СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критерии эффективности современного урока по учебному предмету «Физическая культура» в условиях требований Государственных образовательных стандартов

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критерии эффективности современного урока по учебному предмету «Физическая культура» в условиях требований Государственных образовательных стандартов

Просмотр содержимого документа
«Критерии эффективности современного урока по учебному предмету «Физическая культура» в условиях требований Государственных образовательных стандартов»

Критерии эффективности современного урока по учебному предмету «Физическая культура» в условиях требований Государственных образовательных стандартов

Критерии эффективности современного урока по учебному предмету «Физическая культура» в условиях требований Государственных образовательных стандартов

Социальный заказ общества Одним из важнейших изменений в системе отечественного образования является введение государственных образовательных стандартов, продиктованное необходимостью достижения современного качества образования, которое отвечает потребностям личности, государства. В педагогическом плане – это ориентация образования на усвоение обучающимся не только определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Социальный заказ общества

  • Одним из важнейших изменений в системе отечественного образования является введение государственных образовательных стандартов, продиктованное необходимостью достижения современного качества образования, которое отвечает потребностям личности, государства. В педагогическом плане – это ориентация образования на усвоение обучающимся не только определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Формирование универсальных учебных действий Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.  Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.

Формирование универсальных учебных действий

  • Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
  • Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования Программа предмета «Физическая культура» направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и обязательно должна содержать  личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Физическая культура».

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования

  • Программа предмета «Физическая культура» направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и обязательно должна содержать  личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Физическая культура».

Результаты обучения по предмету

  • Личностные результаты отражаются в индивидуальных, качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура».
  • Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении в познавательной и предметно-практической деятельности знаний и умений, приобретенных на базе освоения содержания предмета «Физическая культура» в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальных способностей, которые потребуются как в рамках образовательного процесса, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
  • Предметные результаты характеризуют умения и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура» и проявляются в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Уроки физической культуры в основной школе подразделяются на три типа: Уроки с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. Уроки с образовательно - обучающей направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, лёгкой атлетики, подвижных и спортивных игр. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.). Уроки с образовательно - тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жёсткой регламентации динамики физической нагрузки.

Уроки физической культуры в основной школе подразделяются на три типа:

  • Уроки с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала.
  • Уроки с образовательно - обучающей направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, лёгкой атлетики, подвижных и спортивных игр. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.).
  • Уроки с образовательно - тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жёсткой регламентации динамики физической нагрузки.
Современный урок  физической культуры Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Используя современные технологии, учитель формирует у школьников умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются  у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Современный урок физической культуры

  • Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.
  • Используя современные технологии, учитель формирует у школьников умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются  у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
Этапы организации современного урока В современном уроке можно выделить 4 этапа организации учебной деятельности обучающихся, которые раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ГОС второго поколения к результатам образования.

Этапы организации современного урока

  • В современном уроке можно выделить 4 этапа организации учебной деятельности обучающихся, которые раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ГОС второго поколения к результатам образования.
Первый этап    «Самоопределение в деятельности»  организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

Первый этап   «Самоопределение в деятельности» 

  • организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.
Второй этап    «Учебно-познавательная деятельность» Организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели. Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения  учебных заданий  по освоению конкретного содержания

Второй этап   «Учебно-познавательная деятельность»

Организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели. Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения  учебных заданий  по освоению конкретного содержания

Цикл блоков включает: на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне  «знания»  — освоение отдельных терминов, элементов техники двигательного действия; на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению  этой же учебной информации на уровне соединения элементов техники и выполнения двигательного действия в облегчённых условиях ; на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению  этой же учебной задачи на уровне «умения» в усложнённых условиях ; на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения  этой же учебной информации  данного блока.

Цикл блоков включает:

  • на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне  «знания»  — освоение отдельных терминов, элементов техники двигательного действия;
  • на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению  этой же учебной информации на уровне соединения элементов техники и выполнения двигательного действия в облегчённых условиях ;
  • на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению  этой же учебной задачи на уровне «умения» в усложнённых условиях ;
  • на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения  этой же учебной информации  данного блока.
Третий этап    «Интеллектуально-преобразовательная деятельность» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают:  уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический);  способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование; выполнение; предъявление выполнения двигательного действия. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.

Третий этап   «Интеллектуально-преобразовательная деятельность»

для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают:

  • уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический);
  • способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает:
  • планирование;
  • выполнение;
  • предъявление выполнения двигательного действия. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.
Четвертый этап    «Рефлексивная деятельность»   Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности. Полученный результат соотносится с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Таким образом, представленная структура урока не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности обучающихся основной школы.

Четвертый этап   «Рефлексивная деятельность»  

  • Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
  • Полученный результат соотносится с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы.

Таким образом, представленная структура урока не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности обучающихся основной школы.

Технологический процесс подготовки  современного урока физической культуры Технологический процесс подготовки современного урока физической культуры направлен на: определение цели урока; определение задач каждого этапа урока; отбора содержания учебного материала; подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов; выбора средств обучения, обеспечивающих реализацию видов учебной деятельности для достижения новых образовательных результатов; конструирование заданий для оценки метапредметных и предметных планируемых результатов обучающихся; планирование контрольно-оценочной деятельности; организация рефлексивно-оценочного этапа урока.

Технологический процесс подготовки современного урока физической культуры

  • Технологический процесс подготовки современного урока физической культуры направлен на:
  • определение цели урока;
  • определение задач каждого этапа урока;
  • отбора содержания учебного материала;
  • подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов;
  • выбора средств обучения, обеспечивающих реализацию видов учебной деятельности для достижения новых образовательных результатов;
  • конструирование заданий для оценки метапредметных и предметных планируемых результатов обучающихся;
  • планирование контрольно-оценочной деятельности;
  • организация рефлексивно-оценочного этапа урока.

Критерии эффективности урока в условиях требований Государственных образовательных стандартов

  • Учитель систематически обучает детей осуществлять  рефлексивное действие  (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
  • Учитель владеет  технологией диалога , обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  • Учитель эффективно сочетает репродуктивную и  проблемную формы  обучения, учит детей работать по правилу и  творчески .
  • На уроке задаются задачи и четкие критерии  самоконтроля и самооценки  (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  • Учитель добивается  осмысления  учебного материала  всеми  учащимися, используя для этого специальные приемы.
  • Учитель стремится оценивать  реальное  продвижение  каждого  ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  • Учитель  специально  планирует  коммуникативные  задачи урока.
  • Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником,  собственную позицию , иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  • Стиль,  тон  отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  • На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).
Вывод Учитель должен четко расписать свою деятельность и деятельность ученика на каждом этапе урока. Причем деятельность обучающегося должна быть представлена в трех аспектах: познавательном, коммуникативном и регулятивном. Таким образом, проектирование учителем физической культуры учебного процесса в условиях новых требований предусматривает иные подходы не только к планированию образовательных результатов, но и к отбору содержания, методов, форм и технологий обучения. Задача учителя состоит в поиске и использовании новых, более эффективных видов деятельности учащихся, ориентированных на достижение современных образовательных результатов в сфере физической культуры.  В условиях введения в практику работы  школы ГОС ООО учителю физической культуры необходимо понимание и принятие новых стандартов. Освоение технологии подготовки к уроку, организацию урока, урока в котором учитель выполняет роль организатора, позволит ему проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов.

Вывод

  • Учитель должен четко расписать свою деятельность и деятельность ученика на каждом этапе урока. Причем деятельность обучающегося должна быть представлена в трех аспектах: познавательном, коммуникативном и регулятивном.
  • Таким образом, проектирование учителем физической культуры учебного процесса в условиях новых требований предусматривает иные подходы не только к планированию образовательных результатов, но и к отбору содержания, методов, форм и технологий обучения. Задача учителя состоит в поиске и использовании новых, более эффективных видов деятельности учащихся, ориентированных на достижение современных образовательных результатов в сфере физической культуры. В условиях введения в практику работы  школы ГОС ООО учителю физической культуры необходимо понимание и принятие новых стандартов.
  • Освоение технологии подготовки к уроку, организацию урока, урока в котором учитель выполняет роль организатора, позволит ему проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!