СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кравченко Екатерина «Реликвия Покровского храма села Яблонево»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Историческая исследовательская работа, представленная  в 2019 году на XX Всероссийский конкурс  «Человек в истории. Россия -XX век»

Просмотр содержимого документа
«Кравченко Екатерина «Реликвия Покровского храма села Яблонево»»

Муниципальное образовательное учреждение

"Кораблинская средняя школа № 1"











XX Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия -XX век»





Номинация конкурса - мини-исследование.

«Реликвия Покровского храма села Яблонево».








Автор: Кравченко Екатерина Сергеевна

391203, Рязанская область, Кораблинский район,

д.Великая Лука, ул.Новая, д.11, кв.1

телефон:8920-998-64-09

электронный адрес:[email protected]

"Кораблинская средняя школа № 1"

10 класс

391201, Рязанская область , г. Кораблино, ул Коминтерна,д.36

телефон:8(49143)5-07-99, 8(49143)5-15-26

[email protected]

Руководитель: учитель истории Баранова Елена Евгеньевна

391201, Рязанская область, г.Кораблино, ул. Привокзальная , д.67А , кв.1

телефон:8910-638-99-05

[email protected]











2019год





Содержание

Введение.....................................................................................................стр.2

Наказ кушуновского батюшки.................................................................стр. 2

Из истории строительства Покровского храма......................................стр.3

И чудо свершилось...................................................................................стр.6

Возрождение храма................................................................................... стр.7

Приложения................................................................................................стр.8

Список литературы....................................................................................стр.9























Я живу в деревне Великая Лука Яблоневского сельского поселения Кораблинского района. В округе нашей местности есть интересные места и достопримечательности, которые, по моему убеждению, достойны внимания приезжающих к нам людей, да и не только их. Лично у меня возникло желание узнать об истории одной из церквей, расположенной в соседнем селе Яблонево. Интерес возник не случайно.

Однажды я услышала историю о чудесном исцелении больной девочки с помощью pеликвии, находившейся в Яблоневской церкви. Каждый человек надеется на чудо, но не всякий верит в него. А как не верить, если есть живые свидетели случившегося?

По рассказам старой жительницы села, Санфировой Антонины Федоровны, в этой церкви находилась особенная икона Божьей Матери с младенцем на руках. Случилась у женщины страшная беда в семье - двухлетняя дочь Нина вдруг перестала ходить. Целыми днями она лежала в кроватке и плакала. Антонина Федоровна молила Бога о выздоровлении дочери, врачи и медицина оказались бессильны перед недугом. И тогда она узнала, что в соседнем селе Кушунове есть человек, который сможет ей помочь- батюшка местной церкви. "Дочь твоя жить будет, -сказал Антонине кушуновский батюшка. -И ходить будет. Только ты вот что сделать должна..."1 Именно он рассказал ей о чудодейственной силе иконы Божьей Матери, некогда находившейся в Яблоневской церкви.

Откуда же взялась икона в храме и какова его, храма, история? Вот что я узнала.

История Яблоневского храма уходит в далекое время XVII века. Мне удалось найти некоторую информацию об этой церкви в архиве Кораблинского музея. Его сотрудники предоставили моему вниманию книгу Иоанна Добролюбова "Историко – статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии , ныне существующие и упраздненных, со списками их настоятелей за XVII, XVIIIи XIX столетие и библиографическими указаниями" Том 2. Согласно материалам этой книги я узнала, что в селе Яблоневе церковь по окладной книге 1676 года именуется Пятницкою, в честь великомученицы Параскевы Пятницы. "При ней церковных пашен состояло тринадцать четвертей в поле, сенных покосов на тридцать копен."2К ее приходу относились почти все окрестные деревни Крутое, Щелево, Чулково и Летово. "В них считалось шестьдесят восемь дворов … сорок три двора крестьянских, семь дворов бобыльских и всего сто девятнадцать дворов. В 1734года при Пятницкой церкви показано только 53 приходских двора. В 1844 году вместо прежней обветшавшей, поставлена ныне существующая Покровская церковь с приделами Пятницким и Богословским"3.

По рассказам местных жителей известно, что строили ее своими силами, на совесть, добротно из подручных материалов. Только рецепты для того были особые. Пожилые люди в селе Яблонево и теперь покажут место за огородами, где в бытность кирпич обжигали. "Приспособлений-то всего - ямка, да станок с педалью для штамповки. За хорошей глиной ездили на Неделинский хутор. Там же песок брали и торф. Говорят, что торф был отличный, черный как уголь. Особая технология применялась и при изготовлении извести. Поначалу ее на два - три года закладывали в ямку, где она крепости набиралась. И уж только потом раствор готовили."4 В некоторых случаях для лучшей прочности добавляли сырые куриные яйца. Кладка считалась крепкой и долговечной, если, приподняв ряд за верхний кирпич, на нем могло держаться еще двенадцать.

В этой книге упоминается о древней деревянной иконе Божьей Матери Страстной, которая пользуется глубоким уважением не только у прихожан, но и у окрестных жителей. "Церковной земли во владении состоит 79 десятин 545 сажень, на которую имеется план и межевая книга. В состав прихода, кроме села с 92 дворами, входят деревни: Щелева с 42 дворами, Чулкова с 77 дворами, Чулковские Выселки 12 , Крутая 73 двора, Щелевские Выселки с 8 дворами в коих мужского пола 1074 человек, женского пола 1079."5 Известно стало, что по штату церкви предусмотрен один священник. Из священнослужителей этой церкви известны:

"Симеон 1676год

Иродион Данилов рук.в 1682 год 13 сентября

Аврамий Данилов рук.в 1691 году 28 января

Матфей Симеонов рук.в 1700 году 29 марта

Петр Иродионов рук.в 1704 году 4 июля

Иоанн Матвеев упр. в 1734 году

Василий Иоаннов рук.в 1741 году 23 мая

ИоанникийАврамиев ум.в 1746году

Алексий Иоанникиев рук.. в 1746 году 23 декабря

Терентий 1787год

Василий Елисеев 1797 -1836 год

Антоний Васильев 1806-1823годы

Захарий Феодоров Яблонев 1823-1855годы

Илья Тимофеев Васильев 1836-1863годы

Евфимий Григорьев Незлобин 1855-1881годы

Петр Иоаннов Теологов 1864 -1872 годы

Михаил Липягов 1881 год"6

Покровская церковь благополучно просуществовала до 30-х годов прошлого века. По воспоминаниям сельчан, священник служил исправно, по великим праздникам устраивал торжественные шествия по селу и окрестным деревням. По обычаю он должен был посетить каждую избу, без этого крестьяне за стол не садились. Так что в некоторых деревнях праздник наступал на второй, а то и на третий день.

В 30 -е годы храм был разграблен и разгромлен... Спустя некоторое время его заняли под склад, туда стали ссыпать зерно. Многие иконы еще оставались внутри, в том числе и чудодейственная икона Божьей Матери с младенцем на руках: то ли побоялись их трогать, то ли просто руки не дошли. Местные старожилы помнят один случай. Был в селе мужик, который любил ружьем поигрывать. Вот надумал он тем ружьем ту икону "расстрелять"... С этого или нет, а у мужика с той поры одно горе за другим пошло: сын его ни с того ни с сего повесился, вслед за ним дочка. А вскоре и сам он на тот свет отправился. А икону ту в соседний район увезли, в Летово.

Антонине Федоровне Санфировой кушуновский батюшка велел раздобыть эту икону во что бы то ни стало, так как именно она, по его убеждению, сможет поставить на ноги больную дочь Нину. Пришлось Антонине Федоровне упросить местных священнослужителей, чтоб они ей разрешили взять эту икону Божьей Матери на три дня домой. Везли эту икону на телеге, запряженной лошадью. Перед самым порогом лошадь отвязалась и пошла дальше, а икона с телеги сползать начала и прямо возле самого порога дома легла. Будто знала, что в этом доме ее с нетерпением и особыми надеждами ждут ...

Три дня кушуновский батюшка жил в доме Антонины Федоровны, читал молитвы, служил божественные службы... И на третий день произошло долгожданное чудо! Батюшка подошел к кроватке, где лежала маленькая Ниночка, ласково прошептал ей что-то. В руках у него была обыкновенная монетка. Он отошел на несколько шагов и поманил девочку. Ниночка потихоньку сползла с кроватки и осторожно, переступая слабыми ножками, сделала несколько неуверенных шагов...

Полностью, конечно же, вылечить недуг сразу не удалось, но главное - появилась надежда. Спустя некоторое время девочке сделали операцию. С той поры и до настоящего времени теперь уже совсем взрослая Нина окончательно вылечилась от болезни. Как желаете - верить или нет, но икона Божьей Матери в селе Яблоневе поставила на ноги двухлетнюю девочку.

С 90-х годов прошлого столетия в России начался процесс возрождения храмов. Тему о восстановлении храма в селе Яблоневе поднимал еще в 2003 году заместитель председателя комитета по делам местного самоуправления областной администрации Виктор Викторович Чеклуев. И не без участия местных жителей в селе Яблоневе постепенно возрождается Покровская церковь. (Приложение 1,2)

Божий храм - особый дом на земле, с древних времен - это и памятник, и корабль спасения. Во имя процветания нашей Родины и верности Православию возводятся храмы Божии, а вместе с ними преображаются и человеческие души.














Приложение 1









Покровская церковь села Яблонево Кораблинского района . 2013 год





Приложение 2











Покровская церковь села Яблонево Кораблинского района . 2018год















Список используемой литературы :

  1. Иоанн Добролюбов . Историко –статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии , ныне существующие и упраздненных, со списками их настоятелей за XVII, XVIIIи XIX столетие и библиографическими указаниями. Том 2. Типография наследников З.П.Позняковой. Рязань. 1885год

  2. О.Александрова. Икона Божьей Матери в Яблоневе двухлетнюю девочку спасла/Кораблинские вести .- 26.08.2000г №103 -С.3

  3. О.Александрова .Дорога к Храму? .. Только не у местных!.. /Кораблинские вести- 06.11.2003 №133 -134 -С.2

  4. skopin-eparhia.ru›Храмы Епархии›





1О.Александрова. Икона Божьей Матери в Яблоневе двухлетнюю девочку спасла/Кораблинские вести .- 26.08.2000г №103 -С.3



2 Иоанн Добролюбов .Историко –статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии , ныне существующие и упраздненных, со списками их настоятелей за XVII, XVIIIи XIX столетие и библиографическими указаниями. Том 2. Типография наследников З.П.Позняковой. Рязань. 1885год. С.204



3 Иоанн Добролюбов .Историко –статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии , ныне существующие и упраздненных, со списками их настоятелей за XVII, XVIIIи XIX столетие и библиографическими указаниями. Том 2. Типография наследников З.П.Позняковой. Рязань. 1885год. С.204-205



4О.Александрова .Дорога к Храму? .. Только не у местных!.. /Кораблинские вести- 06.11.2003 №133 -134 -С.2




5 Иоанн Добролюбов .Историко –статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии , ныне существующие и упраздненных, со списками их настоятелей за XVII, XVIIIи XIX столетие и библиографическими указаниями. Том 2. Типография наследников З.П.Позняковой. Рязань. 1885год. С. 205



6 Иоанн Добролюбов .Историко –статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии , ныне существующие и упраздненных, со списками их настоятелей за XVII, XVIIIи XIX столетие и библиографическими указаниями. Том 2. Типография наследников З.П.Позняковой. Рязань. 1885год. С. 205