«РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»
«Если ученик в школе не научится сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».
Л.Н. Толстой
Музыка это предмет на котором формируются и совершенствуются все грани личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, характера и воли к самореализации, другими словами - это способ проникнуть в богатейший внутренний мир ребенка, понять и расширить его пределы.
Креативность это умение создавать что-то новое, отходя от традиционных или принятых схем мышления.
Развитие креативного мышления учащихся на уроках музыки невозможно без таких основ, как активность, изобретательность, новизна, оригинальность, созидание, творчество.
На уроках музыки дети открывают в себе способность управлять творческими процессами: фантазировать, создавать и реализовывать.
Музыкальное образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. При этом значительное внимание уделяется развитию эмоциональной привлекательности процесса обучения музыке, укреплению познавательного интереса, как ведущего фактора успешности образовательного процесса.
Предлагаю вашему вниманию креативные задания, которые я использую в своей педагогической деятельности.
В 4-5 классах, я предлагаю ребятам кадр или небольшой фрагмент фильма мультфильма, без звука. Мы выясняем с ребятами, можно ли понять, что происходит с героями фильма? Что они чувствуют?
Ребята сразу отмечают, что для полного восприятия не хватает звука. - Кто занимается озвучиванием фильма? Какими умениями, знаниями нужно обладать, чтобы озвучить фильм?
Креативная задача для учеников состоит в том, чтобы почувствовать себя в роли звукорежиссёра.
Какая музыка могла бы сопровождать этот кадр? На каких инструментах ее можно исполнить?
(«Этот кадр могла бы сопровождать веселая, добрая музыка. Она такая задорная, воздушная, бурлящая что ни один герой не может устоять на месте, все пускаются в пляс. На лицах героев улыбки, радость. Музыку можно исполнить на флейте, скрипке. Голоса этих музыкальных инструментов красивые, светлые, мелодичные»).
Или («Когда я смотрел на этот кадр, мне стало страшно и тревожно за героев фильма. Они напуганы, и убегают. А может, спешат кому-то на помощь, и боятся, что не успеют. Музыка должна звучать очень быстро, напряженно, взволнованно. Ее исполняют барабаны, труба, струнно-смычковые инструменты. Целый оркестр звучит форте, передавая чувства героев»)
При изучении темы «Музыкальные портреты» детям предлагается после прослушивания музыкального произведения узнать портрет незнакомца, раскрыть его характер и придумать название пьесы. Затем, изобразить этого персонажа выразительными пластическими движениями, передав настроение и характер персонажа.
(«Баба-яга» П.Чайковского, «Менуэт» В.Моцарта)
«Придумай движения и разыграй песню» («Почему медведь зимой спит»)
«Звучащие картины», красочные развороты «Прощание с Масленицей» Б. Кустодиева. Озвучить эту картину. Дети делятся на группы создают рассказ о содержании картины и ее возможном звуковом воплощении.
В старших классах свою деятельность направляю на формирование умений систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит к поиску нестандартных способов решения проблем.
В 6-7 классе я предлагаю ребятам составить программу концерта, посвященного какому-либо событию или празднику. Выполняя это задание, ребята используют знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках. Высказывают свои музыкальные предпочтения. Публично представляя свою программу концерта, ученик объясняет свой подход к выбору номеров.
Творческие задания на уроках музыки могут иметь полихудожественную направленность: возможны связи с литературой, поэзией, живописью. Например, ученикам предлагается выбрать из нескольких репродукций одну, наиболее близкую по содержанию, изучаемому музыкальному произведению.
Здесь возможен подбор стихотворений, пословиц, поговорок.
Создать литературный «перевод» с языка музыки на язык слов.
Например, знакомясь с прелюдиями Ф. Шопена, предлагаю ребятам представить себе эти небольшие пьесы в виде страниц личного дневника, в котором человек делится своими душевными переживаниями, и создать литературную интерпретацию музыки.
«Бег ассоциаций» (найти ассоциации):
а) с природой;
б) с жизненными ситуациями.
Придумать свою историю, которую поведала музыка (выступают в роли драматурга).
Придумать название к музыкальному произведению.
Найти в интернете современную обработку классических произведений
Креативные задания на уроке направлены на достижение метапредметных результатов образования, а значит и на формирование универсальных учебных действий.
Креативные задания разнообразят урок, повышают интерес к предмету, а значит и результат знаний, умений и навыков. Во время творческих заданий креативность детей активизируется, включается память и ассоциативное мышление, формируется и расширяется внутреннее сознание ребёнка. Система таких заданий глубоко развивают и обучают ребёнка.
Творческие задании на уроке музыки позволяет воспитать творческую, кретивную личность, которая будет иметь гибкое мышление, обладать воображением, фантазией и интуицией, что позволит стать ученику социально активной личностью, способной мыслить, прогнозировать, действовать и реализовывать себя в современных условиях.
Креативность – ключ к успеху!
Обучение должно быть «проблемным»,чтобы у учащихся развивалось воображение, творчество, расширялась самостоятельность, дети были эмоционально отзывчивы, применяли не только способы действий, но и могли найти выход решения из заданной ситуации. Например, вопросы, которые поощряют учеников думать творчески: представьте себе, сочините, порассуждайте, предложите гипотезу и т. д. Поэтому урок музыки предоставляет учителю простор для развития креативности учащихся при помощи использования разных методов и приёмов. Методы развития творческого мышления не имеют правильных или неправильных ответов, они не ограничиваются в численности.Особенности этих методов: подводить детей к восприятию мира и искусства не с помощью понятий, а с помощью «подготовки» разбуженным чувством.В своей практике работы методы применяю не изолированно, а в различных сочетаниях.
Использование методов, приемов, технологий
Использую метод «Мозговой штурм»при обсуждении идей для решения, в том числе, экстренных задач, в разработке креативных решений, особенно когда привычные методы не работают, напримердетям предлагается составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова:
а) музыка, литература, композитор (Композитор сочиняет музыку на основе литературного произведения);
б) Глинка, романс, Италия (Путешествуя по Италии, Глинка написал романс «Венецианская ночь»);
в) сюита, Бах, танец (И.С. Бах написал много сюит, состоящих из старинных танцев).
Прием «Лишнее звено»(расширение кругозора в разных областях знаний), например: зачеркни слово, являющееся лишним в логической цепочке, например: романс – вальс – ария; ритм – темп – мелодия; флейта – скрипка – виолончель; forte – piano – allegro и т.д.
Выполнение разнообразных заданий:слушание музыки, сравнение, анализ, домысливание сюжета программного произведения (например,«Восстанови справедливость»: досочинить окончание программного содержания оркестровой пьесы А. Лядова «Кикимора». Кикимора, злая на весь свет, может превратиться в прекрасную принцессу, добрую фею и др. , возможна небольшая музыкальная импровизация-мелодия, характеризующая чудесное перевоплощение образа, художественное иллюстрирование музыки(например,в 7 классе по теме: «Камерная инструментальная музыка. Этюд» нарисовать этюд к одному из полюбившихся в ходе слушания на уроке сочинений: этюдов Ф.Листа, Ф.Шопена;показать в рисунке настроение музыки, художественный образ музыкального произведения), коллективное сочинение стихов или четверостиший, рассказов или сказок к наиболее полюбившимся произведениям (например «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского); сочинение мелодий на стихотворные строки, пластическое интонирование, ритмические игры-разминки, подбор цветовых ассоциаций, импровизации, составление синквейна, создание ребусов, замысловатых головоломок, кроссвордов, участие в проектной деятельности, использование приема «Верите ли вы, что…?, «Верно ли, что?», развивает чувствительность человека к музыкальным произведениям, помогая через доступную деятельность выразить свое индивидуальное видение содержание музыкального произведения, ведет в активизации креативности учащихся.
Включение активных методов, приемов, технологий в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает обратную связь между учащимися и учителем, приводит к поиску выполнению заданий на уроке и дома нестандартным способом,.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что креативность- неотъемлемая часть человеческой духовности и условие творческого саморазвития личности.