Форсирование Днепра
Выполнила : Кравченко Екатерина,
ученица 11 класса МОУ «Кораблинская СШ №1»
Учитель истории : Баранова Елена Евгеньевна
Битва за Днепр была одной из самых кровопролитных за всю историю войн. Это сражение представляло собой целый ряд стратегических операций, осуществленных советскими войсками в 1943 году. В их число входило и форсирование Днепра.
К концу сентября 1943 года войска Центрального, Степного, Воронежского и Юго-Западного фронтов почти одновременно подошли к Днепру.
Командование Советской Армии задумалось над тем, каким образом произвести переправку войск и техники через реку.
П ереправу войск через реку усложняла ее особенность- правый берег намного выше и круче левого . Кроме того , противоположный берег немецкие войска усилили большим количеством преград и фортификационных сооружений.
Командование Советской Армии задумалось над тем, каким образом произвести переправку войск и техники через реку.
Было разработано два плана, в соответствии с которыми могло происходить форсирование Днепра.
Первый план включал в себя остановку войск на берегу реки и стягивание дополнительных частей к местам предполагаемых переправ. Далее предполагался массированный прорыв, который должен был закончиться окружением линий обороны немцев и оттеснением их войск на невыгодные для них позиции. Но такой вариант давал время противнику на стягивание в район Днепра дополнительных сил, что подвергало наши войска большой опасности быть атакованными механизированными частями немецких соединений.
Второй план предусматривал форсирование Днепра советскими войсками путем нанесения мощного удара без какой-либо подготовки сразу по всей линии фронта. Такой план не давал времени немцам на оборудование так называемого Восточного вала, а также на подготовку обороны своих плацдармов на Днепре.
Этот вариант мог привести к огромным потерям в рядах Советской Армии.
Форсирование Днепра проводилось
12 советскими армиями .
Первая переправа через реку началась 22 сентября 1943 года силами 40-й армии, входившей в состав Воронежского фронта (командующий- Василий Степанович Петров) и 3-й танковой армии (командующий генерал-лейтенант Павел Семенович Рыбалко ) .
Был взят плацдарм, располагавшийся в районе слияния двух рек – Припяти и Днепра. Через 2 дня –плацдарм неподалеку от Днепродзержинска, через 4 дня -в районе Кременчуга. К концу месяца на противоположном берегу реки Днепр образовались 23 плацдарма.
Штатных плавсредств для переправки солдат и боевой техники катастрофически не хватало. Реку переплывали на случайно найденных рыбацких лодках, самодельных плотах, сколоченных из бревен, досках, стволах деревьев и даже на бочках. Такое положение дел приводило к затяжным боям и значительному увеличению потерь со стороны советских войск.
Для того, чтобы как-то рассредоточить мощный огонь, производимый немецкой артиллерией, было создано много ложных плацдармов. Их целью было имитировать массовость переправы.
Форсирование Днепра советскими войсками – это ярчайший пример героизма.
Солдаты переплывали реку под шквальным огнем противника. Закрепившись на уже завоеванных плацдармах, они прикрывали своим огнем новые силы, которые прибывали к ним на подмогу. Значительную помощь советским войскам в ходе форсирования Днепра оказали ( 17 332 советских партизан. Они совершали нападения на подразделения немецких войск, вели разведку, служили проводниками для переправившихся подразделений советских войск.
Форсирование Днепра -это пример необыкновенного мужества и самопожертвования, проявленного советскими воинами. Звание Герой Советского Союза было присвоено 2438 воинам. Командующие армиями были награждены орденом А.В.Суворова 1-й степени, командиры корпусов , дивизий , бригад- орденом А.В.Суворова 2 степени, командиры полков , саперных , инженерных батальонов – орденом А.В.Суворова 3-й степени.
Такое поистине массовое награждение было единственным за все время Великой Отечественной войны.