Цели урока :
1.Показать связь народных выступлений с
крепостнической политикой правительства.
2. Продолжить работу по формированию у
учащихся умений и навыков самостоятельной
работы с дополнительной литературой,
историческими источниками, картой.
3. Продолжать патриотическое воспитание
школьников, формирование у них активной
жизненной позиции. Прививать учащимся
интерес к истории.
Просмотр содержимого документа
«Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева»
Цели урока :
1.Показать связь народных выступлений с
крепостнической политикой правительства.
2. Продолжить работу по формированию у
учащихся умений и навыков самостоятельной
работы с дополнительной литературой,
историческими источниками, картой.
3. Продолжать патриотическое воспитание
школьников, формирование у них активной
жизненной позиции. Прививать учащимся
интерес к истории.
План урока:
- Хронологические рамки восстания
- Причины восстания
- Повод к восстанию
- Образ Пугачева
- Программа восставших
- Социальный состав участников восстания
- Основные этапы войны
- Значение восстания Пугачева Е.И.
Причины войны:
- Усиление власти и произвола помещиков над крестьянами;
- Тяжелое положение работных людей;
- Захват русским дворянством земель в Поволжье и Приуралье;
- Ликвидация казачьего самоуправления на Дону.
Самоуправление – самостоятельность тех или иных территорий или общественных групп в вопросах, оговоренных с центральной властью.
Основные этапы войны:
Первый этап начался 17 сентября 1773г
Второй этап с апреля по июль 1774 г
Третий этап с июля по сентябрь 1774 г
Пугачева , как зверя, в железной клетке отправили в Москву.
Казнь Е.И.Пугачева и его соратников в Москве ( 1775 г.)
Значение крестьянской войны:
- Война стала самым крупным народным выступлением, впервые были выдвинуты идеи борьбы с крепостничеством ;
- Первое совместное выступление не только крестьян, но и работных людей;
- Война заставила власти искать пути решения крестьянского восстания.
Вопросы и задания к уроку по теме «Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва»:
Что явилось причиной многочисленных народный выступлений второй половины XVIII в.? Какие слои населения в них участвовали?
Почему Емельян Пугачёв использовал идею самозванчества? Кем он себя объявил и почему?
Проанализируйте документы, содержащие указы Пугачёва. Подумайте, что могло привлечь в них широкие слои населения?
Назовите основные этапы восстания Емельяна Пугачёва. В чем особенности каждого из этапов?
Почему Емельяну Пугачёву так и не удалось захватить ни одного крупного города?
Каковы итоги пугачёвского восстания? Какие последствия для дальнейшего развития страны оно имело?
Домашнее задание : - параграф 25 ; - вопросы и задания стр.183.
«Состояние всего края, где свирепствовал пожар, было ужасно. Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты , или молоды и не знают нашего народа , или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка.» А.С. Пушкин.