СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Крестовые походы

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Определение причин, характера, итогов и последствий Крестовых походов на Восток.

Задачи:

Образовательные:

  1. Охарактеризовать причины крестовых походов на Восток и цели их участников;
  2. Рассмотреть основные события I, II и IV крестовых походов
  3. Подвести учащихся к пониманию итогов и последствий крестовых походов.

Развивающие:

  1. Развивать у учащихся познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление;
  2. Продолжить работу по формированию исторических понятий и терминов;
  3. Вырабатывать умение давать оценку историческим событиям и историческим деятелям;

Воспитательная:

  1. Воспитывать у обучающихся толерантное отношение к представителям различных конфессий и отрицательное отношение к религиозному фанатизму.

Просмотр содержимого документа
«Крестовые походы»



История Средних веков 7 класс

Тема урока: Крестовые походы


Цель: Определение причин, характера, итогов и последствий Крестовых походов на Восток.

Задачи:

Образовательные:

  1. Охарактеризовать причины крестовых походов на Восток и цели их участников;

  2. Рассмотреть основные события I, II и IV крестовых походов

  3. Подвести учащихся к пониманию итогов и последствий крестовых походов.

Развивающие:

  1. Развивать у учащихся познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление;

  2. Продолжить работу по формированию исторических понятий и терминов;

  3. Вырабатывать умение давать оценку историческим событиям и историческим деятелям;

Воспитательная:

  1. Воспитывать у обучающихся толерантное отношение к представителям различных конфессий и отрицательное отношение к религиозному фанатизму.


Тип урока: урок изучения нового материала.


Методы проведения урока: словесный, иллюстративно-демонстрационный.


Оборудование урока:

  1. Е. В. Агибалова, Г. М. Донской История средних веков М.: Просвещение, 2009 § 17;

  2. Карта.


Основные понятия и термины:

Крестовые походы, крестоносцы, духовно-рыцарские ордена, тамплиеры, госпитальеры, тевтонцы.

Основные события и даты:

1096 – 1099 гг. – I крестовый поход;

1099 г. – II крестовый поход захват крестоносцами Иерусалима

1189 – 1192 - III крестовый поход.

1202 – 1204 – IV крестовый поход.


План и этапы урока:

I. Организационный момент;

II. Изучение нового материала

  1. Причины крестовых походов;

  2. Крестовые походы;

  3. Духовно-рыцарские ордена;

  4. Конец Крестовых походов и их итоги.

III. Закрепление изученного материала;

IV. Домашнее задание.


Ход урока


I. Организационный момент (Приветствие, сообщение темы и цели урока)

Католическая церковь, являясь сильной и могущественной, жестоко расправлялась с теми, кто пытался поставить под сомнение ее деятельность. Во всех странах Западной Европы князья и простолюдины, священники и рыцари видели отныне именно в папе римском своего главу. Сегодня на уроке мы с вами должны определить:

  • Почему были организованы Крестовые походы?

  • Каковы были итоги и последствия Крестовых походов?


II. Изучение нового материала


1. Причины крестовых походов (вступительная беседа) с. 173

В 1095 г. глава католической церкви папа Урбан II отправился из Рима в город Клермон

Из выступления папы Урбана || в Клермоне

"Народ франков… К вам обращается моя речь, к вам несутся слова моих убеждений. Я хочу вам поведать, что привело меня в ваши пределы, какая ваша крайность и всех верных заставила меня стать пред вами. От пределов Иерусалима и из города Константинополя к нам пришла важная грамота. И прежде часто доходило до нашего слуха, что народ персидского царства, народ проклятый, чужеземный, далекий от бога, отродье, сердце и ум которого не верит в господа, напал на земли тех христиан, опустошив их мечами, грабежом и огнем, а жителей отвел к себе в плен или умертвил… Церкви же божии или срыл до основания, или обратил на свое богослужение… Кому же может предстоять труд отомстить за то и исхитить из их рук награбленное, как не вам… Вас побуждают и призывают к подвигам предков величие и слава короля Карла Великого… И других ваших властителей… В особенности же к вам должна взывать святая гробница спасителя и господа нашего, которою владеют нынче нечестные народы… Земля, которую вы населяете, сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, и вследствие того она сделалась тесною при вашей многочисленности: богатствами она необильна, и едва дает хлеб своим обрабатывателям. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и пожираете, ведете войны и наносите смертельные раны. Теперь же может прекратиться ваша ненависть, смолкнет вражда, стихнут войны и задремлет междоусобие. Предпримите путь к гробу святому; исторгните ту землю у нечестного народа и подчините ее себе. Земля та… "течет медом и млеком". Иерусалим — плодоноснейший перл земли, второй рай утех…"


Ответить на вопросы:

  1. К чему призывал папа Урбан II?


Крестовые походы - это военные экспедиции западноевропейских феодалов в страны Восточного Средиземноморья с 1096 по 1270 гг.


  1. Для чего Урбан II предлагал организовать походы на Восток? (Чтобы освободить христианские святыни)


Поводом к началу крестовых походов стали:

  • Захват в 1071 г. турками-сельджуками г. Иерусалима, прекращение доступа паломников к святым местам;

  • Обращение императора Византии Алексея Комнина к папе Римскому, с просьбой о помощи в борьбе с иноверцами.


  1. Кто стал участниками крестовых походов?

Участники крестовых походов:

  • Духовенство;

  • Рыцари;

  • Купцы;

  • Крестьяне.

Крестоносцы - участники крестовых походов

В Европе с 987 по 1099 годы – 48 лет из 112 – происходили: затяжной голод, массовые эпидемии, неурожаи, падеж скота, феодальные междоусобицы, грабежи на дорогах.


  1. Каковы, по вашему мнению, были истинные причины крестовых походов?

Причины крестовых походов: Слйд № 8

1. Желание западных феодалов и католической церкви приобрести новые владения и увеличить свои доходы;

2. Желание пап распространить свою власть на новые государства и страны.


2. I Крестовый поход (1096 – 1099 гг.) (рассказ учителя)

Раньше всех весной 1096 года к Иерусалиму двинулись крестьяне. Весной вверх по течению Рейна, а затем по Дунаю шли нестройные, плохо вооруженные, без припасов толпы бедняков, занимаясь по дороге грабежом и разбоем. С большими потерями крестьяне добрались до Константинополя. Византийский император поспешил переправить отряды крестьян в малую Азию, там, в боях с турками-сельджуками они нашли свою смерть.

Осенью 1096 года из Франции, Германии и Италии разными путями двинулись на Восток отряды рыцарей под руководством крупных феодалов. Сойдясь в столице Византии, они переправились в Малую Азию, в решающих сражениях им удалось разбить турок-сельджуков.

Итоги I Крестового похода

Крестоносцам удалось захватить главные христианские святыни на Ближнем Востоке.

1099 г. – захват Иерусалима

Образование Иерусалимского королевства, графства Триполи, княжества Антиохийского, графства Эдесского


3. Духовно-рыцарские ордены (самостоятельная работа учащихся)

Прочитать § 17 п. 4 (стр. 139)

  • Что такое духовно-рыцарский орден? Перечислите духовно-рыцарские ордены, появившиеся после первого крестового похода.

(Духовно-рыцарский орден – организация воинов рыцарей, давших монашиские обеты. Тамплиеры, госпитальеры, Тевтонский орден.)

  • С какой целью они были образованы?

( с.142)

  • Какова была роль духовно-рыцарских орденов в государствах крестоносцев?

(Борьба за веру!)




4. Конец Крестовых походов и их итоги (рассказ учителя)

Духовно-рыцарские ордена были опорой крестоносцев на Востоке. Владения крестоносцев были разбросаны вдоль всего побережья. Местные жители не раз восставали против рыцарей. В 1144 г. мусульманам удалось отвоевать у крестоносцев город Эдессу. В 1147 году был организован II крестовый поход, который потерпел неудачу.

В конце XII века мусульмане создали сильное государство, в которое вошли Египет и часть Месопотамии и Сирии. Во главе этого государства стоял египетский правитель Салах ад- Дин (или как называют его европейцы - Саладин). В 1187 г. Саладин захватил Иерусалим, что послужило поводом к началу III крестового похода.

  • Сообщение учащегося о III Крестовом походе.

( с. 143 – Панаян Дима)

Вскоре после окончания Третьего крестового похода состоялся четвертый.

  • Сообщение учащегося о IV Крестовом походе.

( с. 145 – Соин )

Крестоносцы постепенно теряли свои владения в Сирии и Палестине. Папы и Короли организовывали новые походы, но желающих в них участвовать было все меньше и меньше. Всего с 1096 по 1291 г. состоялось 8 крестовых походов в страны Востока. Вскоре после последнего европейцы потеряли все владения на Востоке. В 1291 г. пал последний оплот крестоносцев на востоке крепость Акра.


И народам восточных стран, и европейцам Крестовые походы принесли немало бед. И все же они не прошли бесследно для Европы.


Последствия крестовых походов:

  1. Приобщение к восточной культуре;

  2. Знакомство с новыми с/х культурами (рис, арбуз, гречиха и др.)

  3. Знакомство с новыми ремеслами;

  4. Развитие торговли в Средиземноморье;

  5. Перемены в быту европейцев (знакомство с баней, правилами гигиены).


III. Закрепление изученного материала

  • Почему были организованы Крестовые походы?

  • Каковы были итоги и последствия Крестовых походов?


IV. Домашнее задание

  • § 17 (чтение и пересказ);

  • Стр. 149 вопрос № 9 таблицу заполнить;

  • Составить рассказ от имени участника Крестовых походов.

5