СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткосрочный проект "Зимующие птицы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный проект "Зимующие птицы"»

Проект «Зимующие птицы»

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный 9.01-28.02.23

Возраст детей-участников: 6-7 лет.

Участники: педагог, дети и родители группы.

Актуальность выбранной темы.

Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, учим воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

В ходе проекта мы хотели познакомиться с птицами, зимующими вМосковской области, захотели научиться заботиться о птицах, помогать им в зимнее время года.

Пояснительная записка.

«Экологическое воспитание – это формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве».
Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные знания о живой и неживой природе.
Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить в процессе интеграции разнообразных видов детской деятельности, занятий, наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтения художественной литературы, просмотра видеофильмов и телепередач, а также самостоятельной деятельности детей.
Большое значение при этом отводится работе с родителями воспитанников.
Цель: формирование у детей элементарных экологических знаний о зимующих птицах, о правилах поведения в природе

Задачи:
- развивать экологические представления
- учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса:
а) познакомить детей с особенностями жизни птиц
б) показать взаимосвязь растений и птиц со средой обитания: растения служат кормом для птиц, птицы распространяют семян
- продолжать формировать у детей бережное и ответственное отношение к миру природы
- формировать эмоционально-доброжелательное отношение к птицам
- учить детей заботиться о зимующих птицах
- учить делать кормушку для птиц из бросового материала
- развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке и аппликации
- учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природу.
Предполагаемые итоги реализации проекта:

  1. Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах

  2. Знание детьми внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года

  3. Вызвать постоянное желание детей помогать к заботиться о птицах зимой

  4. Уметь сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия поведения, способы добывания пищи

  5. Обогатить словарный запас детей

  6. Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи

  7. Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку

  8. Приобщить к совместной деятельности родителей

Необходимое оборудование:

Литература – загадки о птицах, книги русских писателей, поэтов, сказки.

Музыка – аудиозапись голосов птиц.

Иллюстрации - птицы зимующие нашего края, птицы зимой у кормушки, кормушки .

Реализация проекта осуществляется в два этапа:

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Перспективное планирование проекта.

Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – основной (практический).

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.


1 неделя

Понеде

льник

Беседа «Что ты знаешь о птицах?»

 Дидактическая игра «Кто как голос подает»

Заучивание стихотворения В. Мирясова «Воробьишко»

Наблюдение за птицами зимой.

 П/И «Воронята», «Собачка и воробьи»

Работа с родителями: Акция: «Мастерим кормушки для птиц»

Закрепить знания детей о

зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц,

уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются).


Вторник

НОД «Зимующие птицы»

 Дидактическая игра:  «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь»                      

Чтение худ. литературы: В. Звягиной «Воробей»,

Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова

рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах- наблюдение за зимующими птицами

П/И «Собачка и воробьи»


Среда

 Отгадывание загадок про зимующих птиц.

  Рисование - «Дятел»

Заучивание стихотворения А. Барто «Синица»

Наблюдение за синицей

П/И «Перелет птиц»

Четверг

Знакомство с приметами

 Познакомить с памяткой «Как подкармливать птиц»

Опытно – исследовательская деятельность «Рассматривание птичьих следов»

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Снегири»

Аппликация «Зимующие птицы на кормушке»

Наблюдение за снегирем

П/И «Совушка»

Пятница

Лепка «Прилетели воробьи»

Заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов.

 Дидактические игры: «Четвёртый лишний»,

«Один – много»

Опытно – исследовательская деятельность «Исследование птичьего пера»

Наблюдение за голубями

П/И «Стайка»

Работа с родителями: Подготовить небольшой доклад об одной зимующей птице



2 неделя

Понеде

льник

Оформление уголка книги (подбор книг о птицах),

выставка «Пернатые друзья»

Дидактическая игра «Сосчитай птиц»

Наблюдение за синичкой

П/И «Птицы и автомобили»

Работа с родителями Консультация – «Покормите птиц зимой»

Дети, в течение недели, представляют доклады, которые приготовили вместе с родителями. Доклады формируются в альбом «Зимующие птицы»

Пополнить развивающую

среду по теме проекта.       

Вторник

Конструирование «Изготовление шапочек – масок»

Заучивание стихотворения «Ворона» Н. Рубцов.

Дидактическая игра «»Большой – маленький»

П/И «Птички и кошка»

 

Дети готовятся к литературному вечеру, разучивают стихи о зимующих птицах

Среда

Дидактическая игра «Чье это?»

Чтение А. Чепуров «Птичкина столовая»

П/И «Птички в гнездышках»

 


Четверг

Оформление картотеки загадок, стихов о птицах.

Сравнительное наблюдение

снегиря и свиристеля

П/И «Собачка и воробьи»

Пятница

Оформление плаката «Зимующие птицы»

Изготовление листовок «Покормите птиц зимой»

П/иИ«Воронята»





3 неделя

Понедельник

Беседа «Трудно птицам зимовать».

Заготовка корма для птиц


Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

 


Вторник

Чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О.Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А.Яшин.

П/И «Перелет птиц»


Среда

Выставка «Кормушек для птиц»

Развешивание кормушек и открытие «Птичьей столовой»

Ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке.

(ежедневно)

Подвижные игры:

  «Птички в    гнёздышках», «Совушка».


Четверг

Выставка рисунков «Зимующие птицы»

 


Пятница

Чтение худ. литературы:, стих О. Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А.Яшин.

Театрализованная деятельность: экологическая сценка «Доживем до весны».

Литературный вечер для родителей «Зимующие птицы»



«Что мы знаем о птицах»

Цели:

Формировать экологическую культуру у детей;

Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

Задачи:

расширить знание детей о зимующих птицах;

формировать умения и навыки наблюдения за птицами;

воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;

совершенствовать монологическую речь с опорой на предметно-схематические модели;

совершенствовать диалогическую речь;

Словарная работа:

клест, свиристель;

зимующие птицы;

перелётные птицы.

Оборудование к занятию:

картинки с птицами, кормушка

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.

 Методика проведения занятия:

1.Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня очень интересное занятие. Сегодня мы поговорим о………..

Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это – ... (птицы)

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно ребята, сегодня мы поговорим о птицах.

2.Основная часть:

 Игра "Прилетели птицы"

 Я сейчас буду перечислять птиц, но если вы услышите что-нибудь другое, хлопайте в ладоши, топайте ногами!

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи (на слово "мухи" - хлопают в ладоши).

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны (на слово "макароны"- хлопают в ладоши).

Прилетели птицы: голуби, синицы, чижи, чибисы, вороны, галки, стрижи, комары, кукушки (на слово "комары"- хлопают в ладоши).

Прилетели птицы: голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы (на слово "куницы"- хлопают в ладоши).

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы и скворцы… Все вы молодцы!

 

Скажите, пожалуйста, как называются птицы, которые остаются с нами зимовать.

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, зимующие. Каких зимующих птиц вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Послушайте стихотворение:

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – 
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть 
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать 
Заодно с людьми.

Воспитатель: Как вы думаете ребята, что страшнее птицам холод или голод?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно же, голод. Кто же может помочь птицам зимой?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, человек. Мы с вами можем помочь нашим маленьким друзьям. А как мы поможем им?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы смастерим кормушки. А у меня есть вот такая кормушка.

(Воспитатель показывает детям панно “Кормушка”.)

Мы будем отгадывать загадки про зимующих птиц, а картинки с отгадками будем прикреплять к кормушке.

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый...(воробей)

Трещала с самого утра:
Пор-ра! Пор-ра!
А что пора? такая всем морока,
Когда трещит...(сорока)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)

Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут! (снегирь)

Воспитатель: Молодцы. Посмотрите, сколько птиц слетелось к нашей кормушке.

Воспитатель: Угадайте, какая птица произносит такие звуки:

Кар-кар! (ворона)

Чик-чирик, чив-чив! (воробей)

Ча-ча-ча! (сорока)

Свири-свир! (свиристель)

Цок-цек, цок-цек! (клёст)

Рюм-рюм-рюм! (снегирь)

Синь-синь-синь! (синица)

Воспитатель: Молодцы!

Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.

Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
Две синицы прилетели,
А во вторник – снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Десять жадных воробьев
В пятницу в столовой нашей 
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.

Воспитатель: Я вам хочу напомнить, что еда с нашего стола для птиц не годиться. Синичке можно предложить кусочек несолёного сала, воробьям хлебные крошки, крупу, семена, вороны всеядные птицы, снегири любят семечки арбуза, тыквы, облепихи, барбариса, свиристели любят рябину, голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

Чтобы кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

Чтобы правильно кормить птиц зимой, необходимо соблюдать следующие правила:

1. во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки – лучше сделать кормушки;
2. подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;
3. кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

4. корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время. 

5. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

6. Кормушки нужно держать в чистоте.

7. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

8. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

 

Запомнили? Давайте повторим некоторые правила.

Ответы детей.

3.Заключительная часть:

Воспитатель: А сейчас выходите, вставайте в круг, и давай те поиграем.

Игра называется “Угадай-ка”. Я вам буду бросать мяч, и называть птицу, а вы будете говорить перелётная это птица или зимующая.

Проводится игра.

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами говорили о зимующих птицах, как мы можем им помочь зимой. Что вам понравилось на занятии?

Ответы детей.

Воспитатель: А что было сложного на занятии?

Ответы детей.

Рефлексия

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофильм о зимующих птицах

Домашнее задание изготовить с родителями кормушки.

 

Конспект занятия "Зимующие птицы в кормушке"

Цель:

Учить детей изображать птиц аппликационным способом из отдельных частей разной формы и величины.

Задачи:

Продолжать формировать умения разрезать квадрат по диагонали на 2 прямоугольника.

Продолжать формировать умения вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника.

Закреплять навыки рисования мелких частей тела: клюв, лапки.

Развивать у детей речь, мелкую моторику пальцев рук, творческое воображение.

Воспитывать аккуратность, бережное отношение и заботу о птицах.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

 Методика проведения занятия:

1.Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, сядьте ровненько, спина прямая, ноги вместе. Скажите, а какое время года сейчас? 
А какие птицы зимуют с нами? Как их называют одним словом? - Зимующие. 
Назовите их. И почему они не улетают в теплые края, а остаются с нами зимовать? (ответы детей) 
А как вы думаете, ребята, трудно птицам зимовать? Почему? (ответы) 
А как люди и мы с вами можем помочь птицам перезимовать и не погибнуть в холодную зиму (ответы) 

2.Основная часть:
Вот и мы сегодня будем делать аппликацию зимующих птиц в кормушке, и тоже будем их кормить зернышками. А каких будем делать птиц, отгадайте: 

1. В серой шубке перовой и в морозы он герой, 
Скачет, на лету резвиться, не орел, а все же птица.

(воробей) 

2.Чернокрылый, красногрудый и зимой найдет приют, 
Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут.

(снегирь) 

3.Постучит в окошко птичка, ты кто? (синичка) 
Чтоб не мерзла за окошком, я ей кину хлеба крошку. 

Да, ребята, мы сегодня будем делать аппликацию зимующих птиц; снегиря, воробья, синицу. 

А сейчас немножко отдохнем. Встали. 
Физкультминутка: 
Птички в гнездышках сидят и на улицу глядят, 
Погулять они хотят и тихонечко летят. 
А сейчас, ребята, пройдите за рабочие места. 
Воспитатель выставляет 3 образа птиц, рассматривают. 
У вас на подносах исходные формы: квадрат, прямоугольник и еще 1 квадрат. Что мы будем вырезать из квадрата? (голова) 
Из прямоугольника? (Туловище) 
Если у кого прямоугольник желтый- -это будет синичка, красный- -снегирь, коричневый – воробей. 
Клюв, лапки, глаза – мы подрисовываем фломастером. Из полоски желтого цвета путем складывания гармошкой вырезаем кружочки - это корм для птиц, мы его просто высыпем в кормушку. 

А сейчас сделаем пальчиковую гимнастику "Дружба" 
Практическая деятельность детей. 

3.Заключительная часть:
В конце дети птичек ставят в свои кормушки и вешают на нарисованную березу. 
Рассматривают птиц. 
Воспитатель хвалит детей.


ПАМЯТКА ПО КОРМЛЕНИЮ ПТИЦ ЗИМОЙ.

 

Чтобы правильно кормить птиц зимой, необходимо соблюдать следующие правила:
1. Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки – лучше сделать кормушки;
2. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;
3. Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

4.Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время. 

5. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

6. Кормушки нужно держать в чистоте.

7. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

8. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

 


Приложение 4.

Приметы.1. Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.
2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
3. Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.
4. Перед метелью воробьи чирикают.
5. Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.
6. Синицы порхают под окном – к холоду.
7. В марте птички щебечут к хорошей погоде.
8. Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.
9. Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая птаха подаёт голос – загаданному сбыться.

 

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ.

1.Тема: Исследование птичьего пера.

Цель: научить обследовать новый предмет, закрепить знания  о птицах.

Наглядный материал: картинка с изображением птицы, перо.

Воспитатель задает детям вопросы.

                                 Кто это?

                                 Что есть у птицы?

                                 Чем покрыты ее тело и крылья?

                                 Зачем ей нужны перья?

                                 На что перья похожи?

                                 Что вы можете сказать о пере?

2.Тема : «Рассматривание птичьих следов»

Цель: научить различать птичьи следы.

Наглядный материал: рисунки птичьих следов.

Воспитатель задает вопросы

                                 Что это?

                                 Кто их оставил?

                                 Кто догадался?

                                 Чьи это следы? А это?

                                 Почему у воробья следы маленькие?

                                 Почему тут следы кончились?


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.


«Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?»
Цель: закрепить умение находить, узнавать и называть зимующих птиц.

«Кто как голос подает?»
Цель: пополнить активный словарь детей по теме «Зимующие птицы».
Воспитатель: Я предлагаю вам дети превратиться в птиц и рассказать от имени птицы, как она голос подает.
Дети:
Я ворона: кар-кар-кар. Я умею каркать.
Я сорока: стр-стр-стр. Я умею стрекотать.
Я сова: ух-ух-ух. Я умею ухать.
Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею тинькать.
Я голубь. Я умею ворковать. 
Я снегирь. Я умею свистеть.
Я воробей я умею чирикать.

«Сосчитай птиц»
Цель: закрепить умение согласовывать количественные прилагательные с существительными.
Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т.д.

«Большой – маленький».
Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.
Острый клюв – остренький клювик.
Тонкие лапки – тоненькие лапки.
Длинная шея – длинненькая шейка.
Белая грудь – беленькая грудка.
Черное крыло – черненькое крылышко.
Толстая шея – толстенькая шейка.
Короткий хвост – коротенький хвостик.
Светлые перья – светленькие перышки.

«Один – много»
Цель: уметь образовывать формы множественного числа существительных.
Одна ворона – много ворон,
Один воробей – много воробьев и т. д.

«Угадай по описанию»
Цель - научить составлять описательный рассказ. 
Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее. 

«Четвертый лишний»
Цель: учить знать и отличать зимующих птиц от перелетных.
Воробей, грач, сорока, синица.
Голубь, дятел, снегирь, ласточка.

«Чье это?»
Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
Крыло чье? – голубиное, воробьиное и т.д.

«Скажи наоборот»
Цель: закрепить знание детьми антонимов.
Клюв толстый – клюв тонкий,
Хвост длинный – хвост короткий

Пальчиковая гимнастика "Кормушка". 
Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки).
Прилетело? Мы расскажем. 
Две синицы, воробей, 
Шесть щеглов и голубей, 
Дятел в пестрых крылышках. 
Всем хватило зернышек. 

Подвижная игра «Собачка и воробьи». 
Цель - закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса. 
Ход игры: Один ребенок: «собачка», все остальные – «воробьи». 
Скачет, скачет воробей (дети скачут). 
Скок-поскок! 
Скок-поскок! 
Кличет маленьких детей (повторяют: «Чив! Чив! Чив!») 
Чив! Чив! Чив! 
Чив! Чив! Чив! 
Киньте крошек воробью, 
Я вам песенку спою: 
Чик-чирик! (повторяют: «Чик-чирик!») 
Чик-чирик! 
Вдруг прибежала «собачка» и громко залаяла. 
«Воробьи» разлетаются. 

Подвижная игра «Совушка»
Цель: учить выполнять движения по сигналу ведущего.
«День наступает – все оживает»,
Ночь наступает – все замирает».

Воробышки и автомобиль.

Дети встают за линию, начерченную на земле или обозначенную палочками,— это дом. Воспитатель с обручем в руках на противоположной стороне. Дети — воробышки перепрыгивают линию и бегают в разных направлениях по площадке. На слова воспитателя «автомобиль едет, летите в гнезда» воробышки бегут в дом.

Правила: бегать в разных направлениях, не наталкиваясь; находить свой домик, действовать по сигналу.

 

Птички в гнездышках.

С одной стороны площадки разложены обручи, сделанные из ивовых прутьев (или плоские из фанеры), по количеству детей. Каждый ребенок — птичка занимает гнездышко — обруч. По сигналу воспитателя «птички разлетаются» По другому сигналу летят на места (обруч).

Усложнение: разложить большие обручи, в которые встают по 3—4 детей,

 

Перелет птиц
На одном конце зала находятся дети – они птицы. На другом конце зала – пособия, на которые можно «залететь» (гимнастические скамейки, кубы и т.д.), - это деревья. По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - дети, махая руками, как крыльями, разбегаются по всему залу; на следующий сигнал: «Буря!» - бегут к возвышениям и прячутся там. Когда воспитатель произнесет: Буря прекратилась!», дети спускаются с возвышений и снова разбегаются по залу («птицы продолжают свой полет»). Во время игры воспитатель в обязательном порядке осуществляет страховку детей, особенно при спуске.

 

Синичка

 Перед началом игры выбирают ребенка, который будет выполнять  роль синички-мамы. Остальные дети «птенцы» встают в круг, берутся за руки и по сигналу взрослого начинают ходьбу, произнося текст:

 Покинула мама-синичка гнездо.

Без мамы-синички пусто оно.

Синички-птенцы без мамы скучают,

Один за другим из гнезда вылетают.

Скорее, синичка, найди малышей,

В семейном гнезде будет всем  веселей!

 

 «Мама» в это время выполняет за кругом любые движения, имитирующие полет.

 С окончанием слов дети разъединяют руки и начинают бегать в медленном темпе врассыпную по площадке.

 По команде воспитателя «Найди малышей!» «мама» ловит «птенцов». Ребенок, которого запятнали, отходит в указанное место, где лежит большой обруч – «гнездо», и выполняет любой вид ходьбы.    

Загадка:   К нам в окно зимой стучится

              Желтогрудая ….. (синица)

 

Подвижная игра «Птички и кошка»

Цель: закрепить умение действовать по сигналу, совершенствовать бег в разных направлениях, развивать внимание, ловкость.

Ход игры:

Обозначается круг. В центре водящий, он изображает кошку. Остальные дети находятся за пределами круга – они птички. Кошка засыпает, а птички влетают в круг и клюют зёрнышки. Кошка просыпается, потягивается и начинает ловить птичек, стараясь кого – либо запятнать. Птички спешат вылететь из круга. Тот, кого кошка поймала остается в кругу. Он считается пойманным. Когда кошка поймает 2-3 птички, выбирается другой водящий.

 

Подвижная игра «Пчёлки и ласточки»

Цель игры: расширение и углубление процесса взаимодействия детей с окружающими людьми, развитие ловкости, выносливости.

Ход игры:

Дети – пчёлы летают по поляне и напевают:

Пчёлки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своём гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчёлку поймает». С последними словами она вылетает из гнезда и ловит пчёл. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

Пчёлы летают по всей площадке.


Физкультминутка
«Воробышки как проснутся
Очень любят потянуться 
Обязательно зевнуть
Ловко хвостиком махнуть»,
А теперь мы галки
«Галка скачет, ловко пляшет
Галка крылышками машет
И взлетает без оглядки
Это Галкина зарядка».


НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПТИЦАМИ ЗИМОЙ.

Цель: формировать представления о жизни птиц зимой; воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.
Ход наблюдения:
Не видно в лесу тропинок,
В тулупах кусты стоят.
Уснувших жуков и личинок
Укрыл под корой снегопад.
Лети же, пичуга, к людям
И прячься скорей за окном, 
А мы кормить тебя будем
Крошками хлеба, пшеном.
Воспитатель задает детям вопросы.
- Каких птиц вы видите зимой около своего дома?
- Почему они прилетают к жилью человека?
- Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц?
- Почему зимующих птиц надо подкармливать?
- много ли птиц прилетает к нашим кормушкам?
- Какой корм они охотнее поедают?
- Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке?
- Есть ли кормушка возле вашего дома?

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СИНИЦЕЙ.
Цели:
- продолжать вызывать интерес к пернатым
- знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу. -Угадай, какая птица,
Бойкая, задорная, ловкая, проворная,
Звонко тенькает: «тень-тень!
Как хорош весенний день!» (синица)
Синица расписная свистит, не уставая.
За окном повешу ей
Я кусочек сала,
Чтоб теплей и веселей
Бедной птахе стало.

- Что это за птица?
- Как она выглядит и какого она цвета?
- Какие изменения происходят в жизни синиц зимой?
- Чем питаются синицы?
- Как люди заботятся о них? 
- Какую пользу синицы приносят? 
- Когда отмечают «синичкин» день? (в ноябре)
В народе говорят: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЗИМУЮЩИМИ ПТИЦАМИ.
Цели:
- закреплять знания о зимующих птицах;
- формировать представление о добывании пищи зимующими птицами;
- воспитывать желание заботиться о них и охранять.
 Ход наблюдения:
Вновь разгулялась вьюга,
Срывает снежные шапки.
Совсем замерзла пичуга,
Сидит, поджимая лапки.

Воспитатель задает детям вопросы.
- Каких птиц называют зимующими?
- Чем они питаются?
- Каких зимующих птиц вы знаете?
- Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?
- Как человек может помочь зимующим птицам?
Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам – синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВОРОНОЙ
Цели:
- расширять представления о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду;
- воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.
^ Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Шапочка серенькая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький 
А ходит босиком (ворона)
- Кто это, как зовут эту птицу?
- В чем особенности ее внешнего вида?
- Где она живет?
- Чем питается?
- Есть ли у нее враги?

Приметы: 
Ворона под крыло нос прячет – к морозу.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СНЕГИРЕМ.
Цели:
- формировать представления о зимующих птицах, заботе человека о них;
- знакомит с характерными особенностями снегиря.
Ход наблюдения:
Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.
- Как выглядит снегирь?
- Чем питается?
- Где зимует?
- Как человек заботится о нем?
- Почему снегирь прилетел к нам зимовать?

Каждый год я к вам лечу – 
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (снегирь)
Есть примета: если снегирь под окном чирикает – это к оттепели.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ГОЛУБЯМИ.
Цели: 
- закреплять представления о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними).
 Ход наблюдения:
Воспитатель задает детям вопросы
- Кто часто прилетает к нам на участок?
- Откуда ни к нам прилетели?
- Где они живут?
- Кто их кормит?
- Что они любят клевать?
- Как называется домик, где живут голуби?
- Голуби перелетные или зимующие птицы?

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СИНИЧКОЙ.
Цели:
- формировать представления о зимующих птицах, о заботе человека о них;
- учить узнавать их по внешнему виду.
 Ход наблюдения:
Зерен хочется синице,
Но в кормушку сесть боится.
«Будь смелее, не робей!»-
Приглашает воробей.

Воспитатель задает детям вопросы.
- Как выглядит синичка?
- Как передвигается и чем питается?
- Где зимует синичка?
- Как они кричит?
- Как человек заботится о ней?
- Почему синичка осталась на зимовку?
- Как люди отмечают «Синичкин» день?

СРАВНИТЕЛЬНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ СНЕГИРЯ И СВИРИСТЕЛИ.

Цели:
- на примере сравнения снегиря и свиристели - изучать особенности их строения, образа жизни (питания, движения);
- воспитывать познавательный интерес к птицам и желание помогать им холодной зимой.
 Ход наблюдения: 
Воспитатель загадывает загадки:
Грудка ярче, чем заря,
У кого? …. (у снегиря)

Северные гости
Клюют рябины грозди.
Так нарядны и ярки,
На головках хохолки! (свиристели)
- Как выглядит снегирь? (у самца снегиря спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно белое, хвост и крылья черные, а грудка ярко-красная. Самка окрашена скромнее – грудка у нее не алая, а темно-серая)
- Как выглядит свиристель? (оперение у нее нарядное, розовато-коричневого цвета, более светлое на груди и брюшке и темнее на спине. Голову свиристели украшают задорные серебристо-розовые хохолки. А на крыльях, словно нарисованные ярко-красным карандашом, ровные полоски.)

Предложить детям сравнить снегиря и свиристель. Что у них общего? (строение: это птицы пролетные, т.е. перемещаются с одного места на другое на относительно недалекое расстояние в поисках пищи, зимовки, отдыха; яркое оперение; они жители севера; любят ягоды рябины).
- Чем отличается снегирь отсвиристели? (размером: снегирь чуть больше воробья, а свиристель – размером со скворца, имеет хохолок, разная окраска оперения)
- Видим ли мы этих птиц на кормушках? Почему? (этих птиц чаще всего можно увидеть на кустах рябины, калины, можжевельника, так как они питаются ягодами и семенами этих растений)
- Можно ли по рассыпанным на снегу ягодам рябины определить, кто ими кормился? (поедая ягоды рябины, свиристели большую их часть роняют на снег, поэтому под деревом можно найти целые ягоды, а снегири поедают только семена, выбрасывая мякоть.Поэтому под деревом, на котором кормились снегири, всегда можно найти ягоды рябины с выеденной серединкой).
- Знаете ли вы как ведут себя снегири и свиристели? (снегири – птицы медлительные, неповоротливые, важные, драчливые, задиристые. Неторопливо перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево, медленно расклевывая ягоды рябины. Свиристели – веселые, быстрые, шустрые, торопливые, пугливые; налетают большими стаями на рябину, облепляя ее, жадно и торопливо клюют ягоды рябины, словно соревнуясь друг с другом).


ПОЭТИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА

На дворе морозище 
Градусов под сорок. 
Плачутся воробышки, 
Что весна не скоро. 
^ В. Звягина 

Воробышки игривые, 
Как детки сиротливые, 
Прижались у окна. 
Озябли пташки малые, 
Голодные, усталые, 
И жмутся, поплотней. 
^ С. Есенин 

Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо – 
На березе яблоки поспели!
Подойду поближе к ней,
И глазам не верится – 
Стайка алых снегирей
Облепила деревце!

Вот ворона сидит на заборе. 
Все амбары давно на запоре. 
Все обозы прошли, все подводы, 
Наступила пора непогоды. 
Суетится она на заборе — 
Горе ей, настоящее горе! 
Ведь ни зернышка нет у вороны 
И от холода нет обороны. 
^ Н. Рубцов 

Выбегай поскорей, 
Посмотри на снегирей! 
Прилетели, прилетели! 
Стайку встретили метели, 
А Мороз Красный Нос 
Им рябинки принес. 
^ А. Прокофьев 

Трудно птицам зимовать, 
Надо птицам помогать! 
Распилить я попросил 
Досочку еловую, 
Вместе с папой смастерил 
Птичкину столовую. 
^ А. Чепуров

Красные грудки, черные спинки –
Яркие птички, будто с картинки!
Что-то там ищут, клюют, посмотри!
Видишь? На белом снегу – снегири.
^ А. Берлова

Прилетели свиристели,
Заиграли на свирелях,
Засвистели: «Свири-свир!
Мы в лесу устроим пир!
Пусть опали с веток листья,
Шелестит осенний дождь,
Мы клюем рябины кисти –
Лучше ягод не найдешь

 ПОКОРМИТЕ ПТИЦ 

1. Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
2. Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.

3. Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
4. Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
5. Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
^ Александр Яшин



ЗАГАДКИ ПРО ПТИЦ.

Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое по плечи,
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Поднимет стрекот – крик!(сорока)

Ты с модницей этой, 
Конечно, знаком: 
Вертушке на месте 
Никак не сидится — 
Все хвастает 
Синим своим сюртуком 
И шапочкой синей гордится... (синица). 

Днем молчит, ночью кричит. 
(филин, сова)
На голом суку сидит, 
На весь двор кричит: 
"Кар-кар-кар!" (ворона) 

Серых перьев комок
На морозе продрог,
Скачет по дорожке,
Собирает крошки. 
(воробей)

Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку,
Кто узнал ее? 
(синичка)
Черный жилет, Красный берет, Нос как топор, Хвост как упор. 
(дятел)

От простуд он не страдает, 
Не страшится злобных вьюг 
И к зиме не улетает 
На далекий знойный юг. 
Пусть покроют снега груды 
И пригорок, и пустырь — 
Раз красавец прилетел к нам, 
Житель севера... 
(снегирь). 

Непоседа пестрая, 
Птица длиннохвостая, 
Птица говорливая, 
Самая болтливая! 
(сорока) 

Странный доктор есть на свете, 
Он деревья лечит, дети. 
— Где болит? Тук-тук! 
А, нашел. Тут, тут. 
(дятел) 

Выпал снег, а эта птица 
Снега вовсе не боится. 
Эту птицу мы зовем 
Красногрудым... 
(снегирем) 

Чик-чирик! 
К зернышку прыг, 
Клюй, не робей, 
Кто это? 
(воробей) 

Чернокрылый, красногрудый, 
И зимой найдет приют: 
Не боится он простуды, 
С первым снегом тут как тут! 

(снегирь) 

Северные гости
Клюют рябины грозди.
Так нарядны и ярки, 
На головках хохолки!
(свиристели)






Литературный вечер «Зимующие птицы»

(Подготовительной группа)


Цель:  Расширить знания детей о зимующих птицах  и учить проявлять заботу к ним.

Задачи:

Образовательные

- обобщить и расширить представления учащихся о птицах
- показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, 
- раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы;


воспитательные 
- воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, 
-прививать любовь к родной природе, 
- формировать целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем.


развивающие
- развивать творческое воображение и фантазию у учащихся  
- развивать логическое мышление и внимание,

Оборудование:  проектор, экран, авторская презентация, аудиозапись пения птиц,  дидактический материал для заданий - конкурсов:

Ход мероприятия

Организационный момент.

Сценка «Разговор птиц на лесной поляне» (Вариант в стихотворной форме)



Ворона:МАЛИК

Каррррр, карррр, Хулиганы…

Ох, и тяжко нам, бедным воронам, живётся!

Вечно нам от мальчишек сполна достаётся…

Только сядешь на ветку, и вид важный примешь,

Как в тебя уже дети прицелились, видишь.

Я никак не пойму, чем мы их раздражаем,

Мы ведь мирные птицы и им не мешаем…

Но над нами они потешаются вечно,

Нет житья нам…того и гляди искалечат!

Синичка (подлетает к кормушке, дрожит): КСЮША Б

Бр-р-р-р, замёрзла я…

Ворона:МАЛИК

Да уж, мороз нынче лютый…

Синичка:КСЮША Б

Добрый день! Вы здесь с кем-то общались как будто?

Ворона:МАЛИК.

Вот сижу и ворчу…Что же это такое?!

Нет на старости лет никакого покоя….

Села я на забор, подкрепиться хотела,

Ни с того ни с сего - детвора налетела

И снежками кидаться в меня начала!

Еле ноги свои я от них унесла…

Вот… голодной осталась опять… Так обидно…

Синичка:КСЮША Б

Да уж, и как им не стыдно?!

И синицам, поверьте, не легче живётся,

Нам ведь тоже зимою порой достаётся…

Ищешь крошечку хлеба иль сала кусочек,

А бывает, голодной сидишь днём и ночью.

И статистика радости не добавляет –

Из десятка лишь девять синиц выживает.

Ох, подружки мои, я их очень жалею…

Ворона (важно): САША А

Что тут скажешь?! Зимою и птицы, и звери

От мороза и голода очень страдают

Но от гибели верной их люди спасают.

Синичка: Люди?!КСЮША

Ворона:САША АНТ

Нынче Сорока трещала о том,

Что теперь мы по-новому все заживём.

Говорила, что дети в наш лес приходили

И кормушки заботливо нам мастерили.

Синичка:

Что ещё за кормушки? А ну-ка поведай…

Ворона:САША А

Ребятишки решили кормить нас обедом.

Крошки хлебные, семечки, сало несут,

И в кормушки для птиц угощенье кладут.

Синичка: КСЮША Б

Вот так новость! Я вспомнила - раньше в деревне,

Я видала кормушки с едой на деревьях!

Да… бывало, я там угощалась,

Так не раз я от смерти голодной спасалась.

А однажды без сил подлетела к кормушке,

Так надеялась хлеба найти там горбушку,

Но ребята забыли насыпать еду,

Было трудно мне, думала, что пропаду…

Может быть, обмануть нас Сорока решила?

Ворона:САША А

Ох, да всё может быть… Может, зло пошутила…

Предлагаю я к детям сейчас обратиться,

Помогите, ребята, зимующим птицам…

Очень просим, кормушки для нас смастерите,

И чтоб свежей еда в них была, проследите.

Синичка:КСЮША Б

Расчищайте в них снег, будем мы благодарны,

А весною мы песни свои вам подарим…

Ворона:МАЛИК

Каррр… А я попрошу, больше птиц не пугайте,

От нападок недобрых людей защищайте.

Вместе:

Добрым домом для всех нас пусть будет планета,

Ваши меньшие братья вас просят об этом!!!


  1. учитель начальных классов

  2. МОУ «СОШ с. Поповка

  3. Саратовского района

  4. Саратовской области»

  5. Лебедева Е. С.

  6. 2009-2010 уч. год

  7. В гостях у зимующих птиц

  8. Сценка «На лесной полянке»

  9. Автор. Как-то вместе собрались

  10. На лесной поляне птицы:

  11. И Снегирь, и Воробей,

  12. Сорока, галка, две Синицы.

  13. Овсяница: Чирк-чирк! Хулиганьё!

  14. Ой, болит крыло моё!

  15. Вы видали? Вы видали?

  16. Как в меня снежком попали?

  17. Автор. Причитает овсяница.

  18. Овсяница. Ох и бедная я птица!

  19. Вот мальчишки, вот беда!

  20. И не скрыться никуда!

  21. Снег для них – одна забава,

  22. А для нас погибель, право!

  23. Синица 1: Что кричишь ты, Овсяница?

  24. Автор. Говорит ей вдруг Синица.

  25. Синица 1: Ведь снежок – то – ерунда!

  26. Голод – страшная беда!

  27. Снег покрыл кругом поля,

  28. Вся белёшенька земля.

  29. Чем кормиться, как нам жить?

  30. Как нам, бедным птицам, быть?

  31. Синица 2: Ох и трудно нам, сестрички.

  32. Автор: Вторит ей ещё синичка.

  33. Синица 2: Целый день порой летаем,

  34. Чтобы крошечки найти.

  35. Говорят, что погибают

  36. Девять нас из десяти.

  37. Автор: Галка, что едва жива,

  38. Тоже вставила слова…

  39. Галка: Я согласна, в такой холод

  40. Главный враг наш – это голод!

  41. Овсяница. Что, Воробышек, молчишь,

  42. Крылья вниз, и сам дрожишь?

  43. Воробей. Как же мне-то не дрожать,

  44. Видно, скоро умирать,

  45. Не нашёл я крошки хлеба,

  46. Где сегодня только не был!

  47. Синица 1: Подождите, не грустите,

  48. Ведь зимою этой птицам

  49. Корма будет очень много:

  50. Крошки хлеба и пшеница…

  51. Снегирь: А откуда этот слух?

  52. Не сорока ль натрещала?

  53. Ей давно никто не верит,

  54. Прибаутку рассказала!

  55. Сорока: Я трещала? Сочиняла?

  56. Вот что я вчера узнала:

  57. В школах дети не зевают,

  58. Как помочь нам, точно знают.

  59. И кормушки мастерят

  60. Дружно, споро, вместе, в лад.

  61. Синица 2: Их накроют прочной крышей,

  62. Такой, что ветер не сорвёт,

  63. И там, в удобной очень нише,

  64. Зимою птица корм найдёт.

  65. Автор: Птицам трудно выживать

  66. В стужу и мороз,

  67. Значит надо помогать

  68. Им, друзья, всерьёз!

  69. Зима пройдёт, и птичьи трели

  70. Пробудят землю ото сна,

  71. Сольются с звуками капели,

  72. И к нам скорей придёт весна!


  1. учитель начальных классов

  2. МОУ «СОШ с. Поповка

  3. Саратовского района

  4. Саратовской области»

  5. Лебедева Е. С.

  6. 2009-2010 уч. год

  7. В гостях у зимующих птиц

  8. Сценка «На лесной полянке»

  9. Автор. Как-то вместе собрались

  10. На лесной поляне птицы:

  11. И Снегирь, и Воробей,

  12. Сорока, галка, две Синицы.

  13. Овсяница: Чирк-чирк! Хулиганьё!

  14. Ой, болит крыло моё!

  15. Вы видали? Вы видали?

  16. Как в меня снежком попали?

  17. Автор. Причитает овсяница.

  18. Овсяница. Ох и бедная я птица!

  19. Вот мальчишки, вот беда!

  20. И не скрыться никуда!

  21. Снег для них – одна забава,

  22. А для нас погибель, право!

  23. Синица 1: Что кричишь ты, Овсяница?

  24. Автор. Говорит ей вдруг Синица.

  25. Синица 1: Ведь снежок – то – ерунда!

  26. Голод – страшная беда!

  27. Снег покрыл кругом поля,

  28. Вся белёшенька земля.

  29. Чем кормиться, как нам жить?

  30. Как нам, бедным птицам, быть?

  31. Синица 2: Ох и трудно нам, сестрички.

  32. Автор: Вторит ей ещё синичка.

  33. Синица 2: Целый день порой летаем,

  34. Чтобы крошечки найти.

  35. Говорят, что погибают

  36. Девять нас из десяти.

  37. Автор: Галка, что едва жива,

  38. Тоже вставила слова…

  39. Галка: Я согласна, в такой холод

  40. Главный враг наш – это голод!

  41. Овсяница. Что, Воробышек, молчишь,

  42. Крылья вниз, и сам дрожишь?

  43. Воробей. Как же мне-то не дрожать,

  44. Видно, скоро умирать,

  45. Не нашёл я крошки хлеба,

  46. Где сегодня только не был!

  47. Синица 1: Подождите, не грустите,

  48. Ведь зимою этой птицам

  49. Корма будет очень много:

  50. Крошки хлеба и пшеница…

  51. Снегирь: А откуда этот слух?

  52. Не сорока ль натрещала?

  53. Ей давно никто не верит,

  54. Прибаутку рассказала!

  55. Сорока: Я трещала? Сочиняла?

  56. Вот что я вчера узнала:

  57. В школах дети не зевают,

  58. Как помочь нам, точно знают.

  59. И кормушки мастерят

  60. Дружно, споро, вместе, в лад.

  61. Синица 2: Их накроют прочной крышей,

  62. Такой, что ветер не сорвёт,

  63. И там, в удобной очень нише,

  64. Зимою птица корм найдёт.

  65. Автор: Птицам трудно выживать

  66. В стужу и мороз,

  67. Значит надо помогать

  68. Им, друзья, всерьёз!

  69. Зима пройдёт, и птичьи трели

  70. Пробудят землю ото сна,

  71. Сольются с звуками капели,

  72. И к нам скорей придёт вес-Правильно, ребята. Это птицы -  наши пернатые друзья! И мы поговорим о зимующих птицах нашего города, нашего края. Как вы думаете, почему созрел такой разговор?

-Для чего мы здесь собрались? (Ответы детей)


 – Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (Являются санитарами леса и поедают вредных насекомых. Сохраняют цепи питания. Создают красоту в природе.)

- Птицы имеют огромное значение в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей растения. Например:  пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь)


– Много ли птиц можно увидеть зимой?

– Почему зимой так мало птиц?

– Почему они улетели в тёплые страны?

Воспитатель

Чудесные создания.
Они летают и поют, землю свято берегут.
Скажите, дети, 
Можно жить без птиц на свете?
Что случится, что случится,
Если птицы пропадут?


Ребенок: МАША Ф.

Букашки, жучки, червячки
На деревья нападут
И съедят кору, листочки,
Обглодают ветки, почки.
Вот что будет, если птицы все исчезнут – пропадут!

И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья,
Чик - чирика воробья.
Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете!


-Как называют птиц,  которые проводят с нами зиму?  (Их называют зимующими птицами.) Вы наверняка многих из них знаете и легко угадаете их по  внешнему виду.

1. Игра “Узнай птицу” Слайды

 (появляются слайды  и дети по фотографиям  определяют птиц)

-А теперь давайте познакомимся с зимующими птицами поподробнее.

«СОРОКА» Б.Заходер ( Анжелика)

Взлетела сорока высоко.
И вот тараторит сорока,
Что сахар ужасно соленый,
Что сокол не сладит с вороной,
Что раки растут на дубе,
Что рыбы гуляют в шубе,
Что яблоки синего цвета,
Что ночь наступает с рассвета,
Что в море сухо-пресухо,
Что лев слабее, чем муха,
Всех лучше летают коровы,
Поют же всех лучше совы,
Что лед горячий-горячий,
Что в печке холод собачий

И что никакая птица
В правдивости с ней не сравнится!

Стрекочет сорока, стрекочет —
Никто ее слушать не хочет:
Ведь в том, что болтает сорока,
Нет никакого прока!

Умнейшие птицы, способные распознавать собственное отражение в зеркале. Зимой сороки могут питаться мелкими грызунами, а летом им это не нужно. Обладают непреодолимым влечением ко всему блестящему. Поддаются дрессировке и остаются верными своим хозяевам. Сорок можно научить считать и чистить свои клетки при помощи подручных средств.

Сороки всеядны – они могут есть как растительную, так и животную пищу (насекомых, мелких млекопитающих или ящериц).

Излишки пищи эти птицы зарывают в землю, причем потом без проблем находят эти тайники.

Сороки – не воровки, они просто любопытны. Эти птицы проявляют интерес к различным предметам, и предпочтения именно блестящим вещам не отдают.

«КЛЕСТ» Михайлов ( Алиса)

Зажав меж лапок сосны шишку
Он, как листки знакомой книжки,
Клюет из шишки семена,
Ведь на сосне он здесь с утра.
А под сосну здесь, как всегда,
Летит от шишек шелуха.
Среди ветвей он очень ловок
В оранжевой одежде новой.
Мелькает только серый хвост —
Зовется эта птичка КЛЁСТ.

Клест умудряются в зимние холода вывести и даже выкормить потомство. У клестов нет причин бояться хищников, ведь питание семенами шишек насыщает организм птиц смолами и делает его горьким на вкус.

«ПОПОЛЗЕНЬ» Павел Барто (Миша Л)

Голубая спинка,
Рыженький бочок.
По стволу осинки,
За скачком скачок,
Поползень вертлявый
Скачет вверх и вниз;
В ствол залез дырявый,
Клювом вниз повис.
Вертит он головкой,
К дятлам заглянул,
Из-под чёрной бровки
Искоркой сверкнул,
Свистнул: «Эй вы, дятлы!
Клювом вниз скачу…
Вам такое вряд ли,
Дятлам, по плечу!»

Сам поползень долбить дупло не умеет, поэтому отдает предпочтение старым дуплам дятлов либо естественно образовавшимся расщелинам в стволе дерева.

Имеет несколько имен — ямщик, волчок, и самое ласковое — поползушка. Еще одно немецкое название- дятлосиница.

Поползни, они же ямщики, умеют передвигаться по стволам деревьев вниз головой, цепляясь за них коготками. Поползень запаслив, и начинает готовиться к зиме заранее. Гнездо он утепляет с помощью воды и глины, и натаскивает туда до двух кг. провианта, чтобы с комфортом перезимовать.

ГАЛКА Саша Черный (Артем К)

На заборе снег мохнатый
Толстой грядочкой лежит.
Налетели вмиг галчата…
Ух, какой серьезный вид!
Ходят боком вдоль забора,
Головёнки изогнув,
И друг дружку скоро-скоро
Клювом цапают за клюв.
Что вы ссоритесь, пичужки?
Мало ль места вам кругом —

На берёзовой макушке,
На крыльце и под крыльцом.
Эх, когда б я сам был галкой —
Через форточку б махнул
И весёлою нырялкой
В синем небе потонул…

Галка – животное с феноменальной памятью. Они легко запоминают лица людей. Так, взрослые особи могут распознать человека, который когда-то принес вред их гнезду. Узнав обидчика, животные начинают издавать неистовый крик. Этот крик служит предупреждающим сигналом для остальной части стаи.

Физкультминутка   «Не ошибись!»

- Я называю птиц, а вы должны различить  зимующих и перелётных. Если я называю перелётную птичку - машете руками («крылышками»)

Если зимующую – приседаете



ЖЕЛТОВЛАСЫЙ КОРОЛЕК Иванова (Дарина М)

Шелестит в уборе сосен
Желтовласый, королек
Пыль сосновую разносит…
Он как легкий огонек.
То потухнет, то запляшет,
То, порхая стрекозой,
Быстро крылышками машет
Над янтарною слезой.
Видит крошка — королек:
Вязнет в кроне червячок.

Королек такая птица
Весь в наперстке уместится.
И зимой на соснах он
Свиристит синицам в тон.

Очень маленькая птица (самая маленькая в стране). Ее называют европейскими колибри. Несмотря на маленькие размеры, корольки съедают приблизительно 10 миллионов насекомых в году. По преданию, королек получил свое прозвище не только из-за хохолка в виде короны. По легенде он принимал участие в соревновании птиц, кто из них ближе всех подлетит к Солнцу. Королёк, спрятавшись под крылом орла, взлетел выше него и победил, но из-за маленького размера его не могли назвать королём, а стали звать корольком.
СНЕГИРИ Борина ( Маша Ф)

Ой, какие снегири
Цвета утренней зари,
На деревья сели
Яркой акварелью.
Черненькие шапки,
Тоненькие лапки,
Круглые пушочки,
Розовые щечки.
Флейтой засвистели,
Ух ты, полетели.

СНЕГИРИ Прописнова (Велимир)

Попросили снегири Алой краски у Зари.

— Мне не жаль, — Заря сказала,

Грудки им разрисовала,

Лишь за крылышки взялась…

Стайка раз — и поднялась.

Вот теперь всем ясно,

- Почему у снегирей

Только грудки красные.

Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. При сильных морозах, чтобы сохранить тепло, снегирь стоит неподвижно, как памятник. Иногда даже может показаться, что он замерз. Интересно, что снегиря можно приручить.


ДОБРЫЙ ДЯТЕЛ Гвоздев (Саша Ш)

Добрый дятел – лесу лекарь

И летучая аптека.

Если с кем беда случится,

То он вмиг к нему примчится.

– Что, сосенка, заболела?

Мошкара тебя заела?

Да-а-а, тебя на самом деле

Короеды одолели.

Но даю тебе я слово

– Будешь ты опять здорова!

Дятел может улететь в теплые края, а может и остаться, добывая себе пропитание из небольших щелей в стволах деревьев.

Существует несколько видов дятлов. В наших лесах  и в городе  чаще всего встречается большой пестрый дятел. Он украшение нашего леса. Дятел - труженик. Расклюет дятел в своей “кузнице” шишку и летит за новой. Нередко стайки синичек и других маленьких птичек летают вслед за дятлом.


СВИРИСТЕЛЬ А.Барто (Семен И)


К нам с ветрами прилетели

Стаи ярких свиристелей.

Прилетели свиристели,

Песню севера запели.

Пусть метель, как старый мельник,

Белит сосны, белит ельник

-Много ягод свиристелям

Заготовил можжевельник…

Есть крушина, есть калина

, А в колхозе, у овина,

Стынет в инее рябина.

Как пришла пора метелей,

Налетели свиристели.

Заскрипели, засвистели…

Все до ягодки поели.


Свиристели очень прожорливы. Одна птичка может полностью обчистить рябину или куст смородины.

Часто съедается больше ягод, чем можно переварить. Тогда всё, что не переварилось, выйдет целым и невредимым. Так распространяются многие таёжные растения.

Хотя свиристели готовы питаться бесконечно, они никогда не собирают пищу с земли – строение лап не позволяет ходить. Поэтому они объедают деревья и кустарники.

«Экспресс - ответ» ( дети становятся в круг) Вопросы:

1.Какая птица съедает за сутки столько, сколько весит сама? (синица, свиристель)

2.У какой птицы бывает до 15 птенцов? (синица)

3.Какую птицу называют «Лесным санитаром»? (синица)

4. «Лесным доктором» (дятел)

5.Какая птица выводит птенцов за лето 2 раза? (синица)

6.У какой птицы поют и самец, и самка? (снегирь)

7.На какой музыкальный инструмент  похоже пение снегиря? (флейта)

8.Какая птица помогает лесу вырасти там, где его прежде не было? (кедровка)

9.Каких птиц можно научить говорить? (ворона)

10.У какой птицы при ухаживании самец приносит кисточку ягод? (свиристель)

11.Какую птицу называют «лесником»? (кедровка)

12.Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)

13.Какая птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой (поползень)

СИНИЦА Юрий Синицын (Саша А)

Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям —
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.

«Тинь-тень, тилли-тень,
Все короче зимний день —
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек».


   Синицы  - очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые коготки. Но зимою синички  очень страдают от холода и голода… Их обязательно нужно подкармливать.  

считаются самыми выносливыми птицами. Интересная особенность — в морозы они дрожат, но не от холода, а чтобы вырабатывать и сохранять тепло. Связано это с особыми движениями мышц.

По закону Людовика Баварского в 13 веке учрежден «большой штраф для любого, кто осмелится убить синицу — самого усердного истребителя насекомых».

СОЙКА П. Комаров (Кирилл Л)                     


Непоседливая сойка
Хитрым делом занята:
Пересмешничает бойко
Возле каждого куста.

Всем она дает уроки,
И сама за полчаса
У дрозда и у сороки
Перехватит голоса,

Петухом зальется звонко,
Фыркнет кошкой у окна,
Передразнит жеребенка —
Молодого скакуна.

Лесоруб идет с пилой —
Сойка вертится юлой:
Глаз жемчужный завела
И запела, как пила!..

Всех смешит шальная птица,
Потерявшая покой.
И народ не зря дивится
Пересмешнице такой.

Сойка может запасти до 4 кг желудей, умеет подражать пению других птиц и человеческому голосу. Отсюда её второе название – сойка пересмешница.

Развитый мозг соек позволяет им отыскивать различные способы, которые делают жизнь птиц легче. Подобным примером является посещение ими муравейников.Птицы делают это при разведении в оперении паразитов или в профилактических целях. Муравьиная кислота, выпускаемая насекомыми для того, чтобы прогнать птицу, убивает нежелательные паразитирующие организмы.

ГОЛУБИ Борина (Ксюша А)

Кто воркует во дворе?
Крылья, словно в серебре,
Ходит очень важно,
Не боится даже.
Можно близко подойти,
Не свернет смельчак с пути.
Это сизый голубок,
Только он не одинок.
Голубей здесь стайка,
Корма птичкам дай-ка.
Можно хлебных крошек
И зерна немножко.
Ждет тебя, иди скорей,
Стайка диких голубей.
Поклевали хлеба,
Улетели в небо!

Всего в мире существует 35 видов голубей. Самым распространённым из них является сизый, именно этих птиц вы можете увидеть у себя за окном.

Голуби водятся на всех континентах, кроме Антарктиды. Там для них слишком холодно.

Во многих культурах они считаются “птицами мира”. Памятники им можно увидеть в более чем тридцати городах разных стран.

Голуби отличаются великолепной памятью, благодаря чему их долгое время использовали в качестве почтовых птиц.

СОВА Фомина (Аня М)

Ночью спят и зверь и птица,
Только ей одной не спится, —
Знает весь лесной народ:
Всё у ней наоборот.
Но сова одна лишь знает,
Отчего и что бывает
Даст сова такой совет,
Что его мудрее нет.
Всё про всех сова услышит.
Ночью в свой дневник запишет,
Кто напал и съел кого,
Как в лесу зовут его.
Силы зря она не тратит,
Но уменья не утратит
По ночам мышей ловить
И гнездо из веток вить.
Потому не суетится,
Как пугливая синица:
Та, что так для всех важна,
Суетиться не должна.

У сов необычные глаза. У них нет глазных яблок. Их органы зрения скорее следует называть глазными трубками. Они имеют вытянутую форму, а на месте их удерживают склеротические кольца – костистые структуры в черепе. Из-за этого совы не могут двигать или вращать глазами, и именно потому настолько повышена подвижность их шеи.

У совы 3 века. Каждое веко имеет свою функцию; одно для моргания, другое для сна, и еще одно для поддержания чистоты и здоровья глаз.

Народные приметы:

Народные приметы о птицах в свое время были незаменимы для земледельца. Поведение птиц подсказывало нашим предкам, что погода изменится. А это значит, что волей-неволей птицы помогали человеку

 Давайте вспомним народные приметы, связанные с зимующими птицами. Я начинаю, а вы продолжаете.

Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель.

В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.

Вороны прячут клюв под крыло – к холодам. 

Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.

Синички с утра пищат – значит будет мороз

Если вороны устраивают в небе хороводы - быть снегопаду.

Сова кричит — к морозу.


2.Значение природных условий для жизни зимующих птиц.

– Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?

– Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы, легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время. 

В это  зимнее время необходимо позаботиться о птицах –наших  верных друзьях леса и сада. Не только летом, но и зимой  они целыми днями прыгают с ветки на ветку, ищут щели и трещинки в коре, где  спрятались насекомые. Если же ветки покрылись ледяной корочкой или был сильный снегопад, их поиски бесполезны.

Мы – юные экологи  непременно должны придти на помощь!

Приучите птиц зимой

К своему окну,

 Чтоб без песен не пришлось


7 . Стихотворение  Дарина

Покормите птиц зимой, пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты их корма – гость одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть!

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

9. Корма для птиц.

– А какой корм можно положить в кормушку ?(Ответы детей)

Слайды  Семена подсолнечника, дыни и тыквы едят почти все птицы.

Пшено и просо – любимая еда воробьев и овсянок.

Семена репейника, крапивы, конского щавеля, лебеды охотно едят все зерновые птицы.

Собирают семена в августе-сентябре, пока они еще не осыпались. Для заготовки семян срезают все растение и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек.

Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно класть в кормушку. Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.

Памятка “Главное правило при подкормке птиц”

Слайд. Нельзя кормить птиц солеными продуктами и ржаным хлебом. Это смертельно опасно для них!

– Сохраним природу земли! Слайд

Об этом мы должны помнить всегда!