Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Весна» г.Волгодонска
(МБДОУ ДС «Весна» г.Волгодонска)
Краткосрочный проект
«Сохраним елочку – зеленую иголочку»
(группа младшего возраста)
Подготовили воспитатели группы №12
Шматько В.А.
Волгодонск 2023г.
Актуальность:
В младшем дошкольном возрасте ребенок начинает познавать и открывать для себя все многообразие окружающего его мира, он только учится замечать красоту природы и видеть, насколько разнообразны и многочисленны ее обитатели. Именно в этом возрасте ребенок начинает знакомиться с растительным миром, у него формируются первые представления о деревьях, и, несомненно, одним из самых ярких представителей является ёлка. Ёлочка для ребенка не просто дерево, но еще и главный атрибут новогоднего праздника. Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику. В рамках проекта дети получат знания о том, что такое Новый год, как его празднуют, а также с новогодними атрибутами и персонажами: Новогодней елочкой, подарками, Снегурочкой и Дедом Морозом Елка – символ праздника, торжества. Накануне открываются елочные базары, начинают продавать живые срубленные ели. Однако после новогодней ночи елки-красавицы, постояв еще несколько дней, становятся мусором и безжалостно выкидываются из дома. Данный проект не только приобщает ребенка к народной культуре посредством календарно – обрядовых праздников, но и экологическому воспитанию. Это возможность показать альтернативу лесным елкам и призыв использовать для украшения своих домов искусственные ёлки, букеты, композиции. Ну а если все же хочется на праздник зеленую красавицу – пусть она будет в горшке. В преддверье Нового года считаю эту проблему актуальной. Вся наша работа будет направлена на сохранение хвойных деревьев не только на территории ДОУ, но и за ее пределами. Поэтому, обеспечив комплексный подход и последовательную структуру образовательной деятельности, мы сможем вызвать у детей интерес и сформировать представления о вечнозеленой красавице – ели.
Проблема: сохранить живую ель, не нарушая новогодние традиции.
Цель проекта:
создать у детей образ ёлочки, она живая, её нельзя ломать и рубить. Формировать бережное отношение к природе.
Задачи проекта:
Расширить знания детей о ели (беседы, разучивание стихов, песен, загадок)
Познакомить детей и родителей с историей новогодней елки
Развивать познавательную активность у детей, продолжать активизировать исследовательскую активность при поиске решения задач
Воспитывать в детях чувство ответственности по отношению к природе, любви к природе.
Воспитывать у детей восприятие традиций своего народа.
Сроки реализации: краткосрочный (с 18 декабря по 22 декабря 2023г)
Участники проекта: воспитатели, дети младшей группы и их родители.
Основные формы, средства и методы реализации проекта:
Формы: индивидуальная, подгрупповая, коллективная.
Средства: игровая деятельность (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические); продуктивная деятельность; трудовая деятельность.
Методы:
Словесные: чтение художественной литературы, разучивание стихов, беседы, составление рассказов, словесные игры, слушание и заучивание песен о ели.
Наглядные: рассматривание иллюстраций, фотографий.
Практические: аппликация, рисование, изготовление коллективной аппликации.
Игровые: сюжетно - ролевые игры, подвижные игры; хороводные, музыкальные игры.
Материально-техническое обеспечение:
ИКТ, иллюстрации, слайды; настольно-печатные игры; дидактические игры; художественная литература, канцелярские принадлежности.
Этапы реализации проекта
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Выбор темы проекта.
Определение цели и задач проекта.
Составление плана проекта (Основного этапа).
Подбор познавательной и художественной литературы.
Ознакомление и привлечение родителей к реализации проекта.
Подготовка необходимого материала и оборудования:
-изготовление дидактических игр;
-изготовление украшений группы;
-презентация для детей «Хвойные деревья: Ель»
создание условий для развития творческих и познавательных способностей в совместной деятельности всех участников проекта.
познакомить детей с елочкой, её отличительными внешними признаками;
сформировать представления о хвойном дереве, которое растет в лесу, его особенностях
активизировать словарный запас, побуждать детей отвечать на вопросы взрослого.
Организация творческих работ детей.
Подведение итогов по реализации проекта (индивидуальные беседы с родителями).
Новогодний праздник.
Предполагаемый результат проекта.
Благодаря проекту дети были ознакомлены с хвойным деревом - «ель». Узнали его строение и отличительные особенности. Научились выполнять некоторые поделки своими руками, используя при этом различные материалы. Могут смело применять свои знания и умения в свободной деятельности. Во время работы над проектом дети проявляли повышенный интерес и любознательность. Испытывали яркие и положительные эмоции, что способствовало формированию чувства ответственности и бережному отношению к природе. Родители так же активно принимали участие в работе, что помогло взаимодействию с детьми и воспитателями.
Работа с детьми | Работа с родителями |
Беседы: «Как узнать елку? Рассмотрим нашу елочку» (познакомить с елью, учить любоваться елью); «Наша елочка живая» (Наблюдение, воспитывать бережное отношение к живому дереву. Сравнение живой и искусственной ёлочки) «Как нужно беречь ель?» «Что такое Новый год?» (Обобщить и пополнить знания о елочке и елочных игрушках). Чтение В.Коловрат «Новогодняя детская сказка про одинокую елочку»; С,Козлов «Новогодняя сказка». С.Михалкова «Елочка», «В снегу стояла ёлочка…»; Е.Трутнева «С Новым годом»; А.Барто «К детям елочка пришла». Дидактические игры: «Собери елку» «Третий лишний» «Найди такую же игрушку» «Наряди елку» «Найди самую высокую, самую низкую ёлку» «Собери бусы для елки» «Угадай-ка» «Назови ласково» Пальчиковые игры: «Елочка» «Наряжаем елку» «Снег» Раскраски «Елочка», «Елочные игрушки», «Дед Мороз» Аппликация «В гости елочка пришла» Нетрадиционное рисование – пальцеграфия «Шарики для ёлочки» | Консультация для родителей «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт!» Помощь в изготовлении атрибутов для утренника. Разучивание стихотворений с детьми про елочку. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Беседа «Как узнать елку? Рассмотрим нашу елочку»
Сюрпризный момент: появление с утра елочки в группе.
- Что это за дерево ребята? (дети: это елка).
Воспитатель рассказывает:
Ёлку называют елью.
Ель – живет в лесу и является символом новогодних праздников. Традиция наряжать елку пришла из давних времен. Вот она – лесная красавица. Назовите ель ласковыми словами, если ели понравится, то на ней будет появляться красивый шар.
Словесная игра «Какая елка?»
Ответы детей: нарядная, пушистая, колючая, стройная, необыкновенная, волшебная, сказочная ( на каждый ответ детей, воспитатель вешает на елку красивый шар).
Воспитатель: Посмотрите на ветках у ели – иголки (просит детей подойти поближе и рассмотреть иголки).
Эти иголки - называются хвоя. Большие, широкие ветви называют – еловыми лапами. Эти лапы не пропускают ветер, вьюгу, метель, поэтому в хвойном лесу прячутся птицы и звери.
Говорит, что перед ними сейчас не настоящая, а искусственная елочка, сделанная из пластмассы. А настоящие живые елки растут в лесу.
Предлагает послушать сказку « Весной на полянке, у мамочки ели, родилась дочурка маленькая елочка»
Маленькой елочке хорошо в лесу. Вся природа радовалась появлению нового деревца, вокруг нее летали и пели птицы (пение птиц). Прошло время, и маленькая елочка превратилась в лесную красавицу.
И вот однажды в лес перед новогодним праздником пришел человек, чтобы срубить на праздник елку. Вдруг поднялся ветер, метель, и елочка заговорила человеческим голосом:
- Мы деревья тоже живые существа, нас нужно оберегать, а вы люди часто этого не понимаете.
Человек задумался.
- Зачем губить елку? Пусть она растет на радость всем. А для себя под новый год я смастерю или куплю елку себе сам.
Вопросы по тексту:
- Где родилась елочка?
- Какой она стала, когда подросла?
- Кто пришел в лес и зачем?
- Какие слова произнесла елочка? –
Что вы поняли из этой сказки?
- Как называются иголки?
- Как называют широкие ветви?
Рисование (нетрадиционная техника - пальцеграфия)
«Шарики для ёлочки»
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования пальчиками; продолжать учить различать цвета; развивать эстетическое восприятие, воспитывать аккуратность.
Оборудование: контур ёлочного шарика из ½ альбомного листа у каждого ребенка, гуашь, салфетки, искусственная ёлочка, несколько ёлочных шариков, письмо от лесных животных.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла в детский сад, а под дверью лежит письмо. Как вы думаете, от кого оно?
Давайте прочитаем и узнаем:
«Здравствуйте, девочки и мальчики! Пишут вам письмо лесные жители. Мы готовимся к Новому году, и елку выбрали, вокруг которой будут водить хоровод. Но вот случилась беда, все игрушки для елки наши разбились. Просим вас о помощи, что бы нарисовали нам новогодние шарики для елки. До свидания! Будем ждать!»
- Ну, что, согласны помочь лесным жителям? (соглашаются)
Вот у нас есть шарики из бумаги.
- Посмотрите, какого они цвета? (белого)
- Чем мы будем раскрашивать шарики? (Красками)
- А где же наши кисточки? (Их нет)
- Наши кисточки спрятались и мы сегодня будем рисовать пальчиками.
Пальчиковая гимнастика
Пальчики у нас попляшут: вот они, вот они.
В кулачки мы пальцы спрячем: в кулачки, в кулачки.
Пальчики опять попляшут: вот они, вот они.
Пальчиками мы помашем уходи, уходи.
Показ воспитателем способ закрашивания шариков.
Выбираете краску, которая вам нравится больше всего и закрасьте шар. (Дети раскрашивают свои шарики пальчиками. Воспитатель следит, оказывает индивидуальную помощь).
Предлагает оставить шарики подсыхать, а потом отправить их почтой в лес.
Итог занятия.
-Что мы сегодня с вами делали?
- Чем закрашивали шарики?
- Вам приятно, что вы помогли другим?
Хвалит детей, благодарит за помощь.
Лепка «Наряжаем ёлочку»
Цели: продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материалы: трафарет из картона зелёного цвета; пластилин разных цветов.
Содержание организованной деятельности детей.
1. Организационный момент.
- Давайте сделаем новогоднюю елку - красивую, нарядную!
Чтение стихотворения про елочку:
Ну и елка, просто диво,
Как нарядна, как красива.
Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие блестят
И качаются игрушки
- Флаги, звездочки, хлопушки.
Вот огни зажглись на ней,
Сколько крошечных огней!
И, верхушку украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая,
Пятикрылая звезда. (Е. Благинина)
2. Лепка шариков. Предлагает посмотреть, как сделать шарик из пластилина.
Для начала выбирает цвет.
Спрашивает: Какой я выбрала цвет? (дети называют цвет пластилина).
Показывает, как отщипывает кусочек пластилина, а затем катает его между ладонями, до получения шара.
Затем этот шар прикладывает к елочке, и указательным пальцем надавливает на него.
Пальчиковая гимнастика
«Елочка».
Елочка, елочка, (шевелят всеми пальчиками).
Колкая иголочка. (указательным пальцем «колют» ладошку).
Протянула ветки, (вытягивают руки вперед).
А на них конфетки, (вращают кулачками).
Звездочки, фонарики, (сжимают, разжимают пальчики).
Самостоятельная деятельность детей.
Оказывает помощь при затруднении. После завершения работы, обращает внимание детей на елочки.
- Много на елке ярких разноцветных шаров
— она стала красивой и нарядной!
- Какого цвета у вас шарики?
3. Рефлексия
- Из чего мы сегодня делали шарики?
- Что мы нарядили шариками?
Консультация для родителей
«Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт!»
Как хороши предновогодние деньки! Многие очень любят новогодние праздники и ждут с нетерпением подарков и сюрпризов. Пора наряжать новогоднюю ёлку, украшать игрушками, гирляндами. Однако, простая небрежность и беспечность могут омрачить радостное событие и праздничное настроение. Но чтобы праздничная красавица принесла нам радость, а не беду нужно соблюдать простые правила. Ёлки бывают натуральные и искусственные. Натуральные ёлки приносят в дом запах зимнего леса и хвои. Нельзя ставить ёлку около батарей, от них идёт тепло и ёлка быстро сохнет, желтеет, осыпается. Обычно ёлку ставят посредине комнаты, чтобы можно было водить хороводы. Искусственная ёлка не высыхает, не желтеет, не роняет иголки. В первые дни натуральная ёлка ещё влажная, она горит плохо, но когда высохнет, может стать причиной пожара, а искусственная ёлка выделяет ядовитый газ которым можно отравиться.
Дорогие родители!
Давайте поговорим о том, как правильно украшать ёлку и как вести себя возле ёлки чтобы не случилось беды- пожара.
1. Прежде чем её устанавливать с пола нужно убрать ковёр, ведь если искра попадет на ковёр, он может загореться.
2. Ёлку нельзя ставить около дверей, двери должны быть свободны, чтобы в случае возгорания через них можно было выйти.
3. Прежде чем украшать ёлку гирляндами, их надо проверить не разбиты ли лампочки, цела ли обмотка проводов, исправна ли вилка.
4. Нельзя украшать восковыми свечками, ,это опасно и может привести к беде, нельзя украшать ватой не пропитанной огнезащитным составом - она легко воспламеняется.
5. Во время праздника возле ёлки нельзя зажигать бенгальские огни.
Запомните! Нельзя оставлять детей одних в комнате, где стоит ёлка. Несоблюдение правил пожарной безопасности может стать причиной пожара.