выявили проблему и определили пути ее решения:
Что мы знаем о зимующих птицах? | Что мы хотим узнать о них? | Как мы будем познавать? | |
| | | |
- Им холодно и голодно, | - Какую пользу приносят птицы людям? | - Спросим у взрослых | |
- Их необходимо | - Чем можно и чем нельзя подкармливать | (родителей, | |
воспитателей). | |
подкармливать в | птиц? | |
| |
холодное время года. | - Как часто подкармливать птиц? | - Рассмотрим альбом, | |
| познавательную | |
| - Почему важно кормить птиц? | |
| литературу. | |
| - Как сделать кормушку для птиц | |
| | |
| своими руками и из какого материала? | | |
| | | |
На втором, основном этапе, для реализации проекта воспитатели и родители вместе с воспитанниками ознакомились с художественной и познавательной литературой о птицах, живущих в нашем регионе, их образе жизни, о связи с окружающей средой. О том какую пользу приносят птицы людям, о необходимости помочь и подкормить птиц в зимние холода. Данная информация расширила кругозор воспитанников. Дети отгадывали загадки, заучивали и читали стихи, слушали рассказы посвященные птицам, играли в подвижные игры, вырезали и клеили и т.д.
Дети в ходе бесед, систематизировали знания о зимующих птицах. Играя в совместные игры, уточнили «меню» для птиц. Обобщив полученные знания и из проведенных наблюдений дети, определили, чем и как необходимо подкармливать птиц. В ходе обсуждения корма для зимующих птиц воспитанники узнали, что нельзя оставлять в кормушке чѐрный хлеб, солѐное сало, жареные семечки – вместо помощи это наносит птицам вред.
Для родителей были оформлены консультации:
- «Формирование экологической культуры детей, расширение знаний о зимующих птицах»;
- «Из чего можно смастерить кормушки»;
- «Воспитание у детей любви и заботливого отношения к окружающей природе – задача взрослых»;
- «Чем подкармливать птиц» (Приложение №2).
На третьем, заключительном этапе – определились активные участники проекта (воспитанники с родителями), которые смастерили и развесили кормушки на участке детского сада и за его территорией, а так же изготовили и расклеили листовки «Помогите птицам зимой»
В ходе реализации проекта воспитанники уточнили и систематизировали представления о птицах, которые остаются зимовать в наших краях, их образе жизни в холодный период времени, о связи с окружающей средой, о их характерных особенностях. Удалось привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц и развешиванию листовок. (Приложение №3)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/06/s_5ccfb5399f3ba/1152501_1.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/06/s_5ccfb5399f3ba/1152501_2.jpeg)
Литература:
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 96 с.
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 144 с.
Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (вторая младшая группа). Учебное пособие – М., Центр педагогического образования, 2007. – 144 с.
«Комплексные занятия в ДОУ», вторая младшая группа под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой - Издательство "Учитель" 2011г.
Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Новая школа. – Москва, 1995г.