СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кретерии и нормы оценивания по литературному чтению

Просмотр содержимого документа
«Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературному чтению»


Контрольная работа по литературному чтению

в 4 классе за I полугодие

Фамилия, Имя_________________________________________________19.12.2023

Вариант 1


Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.

Джек-поводырь

Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших чёрных очках на испещрённом синими отметинами лице, он каждый день проходит по тротуару и тук-тук – постукивает своей резной палочкой. Человек в чёрных очках – бывший военный лётчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой лётчик появился без своей извечной палочки. Вместо неё он держал за поводок собаку. Джек уверенно вёл своего хозяина по улице. У перекрёстка Джек останавливался и выжидал, пока пройдут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу.

«Джек, на остановку!» – и собака послушно ведёт своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому. Джек выбирает из сидящих, человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно … «Джек, в магазин!» - ведёт в гастроном.

– Джек теперь мне взамен глаз! – не нахвалится своим поводырем бывший лётчик.

Вопросы и задания:

1. Определи жанр произведения:

1) рассказ

2) басня

3) сказка

4) стихотворение

2. Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека?

1) он отличался от всех внешним видом

2) он всегда гулял с собакой

3) он гулял в одном и том же месте


3. По какой причине ослеп лётчик? Выпиши ответ из текста.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Как ты понимаешь значение слова поводырь?

____________________________________________________________________


5. Кто стал верным другом бывшего лётчика?

_____________________________________________________________________


6. Как ты понимаешь выражение Джек теперь мне взамен глаз?

_____________________________________________________________________


7. Подбери синоним к слову выбоина.

_____________________________________________________________________


8. Как Джек помогал хозяину занять место в автобусе?

1) лаял на молодого человека

2) тыкался носом в колени пассажира помоложе

3) начинал рычать на пассажира


9. Восстанови последовательность событий рассказа с помощью цифр.

____Вместо палочки он держал за поводок собаку.

 ____Джек ведёт к автобусу.

____Каждый день проходит по тротуару, постукивая палочкой.

____Он лишился одной руки и обоих глаз.

_____Бывший лётчик доволен другом.


10. Определи главную мысль текста.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________










Контрольная работа по литературному чтению

в 4 классе за I полугодие

Фамилия, имя___________________________________________________19.12.2023

Вариант 2

Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.

Кукушка

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши, снегу натащат, а мать – убери. И рыбу мать на реке сама ловила. Тяжко ей было. А дети ей не помогали. От жизни тяжёлой заболела мать. Лежит она и просит, детей зовёт: «Детки, пересохло горло, принесите мне водички».

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

– Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! – закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью:

– Мама, мы тебе водички принесли.

– Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остаётся.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох стелется.


Вопросы и задания:

1. Определи жанр произведения:

1) рассказ 2) басня 3) сказка 4) стихотворение

2. Сколько детей было у матери?

1) трое

2) двое

3) четверо

4) запиши свой вариант ответа__________________________________

3. Почему заболела мать?

1) простыла

2) заразилась

3) от тяжёлой жизни

4) запиши свой вариант ответа_________________________________


4. О чём просила мать своих детей? Выпиши ответ из текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Подбери синоним к слову чум. ______________________________________

6. В какую птицу превратилась мать?

______________________________________________________________________

7. Как ты думаешь, какой народ сочинил это произведение?

1) русские

2) азербайджанцы

3) ненцы

4) запиши свой вариант ответа________________________________________

8. Где происходили события?

1) в степи

2) в лесу

3) в пустыне

4) в тундре

9. Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного текста.

 ____Превращение в птицу.

 ____Навсегда бросила детей мать-кукушка.

 ____Мать просит пить.

 ____Не слушались дети матери.

 ____Тяжело заболела мать.

 ____Мать улетает.

 ____Дети просят вернуться.

10. Определи главную мысль текста.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________








Контрольная работа №2 по литературному чтению

в 4 классе за II полугодие

Фамилия, имя_________________________________________21.05.2024

1 вариант

Прочитай текст

СКАЗКА ПРО СТАРЫЙ ДОМ

Дом был старый, деревянный. Крышка покосилась. Печка развалилась. Труба набок съехала. Окна не открываются, двери не закрываются. Щели в полах.

Когда-то в доме жили люди. Тогда он был новенький и красивый. А потом люди уехали. И дом расстроился. Стал скучать и стареть.

И сад вокруг дома тоже скучал – и одичал от одиночества. Яблоки стали кислыми, вишни мелкими. Вместо цветов – высокая трава, крапива да лопух выросли.

Так и жил старый, заброшенный дом в старом, заброшенном саду. Весной, когда стаивали огромные сугробы, выползало из-под снега кривое крылечко, дом и сад просыпались после долгого зимнего сна. Просыпались, потягивались, поскрипывая старыми досками и ветками.

И дом говорил:

– А не думаешь ли ты, сад, что в этом году к нам могут вернуться люди?

– Думаю, - неуверенно отвечал сад.

– Мы должны подготовиться к встрече, – говорил дом.

– Конечно, – соглашался сад.

Им помогали ветер, дождь и солнце. Ветер влетал в дом через трубу. Проветривал комнаты, чердак и даже подвал. Потом через вечно открытую дверь вылетал в старый сад. Выметал прошлогоднюю листву, сухие ветки, помогал развёртываться нежным лепесткам диких яблонь и вишен.

После ветра за дело брался дождь. Дождь тщательно отмывал весь дом: от съехавших набок трубы до самого крылечка.

Особенно дождь старался, когда мыл окна. Дождь сильными струями расчёсывал густую листву сирени, разглаживал листья тополей. И землю в саду поил дождь.

За ветром и дождем приходила очередь солнца. Солнце хорошенько просушивало дом. Гладило золотыми лучами стёкла в паутине трещин – чтобы блестели ярче. Золотило старые наличники на окнах. Потом лучи солнца скользили по саду. Заглядывали в каждый крохотный цветок дикой сирени, чтобы не светились искорками.

Затем снова прилетал ветер. Он где-то раздобыл семена кое-каких цветов и разбросал их, как умел. Потом одуванчики выросли не только в густой траве, но и на крыльце.

Одна ромашка ухитрилась поселиться даже на крыше в какой-то щелочке.

Так ветер, дождь и солнце помогали готовиться заброшенному дому и старому саду к встрече людей.

Дом и сад ждали. Но люди не приходили. Вернее, приходили, но, посмотрев на дом и сад, уходили.

– Это старый дом, - говорили люди, - у него разбиты окна, и крыша съехала совсем набок, и крыльцо развалилось. Разве это дом?

- Да, конечно, - соглашались другие люди, - и сад тоже совсем заброшен. Лучше мы построим новый, красивый дом и вырастим новый, замечательный сад.

И люди уходили. Дом и сад очень огорчались и начинали ждать снова.

И дождались.

На покрытом пылью долгих дорог велосипеде к дому подъехал человек. За спиной – рюкзак. На багажнике – огромный чемодан с разноцветными наклейками. Через плечо – яркая дорожная сумка. На другом плече – фотоаппарат. На голове – широкополая шляпа. Конечно же это бывалый путешественник. А путешественники, как известно, любят всякие странности.

Дом с ромашкой на покосившейся крыше, с одуванчиками на кривом крыльце, сад, в котором ветви диких яблонь переплетаются с ветками дикой сирени, как в сказочном лесу, а по земле стелются темно-зеленые лопухи, похожие на огромные зонтики, - разве это не странность? Почти волшебная странность.

– Ах, – сказал путешественник, – какое чудо! Заколдованная избушка в заколдованном лесу.

«Вовсе мы не заколдованные, – подумали дом и сад, – мы заброшенные».

– Ах! – снова сказал путешественник. – Какая прелесть! И он защёлкал фотоаппаратом.

– Мы – прелесть… Мы – чудо …, – почти задохнулись от радости, смущения, неожиданности дом и сад.

– Пожалуй, я поживу здесь, – решил путешественник. И вместе со своим усталым велосипедом, тяжелым рюкзаком, чемоданом с наклейками, дорожной сумкой и конечно же с фотоаппаратом он поселился в заброшенном доме и одичавшем лесу.

Что же из этого получилось? То, чего не могло не получиться. Яблоки стали крупными-крупными, вишни сладкими-сладкими. Среди лопухов расцвели ярко-красные маки величиной с огромные воздушные шары.

Трещины на стеклах сложились в веселые рисунки. Крылечко перестало просто скрипеть, оно стало чирикать очень музыкально. А дверь, которая уже много лет не могла шевельнуться, с удовольствием и легкостью открывалась и закрывалась.

Почему же так вышло? Смешной вопрос … ясно, почему…

А потом? Потом путешественнику пришло время отправляться в путь. Ведь он путешественник.

И что же получилось? То, что должно получиться: жили-были заброшенный дом и заброшенный старый сад…

Вопросы и задания к тексту.

После чтения текста ответь на вопросы и выполни задания. Для этого ты можешь пользоваться текстом. Правильный ответ необходимо обвести в кружок.

  1. Где и когда произошла встреча старого дома с путешественником? Отметь правильный ответ.

1) В сказочном лесу в конце лета.

2) На пыльной дороге ранней весной.

3) Среди лопухов ранней осенью.

4) В старом лесу в начале лета.

  1. В этом тексте автор в целом повествует:

1) о долгожданной встрече старого дома с путешественником;

2) о помощи ветра, дождя и солнца старому дому и заброшенному саду;

3) о том, что все заветные желания обязательно сбываются;

4) о том, что добрые слова и чуткое сердце творят чудеса.

  1. Какие чувства испытали дом и сад, когда познакомились с путешественником? Отметь правильный ответ.

1) Дом и сад боятся – на их месте будут строить новый дом.

2) Дом и сад гордятся собой – они самые красивые в деревне.

3)Дом и сад счастливые – они очень понравились человеку.

4)Дом и сад переживают – они самые одинокие на свете.

4. Определи порядок микротем в тексте. Пронумеруй предложения так, чтобы показать, в каком порядке происходили события.

_______ Человеку пришло время отправляться в путь.

_______Среди лопухов расцвели ярко-красные маки.

_______ Яблоки стали кислыми, вишни мелкими.

_______Старый дом и заброшенный сад скучают от одиночества.

  1. Почему путешественник решил остаться в доме? Отметь правильный ответ.

1) Дом показался ему чудесной избушкой в сказочном лесу.

2) У дома была ромашка на покосившейся крыше.

3) Путешественнику больше негде было остановиться.

4) Путешественник устал везти огромный чемодан.

6. «Но люди не приходили. Вернее, приходили, но, посмотрев на дом и сад, уходили». Проанализируйте эту фразу. Сделайте вывод о том, почему это происходило. Отметь правильный ответ.

1) Ветер и солнце не пускали в дом людей.

2) Дом был развалившийся, старый, кривой.

3) Дом не хотел людям дверь.

4) Дом пугал людей скрипом старых досок.

Обоснуй свой вывод

7. Какие чувства передал автор, описывая старый дом и сад вначале произведения? Отметь правильный ответ.

1) Радость, веселье.

2) Сочувствие, сопричастность к судьбе героев.

3) Удивление, недоумение.

4) Возмущение.

Из каких слов, предложений текста это следует? Приведи пример из текста.

8. Выбери позицию, наиболее точно характеризующую отношение автора к поведению людей. Отметь правильный ответ.

1) Дом и сад не нравятся людям потому, что они слишком старые.

2) Дом и сад нравятся людям, но у людей нет денег на ремонт.

3) Дом и сад не нравятся людям – люди не замечают прекрасное.

4) Дом и сад не нравятся людям потому, что они очень страшные.

Обоснуй свой вывод

9. Выбери фразу, которая наиболее точно характеризует главную мысль автора. Отметь правильный ответ.

1) Доброе слово и кошке приятно!

2) Дело мастера боится.

3) Друг познается в беде.

4) Удивительное - рядом.

Обоснуй свой вывод

10. «Дверь, которая уже много лет не могла шевельнуться, с удовольствием и легкостью открывалась и закрывалась». Почему же так вышло? Объясни причины.

Приведи два доказательства.

Доказательство 1.__________________________________________________________

Доказательство 2.__________________________________________________________

11. Какие изобразительные средства использует автор в тексте? Назови их, приведи примеры.

_________________________________________________________________________

12. Придумай и напиши свой вариант продолжения этой истории. Что произойдет дальше?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Придумай и напиши свою историю об удивительной встрече.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________














Контрольная работа по литературному чтению

в 4 классе за II полугодие

Фамилия, имя__________________________________________21.05.2024

2 вариант

Прочитай текст

КОШКА И КУКУШКА

В одной квартире жили хозяйка и ее кошка. Хозяйка то на работе, то по магазинам, то по знакомым. Возраст кошки известен – совсем взрослый котенок или совсем молодая кошка. Кошка все дома, и чаще одна. Кошка скучала. Пока-то дождешься хозяйку.

Кошка пробовала подружиться с телефоном. Как только он начинал звонить, мчалась к нему из любого уголка квартиры. Прыгала вокруг аппарата, мяукала. После нескольких звонков телефон замолкал. Тогда она решила познакомиться с водопроводными трубами. Даже научилась урчать так же, как они. Но трубы не обращали на кошку никакого внимания.

Однажды хозяйка пришла с работы позже, чем надеялась кошка. Кошка уже ждала ее, сидела возле двери. Наконец дождалась, замурлыкала.

– Посмотри, что я принесла. Она показала кошке большую картонную коробку.

– Это часы с кукушкой.

– С кукушкой! – обрадовалась кошка. – Кукушка – это кто-то живой. Это хорошо!

Хозяйка открыла коробку. Белый домик, красная крыша, золотые полоски циферблата, маленькая дверца под крышей.

Кошке дом понравился. Ну, а кукушка? Где та самая живая кукушка? Наконец было выбрано подходящее место. Укрепили домик на стене. Подвесили гири на цепочках. Хозяйка толкнула маятник. Часы затикали. И вот что-то в них зашипело, открылась дверца под крышей, и выглянула кукушка. Она ясно сказала «ку-ку» и спряталась. Хозяйка перевела стрелки, и кукушка снова выглянула, сказала «ку-ку», снова спряталась. Конечно, кошке понравилась кукушка: и кивает, и почти поёт.

– Только она уже, должно быть, устала, – подумала кошка.

Хозяйка поставила стрелки на нужные цифры, подтянула гири и оставила кукушку в покое. Через некоторое время чуткие уши кошки уловили уже знакомое шипение и затем «ку-ку». Кошка бросила вкуснейший рыбий хвост и со всех лап кинулась к кукушке. Примчалась, а дверца уже захлопнулась, кукушка спряталась.

– ну вот, – удивилась кошка, – позвала, а сама не дождалась. Странная какая!

Кошка была уверена, что кукушка звала именно её. Смешная кошка…

– Всё, – решила она, – больше не отойду, буду ждать. Села под часами. Ждет. Часы тикают. Кукушка не выглядывает. Кошка задрала голову, посмотрела на кукушкин домик, мяукнула, позвала кукушку. Та не отвечает. А хозяйка подошла к кошке, погладила.

– ну что, – спрашивает, – игрушка понравилась? И остановила маятник, чтобы ночью кукушка не будила своим «ку-ку».

Кошка заметила, что кукушкин домик перестал тикать, и решила, что кукушка, видимо обиделась на то, что ее назвали «игрушкой».

Молчит кукушка. Сидит кошка под домиком. Ждёт. Долго сидела в темноте и нечаянно уснула. А утром ее хозяйка разбудила.

– Эх ты! Сторож! Деревянную птичку не укараулила.

Кошка немного смутилась. Удивилась! «Что за деревянная птичка? Деревянный стол, деревянная дверь. А Кукушка? Деревянная?! Что-то здесь непонятно».

Хозяйка собирается на работу. На ходу кормит кошку. И по пути виновато говорит:

– Я сегодня поздно вернусь. Не сердись.

– Хорошо, – подумала кошка. – Будет время познакомиться с кукушкой. – Весело мурлыкая, она проводила хозяйку…

Вернулась хозяйка поздно. Заметила, что кошка её не встречает. Удивилась, вбежала в комнату. Вот она, кошка. Нельзя сказать, что грустная, или обиженная, или расстроенная. Нет, спокойная, подошла к хозяйке, мурлыкнула. Только серьезная какая-то.

Посмотрела на хозяйку внимательно. Кошка пошла спать в свое кресло. Только она не спала. Лежала в темноте и думала. Скорее, пыталась привыкнуть к тому, что узнала, а вернее, поняла в этот день.

Каждые полчаса кукушка выглядывала, куковала, кивала. Кошка в ответ кивала и вежливо, приветливо мяукала. Но кукушка пряталась, не обращая внимания на кошку никакого внимания. И кивала она только прямо, только в одну сторону, будто мимо, непонятно на кого глядя. Сядешь слева, сядешь справа – все в одну точку кивает. Странно. Кошка до хрипоты мяукала: она требовала кукушкиного внимания.

Кукушка выглядывала минута в минуту, куковала, кивала в одну точку. Ни разу не ошибалась.

Кошка слезла со штор: устала сидеть. Перестала мяукать: совсем охрипла. Кошка сидела тихо и смотрела на часы с кукушкой. Смотрела и думала. Наконец, поняла, что кукушка – «деревянная птичка». Не настоящая … Не живая … Игрушка. Вот так … Успокоилась. Расстроилась ли, нет – кто знает?

Когда пришла хозяйка, веселая и ласковая, кошка встретила ее. Она стала взрослой кошкой. Больше всего на свете ей хотелось понять: ее хозяйка, самая добрая, самая хорошая, ее хозяйка, она – живая или вдруг тоже… немножко игрушка …

Вопросы и задания к тексту.

После чтения текста ответь на вопросы и выполни задания. Для этого ты можешь пользоваться текстом. Правильный ответ необходимо обвести в кружок.

  1. Где и когда кошка впервые увидела кукушку? Отметь правильный ответ.

1) В большой картонной коробке днем.

2) В белом домике с красной крышей на рассвете.

3) В кукушкином домике ночью.

4) В хозяйской гостиной вечеров.

  1. В этом тексте автор в целом повествует о том, как:

1) хозяйка принесла домой загадочную коробку;

2) кошка привлекала внимание кукушки;

3) у кошки рождается недоверие к жизни;

4) кошка поняла, что самое важное в жизни – это живое общение.

  1. Какие чувства испытала кошка, когда увидела кукушку? Отметь правильный ответ.

1) Кошка радовалась встрече с подругой.

2) Кошка удивлялась поведению кукушки.

3) Кошка с недоумением наблюдала за кукушкой.

4) Кошка обиделась на кукушку.



4. Определи порядок микротем в истории. Пронумеруй предложения так, чтобы показать, в каком порядке происходили события.

____Кошка до хрипоты мяукала: она требовала кукушкиного внимания.

_____Укрепили домик на стене, подвесили гири на цепочках.

_____Трубы не обращали на кошку никакого внимания.

_____Она стала взрослой кошкой.

  1. Почему кошка пробовала подружиться и с телефоном, и с водопроводными трубами? Отметь правильный ответ.

1) Кошка была еще совсем молодая, глупая.

2) Кошка скучала дома в ожидании хозяйки.

3) Кошка думала, что телефон и трубы - живые.

4) Кошке казалось, что телефон и трубы с ней общаются.

6. «Вернулась хозяйка поздно. Заметила, что кошка её не встречает. Удивилась, вбежала в комнату». Проанализируйте эту фразу. Сделайте вывод: почему кошка не встретила хозяйку. Отметь правильный ответ.

1) Кошка была слишком занята своими мыслями.

2) Взрослые кошки не встречают хозяев с работы.

3) Кошка обиделась на хозяйку.

4) У кошки был трудный день.

Обоснуй свой вывод

7. Отметьте тот ответ, который соответствует содержанию прочитанного текста.

1) Рассказчик осуждает хозяйку.

2) Рассказчик сочувствует кошке.

3) Рассказчик с уважением относится к кошке.

4) Рассказчик смеется над кошкой.

Из каких слов, предложений текста это следует? Приведи пример из текста.

8. Выбери позицию, наиболее точно характеризующую отношение автора к поступкам хозяйкиОтметь правильный ответ.

1) Хозяйке скучно с кошкой: она с радостью уходит в гости или на работу.

2) Хозяйка не считает кошку своим другом, все время оставляет ее одну.

3) Хозяйка видела, что кошке одиноко и решила сделать ей подарок.

4) У хозяйки много важных дел, она не может все время играть с кошкой.

Обоснуй свой вывод

9. Выбери фразу, которая наиболее точно характеризует главную мысль автора. Отметь правильный ответ.

1) В мире нет ничего постоянного.

2) Взрослые смотрят на мир иначе.

3) Нужно быть готовым изменить свой взгляд.

4) Трудно жить на свете без друзей.

Обоснуй свой вывод

10. «Кошка пошла спать в свое кресло. Только она не спала. Лежала в темноте и думала». Объясни причины такого поведения кошки.

Приведи два доказательства.

Доказательство 1.______________________________________________________

Доказательство 2.______________________________________________________

11. Какие слова и выражения использует автор в тексте для характеристики кошки и хозяйки? Выпиши их.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Чем тебе интересна прочитанная история?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Что случилось с кошкой потом? Удалось ей найти друга или нет? Придумай и напиши свой вариант продолжения данной истории.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


























Текст для проверки техники чтения

для 4-х классов. Входной контроль.


Резиновая лодка

Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку. Купили мы её ещё зимой в Москве и с тех пор не знали покоя. Больше всех волновался Рувим. Ему казалось, что за всю его жизнь ещё не было такой затяжной и скучной весны, что снег нарочно тает очень медленно и что лето будет холодным и ненастным.

Страхи прошли только летом, когда мы привезли лодку в деревню и испытали её на мелком месте, около Чёртова моста.

Десятки мальчишек плавали около лодки, свистели, хохотали и ныряли, чтобы увидеть лодку снизу.

Лодка спокойно покачивалась, серая и толстая, похожая на черепаху.

Белый мохнатый щенок с чёрными ушами – Мурзик – лаял на неё с берега и рыл задними лапами песок. Это значило, что Мурзик разлаялся не меньше чем на час. Коровы на лугу подняли головы и все, как по команде, перестали жевать. (134 слова)

( К. Паустовский)


Вопросы к тексту:

  1. Когда и где купили резиновую лодку?

  2. Где испытали лодку?

  3. На кого была похожа лодка?














Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Орловская средняя общеобразовательная школа № 1

Текст для проверки техники чтения

для 4-х классов за первое полугодие 2023-2024 учебного года


Рекс и Кекс

Слава и Витя сидели на одной парте.
Мальчики очень дружили и как могли, помогали друг другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетради кляксами. Однажды они сильно поспорили:
– У нашего директора есть большая собака, её зовут Рекс, – сказал Витя.
– Не Рекс, а Кекс, – поправил его Слава.
– Нет, Рекс!
– Нет, Кекс!
Мальчики поссорились. Витя ушёл на другую парту. На следующий день Слава не решил заданную на дом задачу, а Витя подал учителю неряшливую тетрадь. Спустя несколько дней дела пошли ещё хуже: оба мальчика получили по двойке. А потом они узнали, что собаку директора зовут Ральф.
– Значит, нам не из-за чего ссориться! – обрадовался Слава.
– Конечно, не из-за чего, – согласился Витя.
Оба мальчика снова уселись на одну парту.
– Вот тебе и Рекс, вот тебе и Кекс. Две двойки мы из-за спора схватили! И подумать только, из-за чего люди ссорятся!..

(151 слово)
(В. Осеева)

Вопросы

1. Из-за чего поспорили мальчики?

2.Почему они получили по двойке?
3. Как звали собаку директора?










Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Орловская средняя общеобразовательная школа № 1

Текст для проверки техники чтения

для 4-х классов за второе полугодие 2023-2024 учебного года

Песенки подо льдом

Это случилось зимой: у меня запели лыжи! Я бежал на лыжах по озеру, а лыжи пели. Хорошо пели, как птицы. А вокруг снег и мороз. Слипаются ноздри, и стынут зубы.
Лес молчит, озеро молчит. Петухи в деревне молчат. А лыжи поют!
И песенка их – как ручеёк, так и льётся, так и звенит. Но ведь не лыжи же, в самом деле, поют, где уж им, деревянным. Подо льдом кто-то поёт, прямо у меня под ногами.
Уйди я тогда, и подлёдная песенка осталась бы чудесной лесной загадкой. Но я не ушёл...
Я лёг на лёд и свесил голову в чёрный провал.
За зиму вода в озере усохла, и лёд навис над водой, как лазоревый потолок. Где навис, а где обрушился, и из тёмных провалов курчавится пар. Но ведь не рыбы же поют там птичьими голосами? Может, и вправду там ручеёк? Или, может, звенят рождённые из пара сосульки?
А песня звенит. Живая она и чистая, такую ни ручью, ни рыбам, ни сосулькам не спеть. Такую только одно существо на свете может спеть – птица...
Я стукнул лыжей по льду – песенка смолкла. Я постоял тихо – песенка зазвенела опять.
Тогда я что есть силы стукнул лыжей об лёд. И сейчас же из тёмного провала выпорхнула чудо-птица. Села она на край полыньи и трижды мне поклонилась.
– Здравствуй, подлёдная певунья!
Птичка опять кивнула и спела на виду подлёдную песню.
– А я ведь знаю тебя! – сказал я. – Ты оляпка – водяной воробей!
Оляпка ничего не ответил: он умел только кланяться и кивать. Снова юркнул он под лёд, и оттуда загремела его песня. Ну и что, что зима? Подо льдом ведь ни ветра, ни мороза, ни ястреба. Подо льдом чёрная вода и таинственный зелёный полумрак. Там, если погромче свистнуть, всё звенит: эхо помчится, стукаясь о ледяной потолок, увешанный звонкими сосульками. Чего бы оляпке не петь! А нам чего бы его не послушать. (304 слова) Н.И. Сладков

Вопросы

1. Назови правильно произведение.

2. Чьи песни слушал зимой автор? Расскажи.

3. Оляпка – это кто?

4. Как автор называет оляпку?

Проверочная работа №1 по теме: «Фольклор – народная мудрость».

Вариант 1

Фамилия Имя______________________________________________26.09.2023

1. С кем воевал Олег?

1) с греками

2) с турками

3) с немцами

2. В какое дерево попала стрела Ильи?

1) клён

2) дуб

3) сосна

3. Где Илья нашёл сокровища?

1) под крестом

2) в пещере

3) в лесу под деревом

4. Как звали мать преподобного Сергия?

1) Мария

2) Анна

3) Ольга

5. Сколько кораблей было у Олега

1) Тысяча 2)Две тысячи 3) Три тысячи 4)Четыре тысячи


6. Что делал Варфоломей, когда встретил старца святого?

1) Гулял по лесу 3) Искал скот

2) Пастушил 4) Играл с детьми


7. Почему родители не давали благословения Варфоломею начать иноческую жизнь?

1) Хотели, чтобы сын ухаживал за ними и похоронил

2) Не хотели, чтобы он вёл такую жизнь

3) Сыновья Стефан и Пётр женились и думали, как угодить жёнам, а не родителям

4) Боялись жить одни


8. Произведения, состоящие из погодных записей – это ______________________

9. Произведения, рассказывающие о жизни святых – это _____________________


10. Автор картины «Богатыри»__________________________






Проверочная работа №1 «Фольклор – народная мудрость

Вариант 2

Фамилия Имя__________________________________________26.09.2023


1. Какое прозвище получил князь Олег?

1) Гордый

2) Славный

3) Вещий

2. От чего принять смерть предсказали кудесники Олегу?

1) от любимого коня

2) от укуса змеи

3) от отравленного вина

3. В какую сторону досталось ехать Илье Муромцу?

1) в восточную

2) в западную

3) в северную

4. За что «люди чёрные» обещали Илье горы золота?

1) за женитьбу

2) за освобождение от врагов

3) за принятие из закона

5. Какое имя дали родители Сергию Радонежскому?

1) Кирилл

2) Сергий

3) Варфоломей

6. Сколько детей было у родителей С. Радонежского?

1) 1 2) 2 3) 3


7. Как называется русская народная эпическая песня - сказание о богатырях?


  1. Сказка 3. Быль

  2. Летопись 4. Былина

8. Почему Олег не принял вино от греков?

  1. Оно прокисло

  2. Он не пил вина

  3. Оно было разбавлено

9. Автор картины «Богатыри»__________________________

10.Произведения, состоящие из погодных записей – это _______________________



Проверочная работа №2 по итогам раздела «Творчество А.С. Пушкина»

(с ответами)

1. Кто является автором «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»:
а) Пушкин +
б) Некрасов
в) Толстой


2. Когда Царица родила дочь:
а) на пасху
б) в сочельник +
в) в рождество


3. Царица умерла, потому что:
а) не снесла радости
б) не вынесла горя
в) не снесла восхищенья +


4. Царь женился второй раз:
а) через год +
б) через три года
в) через два года


5. У новой царицы было:
а) волшебная палочка
б) трюмо
в) зеркальце +


6. Жениха царевны звали:
а) Алексей
б) Елисей +
в) Моисей


7. Какое свойство имело зеркальце у новой жены царя:
а) умело выполнять желания
б) умело светиться ярким светом
в) умело говорить +


8. Из-за чего злая царица так сильно рассердилась на зеркало:
а) оно похвалило не её, а царевну +
б) оно промолчало в ответ
в) оно похвалило её не слишком броско


9. Что решила злая царица сделать с царевной:
а) отправить её в лес и связать на съедение волкам +
б) изуродовать ей лицо
в) тайно сбросить её в бездну вод


10. Как поступила Чернавка с царевной при её просьбе помиловать её:
а) отпустила, не связала +
б) отвезла её за тридевять земель
в) всё-таки связала её


11. На что набрела царевна, до зари в лесу гуляя:
а) на терем +
б) на дворец
в) на город


12. Кто нагрянул в терем, после как царевна прибралась и тихонько улеглась:
а) семь гномов
б) семь богатырей +
в) злая старица


13. Почему царевна отказалась идти в жёны к одному из семи богатырей:
а) не могла выбрать одного, все были равны по могучести своей
б) ей совершенными не казались
в) уже была невестой +


14. Как злая царица узнала о том, что Чернавка её обманула:
а) Чернавка ей об этом рассказала
б) зеркальце доложило ей правду о том, что по-прежнему не она на свете всех милее +
в) она сама пошла в лес и обнаружила там царевну


15. Почему собака не хотела подпускать к терему нищую черницу:
а) она же всё-таки собака, посторонних в терем не пускала
б) защищала царевну от чужих и нищих
в) чтобы та не передала царевне яблоко, наполненное ядом +


16. Что стало с царевной, после как поела яблоко:
а) бросив терем наутёк, молвила, что дар не впрок
б) головой на лавку пала, тиха, неподвижна стала +
в) за горло ухватилась, пала, еле шевелилась


17. Как богатыри поступили с царевной, обнаружив её мёртвой:
а) положили в хрустальный гроб и отнесли на пустую гору +
б) похоронили под землёй
в) никуда не отнесли и молились, не переставая


18. Как ответило красно солнце Елисею на вопрос о его невесте:
а) оно царевну видело живой
б) оно царевну видало, но не слыхало
в) что оно царевны не видало +


19. Что ответил месяц Елисею о царевне:
а) он её увидел, но не помнит, где
б) он её не видел +
в) он подсказал Елисею, где находится царевна


20. Как царевичу ответил ветер насчёт невесты:
а) ничего не ответил, пронёсся мимо
б) сказал, что её не встречал
в) он точно подсказал ему местоположение невесты +


21. Старушонка отдала царевне:
а) яблоко +
б) апельсин
в) грушу




Проверочная работа №2 по теме: «Чудесный мир классики».

Фамилия Имя_________________________________________________

Вариант 1

1.Кому принадлежит произведение «Детство»?

1) Л.Н. Толстому

2) М.Ю. Лермонтову

З) А.С. Пушкину

4) А.П. Чехову

2. Определи жанр произведения «Дары Терека».

1) басня З) стихотворение

2) рассказ 4) сказка


3.Узнай произведение по опорным словам.

Гимназисты, сёстры, тайна, Америка, звери.

1) «Детство» З) «Мальчики»

2) «Ашик-Кериб» 4) «Няне»


4.По одной строчке стихотворения вспомни его название и автора. Запиши.

1)И молния грозно тебя обвивала…

Произведение:_______________________

Автор:_________________________

2) Вскормлен грудью облаков…

Произведение:_______________________

Автор:_________________________


5. К какому произведению из изученного раздела подходят эти пословицы?

Укажи название произведения и автора.

1) Где счастье плодится, там и зависть родится.

Произведение:___________________________________

Автор:_______________________________

2)Хотя и с нуждою (бедностью),но добился чести.

Произведение:_______________________________________

Автор:______________________


6. Как ты понимаешь слово пенять?

1) толкать З) дарить подарки

2) смеяться 4) упрекать


7.К данным фамилиям допиши имена и отчества писателей.

1)Ершов________________________________________________

2) Пушкин______________________________________________

3) Лермонтов___________________________________________

4) Толстой_____________________________________________

5) Чехов_______________________________________________

Проверочная работа №2 по теме: «Чудесный мир классики».

Фамилия Имя_________________________________________________

Вариант 2

1. Кто написал произведение «Дары Терека»?

1) А.П. Чехов

2) М.Ю. Лермонтов

3) А.С. Пушкин

4) Л.Н. Толстой

2. Определи жанр произведения А.С. Пушкина «Няне».

1) сказка 3) стихотворение

2)басня 4)рассказ


3. Узнай произведение по опорным словам.

Мама, любовь, ангел, сон, Николенька.

1) «Мальчики» 3) «Няне»

2) «дары Терека» 4) «детство»


4. По одной строчке стихотворения вспомни его название и автора. Запиши.

1)Глядишь в забытые вороты…

Произведение:___________________________________

Автор:_______________________________

2)И редкий солнца луч, и первые морозы…

Произведение:___________________________________

Автор:_______________________________


5. К какому произведению из изученного раздела подходят эти пословицы?

Укажи название произведения и автора.

1) Кто сильно хочет, тот того добьётся.

Произведение:___________________________________

Автор:_______________________________

2)Чем крепче дружба, тем легче служба.

Произведение:_______________________________________

Автор:______________________


6. Кто такой чауш?

1) сторож 3) знатный господин

2) офицер 4) мальчик


7.К данным фамилиям допиши имена и отчества писателей.

1)Ершов________________________________________________

2) Пушкин______________________________________________

3) Лермонтов___________________________________________

4) Толстой_____________________________________________

5) Чехов_______________________________________________

Проверочная работа №3 по теме: «Поэтическая тетрадь № 1

Фамилия Имя_________________________________________________

Вариант 1


1. Какое стихотворение написал Н.А. Некрасов?

1) «Школьник»; 3) «Ещё земли печален вид…»;

2) «Листопад»; 4) «Бабочка»


2. Кто написал стихотворение «В зимние сумерки нянины сказки ..»?

1) И.А. Бунин 3) А.Н. Плещеев

2) Е.А. Баратынский 4) Н.А. Некрасов


3.Узнай произведение по рифме.

Шёпот – ропот, лесов – лугов, голы – долы, зимы – холмы

1) «В синем небе плывут над полями…»

2) «Весенний дождь»

3) «Ещё земли печален вид…»

4) «Где сладкий шёпот..»


4. В каком стихотворении говорится о воздушной арке?

1) «Дети и птичка»

2) «Листопад»

3) «Бабочка»;

4) « Как неожиданно и ярко..»


5. Из какого стихотворения строки?


Завтра вы спать ещё будете, детки,

А уж мы все понесёмся на юг.

Нет там ни стужи теперь, ни дождей,

Ветер листы не срывает с ветвей…


1) «Школьник»; 3) «Листопад»;

2)«Бабочка»; 4)«Где сладкий шёпот..»


6. Стрелками соедини авторов с их произведениями.


1) Ф.И. Тютчев 1) «Школьник»

2) А.А. Фет 2) «Где сладкий шёпот..»

3) Е.А. Баратынский 3) «Листопад»

4) А.Н. Плещеев 4) «Ещё земли печален вид…»

5) И.С. Никитин 5) «Бабочка»

6) Н.А. Некрасов 6) «В синем небе плывут над полями…»

7) И.А. Бунин 7) «Дети и птичка»

6. Подбери синоним к слову шумный.

1) грохочущий; 3) скромный

2) тихий; 4) неслышный


8. Наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека называется - ___________________________________.








































Проверочная работа №3 по теме: «Поэтическая тетрадь № 1

Фамилия Имя_________________________________________________

Вариант 2

1. Какое стихотворение написал А.А.Фет?

1) «Дети и птичка»; 3) «Где сладкий шёпот…»;

2) «Листопад»; 4) «Бабочка»


2. Кто написал стихотворение «Где сладкий шёпот..»?

1) И.А. Бунин 2) Ф.И. Тютчев 3) Е.А. Баратынский 4) А.А. Фет


3.Узнай произведение по рифме.

Полями –краями, туман –румян, ночною –межою.

1) «В синем небе плывут над полями…»

2) «Весенний дождь»

3) «Ещё земли печален вид…»

4) «Где сладкий шёпот..»


4. В каком из перечисленных стихотворений описываются зимние детские забавы

1) «Школьник »

2) «Дети и птичка»

3) «Бабочка»;

4) «В зимние сумерки нянины сказки..»


5. Из какого стихотворения строки?

-Ну пошёл же, ради Бога!

Небо, ельник и песок –

Невесёлая дорога…

Эй! Садись ко мне, дружок!


1) «Весенний дождь»; 2)«Школьник»; 3) «Дети и птичка»; 4)«Бабочка»


6. Подбери антоним к слову торжествующий.

1) грустный; 2) счастливый 3) весёлый; 4) радостный


7. Стрелками соедини авторов с их произведениями.

1)Ф.И. Тютчев 1) «Школьник»

2) А.А.Фет 2) «Где сладкий шёпот..»

3) Е.А.Баратынский 3) «Листопад»

4) А.Н.Плещеев 4) «Ещё земли печален вид…»

5) И.С.Никитин 5) «Бабочка»

6) Н.А.Некрасов 6) «В синем небе плывут над полями…»

7) И.А.Бунин 7) «Дети и птичка»

8. Наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека называется - __________________________

Проверочная работа №4 по теме: «Литературные сказки».

Фамилия, имя___________________________________________________

Вариант 1

1.Кто написал сказку «Серебряное копытце»?

1) П.П. Бажов 3) С.Т. Аксаков

2) В.М. Гаршин 4) В.Ф. Одоевский


2. Как звали главного героя сказки «Городок в табакерке»?

1) Саша; 3) Миша;

2) Петя; 4) Паша


3.Чем закончился Мишин сон?

1) Миша стал царём городка;

2) Миша спас колокольчиков;

3) механизм табакерки сломался;

4) Миша попрощался с жителями городка и ушёл из него;


4. Что могла делать роза?

1) блистать чудной и загадочной красотой;

2) любоваться красотой окружающего мира;

3) разливать вокруг себя тонкий и свежий запах;


5.Что было самым лучшим происшествием в жизни розы?

1) пение соловья;

2) спасение жабы;

3) прикосновение мальчика;

4) упавшая на цветок слезинка с щеки сестры;


6. Что означает выражение «покосные ложки»?

1) деревянные ложки;

2) широкие, пологие овраги, покрытые травой;

3) широкие реки

4) широкие поля;


7.Почему Кокованя сначала не хотел брать девочку?

1) думал, что девочка будет лениться;

2) он не мог обучить девочку своему делу;

3) боялся не найти с девочкой общего языка;


8. Узнай произведение по ключевым словам.

Торговые дела, купец, дочь, лесной зверь

1) «Сказка о жабе о розе»

2) «Аленький цветочек»

3) «Городок в табакерке»

4) «Серебряное копытце»


9.Каким должен был быть аленький цветочек для младшей дочери?

1) сияющим всеми цветами радуги;

2) горящими огнями золотыми, серебряными;

3)умеющим разговаривать,

4) самым красивым на свете;


10. Как хозяин дворца обращался с девушкой?

1) исполнял все её желания;

2) строго, но справедливо;

3) учил её работать по дому;


11. Что произошло с девушкой, когда она увидела хозяина дома?

1) обрадовалась; 2) убежала; 3) упала в обморок; 4) сохранила спокойствие;


12.Какие сказки ты прочитал в этом разделе?

1) литературные;

2) народные;

3) литературные и народные

















Проверочная работа №4 по теме: «Литературные сказки».

Фамилия, имя___________________________________________________

Вариант 2

1.Кто написал сказку «Аленький цветочек»?

1) С.Т. Аксаков 3) В.Ф. Одоевский

2) П.П. Бажов 4) В. М. Гаршин


2. Узнай произведение по ключевым словам.

Цветники, кусты, мальчик, сестра, цветок, враг

1) «Сказка о жабе о розе»

2) «Аленький цветочек»

3) «Городок в табакерке»

4) «Серебряное копытце»


3.С кем познакомился мальчик в цветнике?

1) с белкой; 3) с ежом;

2) с зайцем; 4) с птичкой;


4.Какую историю, произошедшую третьего дня, вспомнил Миша (герой произведения «Город в табакерке»?)

1) как папенька открывал крышку табакерки;

2) как он хотел нарисовать маменьку и папеньку, но никак не удавалось это сделать;

3) как мальчик-колокольчик над ним насмехался;

4) как папенька поставил на стол табакерку;


5.Почему Миша позавидовал колокольчикам?

1) они жили в красивом городе;

2) они целый день ничего не делали;

3) у них было интересное занятие;


6.Как звали сиротку из сказки «Серебряное копытце»?

1) Настенька; 3) Машенька;

2) Дарёнка; 4) Алёнушка;


7.Что Кокованя рассказал девочке о своих занятиях?

1) летом рыбу ловит, зимой охотится;

2) летом золото добывает, зимой по лесам за козлом бегает;

3) на заводе работает, охотится, огород разводит;

4) из дерева разные вещи делает;


8.Как Кокованя ночевал зимой в лесу?

1) он разводил костёр, а потом на прогретом месте строил шалаш;

2) у него был поставлен зимний балаган, с очагом, с окошечком;

3) в лесу охотники построили избу для зимних ночёвок;


9.Почему просьба младшей дочери для купца была самой трудной?

1) купец знал, что цветочек находится в очень труднодоступном месте;

2)купец знал, что цветочек очень строго охраняют;

3) купец не знал, как определить, что найденный цветочек – самый красивый на свете;

4) купец не знал, как довезти цветочек до дома;


10.Почему хозяин дворца показался девушке?

1) решил приучить её к себе;

2) она его уговорила;

3) решил её испугать;


11.Почему девушка захотела побывать дома?

1) она затосковала по дому;

2) её приснилось, что батюшка заболел;

3) она захотела отнести батюшке и сёстрам гостинцы;


12.Произведения какого автора ты не встретил в разделе «Литературные сказки»?

1) С.Т .Аксакова; 3) В.Ф. Одоевского

2) В.М. Гаршина 4) Л.Н. Толстого;























Проверочная работа №5 по теме: «Делу время – потехе час».


Фамилия, имя___________________________________________________

Вариант 1

1.Соедини стрелками:

Е. Л. Шварц «Главные реки»

В. Ю. Драгунский «Никакой я горчицы не ел»

В. В. Голявкин «Что любит Мишка»

«Сказка о потерянном времени»

2.Что потеряли дети, в сказке Е. Шварца?

1) деньги

2) время

3) дружбу


3. На сколько кругов нужно было детям повернуть стрелки часов, чтобы вернуть потерянное время?

1) 12

2) 65

3) 77

4.Узнайте произведение:

«Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу».

1) В. Ю. Драгунский «Главные реки»;

2) В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»;

3) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

5. Музыку какого композитора играл учитель пения в рассказе «Что любит Мишка»?

1) Шопен

2) Бах

3) Шостокович

6. Почему мальчику из рассказа «Никакой горчицы я не ел» было скучно?

1) обидели взрослые

2) от безделья

3) не было денег на трамвай


7.Поэт, стихотворение которого не выучил Денис Кораблёв___________________


8.* Какое произведение тебе больше понравилось?___________________________

Почему? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Проверочная работа №5 по теме: «Делу время – потехе час».


Фамилия, имя___________________________________________________

Вариант 2

1.Соедини стрелками:

Е. Л. Шварц «Главные реки»

В. Ю. Драгунский «Никакой я горчицы не ел»

В. В. Голявкин «Что любит Мишка»

«Сказка о потерянном времени»

2.Узнайте произведение:

«Попробуй в классе запой – сразу выгонят»

1) В. Ю. Драгунский «Главные реки»;

2) В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»;

3) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

3. На сколько кругов нужно было детям повернуть стрелки часов, чтобы вернуть потерянное время?

1) 12

2) 65

3) 77

4.Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

а) сказка; б) рассказ; в) стихотворение

5. Из какого произведения эти строки: И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда.

1) «Главные реки»

2) «Что любит Мишка»

3) «Никакой горчицы я не ел»

6.Соедини стрелками:

В. В. Голявкин

Е. Л. Шварц «Главные реки»

В. Ю. Драгунский «Никакой я горчицы не ел»

«Что любит Мишка»

«Сказка о потерянном времени»

7.Она стояла у стены. Дворник запретил трогать её__________________________

8.* Какое произведение тебе больше понравилось?___________________________

Почему? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Проверочная работа №6 по теме: «Страна детства».

Фамилия, имя___________________________________________________

Вариант 1

1.Как зовут Житкова?

1) Борис Степанович; 3) Борис Сергеевич;

2) Степан Борисович; 4) Сергей Борисович;


2. Какое произведение принадлежит М.М. Зощенко?

1) «Как я ловил человечков»

2) «Ёлка»

3) «Корзина с еловыми шишками»

4) «Главные реки»


3. Кто написал произведение «Корзина с еловыми шишками»?

1) Б.С. Житков; 3) К.Г Паустовский;

2) М.М. Зощенко; 4) В.В. Голявкин;


4. Синонимами какого слова являются эти слова?

Висеть, бездельничать, ходить.

1) наслаждаться; 2) смотреть; 3) болтаться; 4) сидеть;


5. Укажи героя произведения «Как я ловил человечков»

1) Дагни; 2) дядя; 3) Лёля; 4) внук;


6.Найди олицетворения, которые принадлежат одному произведению.

1) эхо - как птица пересмешник;

2) рояль мог петь;

3) клавиши тосковали, смеялись;

4) пароходик важно стоял на полке


7. Узнай и запиши о каких героях или предметах из прочитанных произведений идёт речь. Напиши название произведения.

1)Эти брат и сестра испортили многим встречу Нового года.

___________________________________________________________________


2) Эта девочка вдохновила композитора на создание музыкального произведения.

___________________________________________________________________


8. Что девочка рассказала Эдварду Григу о своей кукле?

1) сто у неё порвалось платье;

2) что у неё оторвалась рука;

3) что у неё больше не закрываются глаза;

4) что у неё оторвалась коса;


9.Как мама решила наказать Миньку?

1) поставить его в угол;

2) оставить без угощения;

3) подарить его подарок другому мальчику;

4) запереть его в чулане;


10. Произведение какого писателя ты не встретил в разделе «Страна детства»?

1) Б.С. Житкова;

2) М.М. Зощенко;

3) Е.Л. Шварца;

4) К.Г. Паустовского



Проверочная работа №6 по теме: «Страна детства».

Фамилия, имя___________________________________________________

Вариант 2

1.Как зовут Паустовского?

1) Георгий Константинович; 3) Григорий Константинович;

2) Константин Георгиевич; 4)Константин Григорьевич;


2. Какое произведение принадлежит Б.С. Житков?

1) «Как я ловил человечков»

2) «Ёлка»

3) «Корзина с еловыми шишками»

4) «Главные реки»


3. Кто написал произведение «Ёлка»?

1) Б.С. Житков; 3) К.Г. Паустовский;

2) М.М. Зощенко; 4) В.В. Голявкин;


4. Синонимами какого слова являются эти слова?

Глядеть, взирать, таращиться, глазеть.


1) ходить; 2) смотреть; 3) болтаться; 4) гулять;


5. Что означает выражение вернусь живым духом?


1) вернусь живым; 3) вернусь рано;

2) вернусь рано; 4) вернусь быстро;


6. Выберите эпитеты, которые принадлежат одному произведению.

1) голые борта;

2) грибной воздух;

3) горные леса;

4) шелест листьев;


7. Узнай и запиши о каких героях или предметах из прочитанных произведений идёт речь. Напиши название произведения.


1) Мальчик положил кусок от него на пароходик, около будочки.

___________________________________________________________________


2) Этот инструмент мог петь обо всём.

___________________________________________________________________



8. Где проводил осень композитор Эдвард Григ?

1) на берегу Женевского озера;

2) в лесах около Бергена;

3) на окраине Стокгольма;


9. За что Минька ударил маленького мальчика?

1) мальчик стал играть в новый пароходик;

2) мальчик стал смеяться над Минькой;

3) мальчик толкнул Миньку;

4) мальчик стал есть угощение;


10.Произведение какого писателя ты не встретил в разделе «Страна детства»?

1) Б.С. Житкова;

2) М.М. Зощенко;

3) В.Ю. Драгунского;

4) К.Г. Паустовского





Проверочная работа №7 по теме: «Природа и мы».

Фамилия, имя___________________________________________________

Вариант 1

1.Какое произведение написал А.И. Куприн?

1) «Приёмыш» 3) «Барбос и Жулька»

2) «Кабан» 4) « Выскочка»


2.Кто написал произведение «Кабан»?

1) Е.И. Чарушин 3) Д.Н. Мамин-Сибиряк

2) М.М. Пришвин 4) А.И. Куприн


3. Какой рассказ можно назвать юмористическим?

1) «Кабан» 3) «Приёмыш»

2) «Барбос и Жулька» 4) « Выскочка»


4. Из какого произведения данные слова?

Доспехи, протока, сайма, муштровать.

1) «Приёмыш» 3) «Выскочка»

2) «Барбос и Жулька» 4) «Кабан»


5. Как называют крупного сибирского и среднеазиатского оленя с большими рогами?

1) марал 3) сайма

2) фестон 4) яр


6. Узнай героя по его описанию.

Всё равно как человек тоскует. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит…

1) серый журавль 3) лебедь

2) Жулька 4) собака Вьюшка


7.Запиши название произведения и укажи его автора.

1)В каком произведении сорока лишилась хвоста?

_________________________________________________________________________


2)Он был приёмным членом семьи, но очень любимым.

_________________________________________________________________________


8. Узнай героя по описанию. Запиши название произведения и автора.

1) Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок - суета или драка, - он не торопясь пришагает и ткнёт кого надо клювом. Начальник-птица!

_________________________________________________________________________


2) Она была маленькая, тонконогая, с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди.

_________________________________________________________________________


9.Стрелками соедини авторов с их произведениями.

1) Д.Н. Мамин - Сибиряк а) «Выскочка»

2) А.И. Куприн б) «Кабан»

3) Е.И. Чарушин в) «Приёмыш»

4) М.М. Пришвин г) «Барбос и Жулька»





































Проверочная работа №7 по теме: «Природа и мы».

Фамилия, имя___________________________________________________

Вариант 2

1.Какое произведение написал Д.Н. Мамин - Сибиряк?

1) «Кабан» 3) «Барбос и Жулька»

2) «Приёмыш» 4) «Выскочка»


2.Кто написал произведение «Выскочка»?

1) М.М. Пришвин 3) Д.Н. Мамин-Сибиряк

2) Е.И. Чарушин 4) А.И. Куприн


3. Герой какого произведения вынужден был отпустил птицу на волю?

1) «Кабан» 3) «Приёмыш»

2) «Барбос и Жулька» 4) « Выскочка»


4. Из какого произведения данные слова?

Приземистый, сталактит, флирт, фестон, подпалина, лицемерный, лавры, карьер.

1) «Приёмыш» 3) «Выскочка»

2) «Барбос и Жулька» 4) «Кабан»


5. Как называют крупного сибирского и среднеазиатского оленя с большими рогами?

1) марал 3) сайма

2) фестон 4) яр


6. Узнай героя по его описанию.

Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок.

1) Жулька 3) лебедь

2) серый журавль 4) собака Вьюшка


7.Запиши название произведения и укажи его автора.

1) Они были разными, но дружба их - крепкой.

_________________________________________________________________________


2) Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя. _________________________________________________________________________


8. Узнай героя по описанию. Запиши название произведения и автора.

1) Всё равно как человек тоскует. Выйдет на берег, встает на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит…

_________________________________________________________________________


2) Днём он при народе стоит на голове за конфетку.

_________________________________________________________________________


9.Стрелками соедини авторов с их произведениями.

1) Д.Н. Мамин - Сибиряк а) «Выскочка»

2) А.И. Куприн б) «Кабан»

3) Е.И. Чарушин в) «Приёмыш»

4) М.М. Пришвин г) «Барбос и Жулька»



Проверочная работа №8 по теме: «Поэзии прекрасные страницы».

Тестовая работа.

Фамилия, имя___________________________________________________

Вариант 1

1. Какое стихотворение написал Б.Л. Пастернак?

1) "Весна в лесу" 3) "Сентябрь"

2) "Золотая осень" 4) "Бабье лето"

2. Кто написал стихотворение "Лебёдушка"?

1) Д.Б. Кедрин 3) Н.М. Рубцов

2) С.А. Клычков 4) С.А. Есенин

3. Из какого стихотворения эти сравнения?

Солнечный блик играет с рекой, рощей, ягодами, как с игрушками.

1) "Весна в лесу" 3) "Бабье лето"

2) "Сентябрь" 4) "Лебёдушка"

4. По данным слов узнай стихотворение.

Утренний, рудый, лом, пикнуть, клохтать, сойка.

1) "Бабье лето" 3) "Сентябрь"

2) "Весна в лесу" 4) "Золотая осень"

5. Что означает слово свирелка?

1) птица

2) музыкальный инструмент в виде дудки

3) пение птиц

4) повторяющийся крик

6. Отгадай загадку. В каком стихотворение об этом говорится?

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

___________________________________________________

1) "Золотая осень" 3) "Бабье лето"

2) "Весна в лесу" 4) "Сентябрь"







Проверочная работа №8 по теме: «Поэзии прекрасные страницы».

Тестовая работа.

Фамилия, имя___________________________________________________

Вариант 2

1. Кто написал стихотворение "Сентябрь"?

1) С.А. Есенин 3) Б.Л. Пастернак

2) Н.М. Рубцов 4) С.А. Клычков

2. Какое стихотворение написал Д.Б. Кедрин?

1) "Бабье лето" 3) "Лебёдушка"

2) "Сентябрь" 4) "Весна в лесу"

3. Из какого стихотворения следующие эпитеты?

Прощальное тепло, позднее солнце.

1) "Весна в лесу" 3) "Бабье лето"

2) "Лебёдушка" 4) "Золотая осень"

4. По данным словам узнай стихотворение.

Чертог, фата, флигель, каталог.

1) "Золотая осень" 3) "Лебёдушка"

2) "Весна в лесу" 4) "Бабье лето"

5. Что означает слово чертог?

1) дом чёрта

2) чёрный дом

3) пышное, великолепное помещение или здание, дворец

4) густой тёмный сказочный лес

6. Отгадай загадку. В каком стихотворение об этом говорится?

Тучи серые несут над землею вязкой.

И рисую я в лесу золотою краской.

___________________________________________________

1) "Сентябрь" 3) "Весна в лесу"

2) "Бабье лето" 4) "Золотая осень"


Проверочная работа №9 по теме: «Родина».


Тестовая работа.

Фамилия, имя___________________________________________________

Вариант 1

1. Кто написал стихотворение "Лошади в океане"?

1) А.В. Жигулин 3) Б.А. Слуцкий

2) С.Д. Дрожжин 4) И.С. Никитин

2. Какое стихотворение написал И.С. Никитин?

1) "Родине" 3) "Лошади в океане"

2) "Русь" 4) "О, Родина! В неярком блеске..."

3. Из какого стихотворения эти строки?

Мои обиды и прощенья

Сгорят . как старое жнивьё.

1) "Лошади в океане" 3) "Русь"

2) "О, Родина! В неярком блеске..." 4) "Родине"

4. В каком стихотворении рассказывается о том, что никто не мог завоевать Русскую землю?

1) "Русь" 3) "О, Родина! В неярком блеске..."

2) "Родине" 4) "Лошади в океане"

5. По плану узнай произведение. Кто его автор?

Просторы земли русской. Русь могучая.

1) И.С. Никитин 3) А.В. Жигулин

2) Б.А. Слуцкий 4) С.Д. Дрожжин

6. Закончи пословицу.

На чужой стороне Родина ______________________________ .



Проверочная работа №9 по теме: «Родина».


Тестовая работа.

Фамилия, имя___________________________________________________

Вариант 2

1. Кто автор стихотворения "Родине"?

1) Б.А. Слуцкий 3) А.В. Жигулин

2) С.Д. Дрожжин 4) И.С. Никитин

2. Какое стихотворение написал А.В. Жигулин?

1) "Родине" 3) "Русь"

2) "О, Родина! В неярком блеске..." 4) "Лошади в океане"

3. Узнай стихотворение по первой строчке.

Как не гордиться мне тобой...

1) "Родине" 3) "Лошади в океане"

2) "Русь" 4) "О, Родина! В неярком блеске..."

4. Укажи произведение о гибели животных.

1) "Русь" 3) "О, Родина! В неярком блеске..."

2) "Родине" 4) "Лошади в океане"

5. По плану узнай произведение. Кто его автор?

Чёрные дни на Руси. Кликнул царь - поднялась русь!

1) И.С. Никитин 3) А.В. Жигулин

2) С.Д. Дрожжин 4) Б.А. Слуцкий

6. Закончи пословицу.

Человек без Родины, что соловей _________________________ .


Проверочная работа №10 по теме: «Страна фантазии».


Фамилия, имя___________________________________________________

Вариант 1

1. Кто написал «Приключения Электроника»?

1) Е.С. Велтистов; 3) Г.Х. Андерсен;

2) Кир Булычёв; 4) Г. Мартынов;


2. Определи жанр произведения «Путешествие Алисы».

1) сказка; 2) рассказ; 3) сказочная повесть; 4) фантастическая повесть;


3. Найди значение слова контрабас.

1) струнный смычковый музыкальный инструмент;

2) наука об общих закономерностях процессах управления и передачи информации;

3) человек, который занимается контрабандой;

4) договор, соглашение;


4. Найди причину нападения кустиков.

1) они были агрессивны; 3) они питались людьми;

2) их забыли полить; 4)надвигалась песчаная буря;


5.В данный отрывок вставь пропущенные слова.

В следующее мгновение профессор был … . Он увидел, как мелькает между деревьями … .

1) у двери, синяя кофточка; 3) у экрана, зелёная курточка;

2) у окна, синяя курточка; 4) у ворот, зелёная кофточка;


6. Механика в произведении «Путешествие Алисы» звали:

1) Красный; 2) Зелёный; 3) Синий; 4) Серый;


7. Как назывался космический корабль?

1) «Геракл»; 2) «Циклоп»; 3) «Пегас»; 4) «Кентавр»;


8. Что сделал папа Алисы?

1) пытался отбиться от кустов шваброй;

2) пытался убежать от кустов;

3) пытался отбиться от кустов руками и ногами;

4) пытался отбиться от кустов кинокамерой;


9. Для чего прибыл профессор Громов?

1) для участия в испытаниях новейших роботов;

2) для участия в научном эксперименте;

3) для участия в космическом путешествии;

4) для участия в конгрессе кибернетиков;


10.Чем являлось воздушное такси?

1) маленьким самолётом;

2) маленькой летающей тарелкой;

3) маленьким вертолётом;


11.Зачем профессор Громов воткнул вилку в розетку?

1) чтобы было больше света;

2) чтобы робот подкрепился электрическим током;

3) чтобы включить несколько привезённых с собой приборов;


12.К какому жанру относятся прочитанные тобой в данном разделе произведения?

1) детективная литература;

2) приключенческая литература;

3) фантастическая литература;

4) сказки;


Проверочная работа №10 по теме: «Страна фантазии».


Фамилия, имя___________________________________________________

Вариант 2

1. Кто написал «Путешествие Алисы»?

1) Е.С. Велтистов; 3) Г.Х. Андерсен;

2) Кир Булычёв; 4) Г. Мартынов;


2. Определи жанр произведения «Приключения Электроника».

1) сказка; 2) рассказ; 3) сказочная повесть; 4) фантастическая повесть;


3. Найди лишнего героя.

1) профессор; 3) Громов;

2) Алиса; 4) Электроник;


4. В данный отрывок вставь пропущенные слова.

Сбегая по …, профессор заметил удивлённое лицо директора и … помахал ему рукой. Сейчас было не до объяснений.

1) дорожке, дружески; 3) лестнице, доброжелательно;

2) лестнице, успокаивающе; 4) дорожке, успокаивающе;


5.Откуда прибыл профессор Громов?

1) с Луны;

2) с околоземной орбиты;

3) из сибирского научного городка;

4) из Антарктиды;


6. Где остановился профессор Громов?

1) в санатории «Сосны»;

2) в гостинице «Дубки»;

3) в отеле «Под пальмами»


7. Кто находился в чемодане?

1) кибернетический мальчик;

2) робот с несколькими руками и четырьмя глазами;

3) кибернетическая девочка;

4) кибернетический пёс;


8.В поисках чего космокатер в произведении «Путешествие Алисы» облетел пустыню?

1) воды; 2) животных; 3) растений; 4) инопланетян; 5) людей;


9.Какие листья были у кустов?

1) длинные, серебристые с изнанки;

2) широкие, короткие, золотистые с изнанки;

3)почти круглые, большие, серые с изнанки;


10. Как папа Алисы объяснил странное поведение кустов?

1) так они борются за существование в условиях недостатка влаги:

2) так они охотятся;

3) так они развлекаются;

4) так они расселяются по всей планете;


11.Чем Алиса напоила самый маленький кустик?

1) чаем; 2) молоком; 3) компотом; 4) сиропом;


12.К какому жанру относятся прочитанные тобой в данном разделе произведения?

1) детективная литература;

2) приключенческая литература;

3) фантастическая литература;

4) сказки;



Самостоятельная работа: «Зарубежная литература».


Тест.

Фамилия, имя___________________________________________________

Вариант 1



1. Кто написал произведение "Путешествие Гулливера"?

1) Д. Свифт 3) М. Твен

2) Г.Х. Андерсен 4) С. Лагерлёф

2. Какое произведение написала С. Лагерлёф?

1) "Приключение Тома Сойера"

2) "Русалочка"

3) "Путешествие Гулливера"

4) "Святая ночь"

3. Кто из писателей родился и жил в Швеции?

1) Д. Свифт 3) М. Твен

2) С. Лагерлёф 4) Г.Х. Андерсен

4. Что означает слово околоток?

1) то, что колотят 3) окрестность

2) находящееся около 4) приколоченный предмет

5. К какому произведению подходит данная пословица?

Без любимого и мир постыл.

1) "Святая ночь" 3) "Путешествие Гулливера"

2) "Русалочка" 4) "В Назарете"

6. Как можно охарактеризовать Тамма Сойера?

1) нытик 3) проказник

2) выдумщик 4) хитрец


Вариант 2

1. Кто написал произведение "Приключение Тома Сойера"?

1) Г.Х. Андерсен 3) С. Лагерлёф

2) М. Твен 4) Д. Свифт

2. Какое произведение написала Д. Свифт?

1) "В Назарете"

2) "Приключение Тома Сойера"

3) "Путешествие Гулливера"

4) "Русалочка"

3. Кто из авторов является американским писателем?

1) Г.Х. Андерсен 3) М. Твен

2) С. Лагерлёф 4) Д. Свифт

4. Что означает слово колчан?

1) кочан капусты 3) футляр для стрел

2) вид одежды 4) человек в кольчуге

5. К какому произведению подходит данная пословица?

К любящему и страх не идёт?

1) "Святая ночь" 3) "Русалочка"

2) "В Назарете" 4) "Путешествие Гулливера"

6. Как можно охарактеризовать Русалочку?

1) была доброй

2) любила природу

3) могла отмстить за себя

4) была способна пожертвовать собой ради любимого человека