МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 355 ГОРОДА ДОНЕЦКА» Краткосрочный проект в средней группе «Занимательная математика» Воспитатель: Кулиш Е.В. 2022г. |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Информационная карта проекта……………………………………………………………................3
2. Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии математических представлений……………………………………………………………………………………………..4
3. Демонстрационный, раздаточный, занимательный материал по теме: «Занимательная математика».………………………………………………………………………………………………..5
4. План реализации проекта……………………………………………………………………………….8
5. Определение уровня сформированности элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………………………..11
6. Интеграция разных видов деятельности в процессе формирования и развития математических представлений…………………………………………………………………….......................................14
7. Формы организации детской деятельности по развитию математических представлений……………………………………………………………………………………………...16
8. Список дидактических игр. Перечень ссылок на электронные и интерактивные игры для дошкольников……………………………………………………………………………………………...17
9. Методические рекомендации для родителей по математическому развитию в условиях семьи………………………………………………………………………………………………….........19
10. Консультация для родителей воспитанников «Математика в профессиях»………………………22
11.Использованные информационные ресурсы……………………………………………....................25
Приложение 1. Технологическая карта ООД по ФЭМП «Занимательная математика»………………………………………………………………………………………………..26
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
№ п/п | | Содержание проекта |
1. | Тема | «Занимательная математика» |
2. | Возраст детей | средняя группа, 4-5 лет. |
3. | Сроки реализации проекта | 15-30 сентября – 2022г. |
4. | Итоговое мероприятие, дата проведения | Итоговое занятие «Занимательная математика» -15.02.2023г. |
5. | Тип | Групповой. Практико-ориентированный |
6. | Вид | Краткосрочный |
7. | Цель | Повышение у детей среднего дошкольного возраста интереса к математическим представлениям посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения. |
8. | Задачи | 1.Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП. 2.Учить способам практической деятельности в области математики. 3.Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение. 4.Формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности. 5. Воспитывать уважительное и дружеское отношение друг другу. |
9. | Актуальность | В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и использование знаний математики для создания предметов и конечного результата труда. Дети учатся считать, складывать и вычитать, решать задачи. Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать совместно с родителями проект по овладению детьми среднего дошкольного возраста - умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух. С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток мы уточняем и закрепляем представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Используя занимательную математику, мы ставим дошкольников в условия поиска, пробуждаем интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми. Исходя из данного вопроса, предложена идея данного проекта. |
10. | Участники | Воспитанники средней группы, воспитатели, родители |
11. | Ожидаемые результаты | 1. Повышение уровня знаний детей по разделу ФЭМП. 2. Расширение у воспитанников представлений об использовании математических знаний. Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации. 3. Развитие умения применять математические знания в повседневной жизни. |
2. РОЛЬ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Вопросы моделирования, организации и роли развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях на сегодняшний день особо актуальны в связи с внедрением государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ГОС ДО).
Развивающая предметно-пространственная среда представляет собой специально организованное пространство, которое обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
С самых ранних лет у детей начинают формироваться элементарные математические представления. Именно математика позволяет ознакомить ребёнка с такими понятиями, как: количество, счет, величина, форма предметов, научить ориентироваться в пространстве и во времени. Математика считается сложной наукой для освоения, в том числе и для дошкольников. Поэтому при формировании математических представлений воспитатель подбирает не только содержание изучаемого материала, но и форму, методы, средства его представления и подачи, которые должны отозваться заинтересованностью, познавательной активностью со стороны ребенка. Ведущим видом деятельности детей и соответственно формой работы с ними является игра. В связи с этим для создания благоприятных условий развития детей во время игры педагоги-практики должны уделять внимание и проявлять заинтересованность в обновлении и обогащении предметно-развивающей среды в группе своих воспитанников, в том числе и для формирования элементарных математических представлений. Правильно оборудованная предметно-пространственная среда помогает педагогу быстрей и качественней сформировать те или иные математические представления у детей.
Таким образом, неотъемлемой частью развития математических способностей у дошкольников является обогащенная и правильно составленная предметно-развивающая среда. Как правило, модель предметно-развивающей среды состоит из трех компонентов: предметное содержание, пространственная организация, и их изменение во времени. К предметному содержанию математического развития детей дошкольного возраста, относятся три группы предметов: игры, дидактический, учебно-методический материал и оборудование. Под играми имеется в виду игровой материал, используя который ребенок самостоятельно или со сверстниками, взрослыми осуществляет игровые действия (например, строит модель какого-либо предмета из кубиков, геометрического конструктора, собирает картинку-пазл, решает головоломки, проходит лабиринты и т.п.). Разнообразные модели, дидактический материал, учебно-методические пособия, рабочие тетради на печатной основе, необходимы взрослому для организации и проведения обучения детей (например, пособия для реализации работы по учебно-методическому комплекту, методическая литература для воспитателей, обучающие книги для детей и т.п.). Для осуществления детьми разнообразной деятельности математического содержания, например экспериментирования, измерения, моделирования, необходимо оборудование, такое как: весы, гири, емкости, линейки, счетные палочки, природный материал и т.п.
С точки зрения пространственной организации предметно-развивающей среды по формированию элементарных математических представлений дошкольников можно создать математический уголок. Оборудование уголка следует осуществлять с активным, но посильным участием детей, что поспособствует созданию у них положительного отношения к материалу, интереса, желания играть, тем самым постигать новое, закреплять уже известное, развиваться. В художественном оформлении уголка необходимо использовать узоры, орнаменты из геометрических фигур разных по величине и цвету, цифры, сюжетные картинки с героями из детской литературы, выполняющими математические операции по измерению, делению на равные части, взвешиванию и т.п. Следует подбирать игровой материал для математического уголка согласно возрастным возможностям и уровню развития детей конкретной возрастной группы; размещать достаточное количество разнообразного занимательного материала, чтобы каждый ребенок группы мог выбрать игру, которая его заинтересовала.
Рассмотрим возможное наполнение предметного содержания развивающей среды для формирования математических представлений согласно разделам: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени. При составлении перечня содержания развивающей среды мы ссылались на собственный педагогический опыт и анализ педагогической литературы.
Для формирования представлений о количестве и счете в математический уголок можно поместить: палочки Кюизенера, дидактический материал М. Монтессори (штанги, коробка с веретенами, золотые бусины); разнообразный счетный материал (например, набор объемных пособий – кубиков и других игрушек, картонные трафареты фруктов, овощей, животных, денег и т.п.); счетные палочки; цифровые и числовые карточки; листы с заданиями для самостоятельного выполнения (например, на состав числа); дидактические игры (например, магазин), направленные на развитие навыков счета, понятия числа; настольные игры (например, с использованием игрового поля с числовой дорожкой, кубика и фишек).
Для формирования представлений о величине предметов в математический уголок можно поместить: блоки Дьенеша; набор объемных пособий, разных по величине, также можно включить картонные трафареты предметов; бросовый материал; дидактические пособия М. Монтессори (например, «красные штанги», «розовая башенка», «коричневая лестница», «цветные цилиндры», «блоки с цилиндрами-вкладышами»); пособия на сравнение длины, высоты, ширины, на измерение объема жидких и сыпучих веществ; весы и предметы для сравнения их веса; условные мерки, линейки и предметы, для измерения длины.
Для формирования представлений о форме предметов в математический уголок можно поместить: дидактический материал М. Монтессори (например, «конструктивные треугольники», «геометрический комод», «геометрические тела»), модели геометрических фигур и объемных тел, развивающие блоки Дьенеша, картонные трафареты разных форм.
Для формирования ориентировки в пространстве в математический уголок можно поместить: дидактический материал в картинках «Учусь ориентироваться в пространстве», различные игровые карточки с картинками.
Для формирования ориентировки во времени в математический уголок можно поместить: дидактический материал «Время суток», определение времени по часам, календари, часы, настольно-печатные игры (например, «когда это бывает?»).
По мере освоения игр, вводятся более сложные игры с новым занимательным, еще не знакомым ребенку материалом. Главная задача педагога: создать интерес к проявлению самостоятельности в играх, поддержанию и дальнейшему развитию у детей интереса к занимательным математическим играм. Чтобы добиться самостоятельной деятельности дошкольников в уголке, воспитателю необходимо воспользоваться рекомендациям Т.В. Турунтаевой:
Доступно объяснять правила игры, знакомить с общими способами действий. Дети достаточно хорошо усваивают игровые действия, их способы и подходы к решению задач.
Рекомендуется совместно играть как с одним ребёнком, так и с подгруппой детей.
Создавать элементарные проблемно-поисковые ситуации в совместной игровой деятельностью с ребёнком, но не забывать учитывать их возрастные особенности.
Организовывать разнообразные формы деятельности в уголке. Сюда могут входить: соревнования, конкурсы, викторины, вечера досуга, математических развлечений и многое другое.
Создание в группе уголка с наличием математического материала дает наиболее продуктивный и положительный результат, если учитывать выше представленные рекомендации: дети учатся рассуждать; обосновывать ход своих мыслей, поиск решения задач; находить не один, а несколько способов решения проблемных математических ситуаций, которые перед ним ставятся. У детей появляется желание занимать своё свободное время не только развлекательными играми, но и играми, которые требуют внимания, применения знаний, логических приемов мышления, т.е. умственного напряжения и интеллектуального усилия. Поэтому к началу их обучения в школе формируется стремление достигать результата и уверенность в своих сила.
Основываясь на всем вышесказанном можно сделать вывод о том, что подобранная с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка предметно-развивающая среда для формирования и развития математических представлений имеет огромное влияние на развитие ребенка. С помощью нее можно вовлечь детей в познавательное пространство, и они, сами того не замечая, будут развиваться. Таким образом, правильно смоделированная воспитателем математическая развивающая среда будет способствовать развитию ребенка и поможет педагогу в работе с детьми.
3. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ, РАЗДАТОЧНЫЙ, ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
ПО ТЕМЕ:
«МАТЕМАТИКА В ПРОФЕССИЯХ»
В данном разделе предложены ссылки на наглядный, раздаточный и другой занимательный материал, которым могут воспользоваться воспитатели средних групп для организации образовательной деятельности по теме.
Этапы реализации проекта
№п/п | Содержание | Сроки исполнения | Результат |
| I этап. Подготовительный | | |
| Воспитатели: | | |
| Сбор и анализ литературы по данной теме; Разработка плана реализации проекта; Разработка дидактических игр, пособий; Подборка иллюстративного материала; Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мультфильмов по теме; Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр; Подготовка материала для изобразительной деятельности; Подбор художественной и познавательной литературы для чтения детям. | | |
| С родителями: | | |
| -Информировать родителей о теме проекта; -Привлечь родителей к оснащению группы игровыми материалами; Консультации: «Значение дидактических игр в умственном развитии детей дошкольного возраста», «Уличная математика», «Веселая математика дома», «Математические игры», «Правое и левое. Как научить ребенка не путать стороны», «Удивительный мир математики». Домашнее задание родителям и детям (сочини сказку о геометрической фигуре). | . | |
| С воспитанниками: | | |
| Просмотр компьютерной презентации: «Паровозик Чух – Чух учит цифры», «Паровозик Чух – Чух учит фигуры». | . | |
| II этап. Реализация проекта | | |
Познавательное развитие |
| НОД «Геометрические фигуры», «Цифры», «Количество и счёт», «Сравнение по ширине и высоте». Конструирование: (постройки из крупного и мелкого строительного материала) «Дом», «Гараж», Мост», «Кроватки для медведей», «Башни» | . | |
Социально-коммуникативное развитие |
| Беседы: «Зачем нужен счет?», «Что такое цифра?», «Удивительный мир чисел» Дидактические игры: «Цвет и форма», «Найди и назови», «Продолжи ряд», «Далеко и близко», «Украсим платок», «Сосчитай фигуры», «Весёлый счёт», «Покажи столько же», «Построй дорожку», «Найди фигуру», «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний», «Ребусы», «Головоломки», «Лабиринты», «Геоконт», «Счетные палочки». «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», «Кораблик Брызг-брызг», «Игровизоры», «Ларчик» (Воскобович), Игровая деятельность: «Магнитная мозаика», головоломка «геометрические фигуры», «Сложи узор», лото «цвета и фигуры». Сюжетно - ролевые игры: «Магазин», «Детский сад», «Дорога», Семья», «Зоопарк». | | |
Речевое развитие |
| Заучивание считалок, стихов, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта. Досуг: «Вечер загадок и отгадок» Чтение математических сказок: «Необыкновенные приключения в городе математических загадок». Чтение русских народных сказок: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Колобок», «Репка». - Расскажи, в каких сказках есть числа: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «12 месяцев», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о царе Салтане» (33 богатыря). | . | |
Физическое развитие |
| Подвижные игры: «Найди свой домик», «Ловишки из круга», «Бездомный заяц», «Бегом за мячом», «Найди, где спрятано?», «Свободное место», «Карусели», «Волк и зайцы», «Третий лишний», «На одной ножке по дорожке», «Ловишки на одной ноге». Физкультминутки: «Один - два», «Угадай сколько», «Назови три предмета», «Большие и маленькие». | . | |
Художественно-эстетическое развитие |
| Аппликация «Овощи на тарелке» Лепка «Пирамидка» Рисование: «Гусеница» Раскрашивание математических раскрасок (по номерам, рисование цифр, раскрашивание цифр). | | |
| III этап. Заключительный | | |
| Обобщение результатов работы в различной форме, их анализ, выводы, составление рекомендаций. Вечер досуга с родителями «Приключения в стране геометрических фигур» (представление авторских сказок родителей и детей о геометрических фигурах) | | |
Результат проекта: В результате успешной реализации проекта активизировались познавательные интересы детей и родителей в области математики. Дети получили элементарные математические представления о числах, геометрических фигурах, ориентировка во времени, в пространстве. Более выразительной стала речь и движения детей. Повысилась компетентность родителей по вопросам использования игр и упражнений, направленных на математическое развитие детей.