Просмотр содержимого документа
«Критерии эффективности современного урока по учебному предмету «Физическая культура» в условиях требований Государственных образовательных стандартов»
Критерии эффективности современного урока по учебному предмету «Физическая культура» в условиях требований Государственных образовательных стандартов
Социальный заказ общества
- Одним из важнейших изменений в системе отечественного образования является введение государственных образовательных стандартов, продиктованное необходимостью достижения современного качества образования, которое отвечает потребностям личности, государства. В педагогическом плане – это ориентация образования на усвоение обучающимся не только определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Формирование универсальных учебных действий
- Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
- Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
- Программа предмета «Физическая культура» направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и обязательно должна содержать личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Физическая культура».
Результаты обучения по предмету
- Личностные результаты отражаются в индивидуальных, качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура».
- Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении в познавательной и предметно-практической деятельности знаний и умений, приобретенных на базе освоения содержания предмета «Физическая культура» в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальных способностей, которые потребуются как в рамках образовательного процесса, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
- Предметные результаты характеризуют умения и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура» и проявляются в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Уроки физической культуры в основной школе подразделяются на три типа:
- Уроки с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала.
- Уроки с образовательно - обучающей направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, лёгкой атлетики, подвижных и спортивных игр. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.).
- Уроки с образовательно - тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жёсткой регламентации динамики физической нагрузки.
Современный урок физической культуры
- Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.
- Используя современные технологии, учитель формирует у школьников умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
Этапы организации современного урока
- В современном уроке можно выделить 4 этапа организации учебной деятельности обучающихся, которые раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ГОС второго поколения к результатам образования.
Первый этап «Самоопределение в деятельности»
- организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.
Второй этап «Учебно-познавательная деятельность»
Организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели. Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания
Цикл блоков включает:
- на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, элементов техники двигательного действия;
- на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне соединения элементов техники и выполнения двигательного действия в облегчённых условиях ;
- на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной задачи на уровне «умения» в усложнённых условиях ;
- на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.
Третий этап «Интеллектуально-преобразовательная деятельность»
для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают:
- уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический);
- способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает:
- планирование;
- выполнение;
- предъявление выполнения двигательного действия. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.
Четвертый этап «Рефлексивная деятельность»
- Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
- Полученный результат соотносится с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы.
Таким образом, представленная структура урока не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности обучающихся основной школы.
Технологический процесс подготовки современного урока физической культуры
- Технологический процесс подготовки современного урока физической культуры направлен на:
- определение цели урока;
- определение задач каждого этапа урока;
- отбора содержания учебного материала;
- подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов;
- выбора средств обучения, обеспечивающих реализацию видов учебной деятельности для достижения новых образовательных результатов;
- конструирование заданий для оценки метапредметных и предметных планируемых результатов обучающихся;
- планирование контрольно-оценочной деятельности;
- организация рефлексивно-оценочного этапа урока.
Критерии эффективности урока в условиях требований Государственных образовательных стандартов
- Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
- Учитель владеет технологией диалога , обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
- Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески .
- На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
- Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
- Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
- Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
- Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником, собственную позицию , иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
- Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
- На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).
Вывод
- Учитель должен четко расписать свою деятельность и деятельность ученика на каждом этапе урока. Причем деятельность обучающегося должна быть представлена в трех аспектах: познавательном, коммуникативном и регулятивном.
- Таким образом, проектирование учителем физической культуры учебного процесса в условиях новых требований предусматривает иные подходы не только к планированию образовательных результатов, но и к отбору содержания, методов, форм и технологий обучения. Задача учителя состоит в поиске и использовании новых, более эффективных видов деятельности учащихся, ориентированных на достижение современных образовательных результатов в сфере физической культуры. В условиях введения в практику работы школы ГОС ООО учителю физической культуры необходимо понимание и принятие новых стандартов.
- Освоение технологии подготовки к уроку, организацию урока, урока в котором учитель выполняет роль организатора, позволит ему проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов.