СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КРИПАК Е. М. Правописание приставок пре- и при-. Правописание имён существительных и имён прилагательных X класс РЯиЛ 2018-12

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КРИПАК Е. М. Правописание приставок пре- и при-. Правописание имён существительных и имён прилагательных X класс РЯиЛ 2018-12»

Е. М. Крипак, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа г. п. Красносельский» Волковысского района Гродненской области

Правописание приставок пре- и при-. Правописание имён существительных и имён прилагательных

X класс

Цель урока: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации материала.

Задачи:

  • обучающая: совершенствовать навык правописания приставок пре- и при-, окончаний и суффиксов имён существительных и имён прилагательных; закрепить полученные знания по теме урока;

  • развивающая: создать условия для развития навыков работы в коллективе; развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность и работу других; умение выделять существенные признаки, делать обобщающие выводы;

  • воспитательная: создать условия для воспитания у учеников солидарности и товарищества.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-практикум.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютеры, рабочие листы (приложение).

Эпиграф: Три пути у человека, чтобы поступить разумно: первый, самый благородный, — размышление; второй, самый лёгкий, — подражание; третий, самый горький, — опыт.

Конфуций

Ход урока

  1. Ориентировочно-мотивационный этап.

  1. Организационный момент.

  2. Работа с эпиграфом.

  • Как вы понимаете смысл этих слов?

  • Согласны ли вы с Конфуцием? Почему?

  1. Определение темы урока.

  • Найдите в словах орфограммы, связанные с правописанием приставок, суффиксов и окончаний существительных и прилагательных.

Идти впр..прыжку, превосходно чувствовать, пр..одолетъ пр..грады, пр..дорожное кафе, не до раздум..й, собрать ведро вишен.., платье в горош..к, таджи..кий танец, рез..ий выпад.

(После выполнения задания осуществляется взаимопроверка.)

  • Исходя из вашего опыта и ранее полученных знаний, попробуйте сформулировать тему урока.

Учащиеся записывают дату, тему урока в рабочие листы.

  1. Актуализация опорных знаний и мотивация на дальнейшую деятельность.

Учащиеся заполняют первый столбик таблицы рабочего листа.

  1. Совместное целеполагание.

  • Проанализируйте свои ответы и обратите внимание на те пункты, в которых вы поставили вопросительный знак. Как вы думаете, что мы с вами сегодня вспомним? (Правила написания приставок, суффиксов, окончаний имён существительных и имён прилагательных.)

  • Что узнаем на уроке? (Трудные случаи написания имён существительных и имён прилагательных.)

  • Чему будем учиться на уроке? (Совершенствовать навык правописания имён существительных и имён прилагательных.)

  1. Операционно-познавательный этап.

Проект

«Не всё так трудно, как кажется»

Грамотное письмо — это и движение пишущей руки, и особая речевая деятельность. Это логика и образность восприятия материала.

Цель: повторение орфографических правил, развитие орфографической зоркости через образное восприятие теоретического материала.

Задача: на доступных пониманию любого человека конкретных, связанных с повседневной жизнью примерах дать абстрактные правила грамматики русского языка.

  • Изучать материал вы будете в группах, в каждой из которых будут работать генератор идей, координатор, информатор, лингвист, командные игроки.

Ваша задача — изучить, обобщить материал, создать совместный продукт деятельности.

План работы в команде (у каждой группы на парте)

  1. Самостоятельное изучение материала, создание продукта деятельности по теме.

  2. Сбор информации, совместная работа.

  3. Афиширование (представитель каждой группы предлагает проект изучения заданной темы).

  • Для чего нам нужны эти проекты? (Ответы учащихся.)

Созданные вами проекты помогут обобщить и систематизировать материал по теме урока. Мы также попробуем создать совместный проект «Не всё так трудно, как кажется», который будет транслироваться как учебное пособие в виртуальном кабинете русского языка и литературы.

  1. е группа: проект «Правописание приставок пре- и при».

  2. я группа: проект «Правописание суффиксов и окончаний имён прилагательных».

  3. я группа: проект «Правописание суффиксов и окончаний имён существительных».

Время работы15 минут.


Физкультминутка


  1. Обобщающий этап.

  1. Консультация по вопросам, вызвавшим у учащихся определённые трудности.

  2. Работа с текстом.

  • Прочитайте предложения. Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?

  • Восстановите структуру текста.

Устанешь, пр..сядешь на пр..горке, отдохнёшь и опять в путь. А вечером надо разложить всё, что пр..нёс из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок.

«Советую тебе, Серёжа, пр..смотретъся к осеннему лесу», говорил отец. Он пр..обрёл фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать всё интересное.

Вы любите осеннюю пр..роду? Я всегда радуюсь пр..ближению осени. Меня не пугают дождь и грязь.

Пр..красно в осеннем лесу. Музыка в траве пр..тихла. Мелкая листва облетела с пр..брежных лозин. Ветер осторожно пр..гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес пр..задумался. Пр..таился на ветке берёзы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает пр..спокойно сидеть.

  1. Работа в группах.

  1. я группа.

а) доказать, что получился текст;

б) озаглавить, определить тему, основную мысль, тип текста.

Фронтальное обсуждение.

  1. я группа.

а) найти в тексте слова, соответствующие схеме: ' ^ /\ /\ 1. (Присмотреться, забираться.)

б) Найти в тексте слово, соответствующее схеме: ~1 .(Призадумался.)

Фронтальное обсуждение.

  1. я группа: определить значение приставок в выделенных словах.

Фронтальное обсуждение.

  1. я группа: графически объяснить постановку знаков препинания во 2-м абзаце.

Фронтальное обсуждение.

  1. я группа: найти слова, в которых происходит оглушение согласного звука.

Фронтальное обсуждение.

Правильная структура текста.

При необходимости учащиеся могут обратиться за консультацией к учителю.

Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь приближению осени. Меня не пугают дождь и грязь.

«Советую тебе, Серёжа, присмотреться к осеннему лесу», — говорил отец. Он приобрёл фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать всё интересное.

Прекрасно в осеннем лесу. Музыка в траве притихла. Мелкая листва облетела с прибрежных лозин. Ветер осторожно пригнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес призадумался. Притаился на ветке берёзы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает преспокойно сидеть.

Устанешь, присядешь на пригорке, отдохнёшь и опять в путь. А вечером надо разложить всё, что принёс из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок.


  1. Контрольно-оценочный этап.

1. Выполнение теста (каждому учащемуся распечатан тест).

  1. Пишется е на месте всех пропусков в рядах:

а) пр..крепить к доске, о моём поместь..;

б) премировать, перстенёч..к;

в) пр..небречь, пр..кращение работы;

г) пр..вилегия, непр..ступная крепость;

д) свидань..це, насмешл..вый.

  1. Пишется и на месте всех пропусков в рядах:

а) заливч..тый, сбивч..вый;

б) пр..морский бульвар, пр..оритет;

в) пр..градить дорогу; пр..стижный;

г) пр..обрести, рытв..нка;

д) селен..й, фасол..вый.

  1. Пишется е на месте всех пропусков в рядах:

а) пр..старелый, ореш..к;

б) первопроход..ц, письм..цо;

в) пр..курортная зона, пр..пятствовать;

г) баш..нка, заботл..вый;

д) пр..задуматься, пр..влёк к работе.

Самопроверка по ключу:

Ключ: 1 б, в; 2 б, г; 3 а, б.

  1. Афиширование результатов совместного проекта.

  2. Выставление отметок.


  1. Рефлексия.

  1. Заполнение 2-ого столбика таблицы в рабочем листе.

  2. Как бы вы оценили свою деятельность?

  3. Выберите и продолжите фразу:

  • Я понял, что...

  • Я научился...

  • Теперь я могу...

  • У меня получилось...

  • Я смог...

  • Урок дал мне...

  1. Домашнее задание (по выбору).

  1. Составить тестовые задания по изученной теме.

  2. Составить мини-текст «Помогая другим, ты больше получишь сам», используя слова с изученными орфограммами.

Приложение 1

Рабочий лист

Дата:

Тема:

1. Заполните первый столбик таблицы: «+» (да), «-» (нет), «?» (не знаю).

Вопросы

В начале урока

В

конец

урока

1

В слове пр..амбула приставка пре- является частью корня?



2

Слова с приставкой при- имеют значение сопутствующего действия?



3

Некоторые слова с приставкой пре- и при- являются омофонами?



4

От чего зависит выбор гласной в суффиксах прилаг-х и существительных?



5

Как проверяются суффиксы существительных?



6

Как различать суффиксы -чив-, -лив-, -ив-, -ев-?




  1. Прочитать материал учебника по теме §39 (1), §40 (2), §41(3).

  2. Составить мини-проект по обобщению и систематизации знаний по теме.

  3. Работа с текстом с изменённой структурой.

  4. Выполнение теста.

  5. Заполнение столбика 2 в рабочем месте.

  6. Оценка работы на уроке.