СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кристаллические решетки

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кристаллические решетки»

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Коннова М. С.

Предмет: Химия

Класс: 8

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Тема: «Кристаллические решётки»

Цели урока: 1) обучения – сформировать понятие о кристаллическом и аморфном состоянии твёрдых тел, кристаллической решётке; ознакомить с типами кристаллических решёток, рассмотреть влияние химической связи на свойства твёрдых тел; 2) развития – сформировать умение делать выводы, сравнивать, сопоставлять, анализировать, высказывать и обосновывать суждения; устанавливать причинно-следственные связи; 3) воспитания – способствовать формированию мировоззренческих понятий – причинно-следственные связи между строением кристаллической решётки вещества и свойствами данного вещества.

Термины и понятия: степень окисления, валентность

Ресурсы: Учебник «Химия»; Кузнецова Н.Е., ПСХЭ Д.И.Менделеева, модели кристаллических решёток хлорида натрия, графита, оксида углерода (IV), образцы кристаллических и аморфных тел, карточки с заданиями.

Межпредметные связи: география (минералы и горные породы), физика (электрический ток)

Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Планируемые результаты

Предметные:

УУД

Знать: определения изученных понятий: «аморфные вещества», «кристаллические вещества», «кристаллическая решетка», «ионная кристаллическая решётка», «атомная кристаллическая решётка», «молекулярная кристаллическая решётка», «металлическая кристаллическая решётка»

Уметь: устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью и типом кристаллической решётки химических соединений; характеризовать атомные, молекулярные, ионные и металлические кристаллические решётки; характеризовать свойства веществ с атомной, ионной, металлической и молекулярной кристаллическими решётками; приводить примеры веществ с разными типами кристаллической решётки.

Познавательные – использовать знаково-символические средства для решения задач; создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию, делать выводы; проводить наблюдение; моделировать объекты; составлять на основе текста таблицы, в том числе с применением средств ИКТ.

Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно; оформлять отчёт с описанием эксперимента, его результатов и выводов.

Коммуникативные - строить речевые высказывания в устной форме; выражать и аргументировать свою точку зрения; сотрудничество учащихся между собой, работа в группах; взаимоконтроль, умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные - формирование умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту; понимание значимости естественно-научных знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач.

Организация пространства

Этап урока,

цель деятельности

Совместная деятельность

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1.Организационный момент.

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

2 мин.

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку.

Упражнение: «Дерево достижений» музыка

Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением! Ребята, обратите внимание на ваше одинокое дерево (на парте). У каждого из вас есть цветочки разного цвета (лежат на парте). Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной цветами.

После того, как ребята прикрепили цветочки:

- Тех, кто выбрал

Зеленый - ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Оранжевый – будут внимательны.

Розовый – проявят активность.

Желтый – будут уверенными

На доске (успешные, внимательные, активные, целеустремленные)

Самооценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. Психологически настраиваются на урок

2. Актуализация знаний. Проверка опорных знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала.

5 мин.

Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль:

Мы изучили тему химические связи. Какие связи вам известны?

Дайте определение ковалентной неполярной связи.

Дайте определение ковалентной полярной связи.

Дайте определение ковалентной ионной связи?

На слайде вещества: NaF, SiO2, H2S, HCl, O2, BaO, O2, Li2O,

Br2, HI, N2. Определите вид связи

Инд. Раб с тестом (один человек из группы).

Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы. Слушают мнения одноклассников.

Работают с карточками.






3. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока.

3 мин.

Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока.

Просмотр видеосюжета «Вода в природе. Три состояния воды».

Итак, о чем этот видеосюжет?

Учитель: Каковы условия перехода воды из одного состояния в другое?

Учитель: Действительно, Сделайте первые записи в тетради.


Возникает вопрос: как объяснить существование веществ в различных состояниях со столь различными свойствами?

Работа с опорным конспектом.

На столе лотки с образцами жевательной резинки, пластмасс, пластилина, металлов, кристаллов поваренной соли.

- На какие две группы можно разделить представленные вещества?

Заглянем внутрь аморфного и кристаллического веществ (видео и презентация)

Как же устроены кристаллические вещества?



Если соединить частицы, входящее в состав кристалла линиями, что получим? Решётку

Тема «Кристаллические решётки»

Сформулируем цель.

Выдвигают свои идеи

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Записывают тему урока

Учащиеся: Видеосюжет о воде, о трех состояниях, в которых может находиться вода: твердое, жидкое, газообразное.











Секрет кроется в строении вещества.





Аморфные и кристаллические. (запись в схему)


В кристаллических телах частицы расположены в определенных точках пространства.


4.Формирование новых знаний и способов действия

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний. Развитие умений находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия с информацией

20 мин.

Демонстрация моделей кристаллических решёток.

Дать определение (запись в тетрадь)

- Кристаллическую решётку можно представить как простейшие геометрические фигуры, многократно повторяющиеся в пространстве, соединённые общими гранями с такими же фигурами. Точки, в которых размещены частицы кристалла, называют узлами решётки. Здесь могут находиться атомы, молекулы, ионы (простые и сложные). В зависимости от природы частиц, образующих кристаллическую решётку, различают 4 типа кристаллических решёток: атомные, ионные, молекулярные и металлические.

У вас на столах находятся конверты с заданиями. Каждая группа работает со своим заданием и представляет свою работу одноклассникам.

Организует выполнение работы, контроль, коллективную проверку.

ВЫВОД - Как вы думаете, влияет ли тип кристаллической решётки на физические свойства вещества? (Да)

- Существует следующая закономерность: Если известно строение веществ, то можно предсказать их свойства или наоборот: если известны свойства веществ, то можно определить их строение.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют новые термины и понятия в тетради

Записывают определение кристаллической решётки в тетрадь





Выступление представителя от группы.





Формулируют вывод

5. Первичная проверка понимания

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

7 мин.

Два человека выполняют интерактивный тест https://source2016.ru/zadanie-po-himii-dlya-9-klassa-tema-kristallicheskie-reshetki/


Остальные работают по заданиям

Химический диктант.

Свойства веществ зависят от……. (от типа кристаллической решетки)

Тип кристаллической решетки зависит от …….. (от вида химической связи)

Вещества в твердом состоянии делятся на ………….. и …………. .

Имеются 4 типа кристаллических решеток ……. , ………….., ………, ……….. .

Ванилин представляет собой легкоплавкие кристаллы с характерным запахом, нерастворимые в воде. У этого вещества …………………………… кристаллическая решетка.

Карборунд представляет собой тугоплавкое твердое вещество, без запаха, расплав его не проводит электрический ток. Имеет …………………….. кристаллическую решетку.

Белый фосфор представляет собой легкоплавкие кристаллы с характерным запахом, нерастворимые в воде, но хорошо растворимые в сероуглероде. Имеет …………….. кристаллическую решетку.

Как вы думаете, где в жизни нам могут пригодиться знания о кристаллических решетках?




6. Подведение итогов. Рефлексия.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.

2 мин.

Притча о каменотесах

Однажды по пыльной дороге шел путник и за поворотом, на самом солнцепеке, в пыли, увидел человека, тесавшего огромный камень. Человек тесал камень и очень горько плакал.


Путник спросил у него, почему он плачет, и человек сказал, что он самый несчастный на земле и у него самая тяжелая работа на свете. Каждый день он вынужден тесать огромные камни, зарабатывать жалкие гроши, которых едва хватает на то, чтобы кормиться. Путник дал ему монетку и пошел дальше и...


...за следующим поворотом дороги увидел еще одного человека, который тоже тесал огромный камень, но не плакал, а был сосредоточен на работе. И у него путник спросил, что он делает, и каменотес сказал, что работает. Каждый день он приходит на это место и обтесывает свой камень. Это тяжелая работа, но он ей рад, а денег, что ему платят, вполне хватает на то, чтобы прокормить семью. Путник похвалил его, дал монетку и пошел дальше и...


...за следующим поворотом дороги увидел еще одного каменотеса, который в жаре и пыли тесал огромный камень и пел радостную, веселую песню. Путник изумился. "Что ты делаешь?!!" - спросил он. Человек поднял голову, и путник увидел его счастливое лицо.


"Разве ты не видишь ? Я строю Прекрасны Храм!"

О чем притча? Поднимите руку те, кто был первым работников, вторым, третьим. Посмотрите на свое дерево желаний, сбылось то, что вы задумали?

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлечённости обучающихся в работу на уроке.


Осуществляют самоанализ деятельности

7.Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з

2 мин.

Проводится подробный инструктаж о выполнении домашнего задания:

§ 48 зад. 3.6

Творческое задание. Смоделировать кристаллическую решётку любого вещества из любого материала и рассказать о его свойствах.

Слушают учителя, задают вопросы на уточнение, фиксируют информацию в дневник.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!