Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 «Алёнушка
Краткосрочный проект в средней группе
«Память бережно храним!»
Длительность: краткосрочный 14.04.2025 г. – 14.05.2025 г.
Тип проекта: информационно - творческий, групповой.
Участники проекта:воспитатели средней группы, дети средней группы, родители воспитанников.
Образовательные области: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное, Художественно-эстетическое, Физическое развитие, Речевое развитие.
Форма проведения: беседы, ООД, экскурсии, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями.
Актуальность проекта:
У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне, завоевана непомерным подвигом народа. Еще живы свидетели тех событий. Подвиг народа был так велик, что война 1941-1945 годов названа Великой Отечественной. Каждый год страна празднует День Победы, каждый год на главной площади страны проводиться парад войск России. Именно события Великой Отечественной войны 1941-1945 годов являются ярким примером для воспитания патриотических чувств дошкольников.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо использовать нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые бы гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны окружающей действительности и являлись бы доступными для восприятия.
В преддверии 80 годовщины празднования Дня Победы возникает проблема: как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров. Как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь.
Патриотическое чувство не возникает само по себе – его надо воспитывать в ребёнке. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в ДОУ.
Проблемная ситуация:
В предварительной беседе выяснилось, что дети недостаточно знают о героях Великой Отечественной Войны. Не имеют представлений о причинах возникновения праздника, мало знают о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Не понимают значение слов данной тематики, мало знакомы с песнями военных лет, авторами и их исполнителями, с военным прошлым своих родственников.
Цель: Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования представлений о Великой Отечественной войне и людях, одержавших победу в тылу и на фронте.
Задачи:
Знакомить с историческими событиями ВОВ через художественную литературу (рассказы, стихи), музыкальные произведения (военные песни и инструментальные произведения), мультфильмы и видеоролики о ВОВ.
Обогащать словарный запас дошкольников.
Формировать у детей умения выражать свое отношение к историческим событиям Великой Отечественной войны.
Развивать эмоциональное отношение в создании выразительного художественного образа при исполнении песен, танцев, инсценировок, чтения стихотворений на военную тематику.
Воспитывать у детей патриотические чувства: любовь к Родине, уважительное отношение к старшему поколению, к истории своей страны.
Ожидаемые результаты:
Формирование представления о значении победы нашего народа в ВОВ, о защитниках Отечества и героях ВОВ.
Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны.
Воспитание чувства единения и гордости за старшее поколение.
Проявление любви и интереса к музыке Великой Победы.
План реализации проекта:
«Подготовительный»
Моделирование ситуации, позволяющей выявить проблему, и определить цели проекта: «Модель трех вопросов». (Что знаем? Что хотим узнать? Что нужно
сделать, чтобы узнать?)
Анализ семейного воспитания по данному вопросу.
Разработка плана работы на этапах реализации проекта (цикл педагогических мероприятий познавательной, художественно – эстетической направленности).
Создание методического обеспечения проекта (подбор информации по данной теме из познавательной, справочной, методической литературы; художественных произведений, сети интернет).
Организация предметно – развивающей среды.
Подбор дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых игр.
«Основной»
Проведение занятий по плану реализации проекта.
Проведение бесед.
Рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.
Сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры.
Чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне.
Консультации, буклеты, папки – передвижки для родителей.
Просмотр мультфильмов о войне, презентаций, клипов на военные песни.
«Заключительный»
Оформление выставки «Я помню, я горжусь!».
Проведение музыкально - патриотического мероприятия
Формы реализации проекта:
Формы работы с детьми: ООД, беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, слушание музыки, экскурсии, продуктивная деятельность.
Консультации для родителей: «Как рассказать ребенку о Дне победы», «Как рассказать детям о войне».
Изготовление поделки (с родителями) в любой технике на тему «Спасибо, что живем» для организации выставки
Папки-передвижки: «9 Мая - День Победы», «Символы Победы ВОВ»,
«Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк».
Образовательная область | Виды детской деятельности | Осуществляемая детьми деятельность |
Социально – коммуникативное развитие | Коммуникативная Игровая | Просмотр презентаций: «Города - герои», «Символы Победы». Мультфильмов: «Салют», «Солдатская сказка», «Солдатская лампа», «Василек» с последующим обсуждением. Сюжетно-ролевые: «Наши защитники», «Разведчики», «Перевяжи раненого». |
Речевое развитие | Чтение художественной литературы | В.А.Осеева «Андрейка»; А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки»; Е. Благинина «Шинель»; С.М. Георгиевска «Галина мама»; С. Михалков «День Победы», разучивание стихотворения «Что такое День победы?» Андрей Усачев, отгадывание загадок на военную тематику. |
Познавательное развитие | | Беседы: «Дети и война», «История георгиевской ленточки», «Бессмертный полк», «Дети - герои», «Животные в годы ВОВ», «День Победы». Дидактические игры: «Продолжи пословицу», «Защитники Отечества», «Доскажи словечко», «Отгадай военную технику», «Воину – солдату оружие», «Чья форма». Рассматривание репродукций художников на тему «Великая отечественная война» |
Художественно- эстетическое развитие Изобразительная деятельность Музыкальная деятельность | Продуктивная | Рисование «Салют над городом», «Голубь мира». Аппликация + оригами «Письма с фронта» Прослушивание, разучивание и исполнение песен военных лет, о войне. Разучивание танца «Синий платочек», «Морячки». Изготовление поделки (с родителями) в любой технике на тему «Спасибо, что живем» для организации выставки. |
Физическое развитие | Двигательная | Подвижные игры: «Переправа», «Салют», «Марш - бросок», «Полоса препятствий», «Саперы». |
Результаты:
Все родители были заинтересованы темой проекта, у детей наблюдался устойчивый интерес к данной теме.
Дети имеют представление о легендарном прошлом нашей Родины.
У детей сформировались понятия о подвиге, ветеранах, обороне, символах войны, захватчиках фашистской Германии.
Сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.
Родители приняли активное участие в проекте.
Развивающая среда группы пополнилась дидактическими играми.
В ходе работы над проектом, была создана атмосфера сотворчества педагогов, детей и родителей. Родители стали больше придавать значение патриотическому воспитанию в семье; вместе с детьми, чаще принимать участие в мероприятиях патриотической направленности.
Практический результат:
Выставка рисунков и поделок «Я помню, я горжусь!». Праздник «Пока мы помним — мы живем».
Список литературы:
Основная образовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т.С., Васильевой М. А. (МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2015 г.).
Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008 г.
Леонова Н. Н. Неточаева Н. В. Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников. «Учитель» 2013 г.
Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2005 г.
5.Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества:
методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/.М. : ТЦ Сфера, 2006 г.
А. П. Казакова, Т. А. Шорыгина «Детям о Великой Победе» Москва 2010 г.
Т. А. Шорыгина «День победы» Москва 2010 г.
Интернет - ресурсы.
Приложение 1
Конспект ООД «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны».
Цель: Познакомить детей с героями войны, совершившими подвиги ради жизни других людей, воспитывать уважительное и благодарное отношение к воинам- героям. Оборудование: портреты героев ВОВ, детей войны, страницы альбома «Солдаты Победы».
Ход занятия:
Воспитатель: Война - самое страшное событие в истории человечества. Потоками крови и слез была омыта наша многострадальная земля в тяжелые дни Великой отечественной. Вся страна поднялась на борьбу с фашистами.
Давайте послушаем сообщения старших ребят о героях той страшной войны (о И. Н. Кожедубе, А. П. Маресьеве, А.М.Матросове).
Воспитатель: А я вам расскажу о детях, которые наряду с взрослыми несли все тяготы войны. Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки вместо ушедших на фронт взрослых. Были случаи, когда из-за малого роста подростки не доставали до станков и им ставили под ноги скамеечки. Они знали, что своей работой помогают отцам и братьям на фронте.
Там, где прежде изготавливали оловянных солдатиков и игрушечные пистолеты, теперь мастерили запалы к ручным гранатам, цветные сигнальные ракеты, дымовые шашки.
Дети хотели хоть чем-то помочь бойцам. Школьницы вязали для бойцов тёплые носки и варежки, шили и вышивали кисеты - красивые маленькие мешочки, в которых солдаты хранили табак.
Приходили они и в госпитали, где лежали раненые бойцы, ухаживали за солдатами, писали письма их родным, устраивали концерты в госпиталях.
Помогали школьники и почтальонам. В почтовых отделениях накопилось много не разобранных писем, в том числе и от фронтовиков. Как их ждали матери, сестры, жёны и дети бойцов! Ребята стали разбирать письма и носить их по домам.
Но среди детей были и те, кто плечом к плечу со взрослыми воевал на фронтах и в партизанских отрядах. Послушайте рассказы о детях, почти ваших сверстниках. Подвиги всех детей и взрослых не будут забыты никогда. О них, и о героях войны сложено немало стихов.
«Реквием» Р. Рождественский
Помните!
Через века, через года, —
О тех, кто уже не придёт никогда,
— помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!...
Люди, покуда, сердца стучатся,
— помните!
Какою ценой завоёвано счастье, — Пожалуйста, помните! Нарисуйте, как вы представляете детей - героев войны.
Приложение 2
Конспект ООД «Символы Победы - ордена, медали и знамена».
Цель: Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны, со знаменем Победы, которое водрузили над Рейхстагом; воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.
Оборудование: сборник рассказов «Дети — герои Великой Отечественной войны»; стенд с фотографиями орденов и медалей; изображение Знамени Победы, наглядно- дидактическое пособие «Великая Отечественная война в произведениях художников» (издательство «Мозаика-Синтез»), репродукции картин О. Пономаренко «Победа», В. Богаткина «Штурм Рейхстага», музыкальные записи песен времен Великой Отечественной войны.
Ход занятия:
В начале занятия слушаем фрагмент песни «День Победы» (музыка Д. Тухманова). Воспитатель: О каком празднике говорится в этой песне? (Этот праздник называется День Победы.) Что это была за победа? (Это была победа в войне.)
Как называют эту войну? (Эту войну называют «Великой Отечественной».)
Как вы думаете, что означает слово «отечество»? ( Страна, в которой мы родились и живем. Страна наших родителей — отцов и матерей и наших предков. Наша родина — Россия.)
Воспитатель: Дети, скоро наша страна будет отмечать праздник Победы. В этот день на улицах города можно встретить ветеранов — воинов той далекой войны. Майский праздник — День Победы — Отмечает вся страна. Надевают наши деды. Боевые ордена. Сегодня мы увидим награды - ордена и медали, которыми награждали воинов в годы Великой Отечественной войны. (Рассматривание фотографий с орденами.) Воспитатель: Четыре с половиной года длилась Великая Отечественная война.
Много бед и горя она принесла русским людям — в руины превратились многие города и села, погибли тысячи людей. Защищая свою Родину, солдаты и командиры сражались, не жалея жизни.
Воспитатель: Как вы думаете, за что воин мог получить орден или медаль?
В первые годы войны бойцы и командиры награждались орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». (Рассматривают иллюстрации.)
В ходе боев требовалось выделять подвиги бойцов, отмечать искусство военачальников. Тогда были утверждены ордена Отечественной войны, Суворова, Кутузова, Александра Невского и др.
Для доблестных защитников городов-героев были изготовлены специальные медали
«За оборону Ленинграда», «За оборону Севастополя», «За оборону Москвы». Даже дети награждались орденами и медалями (фотографии детей).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, награды вручались только на фронте? А те люди, которые работали в тылу, тоже совершали подвиги? Были ли женщины-героини среди защитников Отечества? Сегодня мы с вами многое узнали о наградах, которыми в годы Великой Отечественной войны отмечали героев. Память об этих людях мы сохраним навсегда.
Чтобы сохранить память о героях войны, в городах и поселках установлены памятники, у Кремлевской стены в столице нашей Родины городе-герое Москве у
могилы Неизвестного солдата горит Вечный огонь. Это — огонь нашей памяти, символ того, что мы помним о тех событиях. Есть еще один очень важный символ — это Знамя Победы.
Воспитатель: Давайте рассмотрим изображение Знамени Победы . Какого цвета знамя Победы? (Знамя Победы красного цвета.)
Что изображено на знамени? (На Знамени Победы изображены: звезда, серп и молот, надписи.)
В те времена наша страна Россия была частью государства, которое называлось Союз Советских Социалистических Республик. Государственный флаг Советского Союза был красного цвета с золотой звездой и золотыми серпом и молотом. Серп и молот — это символы труда и трудящихся, тех, кто работает на фабриках и заводах, выращивает хлеб, звезда — символ защитников Отечества. Эти символы изображены и на Знамени Победы, только нанесены они на полотнище белой краской. Надписи на Знамени Победы говорят о том, какому военному подразделению принадлежало это знамя. События, связанные со Знаменем Победы, происходили в самом конце Великой Отечественной войны. А до этого в тяжелых сражениях советские войска освободили свою Родину от жестоких захватчиков. Освободили они и многие другие страны: Польшу, Чехословакию, Венгрию, Австрию, — и, наконец, штурмом взяли столицу фашистской Германии — город Берлин.
В центре города бои развернулись за каждый дом, за каждую улицу. Особенно тяжелым был штурм здания фашистского правительства — Рейхстага. Чтобы преодолеть упорное сопротивление фашистов, приходилось сражаться за каждый этаж, за каждую комнату. И вот, наконец, штурмовые группы советских солдат поднялись на крышу. Знамя Победы развевалось над Берлином — это означало, что война окончена, завоевана долгожданная победа. Затем Знамя Победы перевезли в Москву для участия в Параде Победы.
Предлагаю нарисовать Знамя Победы.
Приложение 3
Беседа « История георгиевской ленточки».
Цель: Познакомить детей с новым символом Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленточки, воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей Родины.
Оборудование: георгиевские ленточки по количеству детей, иллюстрации с орденами Славы, историческими событиями России.
Ход занятия:
Раздаю детям ленточки, некоторое время рассматриваем, ощупываем ленточки. Воспитатель: Ребята, а что за ленточка у вас сейчас в руках? Какие цвета есть на ленточке, как вы думаете, что они обозначают?
Воспитатель: Черный цвет обозначает цвет пороха, а желтый - цвет огня. А называется она георгиевской, потому что на нее прикреплялся орден Георгия. Орден Георгия был учрежден в 1769 году. Он давался только за конкретные подвиги в военное время "тем, кои... отличили себя особливым каким мужественным поступком или подали мудрые и для нашей воинской службы полезные советы". Это была исключительная воинская награда. Георгиевская лента присваивалась также некоторым знакам отличия, жалуемым воинским частям, - Георгиевским серебряным трубам, знаменам, штандартам и т.д. многие боевые награды носились на Георгиевской ленте, или она составляла часть ленты. В годы Великой Отечественной войны, продолжая боевые традиции русской армии, 8 ноября 1943 года был учрежден орден Славы трех степеней. Его статут так же, как и желто-черная расцветка ленты, напоминали о Георгиевском кресте. Затем георгиевская лента, подтверждая традиционные цвета российской воинской доблести, украсила многие солдатские и современные российские наградные медали и знаки (рассматриваем ордена Славы).
Воспитатель: Где вы видели такие георгиевские ленты, как вы думаете, почему они там находились? В канун празднования Дня Победы каждый человек надевает себе на одежду, руку, сумку или антенну автомобиля Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к ветеранам, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим всё для фронта в годы Великой отечественной войны.
Воспитатель: А вы хотите носить на своей одежде такие ленточки, почему?
Вы можете взять эти ленточки и повесить себе на одежду в честь памяти о погибших и победивших в Великой Отечественной войне!
Неугасима память поколения Войны не хотим мы нигде, никогда, И память тех, кого так свято чтим, Пусть мир будет в мире везде и Давайте, люди, встанем на мгновенье всегда!
И в скорби постоим и помолчим.
Приложение 4
Комплексное занятие «Этот День Победы!»
Цель: Закрепить знания детей о событиях ВОВ. Воспитывать умение выражать уважение к ветеранам, благодарность людям, отдавшим все для фронта.
Оборудование: иллюстрации с событиями ВОВ, георгиевская ленточка, фотографии по теме «изготовление георгиевской ленточки», плакат «День Победы».
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем мы достали этот плакат? Почему наша страна каждый год отмечает этот праздник? Почему на плакате нарисована георгиевская ленточка, что она обозначает?
Воспитатель: Вы уже знаете, что с 2005 года в нашей стране проводится акция
«Георгиевская ленточка»? Как вы думаете, зачем?
Воспитатель: Да, в акции «Георгиевская ленточка» принимают участие жители многих стран мира. «Георгиевская ленточка» стала традицией и неотъемлемой частью празднования Дня Победы. Ленты стали символом общенародного уважения к воинам-победителям, Великой Победы, Великого Подвига, знаком примирения и объединения поколений. Этот символ — выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта. Всем тем, благодаря кому мы победили в 1945 году.
Не допускается использование в акции оригинальных наградных Георгиевских или Гвардейских лент. «Георгиевская ленточка» — символ, а не награда.
«Георгиевская ленточка» не может быть объектом купли-продажи.
«Георгиевская ленточка» распространяется бесплатно.
«Георгиевская ленточка» имеет одну или две надписи: «www.9may.ru» и название города/государства, где произведена ленточка. Другие надписи на ленточке не допускаются.
Воспитатель: А вы хотите узнать, как изготавливают георгиевские ленточки? Материалом для изготовления Георгиевской Ленточки служит окрашенный в массе полиэстер сатинового плетения. После процесса двухсторонней печати рулоны Георгиевской ленты подвергаются термической обработке для повышения стойкости краски к воздействию атмосферных явлений. Напечатанные и порезанные на штуки Георгиевские ленты, собираются в стопку, по 250 штук (другое количество - по предварительному заказу), а затем упаковываются в полиэтиленовую пленку (показываю иллюстрации).
Воспитатель: Мы сегодня с вами тоже для нашего праздника попробуем изготовить такие ленточки из ткани, а потом вы сможете подарить их своим близким или ветеранам (изготовление ленточки)
Приложение 5
Дидактические и подвижные игры.
Дидактическая игра «Назови пословицу»
Цель: закрепить знание детьми пословиц о солдатах, военном долге, о Родине, воспитывать интерес к русскому фольклору.
Каждый ребенок, к которому в руки попадает мяч, вспоминает и проговаривает пословицу о смелости, силе, отваге, объясняет ее значение.
«Сам погибай, а товарища выручай»,
«С родной земли — умри, не сходи»,
«За край свой насмерть стой»,
«За правое дело стой смело»,
Дидактическая игра «Раньше и теперь»
Цель: закреплять знания детей об истории России и укладе жизни наших предков; знакомить детей с предметами старины; учить находить аналог в современном мире; воспитывать интерес к прошлому нашей страны; развивать речь, логическое мышление дошкольников.
Оборудование: 10 карт формата А4 с изображением предметов старины и современного мира; Картонные кружочки диаметром 4 см двух цветов: синие и красные.
Играют от 2 до 10 игроков. У каждого игрока по одной большой карте с изображением предметов старины и предметов современного мира; картонные кружочки двух цветов. Роль ведущего
выполняет воспитатель. Детям предлагается закрыть красными кружками картинки с изображением предметов современной жизни; синими кружками закрыть картинки с изображением предметов старины. Рассмотреть предметы современного мира, изображенные на открытых картинках; дать им правильное название и объяснить их назначение.
Дидактическая игра «Защитники Отечества»
Цель: закреплять знания детей о разных родах войск Российской армии; закреплять знания об особенностях военной службы и необходимых условиях для ее успешного прохождения;
воспитывать чувство гордости за защитников Отечества; развивать речь, умение классифицировать предметы.
Оборудование: 9 карт формата A3. В центре каждой карты изображение солдата различных родов войск (летчик, артиллерист, десантник, моряк, подводник, танкист, пограничник), а также ветеран Великой Отечественной войны. Свободное пространство вокруг воина разделено на 6 квадратов. Раздаточные карточки, на которых изображены различные предметы и события военной тематики (танк, пушка, автомат, бинокль, бескозырка, корабль, планшет, парад, Вечный огонь и т.д.).
В игре могут принимать участие от 1 до 9 детей. Ведущий (воспитатель или ребенок) раздает участникам игры большие карты, маленькие карточки перемешивает между собой и по одной показывает детям. Задача детей — определить принадлежность показываемого предмета или события представителю тех или иных родов войск, аргументировать свой ответ. Если ребенок
ответит правильно, он получает маленькую карточку и закрывает ею пустой квадрат на большой карте. Игра продолжается до тех пор, пока все маленькие карточки не будут розданы.
Дидактическая игра «Великие люди России»
Цель: закрепить знания детей о великих соотечественниках; учить подбирать к соответствующему портрету необходимые предметы, которые относятся к данному человеку, его виду деятельности; воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому России, гордость за великих соотечественников и их достижения; развивать речь и логическое мышление дошкольников.
Оборудование: 11 карточек (25x20 см) разного цвета, на которых в центре изображены портреты: А.В. Суворова, М. И. Кутузова, И. Н. Кожедуба, А. П. Маресьева, А.М.Матросова. Под каждым портретом — по 3 свободных белых кружка.
В игре могут принимать участие до 11 детей. Воспитатель раздает большие карты, на которых изображены портреты великих людей. Показывает детям маленькие карточки-кружочки, где
нарисованы предметы, характерные для того или иного вида деятельности. Воспитатель предлагает детям определить, какому из исторических персонажей, изображенных на портретах, подойдет этот предмет, и объяснить почему. Ребенок, который правильно ответил на вопрос, забирает карточку себе и закрывает ею кружок под портретом. Игра продолжается до тех пор, пока все кружки на картах не будут закрыты.
Приложение 6
Подвижная игра «Кто быстрее?»
На стульчиках, расставленных в несколько рядов, как в армии, лежат гимнастерка, комбинезон, плащ-накидка, буденовка, бескозырка. По команде дети должны как можно быстрее одеться или одеть кукол. Выигрывает тот, кто все действия проделает быстрее других и правильно. Победитель назначается командиром. Он распечатывает конверт и объявляет, в какой воинской части дети побывают в следующий раз.
Подвижная игра «Перетягушки»
Дети обеих команд делятся по парам. Каждой паре дается гимнастическая палка. Участники одной команды стоят по одну сторону от обозначенной линии. По сигналу ведущего участники команд стараются перетянуть противника на свою сторону.
Подвижная игра «Саперы»
Две команды перебираются с одной стороны на другую, наступая только на дощечки.
Стихи о Великой Отечественной войне.
У кремлевской стены, Где раскинулся парк,
Люди молча, сняв шапки, стоят. Там пылает огонь,
И в земле рядом спит
Вечным сном неизвестный солдат.
Мы приходим к тебе и приносим цветы, Скромный дар от российских ребят,
Мы клянемся тебе
Павших в доблестном бою. Мир и дружба всем нужны, Мир важней всего на свете, На земле, где нет войны, Спят спокойно дети!
Там, где пушки не гремят, В небе солнце ярко светит, Нужен мир для всех ребят,
Нужен мир для всей планеты!
Приложение 7
Край родной так любить,
Как любил неизвестный солдат.
Сегодня праздник — День Победы! Счастливый праздник — день весны, В цветы все улицы одеты,
И песни звонкие слышны. Там, где пушки не гремят, В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят, Нужен мир для всей планеты! Люди празднуют Победу!
Весть летит во все концы: С фронта едут, едут, едут Наши деды и отцы.
Был великий День Победы Много лет тому назад,
День Победы помнят деды, Знает каждый из внучат.
Чтит великий День Победы Вся огромная страна.
В День Победы наши деды Надевают ордена.
Отстояли наши деды Труд и счастье на земле.
Ярче светят в День Победы Звезды мира на Кремле.
За страну родную люди Отдавали жизнь свою. Никогда мы не забудем
Зори блещут в орденских лучах, Солнышками светятся медали.
Нет, нельзя, чтоб в письменных столах Свет Победы на год запирали.
Не для личной славы вам страна Выдала награды, не жалея:
Доставайте чаще ордена,
Мир от них становится светлее.
Есть у нас танкисты, есть и моряки, Есть артиллеристы, меткие стрелки. Есть у нас ракеты, есть и корабли,
Наши космонавты - чудо всей Земли. Наша Родина сильна,
Охраняет мир она.
Был великий День Победы
Много лет тому назад.
День Победы помнят деды, Знает каждый из внучат.
Летней ночью, на рассвете, Когда мирно спали дети, Гитлер дал войскам приказ И послал солдат немецких Против русских, против нас!
Четыре года воевал с врагами наш народ. Труден был путь к победе,
Жесток был смертельный бой, Но просчитались фашисты,
Не сломлен народ войной.
За все, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час Спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли мир когда-то.
В День Победы, утром рано Выйди в город, погляди: По улице шагают ветераны
С орденами на груди.
И танкисты, и артиллеристы, И ракетчики, и пехотинцы, И моряки.
Чтит великий День Победы Вся любимая страна.
В День Победы наши деды Надевают ордена.
Мы про первый День Победы Любим слушать их рассказ.
Как сражались наши деды За весь мир и за всех нас! Чтобы взрывы не закрыли Небо черной пеленой, Голубок наш белокрылый, Облети весь шар земной.
Грустные ивы стоят у пруда, Месяц глядит с вышины, Сонному берегу шепчет вода Имя героя страны.
Вместе с Победой спокойные дни
В эти вернулись края.
Ночью на тихой заставе огни Вновь зажигают друзья.
Нет! — заявляли мы войне, Всем злым и черным силам. Должна трава зеленой быть, А небо синим-синим.
Я хочу, чтоб все смеялись, Чтоб мечты всегда сбывались, Чтобы детям снились
Радостные сны.
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире не было войны. Давайте будем беречь планету,
Во всей Вселенной похожей нету,
Давайте будем дружить друг с другом, Как дружит солнце с травой и лугом. Этим праздничным днем
Песню о мире дружно споем.
Приложение 8
Советы родителям «Как рассказать детям о войне».
Первый способ — говорите об этом с ребенком!
Второй способ — просмотр тематических передач по телевизору вместе с детьми. Только здесь следует оговорка — не все подряд. Идеальными для просмотра станут старые военные фильмы, в которых раскрыт смысл, которые несут в себе доброту, свет, веру в Победу. Это «В бой идут одни старики», «Максим Перепелица»,
«Офицеры», «А зори здесь тихие», «Журавли». Параллельно с ними посмотрите всей семьей военный парад, концерты военных песен.
Третий способ — общение с ветеранами. Зачастую пожилые люди легче находят контакт с детьми, нежели родители. И они обязательно подберут нужные слова, рассказывая ребенку о пережитом.
Четвертый способ — расскажите о ваших воевавших предках.
Пятый способ — делайте упор на юный возраст солдат, ушедших на войну. Постоянно упоминайте в рассказах о том, что те, кого сейчас называют героями, в то время были обычными ребятами, такого же возраста, как и ваши дети, с такими же интересами.
Шестой способ — договоритесь с воспитателями детского сада о том, что 9 мая они будут проводить с детьми утренники на тему Войны. Проведение таких мероприятий оставляет в душе ребенка глубокий след, заставляет прочувствовать и прожить кусочек той, военной жизни самому.
Седьмой способ — посещение памятных мест.
Приложение 9
Сценарий праздника, посвященного Дню Победы
«Пока мы помним — мы живем»
Цель праздника: продолжать расширять знания детей о Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг., вызвать патриотический интерес к истории России, воспитывать личность гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту своей страны.
Задачи:
Создать условия для развития познавательного интереса детей к военной истории и воспитание чувства солидарности, дружбы, сопричастности.
Развивать познавательную активность и любознательность детей, помочь им осознать подвиг народа в годы Великой Отечественной войны.
Продолжать формировать у детей чувство патриотизма через приобщение к песням, стихам периода Великой отечественной войны.
Способствовать развитию музыкального мышления, музыкальных способностей.
Вызывать живой отклик на события военных лет и чувство глубокого уважения к тем людям, которые победили в 1945-м на основе ярких впечатлений и исторических фактов. - Воспитывать в детях нравственные качества, такие как, любовь к близким, чувство гордости за членов семьи, переживших войну или погибших на полях сражений, за свою Родину.
Предварительная работа: чтение книг о войне, беседы на военную тему, рассказы о жителях тыла, военных детях, сынах полка, рассматривание картин и иллюстраций, знакомство с литературным героем А. Твардовского – Василием Теркиным, слушание военных песен, маршей, разучивание стихов и песен о войне, знакомство с их авторами, историей написания, слушание рассказов о дне Победы, парадах, просмотр детских фильмов о войне.
Под музыку в зал заходят дети средней группы и останавливаются в полукруге.
Ведущая 1:
Почему с цветами сегодня все идут? Почему оркестры играют там и тут? Почему с медалями бабушки и деды?
Все: Сегодня отмечаем мы Славный День Победы!
День Победы 9 мая -
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем, Не вернувшихся в семьи с войны.
В этот праздник мы чествуем дедов, Защитивших родную страну, Подарившим народам свободу
И вернувшим нам мир и весну! Исполняется песня «9 мая» (Дети садятся на свои места) Ведущая:
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала страна.
Вдруг разнеслись по эфиру Горестные слова:
22 июня 1941 года немецко-фашистские захватчики вероломно вторглись в пределы нашей страны.
Началась Великая Отечественная война! Демонстрируется видеоролик «Священная война».
Была война
И гибли люди.
И шел за Родину солдат. Он воевал
И был он храбрым.
И бил фашистов всех подряд. И так дошел он до Берлина.
Четыре года воевал.
Чтоб я о бабушкином папе Всем в День Победы Рассказал.
Приснилось мне, приснилось мне Как будто я на той войне.
Вдруг вижу – папа молодой, Тогда еще не папа мой, Такой смешной, такой худой, И совершенно не седой.
Среди разрывов и огня Идет, не зная про меня.
Приснилось мне, приснилось мне, Я папу видел на войне.
Идет куда-то в сапогах Не на протезах. На ногах.
Среди сугробов и воронок В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок — Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый, Обломок печки и трубы — И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы. Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз, Три года прожил он на свете, А что узнал и перенёс!
При нём избу его спалили, Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки, Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке, И за ребёнка на снегу.
Ведущая 2:
Война. Какое страшное слово.
Мужчины уходили на фронт воевать, а женщины продолжали работать день и ночь на фабриках и заводах: шили шинели, вязали теплые рукавицы, носки, пекли хлеб.
Много страшных и трудных дней пришлось пережить нашим солдатам. Но они никогда не унывали, всегда находилось время для хорошей песни. Ребята, как выдумаете, зачем на войне нужна песня? (ответы детей)
Правильно, эти песни, звучавшие на фронте в промежутках между боями, придавали бойцам силы. И в перерывах между боями солдаты отдыхали, писали письма своим родным, пели и, конечно, танцевали.
Исполняется танец «Синий платочек». Исполняется танец «Моряки».
Ведущая 1: О солдатской силе и отваге сложено много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их.
Дети говорят по очереди:
«Смелого пуля боится, смелого штык не берёт»
«Смелость города берёт»
«Тяжело в учении, легко в бою»
«Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать»
«Кто смел, тот и на коня сел»
«Солдатское дело — воевать храбро и смело»
«Русский солдат не знает преград»
«Друг за друга стой — и выиграешь бой»
Стихотворение «По Мамаеву кургану».
Видеоролик «У ВЕЧНОГО ОГНЯ»
Ведущая 2: Посмотрите, ребята, на горящую свечу. Видите огонёк пламени? Но есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания. Во многих городах есть монументы Неизвестному солдату, где горит вечный огонь, а люди возлагают к нему цветы.
Ведущая 1:
Имя твоё неизвестно, солдат! Был ты отец, или сын или брат Звали тебя Иван и Василий
Жизнь ты отдал во спасенье России Нами твой подвиг, солдат, не забыт – Вечный огонь на могиле горит, Звёзды салюта в небо летят,
Помним тебя, Неизвестный солдат!
Дети старшей группы выходят и становятся полукругом.
День победы – день красных гвоздик, Так похожих на капельки крови.
Память тем, кто почётно погиб.
Эта память – клочок острой боли. Отдавая себя на войне,
Наши люди служили отчизне, Наши люди служили семье.
День победы – День торжества жизни.
Исполняется песня «Гвоздика»
После песни дети садятся на места.
Май. Россия.
Цветёт весна.
Отгремела давно война.
И сегодня у братских могил
Вспомним тех, кто нам жизнь сохранил.
Ведущая 2:
Слава Вам храбрые!
Слава бесстрашные!
Вечную славу поет Вам народ- Память о Вас никогда не умрет! Помните! Через века, через года
Помните! О тех, кто уже не придет никогда, Помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, Горькие стоны,
Памяти павших будьте достойны!
Ведущая 1:
Вечная слава героям, павшим за нашу Родину! Всех, за Отчизну жизнь отдавших,
Всех, не вернувшихся домой, Всех воевавших и страдавших, Минутой обнимем одной.
Пусть все замрет в минуту эту, Пусть даже время помолчит.
Мы помним вас, отцы и деды, Россия, Родина вас чтит!
Ведущая 2:
Тихо, ребята, минутой молчанья Память героев почтим.
Минута молчания.
Рома Захаров:
Сяду к деду на колени, тихо прошепчу:
- Расскажи мне, милый деда, а я помолчу!
Буду слушать все, что хочешь ты мне рассказать, И вертеться я не буду и перебивать!
Про войну хочу послушать, как ты воевал, Как в бою таком далеком Знамя ты спасал! Про друзей своих военных, деда, расскажи И в альбоме пожелтевшем фото покажи!
Улыбнулся внуку деда и к груди прижал:
- Расскажу про все, конечно, раз уж обещал!
Как войну мы пережили, как на смерть мы шли, Сколько верст исколесили в грязи и пыли,
Как врага с боями гнали прочь с родной земли, И не пяди не отдали - выжили, смогли!
А теперь, вот День Победы празднуем с тобой, Только в праздничном параде по команде: «В строй!» Никита П.:
Майский праздник — День Победы Отмечает вся страна. Надевают наши деды Боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога На торжественный парад, И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
Алия:
Песни фронтовые, Награды боевые, Красные тюльпаны, Встречи ветеранов И салют в полнеба,
Огромный, как Победа.
Арсений Ч.:
Праздничный флаг в небеса поднимая, Входит на площадь Девятое мая.
Город в парадную форму одет,
Даже у солнца торжественный цвет.
Ведущая 1:
И вот, наконец, наступил тот день, когда по радио объявили об окончании войны. В День Победы радовались абсолютно все люди, выходили на улицы, обнимались и целовались. Совершенно незнакомые, но такие родные и близкие друг - другу, - столько страшных дней, переживших вместе. А теперь их объединило одно - радость Победы, радость мира, радость безоблачного неба.
9 мая 1945 года московское небо озарилось грандиозным салютом: залпы из тысячи артиллерийских орудий возвестили о долгожданной Победе!
Ведущая 2:
В девятый день ликующего мая, Когда легла на землю тишина, Промчалась весть от края и до края: Мир победил! Окончена война!
Видео «Победа. Возращение домой».
Ребёнок:
Солнце светит так красиво, Солнце ярко светит нам!
Детям нужен мир счастливый, Нужен мир для пап и мам!
Взрослые! Вас просят дети, Чтобы мир вы берегли,
Чтоб светило солнце детям В каждом уголке земли.
Даша Воржевитина:
Мир и дружба всем нужны, Мир важней всего на свете, На земле, где нет войны, Ночью спят спокойно дети. Там, где пушки не гремят, В небе солнце ярко светит. Нужен мир для всех ребят. Нужен мир на всей планете! Ребёнок:
Нам нужен мир - тебе и мне И всем на свете детям
И должен мирным быть рассвет, Который завтра встретим Ребёнок:
Нам нужен мир, трава в россе, улыбчивое детство.
Нам нужен мир, прекрасный мир, полученный в наследство. И мы живём сейчас в стране,
Что, с каждым годом краше.
Все:
Спасибо Родине моей, За мир и детство наше! Видео «О мире»
Ведущая 1: На этом наш праздник окончен. Всем желаю счастья, мира и добра!
В завершение праздничного концерта под песню «Солнечный круг» дети играют с воздушными шарами и с радостным настроением покидают музыкальный зал.