СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критериальное оценивание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему: "Критериальное оценивание как технология" может пригодиться учителям начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Критериальное оценивание»

      Критериальное оценивание как новая технология в современной школе

Критериальное оценивание

как новая технология в современной школе

Нужно ли оценивание в учебном процессе?  Что вы оцениваете на уроке?   Можете ли сказать, какие вы используете оценки для создания комфортности?
  • Нужно ли оценивание в учебном процессе?

  • Что вы оцениваете на уроке?

  • Можете ли сказать, какие вы используете оценки для создания комфортности?
Традиционная система оценивания Традиционное (нормативное оценивание) оценивание - это сравнение индивидуальных достижений учащихся с нормой или результатами большинства учащихся Недостатки традиционной системы оценивания Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных разделов и тем учебной программы Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев Текущие оценки учитываются при выставлении итоговой оценки, что порождает тревожность учащихся в процессе оценивания Отсутствуют чёткие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам

Традиционная система оценивания

Традиционное (нормативное оценивание) оценивание - это сравнение индивидуальных достижений учащихся с нормой или результатами большинства учащихся

Недостатки традиционной системы оценивания

Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных разделов и тем учебной программы

Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев

Текущие оценки учитываются при выставлении итоговой оценки, что порождает тревожность учащихся в процессе оценивания

Отсутствуют чёткие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам

СОВРЕМЕННОЕ ОЦЕНИВАНИЕ Оно должно быть:  гибким  многоинструментальным  понятным  псиологически комфортным двусоставным: сочетать в себе суммативное и формативное оценивание

СОВРЕМЕННОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

Оно должно быть:

  • гибким
  • многоинструментальным
  • понятным
  • псиологически комфортным
  • двусоставным: сочетать в себе суммативное и формативное оценивание
Критериальное оценивание  –  это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующим формированию ключевых компетентностей учащихся.

Критериальное оценивание

это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующим формированию ключевых компетентностей учащихся.

 Задачи оценивания 4.Дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности 1.Определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса 5.Отслеживание эффективности учебной программы 2.Отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика Задачи оценивания 6.Обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями 3.Мотивирование учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы

Задачи оценивания

4.Дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности

1.Определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса

5.Отслеживание эффективности учебной программы

2.Отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика

Задачи оценивания

6.Обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями

3.Мотивирование учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы

Система критериального оценивания  Критериальное оценивание - процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными критериями, соответствующими целям и содержанию образования и понятными для учащихся, родителей и педагогов.  ВИДЫ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ (по ходу обучения) (в конце темы, раздела)   определяет уровень сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации; даёт заключительное суждение о том, чему смогли ученики научиться является основой для определения итоговых отметок по курсу за отчетные периоды (полугодие, год). определяет текущий уровень усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе;  позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала; позволяет корректировать индивидуальную траекторию обучения учащегося; не влияет на итоговые оценки и позволяет снять страх у учащихся перед ошибками.

Система критериального оценивания

Критериальное оценивание - процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными критериями, соответствующими целям и содержанию образования и понятными для учащихся, родителей и педагогов.

ВИДЫ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

(по ходу обучения)

(в конце темы, раздела)

  •   определяет уровень сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации;
  • даёт заключительное суждение о том, чему смогли ученики научиться
  • является основой для определения итоговых отметок по курсу за отчетные периоды (полугодие, год).
  • определяет текущий уровень усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе;
  • позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала;
  • позволяет корректировать индивидуальную траекторию обучения учащегося;
  • не влияет на итоговые оценки и позволяет снять страх у учащихся перед ошибками.

ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ -Используется - в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно); -Обратная связь, обеспечивающая прогресс; -Выступает в форме, приемлемой как для учителя, так и для учащихся; -Помогает учителю отслеживать успеваемость в классе; Таким образом, формативное оценивание несёт функции:  формирующую, стимулирующую и мотивирующую.

ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

-Используется - в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно);

-Обратная связь, обеспечивающая прогресс;

-Выступает в форме, приемлемой как для учителя, так и для учащихся;

-Помогает учителю отслеживать успеваемость в классе;

Таким образом, формативное оценивание несёт функции:

  • формирующую, стимулирующую и мотивирующую.
СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ  Суммативное или итоговое оценивание (экзамен, итоговый тест, срез и др.) выявляет результат обученности учащихся за определенный период времени - Формы и способы оценки определяет учитель Центром в классе является сам учитель.

СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

  • Суммативное или итоговое оценивание (экзамен, итоговый тест, срез и др.)

выявляет результат обученности учащихся за определенный период времени

- Формы и способы оценки определяет учитель

  • Центром в классе является сам учитель.

Практическая значимость критериального оценивания

Использование критериального оценивания позволяет

Учителям

Учащимся

  • Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов;
  • Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
  • Улучшить качество преподавания и обучения;
  • Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей,
  • Использовать разнообразные методы обучения и инструменты оценивания;
  • Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

Родителям

  • Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для подтверждения результатов обучения;
  • Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования собственного результата обучения и осознания успеха;
  • Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
  • Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
  • Получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;
  • Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
  • Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;
  • Устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы;
  • Быть уверенными и спокойными за комфортность пребывания ребенка в классе и школе.

Крите́рий оценивания / Бағалау критерийлері / Assessment criteria - признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям. Критерий описывается дескриптором , в котором (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивания согласно дескриптору – это определение степени приближения ученика к данной цели. Дескриптор  / Standard - характеристика, описывающая уровень или качество выполненной учащимся работы по заданию. Рубрикатор / Marking scheme – документ, поясняющий способ оценивания работы учащегося и предполагающий наличие критериев, лейблов и дескрипторов Лейбл  / Label – характеристика уровня выполнения задания. В Республике Казахстан в качестве лейблов выступают количественно выраженные отметки от 1 (или 0) до 5. Однако, к лейблам могут относиться такие качественные характеристики, как: «отличный», «продвинутый», «достаточный», «недополненный», «требующий улучшений».
  • Крите́рий оценивания / Бағалау критерийлері / Assessment criteria - признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям. Критерий описывается дескриптором , в котором (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивания согласно дескриптору – это определение степени приближения ученика к данной цели.
  • Дескриптор / Standard - характеристика, описывающая уровень или качество выполненной учащимся работы по заданию.
  • Рубрикатор / Marking scheme – документ, поясняющий способ оценивания работы учащегося и предполагающий наличие критериев, лейблов и дескрипторов
  • Лейбл / Label – характеристика уровня выполнения задания. В Республике Казахстан в качестве лейблов выступают количественно выраженные отметки от 1 (или 0) до 5. Однако, к лейблам могут относиться такие качественные характеристики, как: «отличный», «продвинутый», «достаточный», «недополненный», «требующий улучшений».

Пример рубрики формативного оценивания Ф.И. ученика:  Дата:   Учитель:  Предмет:  Этапы урока Стартовый уровень Мозговой штурм Удовлетворительно Работа в группе Хорошо Работа в паре Отлично Тест Предметные умения и навыки Стартовый уровень Удовлетворительно  Хорошо  Отлично

Пример рубрики формативного оценивания

Ф.И. ученика: Дата:

Учитель: Предмет:

Этапы урока

Стартовый уровень

Мозговой штурм

Удовлетворительно

Работа в группе

Хорошо

Работа в паре

Отлично

Тест

Предметные умения и навыки

Стартовый уровень

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Проверочный лист Проверочный лист  Предмет: Тема: Вид работы:  Тебе необходимо знать: 1 2 3 Тебе следует уметь:

Проверочный лист

Проверочный лист

Предмет:

Тема:

Вид работы:

Тебе необходимо знать:

1

2

3

Тебе следует уметь:

Критерии оценивания Критерий «Чтение» Критерий «Аудирование» Критерий «Письмо» Критерий «Говорение» Критериальный подход позволяет оценивать по критериям в соответствии с ожидаемыми результатами обучения учебных программ: Использование слов официального и разговорного стилей речи для выражения собственного мнения, получения необходимой информации, общения со сверстниками в процессе совместной деятельности. Планирование, грамотное написание, редактирование и корректирование письменных работ Понимание основного содержания прочитанного художественного, научного и др. текстов, умение выделять ключевую информацию. Понимание основного содержания устных высказываний и умение выделять ключевую информацию. Определение значения слов, использование различных источников информации для проверки значения слов и углубления понимания прочитанного Умение распознавать мнение говорящего и определять значение слов по контексту. Умение воспринимать и понимать содержание различных типов текстов, опираясь на знакомые слова, фразы и выражения

Критерии оценивания

Критерий «Чтение»

Критерий «Аудирование»

Критерий «Письмо»

Критерий «Говорение»

Критериальный подход позволяет оценивать по критериям в соответствии с ожидаемыми результатами обучения учебных программ:

Использование слов официального и разговорного стилей речи для выражения собственного мнения, получения необходимой информации, общения со сверстниками в процессе совместной деятельности.

Планирование, грамотное написание, редактирование и корректирование письменных работ

Понимание основного содержания прочитанного художественного, научного и др. текстов, умение выделять ключевую информацию.

Понимание основного содержания устных высказываний и умение выделять ключевую информацию.

Определение значения слов, использование различных источников информации для проверки значения слов и углубления понимания прочитанного

Умение распознавать мнение говорящего и определять значение слов по контексту.

Умение воспринимать и понимать содержание различных типов текстов, опираясь на знакомые слова, фразы и выражения

  Результат       снижение школьной  тревожности ученика

Результат

снижение школьной

тревожности ученика

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ Использование критериального оценивания позволяет перейти к самооцениванию : Основной функцией оценивания становится обратная связь и коррекция учебной деятельности Самооценивание способствует приобретению опыта через развитие рефлексивных способностей

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

Использование критериального оценивания позволяет перейти к самооцениванию :

Основной функцией оценивания становится обратная связь и коррекция учебной деятельности

Самооценивание способствует приобретению опыта через развитие рефлексивных способностей

САМООЦЕНИВАНИЕ   Продукт и процесс Продукт и процесс  оценивается оценивается самим  учителем учеником

САМООЦЕНИВАНИЕ

Продукт и процесс Продукт и процесс

оценивается оценивается самим

учителем учеником

Преимущество использования критериального оценивания . Соответствует предметным учебным целям  и не зависит от настроения учителя Предоставляет чётко сформулированные уровни достижения Способствует развитию навыков самооценивания Показывает уровень знания, понимания и владения навыками

Преимущество использования критериального оценивания

. Соответствует предметным учебным целям

и не зависит от настроения учителя

  • Предоставляет чётко сформулированные уровни достижения
  • Способствует развитию навыков самооценивания
  • Показывает уровень знания, понимания и владения навыками


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!