СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критериальное оценивание как условие успешного обучения учащихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема коучинг-занятия

Критериальное оценивание как условие успешного обучения учащихся

Цель

Дать представление о критериальном оценивании, раскрыть важность такого подхода для успешного обучения учащихся, познакомить с понятиями критерии, дескрипторы, показать их практическое применение.

Задачи обучения

Содействовать пониманию учителями характеристик и особенностей различных видов оценивания.

Способствовать умению разрабатывать критерии и дескрипторы.

Показать на практических примерах использование разных видов оценивания в процессе преподавания и обучения.

Результат обучения

Знают виды оценивания, знают, что такое критерии и дескрипторы.

Понимают особенности видов критериального оценивания.

Умеют разрабатывать критерии и дескрипторы, применять на уроках приёмы ОдО в своей практике.

 

Основные (ключевые) идеи

Способствовать тому, чтобы оценивание для обучения стало возможностью   улучшению  своего  обучения. ОдО является неотъемлемой частью преподавания в целях содействия и мотивации к обучению как средство определения пути для дальнейшего развития.

Ресурсы,

оборудование

 

Видеоресурс «Оценка за контрольную» («Ералаш»)

Музыкальная разминка  «Розочка» www.youtube.com/watch?v=AvF3yR0oRK0

Инструменты Оценивания для Обучения  [email protected]

Стикеры, маркеры, ламинированные карточки для ОдО.

 

Музыкальная разминка «Розочка»

 

Создание эмоционального и физического комфорта, позитивной атмосферы во время занятия.                                                             1 мин.

Формирование групп.

 

 

Приём «Найди свой афоризм».

Участникам предлагается взять стикер с началом афоризма, внимательно прочитать, подумать над смыслом, затем найти продолжение своего высказывания. Вторые части  записаны на стикерах, перемешанных в произвольном порядке. Участникам с одинаковыми афоризмами предлагается объединиться в группы, зачитать свой афоризм и кратко объяснить его смысл.

Афоризмы:

Где дружба прочна - …..            там хорошо идут дела.

Никто не знает силы своих способностей, ….. пока он не испытал их.

При единении и малое растёт, … при раздоре и величайшее распадается.

Умение мужественно преодолевать самого себя - ….. вот одно из самых величайших достижений, которыми может гордиться человек. 

 

5 мин.  

Оценивание

Приём «Большой палец»

Каждая группа оценивает своё выступление

Большой палец вверх = хорошо

Большой палец горизонтально = не совсем хорошо

Большой палец вниз = неудачно

3 мин.

 

Виды заданий

Подходы, используемые при выполнении данного задания

Деятельность коуча

Вопросы коуча

Время

Тренинг

Сходное -уникальное

Постер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия: Букет пожеланий.

Коуч: обменяйтесь в группах информацией друг о друге :

Предмет моей гордости;

Что я умею делать лучше всего;

Какие качества я наиболее ценю в людях?

Отобразите на постере:

в центре то, что является общим для участников данной группы;

по углам- то, что является уникальным для каждого в отдельности

Участники: создают постер, презентуют его.

Что интересного вы узнали друг о друге?

Похвалить: три хлопка.

Каждый участник говорит пожелание, адресованное всем участникам коучинга.

7 мин.

Вводное задание

Задача: показать положительные стороны существующей системы оценивания и её недостатки.

Видеоресурс «Оценка по контрольной»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мозговой штурм.

 

 

 

 

 

Самооценивание.

Приём «10 баллов»

Коуч:

 Уважаемые коллеги, обратите внимание, что вы не просто провели взаимопрезентацию друг друга, но и были вовлечены в процесс самооценивания и взаимооценивания.

Предлагаю посмотреть видеоресурс

 - Оцените увиденное.

Участники обсуждают.

Коуч:

Во все времена существовали самые различные способы проверки знаний и умений. В процессе исторического развития менялись лишь формы, приемы выставления отметок. Может ли существующая система оценивания полноценно влиять на успешность обучения современного ученика?

Итак, тема нашего коучинга  «Критериальное оценивание как условие успешного обучения учащихся».

 

Обсудите положительные стороны существующей системы оценивания и её недостатки.(1 мин.)

Участники выходят и записывают на ватмане + и –

 

Оценить по 10-бальной шкале работу с позиции:

„Я“         0________10

„Мы“     0________10

„Дело“   0________10

 

 

5 мин.

Задание 1

Сделать браслет из пластилина.

Выполнение задания

 

 

Самооценивание. Взаимооценивание.

Коуч : оцените свою работу по 5-тибалльной системе, проведите взаимооценивание.

Участники: ставят оценки, не зная критериев.

Коуч:

Довольны ли вы полученной вами оценкой? Почему?

Легко ли было выставлять оценки? Почему?

Какой из оценок вы остались довольны и почему?

Как было бы легче и объективнее оценить работы?

5 мин.

Задание 2

Разработка критериев для оценивания.

Работа в группе: Разработайте в группе критерии оценивания данной работы. Выполните данное задание в форме кластера. Разработка общего перечня критериев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивание Светофор

 

Коуч:

Разработайте в группе 5 признаков, на основании которых можно произвести оценивание браслета.

-Как по-другому мы назовём разработанные признаки? (Критерии)

Коуч:

А теперь оцените работы ещё раз по разработанным критериям.

 

-Легко ли было разработать критерии?

- С какими трудностями вы столкнулись при разработке данных критериев?

- Могут ли они стимулировать учащихся для получения заветной отметки? Каким образом?

- Оцените эти работы по вновь составленным критериям.

Участники поднимают карточки

Красный цвет: было трудно непонятно.

Жёлтый цвет: есть затруднения.

Зелёный Цвет: всё понятно.

 

10 мин.

Ключевая презентация.

Просмотр презентации.

Знакомство с понятиями Критериальное оценивание. Суммативное оценивание. Формативное оценивание.

Критерии.

Дескрипторы.

 

 

Коуч:

Как вы думаете, в чём особенности критериального оценивания.

Докажите важность перехода к такому оцениванию в школе.

 

Оцените своё понимание ключевых идей презентации.

Участники осуществляют обзор собственного обучения на данном этапе с помощью приёма «Фразеологизмы».

- каша в голове

- ни в зуб ногой

- светлая голова

 

3-5 мин.

Задание 3

Закрепление понимания ключевых идей.

Приём «Паутина»

 

 

 

 

 

 

 

Взаимооценивание

Коуч:

Каждая группа получает листок с терминами и их определениями, записанными в разных столбцах, необходимо правильно совместить термин и его определение.

Взаимопроверка по листам ответа.

 

Группы оценивают друг друга.

Приём: Лестница успеха. Используются стикеры с изображением мудрой совы, которую участники располагают на верхней , средней или нижней ступени.

5 мин.

Задание 4

Разработка дескрипторов для успешного оценивания на уроке.

Ресурс «Дескрипторы к выполнению работы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОдО: Смайлики

 

  

 

 

 

 

 

 

Взаимооценива-

ние.

Приём: Большой палец.

Коуч:

На протяжении многих лет нас так оценивали и мы так оцениваем: используем метод вычитания баллов за допущенные ошибки. В новом стандарте образования оговаривается, что оценивание должно осуществляться методом сложения, т.е. к базовому уровню достижения приплюсовываются. И это принципиально новый подход и очень важная вещь. На этом и строится критериальное оценивание.

Ваша задача разработать дескрипторы к критериям для оценивания.

 

Участники показывают смайлики для выражения уровня их комфортности по отношению к теме.

Готов продолжать

Понимаю кое-что, но не все.

Не понимаю, надо посмотреть заново.

 

Презентация работ.

15 мин.

Задание 5

Применение стратегий оценивания на разных этапах урока.

Постер.

 

 

 

 

 

Взаимооценивание. Лестница успеха.

Каждая группа получает листок с двумя видами инструментов ОдО, затем с помощью постера показывает,  как можно использовать данную технику оценивания на уроке.

Презентация постеров.

 

7 мин.

Итоговая рефлексия.

Практическая значимость критериального оценивания.

Корзина идей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обратная связь: ХИМС

Рефлексия Дерево знаний.

 

Коуч:

Для учителя важно  с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе.

-В чём, по-вашему, практическая значимость критериалного оценивания для учащихся, учителей и родителей.

Участники каждой группы заполняют свою корзину идей:

1-группа: значение для учащегося.

2-группа: значение для учителей.

3-группа: значение для родителей.

 

Обсуждение.

 

«Химс»

• Хорошо…

• Интересно…

• Мешало…

• Возьму с собой…

 

7 мин.

Просмотр содержимого документа
«Критериальное оценивание как условие успешного обучения учащихся»

Бочкова Татьяна Александровна

Учитель русского языка и литературы

Категория: высшая

Стаж: 24 года

Уровень: второй





План коучинга


Тема коучинг-занятия

Критериальное оценивание как условие успешного обучения учащихся

Цель

Дать представление о критериальном оценивании, раскрыть важность такого подхода для успешного обучения учащихся, познакомить с понятиями критерии, дескрипторы, показать их практическое применение.

Задачи обучения

Содействовать пониманию учителями характеристик и особенностей различных видов оценивания.

Способствовать умению разрабатывать критерии и дескрипторы.

Показать на практических примерах использование разных видов оценивания в процессе преподавания и обучения.

Результат обучения

Знают виды оценивания, знают, что такое критерии и дескрипторы.

Понимают особенности видов критериального оценивания.

Умеют разрабатывать критерии и дескрипторы, применять на уроках приёмы ОдО в своей практике.


Основные (ключевые) идеи

Способствовать тому, чтобы оценивание для обучения стало возможностью улучшению своего обучения. ОдО является неотъемлемой частью преподавания в целях содействия и мотивации к обучению как средство определения пути для дальнейшего развития.

Ресурсы,

оборудование


Видеоресурс «Оценка за контрольную» («Ералаш»)

Музыкальная разминка «Розочка» www.youtube.com/watch?v=AvF3yR0oRK0

Инструменты Оценивания для Обучения [email protected]

Стикеры, маркеры, ламинированные карточки для ОдО.


Музыкальная разминка «Розочка»


Создание эмоционального и физического комфорта, позитивной атмосферы во время занятия. 1 мин.

Формирование групп.



Приём «Найди свой афоризм».

Участникам предлагается взять стикер с началом афоризма, внимательно прочитать, подумать над смыслом, затем найти продолжение своего высказывания. Вторые части записаны на стикерах, перемешанных в произвольном порядке. Участникам с одинаковыми афоризмами предлагается объединиться в группы, зачитать свой афоризм и кратко объяснить его смысл.

Афоризмы:

Где дружба прочна - ….. там хорошо идут дела.

Никто не знает силы своих способностей, ….. пока он не испытал их.

При единении и малое растёт, … при раздоре и величайшее распадается.

Умение мужественно преодолевать самого себя - ….. вот одно из самых величайших достижений, которыми может гордиться человек.


5 мин.

Оценивание

Приём «Большой палец»

Каждая группа оценивает своё выступление

Большой палец вверх = хорошо

Большой палец горизонтально = не совсем хорошо

Большой палец вниз = неудачно

3 мин.


Виды заданий

Подходы, используемые при выполнении данного задания

Деятельность коуча

Вопросы коуча

Время

Тренинг

Сходное -уникальное

Постер
















Рефлексия: Букет пожеланий.

Коуч: обменяйтесь в группах информацией друг о друге :

Предмет моей гордости;

Что я умею делать лучше всего;

Какие качества я наиболее ценю в людях?

Отобразите на постере:

в центре то, что является общим для участников данной группы;

по углам- то, что является уникальным для каждого в отдельности

Участники: создают постер, презентуют его.

Что интересного вы узнали друг о друге?

Похвалить: три хлопка.

Каждый участник говорит пожелание, адресованное всем участникам коучинга.

7 мин.

Вводное задание

Задача: показать положительные стороны существующей системы оценивания и её недостатки.

Видеоресурс «Оценка по контрольной»






















Мозговой штурм.






Самооценивание.

Приём «10 баллов»

Коуч:

Уважаемые коллеги, обратите внимание, что вы не просто провели взаимопрезентацию друг друга, но и были вовлечены в процесс самооценивания и взаимооценивания.

Предлагаю посмотреть видеоресурс

- Оцените увиденное.

Участники обсуждают.

Коуч:

Во все времена существовали самые различные способы проверки знаний и умений. В процессе исторического развития менялись лишь формы, приемы выставления отметок. Может ли существующая система оценивания полноценно влиять на успешность обучения современного ученика?

Итак, тема нашего коучинга «Критериальное оценивание как условие успешного обучения учащихся».


Обсудите положительные стороны существующей системы оценивания и её недостатки.(1 мин.)

Участники выходят и записывают на ватмане + и –


Оценить по 10-бальной шкале работу с позиции:

„Я“ 0________10

„Мы“ 0________10

„Дело“ 0________10



5 мин.

Задание 1

Сделать браслет из пластилина.

Выполнение задания



Самооценивание. Взаимооценивание.

Коуч : оцените свою работу по 5-тибалльной системе, проведите взаимооценивание.

Участники: ставят оценки, не зная критериев.

Коуч:

Довольны ли вы полученной вами оценкой? Почему?

Легко ли было выставлять оценки? Почему?

Какой из оценок вы остались довольны и почему?

Как было бы легче и объективнее оценить работы?

5 мин.

Задание 2

Разработка критериев для оценивания.

Работа в группе: Разработайте в группе критерии оценивания данной работы. Выполните данное задание в форме кластера. Разработка общего перечня критериев.










Оценивание Светофор


Коуч:

Разработайте в группе 5 признаков, на основании которых можно произвести оценивание браслета.

-Как по-другому мы назовём разработанные признаки? (Критерии)

Коуч:

А теперь оцените работы ещё раз по разработанным критериям.


-Легко ли было разработать критерии?

- С какими трудностями вы столкнулись при разработке данных критериев?

- Могут ли они стимулировать учащихся для получения заветной отметки? Каким образом?

- Оцените эти работы по вновь составленным критериям.

Участники поднимают карточки

Красный цвет: было трудно непонятно.

Жёлтый цвет: есть затруднения.

Зелёный Цвет: всё понятно.


10 мин.

Ключевая презентация.

Просмотр презентации.

Знакомство с понятиями Критериальное оценивание. Суммативное оценивание. Формативное оценивание.

Критерии.

Дескрипторы.



Коуч:

Как вы думаете, в чём особенности критериального оценивания.

Докажите важность перехода к такому оцениванию в школе.


Оцените своё понимание ключевых идей презентации.

Участники осуществляют обзор собственного обучения на данном этапе с помощью приёма «Фразеологизмы».

- каша в голове

- ни в зуб ногой

- светлая голова


3-5 мин.

Задание 3

Закрепление понимания ключевых идей.

Приём «Паутина»








Взаимооценивание

Коуч:

Каждая группа получает листок с терминами и их определениями, записанными в разных столбцах, необходимо правильно совместить термин и его определение.

Взаимопроверка по листам ответа.


Группы оценивают друг друга.

Приём: Лестница успеха. Используются стикеры с изображением мудрой совы, которую участники располагают на верхней , средней или нижней ступени.

5 мин.

Задание 4

Разработка дескрипторов для успешного оценивания на уроке.

Ресурс «Дескрипторы к выполнению работы»













ОдО: Смайлики








Взаимооценива-

ние.

Приём: Большой палец.

Коуч:

На протяжении многих лет нас так оценивали и мы так оцениваем: используем метод вычитания баллов за допущенные ошибки. В новом стандарте образования оговаривается, что оценивание должно осуществляться методом сложения, т.е. к базовому уровню достижения приплюсовываются. И это принципиально новый подход и очень важная вещь. На этом и строится критериальное оценивание.

Ваша задача разработать дескрипторы к критериям для оценивания.


Участники показывают смайлики для выражения уровня их комфортности по отношению к теме.

Готов продолжать

Понимаю кое-что, но не все.

Не понимаю, надо посмотреть заново.


Презентация работ.

15 мин.

Задание 5

Применение стратегий оценивания на разных этапах урока.

Постер.






Взаимооценивание. Лестница успеха.

Каждая группа получает листок с двумя видами инструментов ОдО, затем с помощью постера показывает, как можно использовать данную технику оценивания на уроке.

Презентация постеров.


7 мин.

Итоговая рефлексия.

Практическая значимость критериального оценивания.

Корзина идей.


















Обратная связь: ХИМС

Рефлексия Дерево знаний.


Коуч:

Для учителя важно с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе.

-В чём, по-вашему, практическая значимость критериалного оценивания для учащихся, учителей и родителей.

Участники каждой группы заполняют свою корзину идей:

1-группа: значение для учащегося.

2-группа: значение для учителей.

3-группа: значение для родителей.


Обсуждение.


«Химс»

• Хорошо…

• Интересно…

• Мешало…

• Возьму с собой…


7 мин.











Рефлексия

Коучинг- это  процесс, сконцентрированный на решении конкретных вопросов, рассмотрении определенных направлений профессионального развития педагога. Для педагогов нашей школы, как и для всей системы образования, одной из важнейших является проблема объективного оценивания результатов обучения с целью улучшения качества обучения и преподавания, а также повышения мотивации учащихся для достижения лучших результатов. В связи с этим была выбрана тема «Критериальное оценивание как условие успешного обучения учащихся».

Кочинг проводился в рамках областного и городского семинаров, поэтому в качестве зрителей присутствовали педагоги городских и районных школ. Участниками семинара стали преподаватели нашего нашей школы-гимназии. На коучинге присутствовало 10 педагогов, среди них учителей естественно-математического цикла-4, гуманитарного цикла – 5, начальных классов-2.

Созданию эмоционального и физического комфорта, позитивной атмосферы во время занятия способствовала музыкальная разминка «Розочка». Деление га группы «Найди свой афоризм» прошло сразу в начале коучинга , так как все остальные задания проводились в группах. Деление на группы прошло не так быстро, как я рассчитывала, так как не все участники поняли , как необходимо действовать, поэтому было потрачено несколько больше времени, чем предполагалось. Плюсом, как отметили сами участники, стало то, что они не просто разделились на группы, но и начали себя оценивать.

Надо отметить, что в связи с заданной тематикой коучинга одной из моих задач, являлось знакомство коллег как можно с большим количеством приёмов оценивания. По окончании коучинга коллеги, не прошедшие курсы, обратились с просьбой познакомить их боле подробно теми приёмами, которые им понравились больше всего: Фразеологизмы, Ламинированные карточки.

Для сплочения групп и знакомства гостей с участниками мною было проведён тренинг «Сходное –Уникальное». Участники подошли к выполнению креативно, придумав интересное продолжение тренинга. Поэтому я поняла, что не ошиблась с выбором, а учителя опять оценили свою работу, поэтому мне было легко прейти к теме коучига.

Всё занятие, как отметила преподаватель математики П.Е.А., отличалось «чёткой структурой и логичностью».

Действительно, моей задачей было не только познакомить учителей с основами модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения», но дать возможность учителям понять, как на практике они могут использовать свои знания о том, что такое критерий, дескриптор.

В начале основной части педагоги заинтересовались просмотренным видеороликом, активно обсуждали. Это помогло мне перейти к первому основному заданию «Мозговой штурм», в ходе которого группы выясняли плюсы и минусы традиционной системы оценивания. К сожалению, не все педагоги смогли определиться в том, что является положительным моментом, а что недостатком. Я сделала вывод, что неудачно выбрала стратегию для этого задания и предоставила мало времени группам.

Однако следующее задание (сделать браслет и составить критерии для его оценивания) прошло на «отлично», коллеги творчески подошли к выполнению задания. Одна из групп сделала браслет в египетском стиле.

По ходу выполнения всех заданий я просила участников поднимать Ламинированные карточки: Красный цвет: было трудно непонятно.

Жёлтый цвет: есть затруднения.

Зелёный Цвет: всё понятно.

К тем, кто поднимал красный цвет я подходила, стараясь не столько подсказать, сколько направить в нужном направлении, чтобы учителя сами нашли выход.

После просмотра презентации команды в целом хорошо справились с заданием Паутина, лишь одна из трёх команд отметал, что им было сложно, после того, как я попросила оценить себя с помощью фразеологизмов: каша в голове, ни в зуб ногой, светлая голова. Меня удивило, что самое сложное, на мой взгляд, задание по составлению дескрипторов прошло успешно. Все справились не просто правильно, и в больше объёме , чем это требовалось, а учитель истории, не прошедший уровневых курсов, вызвал особый восторг у гостей, которые отметили, что настолько правильно он отвечал, что они были уверены, что он является уровневым учителем.

Составление постера по использованию инструментов ОдО вызвало большой интерес. Учитель географии, молодой специалист, стаж 3 года: «Я теперь обязательно буду использовать на своих уроках такие стратегии, как ЗЖИ, Квадраты и другие».

Считаю, что это является одним из доказательств того, что коучинг достиг своих целей. Главным доказательством эффективности явилась рефлексия «ХИМС». Данная рефлексия позволяет провести анализ непосредственно во время коучинга. Если обратиться к записям, то больше стикеров было на листе «Хорошо». Особое внимание я уделила листу «Возьму с собой». Многие учителя отметили, что будут разрабатывать дескрипторы к критериям, используют те приёмы оценивания, которым научились во время занятия, используют рефлексию на уроке для осуществления обратной связи.

Таким образом я сделала вывод, что учителя поняли суть и важность критериального оценивания для улучшения своей практики, улучшения качества обучения учащихся и повышения их мотивации.

Минусом считаю, во-первых, неправильное распределение времени на выполнение заданий, во-вторых, лучше продумывать выбор стратегий особенно для выполнений сложных заданий, возможно, менять их по ходу коучинг-сессии в связи с меняющейся ситуацией. Для себя, как для коуча, я сделала вывод, что необходимо быть мобильней, не бояться вносить изменения в план, быть динамичней, продумывать даже мельчайшие детали, потому что в кочинге важно всё.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!