1 | Тема проекта | «ЗДРАВСТВУЙ,ОСЕНЬ» |
2 | Проблема | Недостаточное представление детей об осенних месяцах. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о красоте природы. |
3 | Сроки реализации проекта | Краткосрочный, 8.09-19.09.2023г |
4 | Вид проекта | познавательно-исследовательский. |
5 | Участники проекта | Дети, воспитатель, родители |
6 | Актуальность | Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить её |
7 | Цель проекта | Формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом |
8 | Задачи | Конкретизировать и углублять представления детей о первых признаках осени (состоянии погоды, неба, растительности, характерных осадках); особенности жизни диких животных и птиц в период наступления осени; Учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающего осеннего времени года и поведением животных, состоянием растительности; Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности; Формировать потребности в чтении, как источнике новых знаний об окружающем; Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог Воспитание бережного отношения к природе |
9 | Этапы работы | Первый - организационно-подготовительный этап. подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта; • пополнить развивающую среду; • подбор художественной литературы по теме; • разработка плана реализации проекта; • составление картотек загадок, стихов, поговорок об осени Второй этап – основной. Беседы; Чтение художественной литературы; Художественное творчество; Дидактические игры; Игры эксперименты; Третий этап – итоговый Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта |
10 | Ожидаемые результаты | В ходе проекта у детей сложился чёткий образ осени, как времени года, узнали приметы осени, народные приметы, выучили названия осенних месяцев; поговорки; у детей активизировалась познавательная активность, интерес к природе, желание наблюдать за её изменениями; оформили первые дневники наблюдения; создали свои первые творческие работы; прошла выставка детских рисунков по теме: Что нам осень подарила?», подобрали стихи к рисункам и выучили некоторые из них. Прошел праздник осени, совместные посиделки с родителями, Прошла выставка поделок из природного материала. Существенно пополнили словарный запас. |
1-й этап подготовительный.
| Образовательная область | мероприятия | сроки | результат |
С воспитанниками |
1 | Познавательное развитие. | Рассматривание иллюстраций об осени, перелетных птицах, насекомых, составление описательных рассказов об осени | 12.09 | Расширять представления детей о фруктах и фруктовых деревьях, учить раз личать их Уточнить и дополнить представления детей об изменениях в живой природе, происходящих осенью, активизировать в речи и уточнить понятия, связанные со строением и развитием растений. Учить различать растения, находить в ходе наблюдения ответы на поставленные вопросы. Уточнить представления детей о строении птиц, рассказать об изменениях в их жизни, связанных с наступлением осени, о перелетных птицах. |
2 | Ежедневные наблюдения во время прогулок | В ходе реализации проекта |
3 | Беседы: «Наша одежда», беседа о хлебе, «Что нам осень подарила?», «Почему осень называют золотой?», «Сезонная одежда и обувь». | В ходе реализации проекта |
4 | Рассказ воспитателя: «Что посеешь, то и пожнешь», «Нет трудов, нет плодов», об осени, изменениях в природе, о птицах (перелетных и зимующих), о среде их обитания, о питании, «Как звери готовятся к зим | 13.09 |
Составление описательных рассказов о деревьях и кустарниках, об овощах и фруктах. | 13.09 |
Рассматривание иллюстраций и просмотр компьютерных презентаций по темам: «Фрукты и овощи», «Деревья и кустарники», Птицы», «Дикие животные», «Грибы», «Золотая осень». | |
5 | Исследовательская деятельность: сравнение овощей и фруктов (по форме, длине, размеру, вкусу), сравнение листьев деревьев (по форме, размеру), обследование стволов деревьев, отличия птиц (по величине, оперению, клюву | 14.09 |
6 | Опыт: рассматривание листьев деревьев через лупу. | 15.09 |
7 | | Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень» | В ходе реализации проекта | Происходит развитие речи детей, развит кругозор. |
8 | Речевое развитие | Беседы: «О настроении и ощущениях, которые возникают во время прогулок по лесу», о листопаде, «Как нужно заботиться о птицах зимой», «Обитатели леса» |
9 | | Разучивание загадок про овощи, фрукты, про деревья, про птиц и животных. * Разучивание пословиц и поговорок, об осени, птицах, животных. |
10 | Художественно-эстетическое развитие | Рисование: «Осенние листья», «Осень в лесу», | 17.09 | Учить детей выполнять поделки по образцу, подбирать природные материалы для выполнения работы и ее украшения. Вызывать интерес к работе с природными материалами, развивать фантазию. Расширены представления об осени с помощью художественного слова. |
11 | Аппликация: «Листочки на окошке», «Ковер из осенних листьев», «Волк» | 18.09 |
12 | Лепка: «Угощение для зайчика» «Собираем урожай», «Грибочки для белочки» | 19.09 |
13 | Слушание аудиозаписей: «Голоса природы», «Пение птиц», «Шум леса». | В ходе реализации проекта |
Э. Успенский «Как вырастили капусту», Ю. Тувим «Овощи», И. Токмакова «Яблонька» |
Л.Н. Толстой «Дуб и орешник», «Волк», Е. Благинина «Улетают, улетели», Машковская «Дело к зиме |
Белорусская народная сказка «Пых», «Зимовье зверей», «Гадкий утенок» |
14 | Социально-коммуникативное развитие | Беседы: «Чем полезны овощи» | В ходе реализации проекта | Расширены и закреплены знания детей об овощах |
Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин |
15 | «Нужно ли животным готовиться к зиме?» Свободное общение: «О витаминах и их пользе для детей», «О пользе фруктовых и овощных соках», «Могут ли деревья лечить?», «Польза деревьев и кустарников», «Птицы – санитары леса» | В ходе реализации проекта | Формирование знаний детей о съедобных и несъедобных грибах, в каких местах в лесу растут грибы, формирование умения находить съедобные грибы по дидактической картинке. Выявление и закрепление знаний детей о видах лесных грибов, ягод и др. растений, о правилах осторожности при их сборе |
16 | Беседы с медсестрой: «Если хочешь быть здоров», «Почему нельзя употреблять немытые овощи и фрукты», «Правила поведения в лесу». *Беседы: «Почему могут быть опасными старые деревья», «Опасно бегать с палками», «Контакты с животными», «По грибы, по ягоды» | В ходе реализации проекта | |
17 | Физическое развитие | Подвижные игры: «Сортируем овощи», «Огород у нас в порядке», «Поймай листок», «Листопад», «Воробышки и кот», «Гуси-лебеди», «Перелет птиц», «У медведя во бору», «Волк во рву | В ходе реализации проекта | У детей сформированы основные двигательные умения. |
18 | Физминутки: «Листья», «Ветер тихо клен качает», «Зайки |
19 | Пальчиковые игры: «Хозяйка однажды с базара пришла», «Мы капусту солим», «Садовник» |
С родителями |
1 | Консультации для родителей: «Осень,ты прекрасна».» Прогулки весной», « Игры с ребёнком осенью» Папка-передвижка: «Осень прекрасная пора» | В ходе реализации проекта | Повысилась компетентность родителей в вопросах по проекту |
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 80с. 2. Книга для чтения в детском саду и дома: 4-5 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/Сост. В.В. Гербова и др.-М.:Издательство- Оникс, 2011. - 336с. 3. Казакова Р.Т. Занятия по рисованию с дошкольниками: Метод. пособие. М.: Сфера, 2008. 4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Планы занятий.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас ;появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;