Тема: Крестьянские хоромы.
(Состав крестьянских хором).
Цель :
Присоединение к ценностям народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого лежат лад и порядок.
Сформировать у учащегося представление о крестьянском образе жизни, центром которого являются крестьянские хоромы.
Задачи:
- Опираясь на представления детей о крестьянском быте и доме, показать красоту и своеобразие русского жилища;
-показать состав крестьянских хором;
-показать временную связь социокультурного опыта учащихся с исторической действительностью.
Оборудование: учебник, тетради, мел, доска, презентация, кукла -зерновушка.
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая.
Тип урока – комбинированный.
Социокультурный ряд: хоромы (двор-усадьба), чувство меры.
Д/з: Нарисовать свой дом
стр. 27-29 (прочитать)
Р.Т.: стр. 17 зад. 2 (кроссворд)
Планируемые результаты: Межличностные
-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
-воспитание доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные. – Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; -адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения обобщения классификации , установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений; - готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права иметь свою собственную, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-определение общей цели и пути её достижения, умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
_-адекватно оценивать поведение своё и окружающих.
Предметные. –Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
-осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
План урока.
1.Орг. момент.
а) Приветствие.
б)Ресурсный круг.
2.Изучение нового материала.
а)Что входило в состав крестьянских хором.
б) Из чего строили.
в) В чём особая красота крестьянских хором.
3.Итог урока. Рефлексия, ресурсный круг.
1ОРГ. МОМЕНТ.
Дорогие ребята! Мне очень приятно видеть ваши добрые лица, чувствовать близость общения с вами. Давайте отправимся в очередное увлекательное и душеполезное путешествие к нашим Истокам. По мере сил постараемся помогать друг другу в дороге, полной радостных открытий. Выходите в центр класса и встаньте в круг . Мы с вами живём в деревне. Закройте глаза и представте себе крестьянский дом. Что вы видите, слышите и чувствуете ? Представили. Открываем глаза. Давайте поделимся своими впечатлениями. У кого в руках кукла тот и будет говорить первым, а остальные будут внимательно слушать товарищей. Что я увидел в крестьянском доме? Что я услышал в крестьянском доме? Что я почувствовал?
Молодцы, хорошо поработали. Создалось впечатление, что мы действительно побывали в крестьянском доме. Садитесь на места.
Из ваших ответов я поняла, как вы видите крестьянский дом. А какие ассоциации у вас возникают при слове «хор»? Что такое хоромы? Могут ли хоромы быть крестьянскими?
Тема нашего урока «Крестьянские хоромы».
Итак, перед нами крестьянские хоромы. А что такое хоромы? (ответы учащихся). ( слайд 1)
А сейчас откроем учебник на стр.27 и найдём точный ответ.
Двор – усадьба (запись на доске)
Да, это чудо без единого гвоздя! Умели строить наши предки!
Суровые продолжительные зимы заставляли крестьянина объединить под одной крышей жильё и хозяйственные постройки.
А сейчас выясним, что же входило в состав крестьянских хором.
(Объяснение учителя)
Жилая часть называлась - Изба.
Она имела своё лицо – Фасад , на котором глазами были – Окна –(слайд 7) , ресницами – Наличники – Румяными щеками- нарядные
Ставни.
Лицом изба была обращена к людям, реке, озеру или дороге. Куда выходили «Лица», там была и….Улица.
Хозяйственные помещения примыкали к усадьбе сзади, уходили на Задворки. Такое объединение было мудрым – работы по хозяйству можно было выполнять не выходя из дома.
А сейчас давайте поднимемся в хоромы, подниматься будем как? По высокому Крыльцу. Сначала попадаем в просторные Сени. Они-то и делили все помещения на две части – жилую (поменьше) и хозяйственную (побольше).
Итак , мы с вами в сенях и сейчас попытаемся определить остальные названия частей крестьянских хором и для чего они предназначались. Откроем рабочие тетради на стр.19 и выполним задание. Вначале самостоятельно, затем обсудите в паре, а потом уж перейдём к общему решению. ( Проверка работы сл. 2 и 3 ). Зимовка - нередко к основному жилью пристраивали небольшую избу. В неё переселялись в зимние месяцы. Жили по правилу: в тесноте, да не в обиде.
Молодцы, справились с работой.
Физкульт. минутка- строим дом.
Мы с вами разобрались из каких частей состоят крестьянские хоромы. 2).А из чего же их строили? ( Ответы ребят ) . Деревянные, чаще из еловых брёвен.
А когда заготовляли лес для постройки? (Ответы ребят). Зимой- лес спит и рубка для него безболезненна. Он как бы сохраняет жизнь. Никогда не употребляли «лес мёртвый».
Что делали весной? (Ответы ребят). Корили, артель плотников собирала брёвна в сруб. Один – два года просушивали.
При возведении дома пазы брёвен прокладывались мхом, а ещё через год стены конопатили льном или паклей.
Закладывая дом под углы клали деньги, шерсть, ладан ( для богатства, для тепла, для святости). Наши предки большое внимание уделяли и месту где должен стоять дом. Выбирая место под усадьбу старались не оказаться на заброшенной дороге (ведь по ней, того и гляди, уйдут из дома достаток и жизнь), на месте, где раньше стояла баня, там, где был когда-то пожар, где случалась поломка или – всего хуже – пролилась кровь. Ясно же, что подобное может произойти только в «худом» месте, где человеку лучше всего не находится, а жить- и подавно!
После выбора участка молодой хозяин «очищал» его и освящал специальной символикой: опахивал участок по кругу (круг- замкнутая линия, бесконечность, символ солнца), обозначал внутри круга квадрат усадьбы ,делил крестообразной фигурой на четыре части. Потом отправлялся «во все четыре стороны» и с каждой стороны приносил матёрый камень-валун, эти камни клались под углы дома. Тысячелетиями обкатываемые льдами, обдуваемые ветрами, эти камни будут крепким основанием для нового дома.
3).А сейчас давайте посмотрим в чём особая красота крестьянского дома
(Слайды 4, 5,6), учебник стр. 29-30. В мир человека есть две лазейки: окно и дверь, они требуют дополнительной защиты. И на окне, и на двери есть наличник. Перед дверью обязательно есть порог. Порог- это граница между мирами, миром живых и миром мёртвых. Хозяйка заходя в дом, вытирает ноги о порог, отряхивает прах мира; заходя в чужой дом , гости переступают через порог, показывая , что пришли в этот дом с добром. Несравненно больше внимания уделялось окнам, сквозь которые могли проникнуть злые духи. в связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окон, обычно насыщенное языческой символикой, ведь оконный проём- это не только «окно в мир» и в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища, проникнуть внутрь или хотя бы сглазить тех, кого удастся увидеть в окно.
Посмотрите, ребята, как красивы наличники на окнах русских домов, с какой любовью и мастерством они выполнены.
Крыша избы могла обозначать весь дом, «отчий кров», «жить под одной крышей – ходить под одним небом». Её завершал «охлупень», или «конёк». Резная доска, закрывающая выход слег на фасад – причелина. Причелина с левого края кровли содержала символы восходящего солнца; с правого края – вечернее заходящее солнце. Резная доска, крепящаяся на пересечении двух причелин, - полотенце – полуденное солнце в зените. Но во всём было чувство меры.
3.Наше путешествие подходит к концу. Сейчас я вас попрошу заполнить таблицу. Знал. Узнал. Хочу узнать. В каждом столбике можно записать по 2-3 фразы. (Ученики по желанию записывают результат своей работы. Молодцы. Вы активно сегодня поработали. Изучением крестьянского быта мы продолжим заниматься на следующем уроке. Дома я прошу вас рассказать родителям о чём вы сегодня узнали. Для желающих задание – подготовить сообщение об одном из элементов крестьянских хором. Спасибо за плодотворную работу на уроке. Мне очень приятно было с вами пообщаться.