Крейсеры неба
Егоров Б.В.
МКОУ СОШ с.Преображенка
2012
Крейсер — класс боевых кораблей, способных выполнять задачи независимо от основного флота, среди которых может быть борьба как с лёгкими силами флота, так и уничтожение крупных баз и соединений противника.
Термин «крейсер» впервые стал широко использоваться в XVII столетии. Тогда под «крейсером» подразумевали независимо действующий корабль. Название «крейсер» подразумевало скорее предназначение корабля, чем его устройство.
С появлением авиации, её совершенствованием, люди всё чаще начали употреблять термин «воздушный корабль». Отдельный класс современной авиации – стратегическая авиация .
Только две страны в мире: США и Россия, имеют в составе Вооружённых Сил такой элитный род Военно-Воздушных Сил, как стратегическая или дальняя авиация. Вместе с подводными ракетоносцами и межконтинентальными баллистическими ракетами, самолеты дальней авиации входят в состав ядерной триады и отвечают за безопасность государства.
Боевые воздушные корабли, входящие в состав стратегической авиации России, по праву могут называться крейсерами неба .
Один из самых современных небесных крейсеров России – «Белый Лебедь» (стратегический бомбардировщик Ту-160).
Начиналась история авиации в начале ХХ века. Считается, что первый успешный полёт на ЛА тяжелее воздуха был совершён братьями Уилбуром и Орвиллом Райт в конце 1905 года.
Днем, положившим начало развитию дальней авиации в России, можно назвать 23 декабря 1913 года , когда совершил первый полет тяжелый четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец» — легендарное детище авиаконструктора Игоря Сикорского .
Игорь Иванович Сикорский (1889-1972) – русский и американский авиаконструктор, учёный, изобретатель. До 1915 года сконструировал 15 типов самолётов, с 1939 года вёл работы по созданию вертолётов.
23 (10) декабря 1914 года , по Указу императора Николая II была сформирована первая в мире эскадра самолетов «Илья Муромец». Эту дату и принято считать днем создания российской дальней (стратегической) авиации.
Революция 1917 года прервала планы руководства России по развитию дальней бомбардировочной авиации. Молодым Советским государством на время было забыто о такой технике.
В 1924 г. фирма «Юнкерс» предложила СССР новый трехмоторный бомбардировщик. Предложение фирмы «Юнкерс» было принято, а бомбардировщик получил обозначение ЮГ-1. Так в нашей стране снова появилась дальняя авиация.
Всё дальнейшее развитие стратегической авиации в нашей стране связано с именем выдающегося советского авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева
(10 ноября 1888г. – 23 декабря 1972г.).
В 1925 году Туполев создаёт цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1 , который отличался высокими лётными данными и считался одним из лучших в мире бомбардировщиков.
Дальность полёта самолёта – 1000км.
Бомбовая нагрузка – 1000кг.
Скорость – 207км/ч.
Размах крыла – 28,7м.
Практический потолок – 4830м.
В 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3 , с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе.
Дальность полёта самолёта – 1350км.
Бомбовая нагрузка – 5000кг.
Скорость – 197км/ч.
Размах крыла – 39,5м.
Практический потолок – 3800м.
После 1932 года Андрей Николаевич разрабатывает новый самолёт, который был призван заменить имеющиеся на тот момент дальние бомбардировщики. Опытный вариант машины – АНТ-25. Боевой вариант – ДБ-1 .
Дальность полёта самолёта – 10800км.
Бомбовая нагрузка – 500кг.
Скорость – 244км/ч.
Размах крыла – 34м.
Практический потолок – 7850м.
21 октября 1937 года А. Н. Туполев был арестован по обвинению во вредительстве, принадлежности к контрреволюционной организации и шпионаже. Освобождён в июле 1941г.
Работа по созданию нового дальнего бомбардировщика была поручена коллективу авиаконструкторов, который возглавлял Сергей Владимирович Ильюшин
(31 марта 1894г. – 9 февраля 1977г.).
В КБ Ильюшина создан дальний бомбардировщик ДБ-3 . При демонстрации он настолько понравился Сталину, что был пущен в производство ещё до конца испытаний.
Дальность полёта самолёта – 3100км.
Бомбовая нагрузка – 2500кг.
Скорость – 400км/ч.
Размах крыла – 21,4м.
Практический потолок – 8400м.
На начало Великой Отечественной Войны советская дальняя авиация располагала самолётами ТБ-3, ДБ-1 и ДБ-3. Немцы, привыкшие к безнаказанности, с самых первых дней войны подверглись бомбардировке своих городов.
Лётчики дальней авиации внесли огромный вклад в дело разгрома фашистских захватчиков, однако экономическое положение страны привело к тому, что бомбардировщики США и Англии обогнали отечественные машины по своим тактико-техническим характеристикам.
9 августа 1945 года, согласно договору с союзниками, СССР начинает боевые действия против Японии, закончившиеся 2 сентября подписанием Акта о капитуляции Японии.
В СССР начались срочные работы по созданию ядерного оружия и средств доставки ядерных боеприпасов к целям. Рассматривалось несколько вариантов: дальняя авиация, подводные лодки и конструирование ракет-носителей.
Параллельно с изготовлением ядерного боеприпаса началась работа по созданию нового бомбардировщика, способного нести на борту это оружие. И взялся за неё Андрей Николаевич Туполев. Так появился Ту-4 .
Дальность полёта самолёта – 6200км.
Бомбовая нагрузка – 12000кг.
Скорость – 558км/ч.
Размах крыла – 43м.
Практический потолок – 11200м.
18 октября 1951 года на Семипалатинском полигоне была впервые испытана авиационная ядерная бомба. После этого события советские дальние бомбардировщики с ядерным оружием на борту встали на боевое дежурство.
Теперь дальние бомбардировщики стали называть стратегическими. Стратегический бомбардировщик — военный самолёт, предназначенный для бомбардировки стратегически значимых объектов в тылу противника, с целью подрыва его военной и промышленной мощи.
Дальнейшее развитие всей авиации связано с рождением реактивных двигателей. Они гарантировали увеличение скорости самолёта, что способствовало преодолению ПВО противника.
В 1953 году КБ А.Н.Туполева поставило в ВС СССР новый стратегический бомбардировщик Ту-16 с реактивными двигателями.
Дальность полёта самолёта – 5925км.
Бомбовая нагрузка – 12410кг.
Скорость – 1050км/ч.
Размах крыла – 33м.
Практический потолок – 12800м.
На протяжении десятилетий Ту-16 оставался основным самолётом в авиации сил стратегического сдерживания СССР. Ту-16 морской авиации выполняли задачи слежения и сопровождения авианосных ударных групп США во всем Северном полушарии.
Для решения некоторых стратегических задач не хватало дальности полёта, поэтому Туполев принимает решение разработать самолёт такой дальности, чтобы он мог без дозаправки долетать до США.
Преодолев сложные конструкторские решения, КБ Андрея Николаевича смогло представить сверхдальний бомбардировщик Ту-95 . Модернизированные варианты этого самолёта по сей день несут боевое дежурство в небе России.
Дальность полёта самолёта – 15000км.
Бомбовая нагрузка – 20000кг.
Скорость – 900км/ч.
Размах крыла – 50м.
Практический потолок – 13500м.
30 октября 1961 года в СССР провели испытание самого мощного из всех известных человечеству видов оружия – термоядерного.
А Туполев со своей командой к 1959 году разрабатывает бомбардировщик, который имеет реактивную тягу и перекрывает скорость звука. Это был Ту-22 .
Дальность полёта самолёта – 5500км.
Бомбовая нагрузка – 9000кг.
Скорость – 1610км/ч.
Размах крыла – 23,6м.
Практический потолок – 13300м.
К середине 1960-х годов всем стало ясно, что необходимо создать многорежимные самолёты, способные выполнять боевые задачи в широком спектре высот и скоростей.
Эта цель могла быть достигнута использованием крыла изменяемой в полёте стреловидности.
Работа над проектом такого дальнего ударного самолёта началась в ОКБ Туполева в 1965 году. Осенью 1967 года новый самолёт с названием Ту-22М встал на боевое дежурство.
В процессе эксплуатации самолёта все недостатки были устранены и в ВВС поступили самолёты Ту-22М3 .
Дальность полёта самолёта – 6000км.
Бомбовая нагрузка – 24000кг.
Скорость – 2300км/ч.
Размах крыла – (23,3 - 34,3)м.
Практический потолок – 13300м.
По состоянию на 2012 год у ВВС России имеется 115 стратегических бомбардировщиков Ту-22М3, при этом на 30 машин устанавливается новейший радиолокационный комплекс и бомбардировщики получают позывной
Ту-22М3М .
В 1972 году в ОКБ А.Н.Туполева передаются все новейшие разработки по проектированию стратегических бомбардировщиков.
В 1981 году первый Ту-160 поднимается в воздух, но уже без Андрея Николаевича. В 1984 году начинается серийное производство новейшего стратегического бомбардировщика.
В СССР планировалось построить 100 новых бомбардировщиков, однако жизнь внесла свои коррективы. К 1992 году на боевое дежурство встали
35 «Белых Лебедей» .
Дальность полёта самолёта – 13000км.
Бомбовая нагрузка – 45000кг.
Скорость – 2230км/ч.
Размах крыла – (35,6 – 55,7)м.
Практический потолок – 18000м.
Асе
Все пилоты дальней авиации в совершенстве владеют приёмом дозаправки в воздухе. Это увеличивает дальность полёта стратегического бомбардировщика в два раза.
Мы все по праву можем гордиться славной историей отечественных небесных крейсеров, их мощью, красотой и грациозностью, а также конструкторами, которые подняли в воздух тяжелейшие машины.
Спасибо за внимание!
Использованные источники:
1. http://ru.wikipedia.org – Википедия.
2. http://images.yandex.ru – Яндекс. Картинки.
3. Документальный фильм «Андрей Туполев».
4. Документальный фильм «Бомбардировщики. Крылатая армада».
5. Документальный фильм «Бомбардировщики. Холодная война».
6. Документальный фильм «Белый лебедь».
7. Документальный фильм «Битва над океаном».
8. Любительские записи лётчиков дальней авиации.
9. Документальный фильм «Сергей Ильюшин».
10. Документальный фильм «Дальняя авиация».