Класс 9
УМК: Габриелян О.С.
Продолжительность урока – 45 минут
Тема и номер урока: «Кремний и его соединения», 1 урок
Цели урока:
Образовательные: Сформировать и систематизировать знания о строении, свойствах и применении простых и сложных веществ, образованных кремнием; видах и особенностях технологического процесса силикатной промышленности. Проанализировать зависимость свойств веществ от состава и строения, зависимость применения веществ от свойств.
Воспитательные: формирование умений ставить цели, выделять главное, планировать свою деятельность при работе в группе; осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе.
Развивающие: обеспечить условия для развития познавательного интереса и интеллектуальных способностей, развития творческих способностей детей; во спитывать культуру взаимоотношений при работе в группе.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы обучения: групповая и индивидуальная, фронтальная.
Используемое оборудование: Видеопроектор, презентация, коллекция минералов (каолин, песчаник, полевой шпат).
Химические реактивы: растворы Na2SiO3, HCl, штатив с пробирками, универсальный индикатор.
Лабораторное оборудование и реактивы для эксперимента:
Опыт: «Качественная реакция на силикат-ион»: HCl, Na2SiO3, штатив с пробирками
Структура урока:
-
Организационный момент (приветствие учащихся, подготовка к усвоению нового материала, 3 мин.
-
Актуализация изученного материала, 5 мин.
-
Изучение нового материала, 25 мин.
-
Первичное закрепление приобретённых знаний, 5 мин.
-
Домашнее задание, 2 мин.
-
Рефлексия. Подведение итогов урока. Оценивание учащихся, 5 мин.
Ход урока
-
Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку.
2. Актуализация изученного материала.
2.1. Работа у доски: решить цепочки превращений
а) С → СаСО3 → Са(НСО3)2 → СаСО3 → СаО
б) Nа2СО3 → СО2 → NаНСО3
2.2. Конкурс (по рядам) «кто быстрее». Закончить уравнения реакций
C + CO2 → K2CO3 + HCl → H2CO3 (раств) → → Са(НСО3)2 | СO + SnO2 → K2CO3+ BaCl2 → H2CO3 (раст, P) → → СаСО3+ CO2+ | СO2 + SnO → СаCO3 → KHCO3 + HCl → → СаO +СО2 |
3. Изучение нового материала.
3.1. Вступительное слово учителя. Силиконовая долина (Silicon Valley) находится в юго-западной части калифорнийского побережья, в Сан-Франциско. Это уникальное место получило свое имя от названия химического элемента кремния (silicon-кремний по-английски), поэтому его часто называют Кремниевой долиной. Кремний использовался в качестве полупроводника в производстве компьютерных диодов, резисторов и микросхем, с которого начался процесс становления этой агломерации как технологического центра. Кремний - это красивый, пестрого рисунка агат; яркой игры многоцветный опал; чистый песок на берегу моря; тонкая, как шелковинка, нитка из плавленого кварца или жаропрочная посуда из него; красиво ограненные груды горного хрусталя; грубо обработанный наконечник стрелы древнего человека, а также персональные компьютеры, мобильные телефоны. Из чего же сделана начинка всех электронных устройств, процессоры и чипы, флэшки и сим-карты? Все сделаны из вещества – имя которому – кремний. Кремний – символ высоких технологий.
Распространенность в природе.
Кремний – самый распространенный элемент земной коры, причем последняя на 75% состоит из соединений кремния. В человеческом организме кремний есть почти повсеместно, больше всего в костях, коже, соединительной ткани. При переломах костей содержание кремния в месте перелома возрастает почти в 50 раз.
Нельзя сказать, что роль кремния в жизни выяснена уже окончательно, скорее наоборот. Установлено, что с возрастом содержание этого элемента в костной ткани, артериях, коже существенно уменьшается.
Историческая справка.
С древних времён люди широко использовали в быту соединения кремния. Из кремния были изготовлены наконечники стрел и орудия труда древних людей. Кремний в свободном виде был выделен в 1811 Ж. Гей-Люссаком и Л. Тенаром при пропускании паров фторида кремния над металлическим калием, однако он не был описан ими как элемент. Шведский химик Й. Берцелиус в 1823 дал описание кремния, полученного им при обработке калиевой соли K2SiF6 металлическим калием при высокой температуре. Новому элементу было дано название "силиций" (от лат. silex - кремень).
Строение и физические свойства простых веществ.
Кристаллическое вещество напоминает металл, темно-серого цвета, но хрупкий, полупроводник, его проводимость увеличивается при освещении, поэтому его применяют в солнечных батареях.
Известен аморфный и кристаллический кремний.
Кристаллический – тёмно-серое вещество с металлическим блеском, большая твёрдость, хрупок, полупроводник; ρ = 2,33 г/см3, t°пл. =1415°C; t°кип. = 2680°C.
Имеет алмазоподобную структуру и образует прочные ковалентные связи. Инертен.
Аморфный - бурый порошок, гигроскопичен, алмазоподобная структура, ρ = 2 г/см3, более реакционноспособен.
3.2. Работа в парах и самостоятельно
Используя материал § 24, 25, свои знания общих законов химии, составьте конспект по плану:
Кремний.
- Сравните строение и физические свойства алмаза и кристаллического кремния.
- Запишите уравнения реакций взаимодействия кремния с: магнием, фтором, оксидом железа (II), раствором гидроксида натрия. Что общего в свойствах кремния с другими неметаллами, в чем различия?
Оксид кремния.
- Сравните строение и физические свойства оксидов: углекислого газа и кварца. Чем объяснить разницу?
- Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде, доказывающее кислотный характер оксида кремния.
«Мыслительный эксперимент»
При длительном хранении раствора щелочи в стеклянных бутылочках (в состав стекла входит SiO2) образуется студенистая муть. Что это за вещество?
Кремниевая кислота
- Почему кремниевая кислота – нерастворимая (одна из неорганических кислот)?
Соли кремниевой кислоты
- Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде взаимодействия силиката натрия с сильной кислотой, гидролиза.
Сделайте вывод о составе, строении, свойствах и применении простых и сложных веществ, образованных кремнием.
3.3. Химические свойства
а) кремний - восстановитель
Все реакции протекают при нагревании!
-
Si + O2 = SiO2 (оксид кремния (IV))
Si0 – 4e- - Si+4 восстановитель
O2 + 4e- - 2O-2 окислитель
-
Si + 2Cl2 = SiCl4 (хлорид кремния)
-
Si + 2S = SiS2 (сульфид кремния)
20000C
-
Si + C Si+4C-4 (карбид кремния или карборунд, по твёрдости близок к алмазу)
-
Si + 2H2O(пар) = SiO2 + H2
-
Si + 2NaOH(конц.) + H2O = Na2SiO3 + 2H2
б) кремний – окислитель
Si + 2Ca = Ca2Si (силицид кальция)
Вывод: свойства кремния и углерода похожи. Оба неметалла взаимодействуют с кислородом, галогенами, серой, металлами. Но в отличие от углерода кремний напрямую не соединяется с водородом.
Ознакомление с коллекцией «Стекло и изделия из него», коллекцией природных силикатов. Рассмотрите выданные образцы природных силикатов, обратите внимание на их внешний вид, проверьте и сравните их твёрдость.
3.4. Демонстрационный опыт: Качественные реакции на силикат-ион (Повторение ТБ).
Ход работы: Обнаружение силикат-иона. В пробирку налейте 1 мл силиката натрия прилейте по каплям раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Сделайте вывод о способе обнаружения силикат-ионов?
4. Первичное закрепление приобретённых знаний
Решите уравнения реакций цепочек превращений:
5. Информация о домашнем задании § 24, упр. 5,7 (домашний эксперимент)
6. Рефлексия. Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы.
- Достигли ли мы цели урока?
- Что изучили на сегодняшнем уроке?
- Что понравилось на уроке?
- Что оказалось сложным?
- Оцените свою деятельность на уроке.