СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока обучающиеся охарактеризуют  внутреннюю политику правительства Екатерины II, покажут  связь между ухудшением положения разных слоев населения и выступлением  Е.Пугачева

Просмотр содержимого документа
«Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева»



ГБОУ РМЭ «Школа – интернат г.Козьмодемьянска «Дарование»



Методическая разработка урока

«Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева»





Предмет история

Класс 8

Цель урока: охарактеризовать внутреннюю политику правительства Екатерины II, показать связь между ухудшением положения разных слоев населения и выступлением Е.Пугачева.

Задачи

Обучающие:

Создать систему знаний по теме «Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева», показать участие в войне марийского народа;

Развивающие:

Умения использовать полученные знания для объяснения сущности, взаимосвязей, явлений действительности;

Воспитательные:

Создать условия для положительной мотивации учения, воспитание любови к своей малой Родине, к России;

Метапредметные результаты



Познавательные универсальные учебные действия: выявлять причинно-следственные связи, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, анализировать и интерпретировать информацию, различных видов и форм представления.



Регулятивные универсальные учебные действия: самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений, ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.



Коммуникативные универсальные учебные действия: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в ходе дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи.



Предметные

Умение определять последовательность событий, явлений процессов данного исторического периода;

Умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов;

Умение критически анализировать исторические источники разных типов, обобщать, систематизировать, оценивать информацию.



Важнейшие даты: 1773 – 1775 – Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева.



Оборудование: карта «Россия в 1760-1800гг.», компьютер, проектор



Ход урока.

1.Слайд - титульный

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на нашем уроке. Откройте тетради, запишите число, тему урока «Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева».

  1. Актуализация опорных знаний по теме «Внутренняя политика Екатерины».

2.слайд. Перед вами на слайде перечислены мероприятия, проведенные Екатериной II. Ваша задача самостоятельно распределить их в два столбика. В первый записать цифры, мероприятия под которыми вы считаете, относятся к мероприятиям в духе «просвещенного абсолютизма», а во второй репрессивные меры. В вашем распоряжении 3 минуты.

Задание:

  1. Секуляризация церковных земель;

  2. Упорядочение крестьянских повинностей в западных губерниях;

  3. Просвещение народа;

  4. 1775 г. губернская реформа;

  5. Созыв Уложенной комиссии;

  6. Ликвидирована Запорожская Сечь и украинская автономия;

  7. Введена нижняя расправа для государственных крестьян.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель: Пожалуйста, обменяйтесь тетрадями, проверьте работу товарища по парте.

Какие затруднения у вас возникли в ходе самостоятельной работы?

А теперь проверьте, сравнив свою работу с ответами на слайде. Если все правильно поставьте себе оценку «5», если допущены две ошибки «4», если 4 ошибки «3».

3.слайд.

3.Переходим к изучению новой темы.

Учитель: Внутренняя политика Екатериной II носила противоречивый характер. Проводимая в интересах помещиков – опоры самодержавия, она не могла не вызвать протеста населения.

Назовите социальные группы, которые были недовольны правительственной политикой.

Ответы учащихся: крепостные, казаки, приписные крестьяне.

4.слайд. Аргументируйте свой ответ, используя даты, представленные на слайде.

1765 г. было разрешено ссылать крестьян не просто на поселение в Сибирь, но и на каторгу.

1762 – 1796 – дворянам было пожаловано 800 000 государственных крестьян.

1763 - на крестьян возложены расходы, связанные с содержанием воинских команд, присланных для усмирения крестьянских выступлений.

Учитель: естественно, что в среде народа назревало недовольство, которое вылилось в крупное выступление XVIII века – крестьянскую войну под предводительством Е.Пугачева. Ребята, по какому плану мы с вами изучаем восстания и войны?

Ответы детей: причины, участники, ход, итоги.

Послушайте внимательно сообщение и выделите из него причины войны.

Усиление эксплуатации и крепостного права привели к тому, что в 1760-1770 годах по России прокатилась волна антифеодальных восстаний крестьян, казаков, работных людей. Особый размах приобрели выступления крестьян в Тиверском, Клинском и Московском уездах.

Не меньший размах приобрели восстания в 1760-1780 годах приписных крестьян и работных людей на заводах Урала и Карелии, подавленные воинской силой.

В 1768 году на Украине вспыхнуло восстание украинских крестьян, которое также было жестоко подавлено.

После разгрома восстания К.Булавина было ликвидировано казачье самоуправление на Дону. В 1771 году волнения охватили земли яицких казаков. Волнения яицких казаков тоже были жестоко подавлены.

Жизнь крепостных крестьян была невыносимой: их могли обменять, продать. В крестьянстве из поколения в поколение копилась обида и недовольство.

Людьми «второго» сорта правящие круги считали представителей нерусских народов. Жестокая эксплуатация, как со стороны местной знати, так и со стороны русских помещиков, чиновников и духовенства вызывало недовольство нерусских народов.

Ребята, какие причины восстания вы записали?

1.Усиление власти и произвола помещиков над крестьянами.



Докажите этот произвол:

- бесправие крестьян, издевательства со стороны помещиков, ссылка за любую провинность в Сибирь и на каторгу (указ 1765г.), право продавать крестьян в рекруты, право расширять свою пашню за счет крестьянских хозяйств (т.е. сокращение крестьянских наделов).



2. Тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах



- тяжелые условия труда (12-15ч. рабочий день), оторваны от семей, сильная эксплуатация.



3.Ухудшение положения нерусских народов Поволжья, Приуралья (башкиры, татары, калмыки)



4. Ликвидация властями казацкого самоуправления на Дону и Яике.



Учитель: Ребята посмотрите еще раз на причины крестьянской войны, и скажите, чьи права нарушены, кто является участниками этих событий?



5. слайд.



Ответы класса: Участники: крепостные крестьяне, работные люди, нерусские народы, казачество.



6.слайд – портрет И.Пугачева



Учитель: возглавил восстание Емельян Иванович Пугачев.

Вот какую характеристику Пугачеву дает А.С.Пушкин.



Вот мой Пугач: при первом взгляде

Он виден — плут, казак прямой!

В передовом твоем отряде

Урядник был бы он лихой.

(Пушкин)



О биографии Е.И. Пугачева – расскажет Р. Е.



Емельян Пугачев родился в начале 40 – х годов XVIII века в семье простого донского казака станицы Зимовейской. Юношей он помогал отцу обрабатывать пашню. Был отправлен в армию и участвовал в Семилетней войне с Пруссией 1756 – 1762 гг., а позже в русско-турецкой войне 1768-1774 годов, где приобрел богатый боевой опыт. В 1770 году его отпустили из армии домой по болезни, но Пугачев не вернулся в свою часть и был объявлен в розыск. В 1771 году его поймали у Терека, он бежал из-под ареста, вновь пойман в Кубанских землях и сослан в Сибирь, но вновь бежал.

Пугачев имел богатый военный опыт, хорошо знал артиллерийское дело; умный и обладавший немалыми авантюристическими наклонностями, он решил выдать себя за «чудесно спасшегося» императора Петра III. Он говорил: «Не мог я вытерпеть притеснения народного, во всей России чернь бедная терпит великие обиды и разорения». Очутившись на реке Яик, самозванец привлек на свою сторону группу яицких казаков. Это случилось в 1773 году, в сентябре. Емельян Пугачев обладал большими организаторскими способностями, при «императоре» существовали штаб, Военная коллегия с канцелярией. Главное войско делилось на полки, поддерживалась связь между ними. Для привлечения на свою сторону новых сторонников Пугачев рассылал «прелестные грамоты». В них он обещал сделать всех участников движения свободными казаками, пожаловать их землей, угодьями, освободить от рекрутских наборов, высоких податей.



Учитель: Спасибо, ребята каким вы представили себе Е.Пугачева?

Ответы учащихся: мы представили его сильным, энергичным, с хорошими организаторскими способностями.



Учитель: Скажите, за кого выдавал себя этот человек? (за Петра III)

Почему Пугачев выдавал себя именно за императора Петра III?



7.слайд – портрет Петра III, Екатерины II



Ответы детей: Петр III правил не долго, многие надеялись, что при нем улучшится их социальное положение, после дворцового переворота 1762г. отрекся от престола и таинственно погиб.



Учитель: Послушайте интересный факт, что давало возможность выдавать Пугачеву себя за императора. Дело в том, что у Емельяна на теле были какие-то отметины, одна из них, например, по форме напоминала двуглавого орла, т.е. герб России. Отметины остались, вероятно, в результате болезни. Пугачев же выдавал их за царские знаки. В народе верили, что у настоящего природного царя на теле имеются особые знаки.



Учитель: Итак, ребята, мы переходим к следующему пункту плана нашего урока, т.е. рассмотрим основные этапы, события крестьянской войны. По ходу рассказа вы будете составлять хронологическую таблицу, одновременно работать с картой учебника на стр.209.

Начертите таблицу в тетрадь.

8.слайд.



Этапы восстания

Даты

События, результаты

1 этап

17 сентября 1773 г. – 22 марта 1774г.

Неудача при осаде г.Оренбурга и в бою под Татищевой крепостью.

2 этап

Апрель – июль 1774г.

Пугачев снял осаду с Оренбурга и отошел на территорию Башкирии и Южного Урала. Взятие окраины Казани. План похода на Москву.


3 этап

Июль 1774 – сентябрь 1774 г.

«Крестьянский этап» - создание Манифеста, в котором он освобождал крестьян от крепостной зависимости и налогов.

Восстание в Поволжье. Крестьяне Марийского края ждали прихода Пугачева. С его именем они связывали надежды о свободе и лучшей жизни.

Самое крупное восстание в июле – августе 1774 г. произошло в Козьмодемьянском уезде. Правительственные войска безжалостно расправились с восставшими.

Пугачев устремился на юг, подошел к Царицыну, но взять его не смог.

12 сентября казачья верхушка схватила Емельяна и выдала его властям



Учитель: ребята, давайте проверим, как вы заполнили таблицу.

Ответы учащихся.

9.слайд. Посмотрите на картину художника В.Перова «Суд Пугачева», подумайте, какой момент изобразил автор?

Ответы учащихся.

У вас в учебнике на стр.207 напечатан МАНИФЕСТ Е. И. ПУГАЧЕВА. ДЕКАБРЬ 1773 года, давайте познакомимся с ним.

Тех, кто сам видит мое благородное лицо и прекрасный образ или в мыслях и сознании возвеличит меня, близ ко узнав, искренней душой, языком, делом и горячим сердцем и честию верит мне, таких людей, конечно, я буду жаловать вашими землями, водами, рыбными ловлями, покосами, пашнями, лесом, порохом, деньгами, свинцом, хлебом, солью и прочим. Кто не повинуется и противится: бояр, генерал, майор, капитан и иные — голову рубить, имение взять. Стойте против них, голову рубите, если есть имущество, привезите царю: обоз, лошади и разное оружие доставьте царю, другие пожитки раздайте армейским людям. В одно время они вас объедали, лишали моих рабов воли и свободы, сейчас вы их рубите, но если не подчиняются. Кто повинуется, тот не противник — того не трогайте. Кто признает меня, кто нашел прямой путь ко мне,— пусть несет воинскую службу. Противников же казнить буду. Не оставайтесь в неведении, пожалуйста. Чтобы верили: сам я, Петр Федорович,



подписался тако: Я самый Петр Третий.



Вопросы к документу:



- Что обещал Пугачев своим сторонникам

- Какие меры он предлагал в отношении дворянства

- Всех ли дворян он рассматривал как противников



Ответы учащихся:

- обещал сделать свободными казаками;

- пожаловать им земли, угодья;

- освободить от рекрутских наборов;

- призыв казнить помещиков.

- мечтал свергнуть Екатерину, занять русский престол, править для народа.



Учитель: Ребята, как вы думаете, почему казацкая верхушка выдала Пугачева?

Ответы учащихся: желали купить себе прощение за участие в восстании.

10.слайд – смерть Пугачева

Учитель: Расправы над рядовыми участниками крестьянских выступлений продолжались. По Волге в течение нескольких недель плыли плоты с установленными на них виселицами. Без суда и следствия были казнены тысячи участников выступлений.



И все таки, это было

- самое крупное народное выступление в России за всю ее историю;

- впервые кроме идеи свободы были выдвинуты идеи борьбы с крепостничеством, с дворянством – от которого исходило главное зло (по мнению восставших);

- первое совместное выступление не только крестьян, но и работных людей, представителей национальных меньшинств.



Учитель: Вывод:

Движение Пугачева, потрясшее до самого основания империю Екатерины II, заставило власти искать пути решения крестьянского вопроса, ведь призрак «пугачевщины» стал с тех пор преследовать помещиков и представителей власти.

11.слайд. Марийский народ хранит в памяти события того времени. О Пугачеве сложено немало преданий, с его именем связывают названия многих мест. Например, в нашем городе есть так называемая Пугачева гора, участию марийцев в этом движении посвящена первая марийская опера «Акпатыр», написанная композитором Э.Н. Сапаевым по мотивам одноименной драмы С.Г.Чавайна.



Рефлексия

Назовите три самых важных события

Три самых важных чувства

Три самых важных качества



Спасибо всем за активное участие на уроке.



Подведение итогов



Д/З Параграф 25, задание составить тест по теме «Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева»









Использованная литература



Иванова Р.Н. http://copy.yandex.net/?tld=ru&text=%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8%20%D0%BE%20%D0%B5%D

Картинки http://www.diletant.ru/articles/18363/

Поурочные разработки по истории для 7 класс. … (М.: Русское слово), Т.В. Черниковой «История России: XVII–XVIII вв.» (М.: Дрофа). http://biogr.znate.ru/docs/index-726.html?page=26

История России. 8 класс. В 2 частях - Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др..

Г.Н. Айплатов История марийского края, Марийское книжное издательство, 1975.

Изображение «Смерть Пугачева» http://www.retromap.ru/show_pi

Петр и Екатерина http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%203%20%D0%B8%20%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8B2&uinfo=sw-974-sh-651-fw-765-fh-448-pd-1

Эрик Сапаев http://toryal.ru/sapaev.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!