СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОГЭ Русский язык 2024 Презентация Рекомендации для ЭКСПЕРТОВ (по проверке работ ОГЭ), для ОБУЧАЮЩИХСЯ (по подготовке к ОГЭ), для РОДИТЕЛЕЙ (собрание ) По материалам ФИПИ и ДЕМОВЕРСИИ 2024 Проект утвержден 10.11.23

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОГЭ Русский язык 2024 Презентация Рекомендации для ЭКСПЕРТОВ (по проверке работ ОГЭ), для ОБУЧАЮЩИХСЯ (по подготовке к ОГЭ), для РОДИТЕЛЕЙ (собрание ) По материалам ФИПИ и ДЕМОВЕРСИИ 2024 Проект утвержден 10.11.23»

ОГЭ 2024 года  по русскому языку ФИПИ ДЕМОВЕРСИЯ РЕКОМЕНДАЦИИ ЭКСПЕРТАМ И ОБУЧАЮЩИМСЯ

ОГЭ 2024 года по русскому языку

ФИПИ ДЕМОВЕРСИЯ

РЕКОМЕНДАЦИИ ЭКСПЕРТАМ И ОБУЧАЮЩИМСЯ

КИМ Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих 13 заданий.   Часть 1 включает 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.   Часть 2 состоит из 11 заданий (2–12). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, словосочетания, предложения, текста.   Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.   Приступая к части 3 работы , нужно выбрать одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.

КИМ

  • Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих 13 заданий. Часть 1 включает 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Часть 2 состоит из 11 заданий (2–12). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, словосочетания, предложения, текста. Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2. Приступая к части 3 работы , нужно выбрать одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.
Обобщённый план варианта КИМ ОГЭ 2024 года по русскому языку Все задания экзаменационной работы относятся к базовому уровню сложности. Всего заданий –  13 ; из них  по типу заданий: с кратким ответом –  11 ;  с развёрнутым ответом –  2 .  Максимальный первичный балл за работу –  33 .  Общее время выполнения работы –  3 часа 55 минут (235 минут) .  *При проверке ответов на задания 1 и 13 (1; 2; 3) оценка практической грамотности и фактической точности письменной речи экзаменуемого производится на основании проверки сжатого изложения и сочинения в целом и составляет максимально 9 баллов.

Обобщённый план варианта КИМ ОГЭ 2024 года по русскому языку

  • Все задания экзаменационной работы относятся к базовому уровню сложности.
  • Всего заданий –  13 ; из них по типу заданий:
  • с кратким ответом –  11 ;
  • с развёрнутым ответом –  2 . Максимальный первичный балл за работу –  33 . Общее время выполнения работы –  3 часа 55 минут (235 минут) .
  • *При проверке ответов на задания 1 и 13 (1; 2; 3) оценка практической грамотности и фактической точности письменной речи экзаменуемого производится на основании проверки сжатого изложения и сочинения в целом и составляет максимально 9 баллов.
Перевод баллов в отметки 2024 г

Перевод баллов в отметки 2024 г

№ Проверяемые виды деятельности, элементы содержания 1 Максимальный балл Сжатое изложение содержания прослушанного текста 2 Примерное время выполнения (мин.) 6* Синтаксический анализ предложений 3 4 90 1 Синтаксический анализ предложений 5 Пунктуационный анализ предложений 7 1 6 7 1 Пунктуационный анализ предложений 7 Орфографический анализ слов 7 1 8 1 Орфографический анализ слов 7 9 1 Основные грамматические (морфологические) нормы современного русского литературного языка 7 10 Грамматическая синонимия словосочетаний 1 7 11 1 Смысловой анализ текста 5 Основные выразительные средства лексики и фразеологии (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, гиперболы и др.) 1 12 5 13 1 Лексический анализ слова 13 1 Сочинения различных видов с опорой на жизненный и читательский опыт 10 7* 10 60

Проверяемые виды деятельности, элементы содержания

1

Максимальный балл

Сжатое изложение содержания прослушанного текста

2

Примерное время выполнения (мин.)

6*

Синтаксический анализ предложений

3

4

90

1

Синтаксический анализ предложений

5

Пунктуационный анализ предложений

7

1

6

7

1

Пунктуационный анализ предложений

7

Орфографический анализ слов

7

1

8

1

Орфографический анализ слов

7

9

1

Основные грамматические (морфологические) нормы современного русского литературного языка

7

10

Грамматическая синонимия словосочетаний

1

7

11

1

Смысловой анализ текста

5

Основные выразительные средства лексики и фразеологии (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, гиперболы и др.)

1

12

5

13

1

Лексический анализ слова

13

1

Сочинения различных видов с опорой на жизненный и читательский опыт

10

7*

10

60

Изменения в КИМ 2024 года по сравнению с 2023 годом  (информация для экспертов) В целом структура и содержания экзаменационной модели КИМ не претерпели существенной трансформации . Изменения коснулись следующих аспектов экзаменационной работы.   1. Внесены коррективы в критериальную систему оценивания задания 1 ( сжатое изложение): уменьшено на 1 количество баллов по критерию ИК2 «Сжатие исходного текста».   2. Изменена нумерация задания на синтаксический анализ словосочетания (это задание заняло позицию 9 в новой экзаменационной  модели). Суть задания осталась неизменной.

Изменения в КИМ 2024 года по сравнению с 2023 годом (информация для экспертов)

  • В целом структура и содержания экзаменационной модели КИМ не претерпели существенной трансформации . Изменения коснулись следующих аспектов экзаменационной работы. 1. Внесены коррективы в критериальную систему оценивания задания 1 ( сжатое изложение): уменьшено на 1 количество баллов по критерию ИК2 «Сжатие исходного текста». 2. Изменена нумерация задания на синтаксический анализ словосочетания (это задание заняло позицию 9 в новой экзаменационной модели). Суть задания осталась неизменной.
3. Единое задание на синтаксический анализ предложения в новой экзаменационной модели представлено двумя заданиями: на определение грамматической основы (задание 2) и на собственно синтаксический анализ структуры предложения (задание 3). Выполнение обоих заданий предполагается по одному микротексту .   4. Изменена нумерация задания на пунктуационный анализ (это задание заняло позицию 5 в новой экзаменационной модели). Суть задания осталась неизменной.  5. Добавлено одно новое задание на пунктуационный анализ . Задание 4 представлено в виде таблицы и по форме является аналогом задания 8 в ЕГЭ по русскому языку.
  • 3. Единое задание на синтаксический анализ предложения в новой экзаменационной модели представлено двумя заданиями: на определение грамматической основы (задание 2) и на собственно синтаксический анализ структуры предложения (задание 3). Выполнение обоих заданий предполагается по одному микротексту . 4. Изменена нумерация задания на пунктуационный анализ (это задание заняло позицию 5 в новой экзаменационной модели). Суть задания осталась неизменной.
  • 5. Добавлено одно новое задание на пунктуационный анализ . Задание 4 представлено в виде таблицы и по форме является аналогом задания 8 в ЕГЭ по русскому языку.
6. Изменена нумерация задания на орфографический анализ (это задание заняло позицию 6 в новой экзаменационной модели). Суть задания осталась неизменной.   7 . Добавлено одно новое задание на орфографический анализ. Задание 7 представлено в виде предложения(-ий) с пропусками букв.  Экзаменуемый должен указать все цифры, на месте которых пишется определённая буква.   8. Добавлено одно новое задание на проверку владения экзаменуемым грамматическими нормами современного русского литературного языка (задание 8).   9. Изменена нумерация заданий по макротексту (была 6–8, стала 10–12). Суть заданий осталась неизменной.
  • 6. Изменена нумерация задания на орфографический анализ (это задание заняло позицию 6 в новой экзаменационной модели). Суть задания осталась неизменной. 7 . Добавлено одно новое задание на орфографический анализ. Задание 7 представлено в виде предложения(-ий) с пропусками букв. Экзаменуемый должен указать все цифры, на месте которых пишется определённая буква. 8. Добавлено одно новое задание на проверку владения экзаменуемым грамматическими нормами современного русского литературного языка (задание 8). 9. Изменена нумерация заданий по макротексту (была 6–8, стала 10–12). Суть заданий осталась неизменной.
10. Скорректирована формулировка сочинения-рассуждения 13.3 : снято «задвоение» вопроса в формулировке темы сочинения-рассуждения; более чётко обозначена задача комментирования.   11. При оценивании выполнения заданий 13.1, 13.2 и 13.3 (сочинение-рассуждение) уменьшено количество первичных баллов , системы оценивания выполнения указанных заданий стали более соотносимыми друг с другом: уменьшено на 1 количество баллов по критерию СК1 «Наличие обоснованного ответа»; уменьшено на 1 количество баллов по критерию СК4 «Композиционная стройность работы».   12. Уменьшено на 1 количество баллов по критерию ФК1 «Фактическая точность письменной речи ». Кроме того, при проверке соблюдения орфографических норм не предусматривается понятия «однотипная ошибка».
  • 10. Скорректирована формулировка сочинения-рассуждения 13.3 : снято «задвоение» вопроса в формулировке темы сочинения-рассуждения; более чётко обозначена задача комментирования. 11. При оценивании выполнения заданий 13.1, 13.2 и 13.3 (сочинение-рассуждение) уменьшено количество первичных баллов , системы оценивания выполнения указанных заданий стали более соотносимыми друг с другом: уменьшено на 1 количество баллов по критерию СК1 «Наличие обоснованного ответа»; уменьшено на 1 количество баллов по критерию СК4 «Композиционная стройность работы». 12. Уменьшено на 1 количество баллов по критерию ФК1 «Фактическая точность письменной речи ». Кроме того, при проверке соблюдения орфографических норм не предусматривается понятия «однотипная ошибка».
Критерии оценивания ОГЭ по русскому языку 2024 год Критерии оценивания ОГЭ 2024 по русскому языку с таблицами баллов от ФИПИ представлены в демоверсии. Критерии оценивания выполнения задания 1 Внимание! ЧАСТЬ 1  Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 5). Если в изложении менее 70 слов 1 , то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным.

Критерии оценивания ОГЭ по русскому языку 2024 год

  • Критерии оценивания ОГЭ 2024 по русскому языку с таблицами баллов от ФИПИ представлены в демоверсии.
  • Критерии оценивания выполнения задания 1
  • Внимание! ЧАСТЬ 1 Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 5). Если в изложении менее 70 слов 1 , то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным.

Критерии оценивания сжатого изложения

ИК1

Баллы

Содержание изложения

   

 

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, приведённые в таблице* 

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,  но  упустил или добавил одну микротему

1

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,  но  упустил или добавил более одной микротемы

ИК2

    

0

Сжатие исходного текста

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста

 

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия двух микротем текста

2

ИК3

1

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия одной микротемы текста, или экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста

 

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

0

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3

0

6

ВНИМАНИЕ! 1  При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «из-за» – одно слово, «несмотря на» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова). 

ВНИМАНИЕ!

  • 1  При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «из-за» – одно слово, «несмотря на» – два слова).
  • Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова). 
ЧАСТЬ 2 Правильное выполнение каждого из заданий 2–12 оценивается 1 баллом . Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа . Порядок следования символов при записи ответов на задания 2, 3, 5–7, 10, 11 не имеет значения.  Порядок следования символов при записи ответа на задание 4 имеет значения

ЧАСТЬ 2

  • Правильное выполнение каждого из заданий 2–12 оценивается 1 баллом . Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа . Порядок следования символов при записи ответов на задания 2, 3, 5–7, 10, 11 не имеет значения.
  • Порядок следования символов при записи ответа на задание 4 имеет значения
ЧАСТЬ 3 Критерии оценивания выполнения задания 13 Внимание!  Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 6). Критерии оценивания выполнения задания 13.1 Внимание! 13.1 Сочинение по всем критериям С1К1–С1К4 оценивается нулём баллов: – если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст;  – если сочинение написано на основе цитаты, отличной от цитаты в задании 13.1 выполняемого варианта;  – если в сочинении менее 70 слов . Ответ на задание 13.1 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

ЧАСТЬ 3

  • Критерии оценивания выполнения задания 13
  • Внимание! Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 6).
  • Критерии оценивания выполнения задания 13.1
  • Внимание! 13.1
  • Сочинение по всем критериям С1К1–С1К4 оценивается нулём баллов:
  • – если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст; – если сочинение написано на основе цитаты, отличной от цитаты в задании 13.1 выполняемого варианта; – если в сочинении менее 70 слов .
  • Ответ на задание 13.1 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (13.1)

С1К1

Баллы

Наличие обоснованного ответа

   

 

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет

С1К2

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. В понимании тезиса допущена одна фактическая ошибка и более, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне

1

0

Наличие примеров-аргументов

 

 

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из  текста , верно указав их роль в тексте

   

3

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте, или привёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте

2

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте

С1К3

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста

1

   

0

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения 

С1К4

   

0

Композиционная стройность работы

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4

  1

В работе нарушена композиционная стройность, и/или работа не завершена, и/или в построении текста допущена одна ошибка и более

  1

7

13.2. Критерии оценивания выполнения задания 13.2 Внимание!  Сочинение по всем критериям С2К1–С2К4 оценивается нулём баллов : – если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст;  – если сочинение написано на основе фрагмента текста, отличного от фрагмента текста в задании 13.2 выполняемого варианта;  – если в сочинении менее 70 слов. Ответ на задание 13.2 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

13.2.

  • Критерии оценивания выполнения задания 13.2
  • Внимание! Сочинение по всем критериям С2К1–С2К4 оценивается нулём баллов :
  • – если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст; – если сочинение написано на основе фрагмента текста, отличного от фрагмента текста в задании 13.2 выполняемого варианта; – если в сочинении менее 70 слов.
  • Ответ на задание 13.2 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (13.2)

С2К1

Баллы

Понимание смысла фрагмента текста

   

 

  Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет

1

Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но в интерпретации допущена одна ошибка и более, или экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует

С2К2

    

  Наличие примеров-иллюстраций

 

Экзаменуемый привёл два примера-иллюстрации  из текста , которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента

3

Экзаменуемый привёл один пример-иллюстрацию  из текста , соответствующий объяснению содержания данного фрагмента

2

Экзаменуемый привёл пример(ы) не из прочитанного текста

С2К3

Экзаменуемый не привёл ни одного примера- иллюстрации, объясняющего содержание данного фрагмента, или экзаменуемый привёл в качестве примера-иллюстрации данную в задании цитату или её часть

1

 

  0

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения 

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения 

С2К4

 

0

Композиционная стройность

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1–С2К4

1

В работе нарушена композиционная стройность, и/или работа не завершена, и/или в построении текста допущена одна ошибка и более

0

7

13.3. Критерии оценивания выполнения задания 13.3 Внимание! Сочинение по всем критериям С3К1–С3К4 оценивается нулём баллов : – если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст;  – если сочинение написано на основе ключевого понятия, отличного от ключевого понятия в задании 13.3 выполняемого варианта;  – если в сочинении менее 70 слов. Ответ на задание 13.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

13.3.

  • Критерии оценивания выполнения задания 13.3
  • Внимание!
  • Сочинение по всем критериям С3К1–С3К4 оценивается нулём баллов :
  • – если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст; – если сочинение написано на основе ключевого понятия, отличного от ключевого понятия в задании 13.3 выполняемого варианта; – если в сочинении менее 70 слов.
  • Ответ на задание 13.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

С3К1

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (13.3)

Толкование значения слова

 

Баллы

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его

 

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его, или экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова (выражения) в работе экзаменуемого отсутствует 

1

С3К2

 

Наличие примеров-аргументов

0

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста

 

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста

3

Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта

2

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента

1

С3К3

 

0

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения 

2

С3К4

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения 

1

Композиционная стройность

0

 

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

 

В работе нарушена композиционная стройность, и/или работа не завершена, и/или в построении текста допущена одна ошибка и более

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4

1

0

7

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого При оценке грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (ГК1–ГК4 и ФК1) следует учитывать объём изложения и сочинения. Указанные в таблице 7 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов. Если суммарный объём изложения и сочинения составляет 100–139 слов, то по критерию ФК1 работа оценивается нулём баллов, а по каждому из критериев ГК1–ГК4 не может быть выставлено более 1 балла: ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет;  ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет;  ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;  ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

  • При оценке грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (ГК1–ГК4 и ФК1) следует учитывать объём изложения и сочинения.
  • Указанные в таблице 7 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.
  • Если суммарный объём изложения и сочинения составляет 100–139 слов, то по критерию ФК1 работа оценивается нулём баллов, а по каждому из критериев ГК1–ГК4 не может быть выставлено более 1 балла:
  • ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет; ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет; ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет; ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
№ ГК1 Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого Соблюдение орфографических норм   Баллы Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки   Допущено две-три ошибки 2 ГК2 1 Допущено четыре и более ошибки Соблюдение пунктуационных норм   0 Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок   Допущены три-четыре ошибки 2 Допущено пять и более ошибок ГК3 1   Соблюдение грамматических норм 0 Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка   Допущены две ошибки 2 Допущено три и более ошибки ГК4 1 Соблюдение речевых норм 0     Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок Допущены три-четыре ошибки 2 Допущено пять и более ошибок ФК1 1 Фактическая точность письменной речи   0 Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет   1 В изложении материала или употреблении терминов допущена одна фактическая ошибка и более  Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4 0 9

ГК1

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

Соблюдение орфографических норм

 

Баллы

Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки

 

Допущено две-три ошибки

2

ГК2

1

Допущено четыре и более ошибки

Соблюдение пунктуационных норм

 

0

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

 

Допущены три-четыре ошибки

2

Допущено пять и более ошибок

ГК3

1

 

Соблюдение грамматических норм

0

Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка

 

Допущены две ошибки

2

Допущено три и более ошибки

ГК4

1

Соблюдение речевых норм

0

 

 

Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

Допущены три-четыре ошибки

2

Допущено пять и более ошибок

ФК1

1

Фактическая точность письменной речи

 

0

Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет

 

1

В изложении материала или употреблении терминов допущена одна фактическая ошибка и более 

Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4

0

9

ВНИМАНИЕ! Если в изложении и сочинении в целом насчитывается 99 и менее слов , то такая работа по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 оценивается нулём баллов. Если участник экзамена выполнил т олько один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 осуществляется также в соответствии с объёмом работы: – если в работе 140 и более слов , то грамотность оценивается по таблице 7;  – если в работе 100–139 слов, то по критерию ФК1 работа оценивается нулём баллов , а по каждому из критериев ГК1–ГК4 не может быть выставлено более 1 балла (см. выше); 

ВНИМАНИЕ!

  • Если в изложении и сочинении в целом насчитывается 99 и менее слов , то такая работа по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 оценивается нулём баллов.
  • Если участник экзамена выполнил т олько один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:
  • если в работе 140 и более слов , то грамотность оценивается по таблице 7; – если в работе 100–139 слов, то по критерию ФК1 работа оценивается нулём баллов , а по каждому из критериев ГК1–ГК4 не может быть выставлено более 1 балла (см. выше); 
КИМ ОГЭ - 2024  (информация для обучающихся) На выполнение работы девятиклассникам будет отведено 3 ч. 55 мин., из которых около 90 минут рекомендовано выделить именно на написание изложения

КИМ ОГЭ - 2024 (информация для обучающихся)

На выполнение работы девятиклассникам будет отведено 3 ч. 55 мин., из которых около 90 минут рекомендовано выделить именно на написание изложения

Демонстрационный вариант ФИПИ ОГЭ по русскому языку 2024 г

Инструкция по выполнению работы

  • Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 13 заданий.
  • На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
  • Часть 1 включает в себя 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
  • Это задание выполняется на бланке ответов № 2 .
  • Часть 2 состоит из 11 заданий (2–12) . Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, предложения, текста.
  • Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1 .
  • Задание части 3 выполняется на основе того же текста , который Вы читали, работая над заданиями части 2.
  • Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.
  • Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
  • Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами . Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
  • На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.
  • При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике , а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы .
  • Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
  • Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
  • После завершения работы проверьте, чтобы ответ к каждому заданию в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.

Желаем успеха!

Сжатое изложение Это задание будет выполняться всеми учениками, присутствующими в классе одновременно. Экзаменуемым дадут возможность ознакомиться с поставленной задачей, а после предложат прослушать аудиозапись, текст которой необходимо будет сжать до указанных в задании 70 слов и записать в соответствующий бланк ответа. Прослушивать запись на ОГЭ дадут 2 раза с небольшим перерывом на обработку материала. Дополнительно включать аудио материалы не разрешается, поэтому важно внимательно слушать текст и действовать по четкому алгоритму....

Сжатое изложение

  • Это задание будет выполняться всеми учениками, присутствующими в классе одновременно. Экзаменуемым дадут возможность ознакомиться с поставленной задачей, а после предложат прослушать аудиозапись, текст которой необходимо будет сжать до указанных в задании 70 слов и записать в соответствующий бланк ответа.
  • Прослушивать запись на ОГЭ дадут 2 раза с небольшим перерывом на обработку материала. Дополнительно включать аудио материалы не разрешается, поэтому важно внимательно слушать текст и действовать по четкому алгоритму....
Алгоритм написания сжатого изложения Написать изложение на ОГЭ 2024 не очень сложно, но для достижения наивысшего результата важно не упустить важные моменты и раскрыть все микротемы исходного текста, применив основные приемы сжатия.... Первое прочтение Прослушивая аудиозапись 1-й раз необходимо: Определить основную тему и стиль текста.  Выделить микротемы (это даст возможность реализовать правильное деление на абзацы). Постараться кратко записать услышанное, используя сокращения.  Выполняя записи, рекомендуется делать большие отступы между строками и абзацами, чтобы в дальнейшем можно было удобно дополнять текст, не переписывая все заново.  Короткий перерыв После того, как аудиозапись прозвучит первый раз, экзаменатор сделает короткий перерыв (обычно дается 10 минут).  В это время можно успеть: Составить подробный план текста.  Выписать опорные слова.  Дописать сокращения, если боитесь, что можете потерять важное слово или смысл записанного. Сформулируйте 1-2 предложения для каждой структурной части

Алгоритм написания сжатого изложения

  • Написать изложение на ОГЭ 2024 не очень сложно, но для достижения наивысшего результата важно не упустить важные моменты и раскрыть все микротемы исходного текста, применив основные приемы сжатия....

Первое прочтение

  • Прослушивая аудиозапись 1-й раз необходимо:
  • Определить основную тему и стиль текста.
  • Выделить микротемы (это даст возможность реализовать правильное деление на абзацы).
  • Постараться кратко записать услышанное, используя сокращения.
  • Выполняя записи, рекомендуется делать большие отступы между строками и абзацами, чтобы в дальнейшем можно было удобно дополнять текст, не переписывая все заново.
  • Короткий перерыв
  • После того, как аудиозапись прозвучит первый раз, экзаменатор сделает короткий перерыв (обычно дается 10 минут).
  • В это время можно успеть: Составить подробный план текста.
  • Выписать опорные слова.
  • Дописать сокращения, если боитесь, что можете потерять важное слово или смысл записанного. Сформулируйте 1-2 предложения для каждой структурной части
Второе прочтение  Когда текст будет звучать второй раз, необходимо дополнить запись в черновике важными элементами, которые могли ускользнуть при первом прочтении. обратите внимание на рассуждение автора; сравните звучащий текст с набросками плана; выделите основные и второстепенные слова и фразы. На этом совместная работа всех присутствующих в аудитории завершена. Далее каждый может писать изложение в удобном для него темпе, выделяя больше или меньше времени на последующие этапы. Сжатие текста Выполнив корректировку черновика после 2-го прослушивания можно приступать к непосредственному сжатию текста. Каким бы ни был исходных объем, вы должны в результате получить не менее 70 слов. Но помните, что текст должен быть сжат и оптимизирован. За слишком большую по объему работу могут снять такие желаемые первичные баллы (ПБ). В среднем экзаменационные тексты необходимо сжать на 50%. При написании изложения на ОГЭ в 2024 году можно использовать все изученные в рамках школьной программы приемы сжатия:...

Второе прочтение

Когда текст будет звучать второй раз, необходимо дополнить запись в черновике важными элементами, которые могли ускользнуть при первом прочтении. обратите внимание на рассуждение автора; сравните звучащий текст с набросками плана; выделите основные и второстепенные слова и фразы.

На этом совместная работа всех присутствующих в аудитории завершена.

Далее каждый может писать изложение в удобном для него темпе, выделяя больше или меньше времени на последующие этапы.

Сжатие текста

Выполнив корректировку черновика после 2-го прослушивания можно приступать к непосредственному сжатию текста.

Каким бы ни был исходных объем, вы должны в результате получить не менее 70 слов. Но помните, что текст должен быть сжат и оптимизирован. За слишком большую по объему работу могут снять такие желаемые первичные баллы (ПБ). В среднем экзаменационные тексты необходимо сжать на 50%.

При написании изложения на ОГЭ в 2024 году можно использовать все изученные в рамках школьной программы приемы сжатия:...

Критериями оценивания не запрещено использовать какой-то из приемов несколько раз в разных частях текста, но стоит помнить, что существуют определенные запреты для сокращений : в повествовательных текстах нельзя сокращать действия, которые передают развитие сюжетной линии;  в описательных – важные признаки объектов, описания героев;  в рассуждениях – фрагменты текста, выступающие как аргументы

Критериями оценивания не запрещено использовать какой-то из приемов несколько раз в разных частях текста, но стоит помнить, что существуют определенные запреты для сокращений :

в повествовательных текстах нельзя сокращать действия, которые передают развитие сюжетной линии;

в описательных – важные признаки объектов, описания героев;

в рассуждениях – фрагменты текста, выступающие как аргументы

ВАЖНО! Определившись со структурой текста, обязательно проверьте правильность использования и написания слов. Школьникам, заканчивающим 9 класс, делается небольшая поблажка – на ОГЭ 2024 можно пользоваться орфографическим словарем , поэтому если в вашем изложении встретятся слова, в написании которых вы сомневаетесь, перепроверьте себя. Времени на это будет более чем достаточно. Занесение ответа в бланк Для изложения предназначен бланк ответа №2 (рекомендуем более детально ознакомиться с правилами заполнения бланков)....

ВАЖНО!

  • Определившись со структурой текста, обязательно проверьте правильность использования и написания слов.
  • Школьникам, заканчивающим 9 класс, делается небольшая поблажка – на ОГЭ 2024 можно пользоваться орфографическим словарем , поэтому если в вашем изложении встретятся слова, в написании которых вы сомневаетесь, перепроверьте себя.
  • Времени на это будет более чем достаточно. Занесение ответа в бланк Для изложения предназначен бланк ответа №2 (рекомендуем более детально ознакомиться с правилами заполнения бланков)....
ВАЖНО! Возможны два варианта:  Переписывание текста сразу после завершения его корректировки. Занесение текста изложения в бланк в конце экзамена, после выполнения тестовой части и написания сочинения. Некоторые педагоги рекомендуют отдать предпочтение второму варианту, так как это позволит перечитать изложение еще раз после того, как вы мысленно отвлечетесь от данного вида работы.  Так вы с больше вероятностью сможете заметить и исправить случайно допущенные ошибки....

ВАЖНО!

  • Возможны два варианта:
  • Переписывание текста сразу после завершения его корректировки.
  • Занесение текста изложения в бланк в конце экзамена, после выполнения тестовой части и написания сочинения.
  • Некоторые педагоги рекомендуют отдать предпочтение второму варианту, так как это позволит перечитать изложение еще раз после того, как вы мысленно отвлечетесь от данного вида работы.
  • Так вы с больше вероятностью сможете заметить и исправить случайно допущенные ошибки....
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ сжатого изложения За первое задание можно заработать приблизительно 18% суммарного балла, что достаточно весомо. Оценивать  изложение на ОГЭ по русскому языку в 2024 году будут два независимых эксперта. Для оценивания первого задания КИМа определены такие критерии оценивания:

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ сжатого изложения

  • За первое задание можно заработать приблизительно 18% суммарного балла, что достаточно весомо.
  • Оценивать  изложение на ОГЭ по русскому языку в 2024 году будут два независимых эксперта. Для оценивания первого задания КИМа определены такие критерии оценивания:
ВАЖНО! Единственно возможная подготовка к данному заданию – это практика. Поскольку на ОГЭ 2024 года школьникам, заканчивающим 9 класс, предстоит писать изложение, слушая аудиозапись, а не голос своего учителя, практиковаться рекомендуется таким же способом. На платформе ФИПИ собран большой открытый банк заданий, из которых будет отобран вариант для экзаменационного КИМа. Посетив сайт fipi.ru, вы сможете прослушивать в режиме онлайн или скачивать себе на устройство аудио файлы с начинкой текстов для изложений....

ВАЖНО!

  • Единственно возможная подготовка к данному заданию – это практика.
  • Поскольку на ОГЭ 2024 года школьникам, заканчивающим 9 класс, предстоит писать изложение, слушая аудиозапись, а не голос своего учителя, практиковаться рекомендуется таким же способом.
  • На платформе ФИПИ собран большой открытый банк заданий, из которых будет отобран вариант для экзаменационного КИМа.
  • Посетив сайт fipi.ru, вы сможете прослушивать в режиме онлайн или скачивать себе на устройство аудио файлы с начинкой текстов для изложений....
ЧАСТЬ 2. ЗАДАНИЯ 2-12 (ТЕСТОВАЯ) Демоверсия ФИПИ 2024 Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр . Ответ запишите в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

ЧАСТЬ 2. ЗАДАНИЯ 2-12 (ТЕСТОВАЯ)

Демоверсия ФИПИ 2024

  • Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр .
  • Ответ запишите в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Задания 2 и 3 Синтаксис Прочитайте текст и выполните задания 2, 3. (1)Язык – это зеркало, которое стоит между нами и миром, отражая общие представления всех говорящих на нём. (2)Причём зеркало языка отражает не все свойства окружающей действительности, а только те, которые казались особенно важными предкам – носителям этого языка. (3)Так, в языках некоторых северных народов: эскимосов, чукчей, коряков ‒ существует множество названий снега. (4)Люди понимают: снег занимает в их жизни заметное место, его количество, состояние, цвет очень важны. (5)Каждый язык отражает картину мира и через грамматику, поэтому существуют языки, имеющие более тридцати падежей, которые служат способом указать точное положение предмета в пространстве.

Задания 2 и 3 Синтаксис

  • Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
  • (1)Язык – это зеркало, которое стоит между нами и миром, отражая общие представления всех говорящих на нём. (2)Причём зеркало языка отражает не все свойства окружающей действительности, а только те, которые казались особенно важными предкам – носителям этого языка. (3)Так, в языках некоторых северных народов: эскимосов, чукчей, коряков ‒ существует множество названий снега. (4)Люди понимают: снег занимает в их жизни заметное место, его количество, состояние, цвет очень важны. (5)Каждый язык отражает картину мира и через грамматику, поэтому существуют языки, имеющие более тридцати падежей, которые служат способом указать точное положение предмета в пространстве.
ЗАДАНИЕ 2 Грамматическая основа 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) язык – зеркало (предложение 1) 2) которые казались важными (предложение 2) 3) существует множество названий снега (предложение 3) 4) состояние, цвет важны (предложение 4) 5) язык отражает (предложение 5)

ЗАДАНИЕ 2 Грамматическая основа

2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  • 1) язык – зеркало (предложение 1)
  • 2) которые казались важными (предложение 2)
  • 3) существует множество названий снега (предложение 3)
  • 4) состояние, цвет важны (предложение 4)
  • 5) язык отражает (предложение 5)
ЗАДАНИЕ 3  Характеристика предложения 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов. 1) Во второй части предложения 1 использовано составное глагольное сказуемое. 2) Вторая часть сложного предложения 2 осложнена обособленным согласованным приложением. 3) Предложение 3 простое двусоставное. 4) В предложении 4 содержится три грамматические основы. 5) Предложение 5 сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связями между частями.

ЗАДАНИЕ 3 Характеристика предложения

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

  • 1) Во второй части предложения 1 использовано составное глагольное сказуемое.
  • 2) Вторая часть сложного предложения 2 осложнена обособленным согласованным приложением.
  • 3) Предложение 3 простое двусоставное.
  • 4) В предложении 4 содержится три грамматические основы.
  • 5) Предложение 5 сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связями между частями.

ЗАДАНИЕ 4 Пунктуация

4. Установите соответствие между эпизодами произведения и элементами сюжета. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, если стоит после определяемого слова.

1)Все птицы: и скворцы, и синицы, и даже неуклюжие курицы — были молодцы и необыкновенные умницы.

Б) Обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, поэтому после обобщающего слова ставим двоеточие, а после однородных членов – тире.

В) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

2) Река, сжатая с обеих сторон неприступной стеной леса, пенилась, вздымала валы и стремительно катилась мимо.

3) Они становились на цыпочки, весело клевали огурцы и перелетали со спицы на спицу.

4) Стоит в разгар веселья кому-нибудь крикнуть: «Дед Кузьма идёт!», как шум вмиг стихает.

5) Порыскав глазами по сцене, Ипполит увидел свисающие с потолка прямоугольники.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

(В бланк №1 записывай только цифры в том порядке, КАК в таблице. НЕ ОШИБАЙСЯ!

А

Б

В

ЗАДАНИЕ 5 Пунктуация 5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять  тире. ( не ошибись! ) По мнению психологов (1) чувство (2) это внутреннее отношение человека к окружающему миру. Любовь и ненависть (3) страх и радость (4) эти и многие другие состояния человека (6) сформированы миллионами лет эволюции.

ЗАДАНИЕ 5 Пунктуация

5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять  тире. ( не ошибись! )

  • По мнению психологов (1) чувство (2) это внутреннее отношение человека к окружающему миру. Любовь и ненависть (3) страх и радость (4) эти и многие другие состояния человека (6) сформированы миллионами лет эволюции.
ЗАДАНИЕ 6 Орфография 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов. 1)  ЗАРНИЦА  – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения. 2)  КИСЛО-СЛАДКИЙ  (соус) – сложное имя прилагательное, образованное на основе подчинительного словосочетания, пишется через дефис. 3)  ЗАМЕЧЕННЫЕ  (недостатки) – в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется  НН . 4)  ВСКАЧЬ  (нёсся) – на конце наречия после шипящего пишется буква  Ь . 5)  ПОДРИСОВАТЬ  – на конце приставки перед звонким согласным пишется буква  Д .

ЗАДАНИЕ 6 Орфография

6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

  • 1)  ЗАРНИЦА  – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения.
  • 2)  КИСЛО-СЛАДКИЙ  (соус) – сложное имя прилагательное, образованное на основе подчинительного словосочетания, пишется через дефис.
  • 3)  ЗАМЕЧЕННЫЕ  (недостатки) – в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется  НН .
  • 4)  ВСКАЧЬ  (нёсся) – на конце наречия после шипящего пишется буква  Ь .
  • 5)  ПОДРИСОВАТЬ  – на конце приставки перед звонким согласным пишется буква  Д .
ЗАДАНИЕ 7 Орфография 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И. Веч.. (1)  реет. Когда на неб.. (2)  догора.. (3)  т последн.. (4)  й луч, из пр.. (5)  брежных заросл.. (6) й раздаются таинств.. (7) нные шорохи. Мы проб.. (8) раемся к дальн.. (9) му лесу.

ЗАДАНИЕ 7 Орфография

7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

  • Веч.. (1)  реет. Когда на неб.. (2)  догора.. (3)  т последн.. (4)  й луч, из пр.. (5)  брежных заросл.. (6) й раздаются таинств.. (7) нные шорохи. Мы проб.. (8) раемся к дальн.. (9) му лесу.
ЗАДАНИЕ 8 Грамматика 8. Раскройте скобки и запишите слово «тренер» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Наши (тренер) – живые легенды российского фигурного катания.  9. Замените словосочетание «плов по-узбекски», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

ЗАДАНИЕ 8 Грамматика

8. Раскройте скобки и запишите слово «тренер» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

  • Наши (тренер) – живые легенды российского фигурного катания.

9. Замените словосочетание «плов по-узбекски», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

ЗАДАНИЕ 9 Словосочетание 9. Замените словосочетание  «плов по-узбекски» , построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

ЗАДАНИЕ 9 Словосочетание

9. Замените словосочетание  «плов по-узбекски» , построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Прочитайте текст и выполните задания 10–13.

  • (1)Журка опять потянулся к полкам и взял самую прочную и новую на вид книгу с золотыми узорами на корешке. (2)Это оказались «Три мушкетёра» ‒ старые друзья, которым Журка обрадовался, он начал перелистывать страницы, разглядывая картинки…
  • (3)И вдруг увидел между страницами узкий белый конверт. (4)Видимо, дедушка решил, что, если все другие книги покажутся Журке неинтересными, то «Мушкетёров» он всё равно пролистает до конца. (5)Тем же прямым почерком, каким раньше дед писал короткие поздравления на открытках, на конверте было выведено: Ю р и к у.
  • (6)Журка сперва сам не знал, чего испугался, хотя нет, не испугался, а задрожал от непонятной тревоги. (7)Оглянулся на прикрытую дверь, подошёл к окну и, суетливо дёргая пальцами, оторвал у конверта край. (8)Развернул большой тонкий лист…
  • (9)Дед писал чёткими, почти печатными буквами:
  • «(10)Журавлик! (11)Книги на этих полках – тебе. (12)Это старые мудрые книги, в них есть душа. (13)Я их очень любил. (14)Ты сбереги их, родной мой, и придёт время, когда они станут твоими друзьями. (15)Я это знаю, потому что помню, как ты слушал истории о
  • плаваниях Беринга и Крузенштерна и как однажды пытался сочинить стихи про Галактику, помнишь?
  • (16)Малыш мой крылатый, ты не знаешь, как я тебя люблю. (17)Жаль, что из-за разных нелепостей мы виделись так редко. (18)В эти дни я всё время вспоминаю тебя. (19)Чаще всего, как мы идём по берегу Каменки и я рассказываю тебе про своё детство и большого змея. (20)Про то, как он тащит меня в лёгкой тележке сквозь луговую траву, и я вот-вот взлечу за ним. (21)Жаль, что так быстро оборвалась тонкая бечева…
  • (22)В детстве я утешал себя, что змей не упал за лесом, а улетел в далёкие края и когда-нибудь вернётся. (23)И его бумага будет пахнуть солёными брызгами моря и соком тропических растений. (24)Наверно, потому я к старости и стал собирать эти книги: мне казалось, что они пахнут так же.
  • (25)И сейчас я оставляю всё это тебе, как моему самому большому и настоящему другу. (26)Может быть, эти книги помогут тебе взлететь.
  • (27)Журка, вспоминай меня, ладно? (28)Ты вспоминай, как мы расклеивали в твоём альбоме марки, говорили о кораблях и созвездиях, а вечерами смотрели на поезда. (29)И учись летать высоко и смело! (30)Ты сумеешь. (31)Если тяжело будет – выдержишь, если больно – вытерпишь, если страшно – преодолеешь. (32)Самое трудное знаешь что? (33)Когда ты считаешь, что надо делать одно, а тебе говорят: делай другое. (34)И говорят хором, говорят самые справедливые слова, и ты сам уже начинаешь думать: а ведь, наверное, они и в самом деле правы. (35)Может случиться, что правы. (36)Но если будет в тебе хоть капелька сомнения, если в самой-самой глубине души осталась крошка уверенности, что прав ты, а не они, делай по-своему. (37)Не оправдывай себя чужими правильными словами.
  • (38)Прости меня, я, наверное, длинно и непонятно пишу… (39)Нет, ты поймёшь, ведь ты у меня славный, умница. (40)Жаль, что я тебя, кажется, больше никогда не увижу. (41)Никогда не писал длинных писем. (42)Никому. (43)А теперь не хочется заканчивать. (44)Будто рвётся нить…
  • (45)Видишь, какое длинное письмо написал тебе, мой настоящий друг, твой дед Юрий Савельев».
  • (46)Журка дочитал письмо и сразу, не сдерживаясь, заплакал. (47)Его резанули тоска и одиночество, которые рвались из этого письма. (48)И любовь к нему, к Журке, о которой он, оказывается, и не знал...

(По В.П. Крапивину*)

Задание 10  Анализ содержания текста 10. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Книга «Три мушкетёра» была в старой, разорванной обложке, потому что её очень часто читали. 2) Дедушка вложил в томик «Три мушкетёра» поздравительную открытку в конверте, на котором было выведено: Ю р и к у. 3) В прошлом дедушка и внук вместе расклеивали марки в альбоме, говорили о кораблях и созвездиях, смотрели на поезда. 4) Прочитав письмо, Журка почувствовал, как сильно его любил дедушка. 5) Дедушка подарил Журке воздушного змея.

Задание 10 Анализ содержания текста

10. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • 1) Книга «Три мушкетёра» была в старой, разорванной обложке, потому что её очень часто читали.
  • 2) Дедушка вложил в томик «Три мушкетёра» поздравительную открытку в конверте, на котором было выведено: Ю р и к у.
  • 3) В прошлом дедушка и внук вместе расклеивали марки в альбоме, говорили о кораблях и созвездиях, смотрели на поезда.
  • 4) Прочитав письмо, Журка почувствовал, как сильно его любил дедушка.
  • 5) Дедушка подарил Журке воздушного змея.
ЗАДАНИЕ 11  Средства выразительности 11.  Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. 1) Журка опять потянулся к полкам и взял самую прочную и новую на вид книгу с золотыми узорами на корешке. 2) Оглянулся на прикрытую дверь, подошёл к окну и, суетливо дёргая пальцами, оторвал у конверта край. 3) Может быть, эти книги помогут тебе взлететь. 4) Нет, ты поймёшь, ведь ты у меня славный, умница. 5) Его резанули тоска и одиночество, которые рвались из этого письма. 12 В предложениях 3‒8 найдите просторечное слово и замените его стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.

ЗАДАНИЕ 11 Средства выразительности

11.  Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

  • 1) Журка опять потянулся к полкам и взял самую прочную и новую на вид книгу с золотыми узорами на корешке.
  • 2) Оглянулся на прикрытую дверь, подошёл к окну и, суетливо дёргая пальцами, оторвал у конверта край.
  • 3) Может быть, эти книги помогут тебе взлететь.
  • 4) Нет, ты поймёшь, ведь ты у меня славный, умница.
  • 5) Его резанули тоска и одиночество, которые рвались из этого письма.
  • 12 В предложениях 3‒8 найдите просторечное слово и замените его стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.
ЗАДАНИЕ 12 Лексика 12.  В предложениях 3‒8 найдите просторечное слово и замените его стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.

ЗАДАНИЕ 12 Лексика

12.  В предложениях 3‒8 найдите просторечное слово и замените его стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.

ЧАСТЬ 3 СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ Используя прочитанный текст из части 2, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 13.1, 13.2 или 13.3.  Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания : 13.1, 13.2 или 13.3.

ЧАСТЬ 3 СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ

  • Используя прочитанный текст из части 2, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий:

13.1, 13.2 или 13.3.

  • Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания :

13.1, 13.2 или 13.3.

13.1 13.1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной:  «Многоточие – частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости».  Аргументируя свой ответ, приведите  два  примера из прочитанного текста.  Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.  Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.  Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.  Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

13.1

13.1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

  • Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной:  «Многоточие – частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости». Аргументируя свой ответ, приведите  два  примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
13.2. 13.2. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:  «Его резанули тоска и одиночество, которые рвались из этого письма. И любовь к нему, к Журке, о которой он, оказывается, и не знал. И ничего нельзя уже было сделать: ни ответить лаской, ни разбить одиночества…»  Приведите в сочинении  два  примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.  Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.   Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов .  Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

13.2.

13.2. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

  • Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:  «Его резанули тоска и одиночество, которые рвались из этого письма. И любовь к нему, к Журке, о которой он, оказывается, и не знал. И ничего нельзя уже было сделать: ни ответить лаской, ни разбить одиночества…» Приведите в сочинении  два  примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
  • Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов . Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
13.3. 13.3. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Напишите сочинение-рассуждение на тему  «Кого мы называем настоящим другом?» . Дайте определение выражению  НАСТОЯЩИЙ ДРУГ  и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.  Приведите  два  примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:  один пример -аргумент приведите из прочитанного текста, а  другой  – из Вашего жизненного опыта.  Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. (иначе – 0 баллов)  Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

13.3.

13.3. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

  • Напишите сочинение-рассуждение на тему  «Кого мы называем настоящим другом?» . Дайте определение выражению  НАСТОЯЩИЙ ДРУГ  и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите  два  примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:  один пример -аргумент приведите из прочитанного текста, а  другой  – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. (иначе – 0 баллов) Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
ВАЖНО! 1. Сочинение состоит из 4 частей, каждая из которых имеет особенности. 2. Для того чтобы логично выстроить сочинение, стоит использовать проверенные клише. 3. Помимо баллов за сочинение и изложение, есть 9 баллов за грамотность. Учитываются орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые ошибки, а также фактическая точность. 4. Баллы за грамотность влияют на Вашу оценку за ОГЭ : не менее 4 баллов за грамотность нужно набрать для оценки «4» ; не менее 6 баллов за грамотность нужно набрать для оценки «5» .  5. Объём изложения + сочинения – от 140 слов ;  при объёме от 70 до 139 слов происходит автоматическое снижение баллов по ГК1-ГК4 ;  если в сумме получилось 69 и менее слов , то выставляется 0 баллов по критериям ГК1-ГК4.  6. Работа оценивается по 4 критериям + грамотность . 7. Максимальный первичный балл – 7.

ВАЖНО!

1. Сочинение состоит из 4 частей, каждая из которых имеет особенности.

2. Для того чтобы логично выстроить сочинение, стоит использовать проверенные клише.

3. Помимо баллов за сочинение и изложение, есть 9 баллов за грамотность.

Учитываются орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые ошибки, а также фактическая точность.

4. Баллы за грамотность влияют на Вашу оценку за ОГЭ : не менее 4 баллов за грамотность нужно набрать для оценки «4» ; не менее 6 баллов за грамотность нужно набрать для оценки «5» .

5. Объём изложения + сочинения – от 140 слов ;

при объёме от 70 до 139 слов происходит автоматическое снижение баллов по ГК1-ГК4 ;

если в сумме получилось 69 и менее слов , то выставляется 0 баллов по критериям ГК1-ГК4.

6. Работа оценивается по 4 критериям + грамотность .

7. Максимальный первичный балл – 7.

КЛИШЕ к 13.3. Как дать определение понятию?  1. … – это способность человека , которая… 2. … – это важная черта характера человека, которая… 3. … – это положительное/отрицательное/важное/ необходимое качество человека, которое… 4. … – это ч увство , которое…  5. … – особый вид деятельности человека, помогающий…  6. … – очень важное/значимое явление в жизни многих людей.  7. … – это важное понятие для многих , потому что…

КЛИШЕ к 13.3. Как дать определение понятию?

1. … – это способность человека , которая… 2. … – это важная черта характера человека, которая… 3. … – это положительное/отрицательное/важное/ необходимое качество человека, которое… 4. … – это ч увство , которое…

5. … – особый вид деятельности человека, помогающий…

6. … – очень важное/значимое явление в жизни многих людей.

7. … – это важное понятие для многих , потому что…

ВАЖНО! 13.3. 1.Средний объём первого абзаца = 2-4 предложения, где первое – определение понятия, остальные – комментарий к определению понятия. Не нужно игнорировать «комментарий к определению понятия», потому что за него Вам могут поставить 1 первичный балл. Также к мыслям, написанным в первом абзаце, Вы будете возвращаться в мини-выводах к примерам из текста и жизни.  При написании комментария к определению понятия нужно ответить на вопрос из темы сочинения, которая указана в формулировке задания 13.3, а также проанализировать текст, потому что ответ следует выстраивать именно на основе текста.

ВАЖНО! 13.3.

1.Средний объём первого абзаца = 2-4 предложения, где первое – определение понятия, остальные – комментарий к определению понятия.

  • Не нужно игнорировать «комментарий к определению понятия», потому что за него Вам могут поставить 1 первичный балл. Также к мыслям, написанным в первом абзаце, Вы будете возвращаться в мини-выводах к примерам из текста и жизни.
  • При написании комментария к определению понятия нужно ответить на вопрос из темы сочинения, которая указана в формулировке задания 13.3, а также проанализировать текст, потому что ответ следует выстраивать именно на основе текста.
13.3. Переход к примеру -аргументу 1. В тексте (Имя Отчество Фамилия автора) говорится о том, как… 2. В тексте (Имя Отчество Фамилия автора) рассказывается, как… 3. В тексте (Имя Отчество Фамилия автора) описан герой, который…

13.3. Переход к примеру -аргументу

1. В тексте (Имя Отчество Фамилия автора) говорится о том, как…

2. В тексте (Имя Отчество Фамилия автора) рассказывается, как…

3. В тексте (Имя Отчество Фамилия автора) описан герой, который…

13.3. Переход внутри примера- аргумента 1. Автор обращает внимание читателя на …, чтобы … 2. Автор акцентирует внимание на (чём-то), чтобы … 3. Автор подробно описывает …, чтобы … 4. Также необходимо сказать о … 5. Хотелось бы обратить внимание на следующие слова: … 6. Далее стоит отметить/хотелось бы отметить/стоит обратить внимание на … 7. Далее стоит/важно сказать о … 8. Кроме того,/Более того, необходимо обратить внимание на…

13.3. Переход внутри примера- аргумента

1. Автор обращает внимание читателя на …, чтобы …

2. Автор акцентирует внимание на (чём-то), чтобы …

3. Автор подробно описывает …, чтобы …

4. Также необходимо сказать о …

5. Хотелось бы обратить внимание на следующие слова: …

6. Далее стоит отметить/хотелось бы отметить/стоит обратить внимание на …

7. Далее стоит/важно сказать о …

8. Кроме того,/Более того, необходимо обратить внимание на…

13.3. ВАЖНО! 1.Пример должен быть конкретным , то есть содержать детали , благодаря которым можно понять, о чём идёт речь, без обращения к тексту (т.е. нельзя сделать просто отсылку к какой-то части текста). 2. При выборе примера не нужно использовать информацию, которая уже чётко сформулирована автором (иначе потом вывод из написанного сделать не удастся). Обращайте внимание на яркие описания (в т.ч. метафоры), эмоции героев, их диалоги, ведь это всё представляет собой некую «картинку», которую можно пояснить. 3. Не делайте примеры однотипными . 4. Избегайте чрезмерного цитирования и не делайте пример слишком объёмным.

13.3. ВАЖНО!

1.Пример должен быть конкретным , то есть содержать детали , благодаря которым можно понять, о чём идёт речь, без обращения к тексту (т.е. нельзя сделать просто отсылку к какой-то части текста).

2. При выборе примера не нужно использовать информацию, которая уже чётко сформулирована автором (иначе потом вывод из написанного сделать не удастся). Обращайте внимание на яркие описания (в т.ч. метафоры), эмоции героев, их диалоги, ведь это всё представляет собой некую «картинку», которую можно пояснить.

3. Не делайте примеры однотипными .

4. Избегайте чрезмерного цитирования и не делайте пример слишком объёмным.

13.3. МИНИ- ВЫВОД  Мини-вывод/пояснение – вывод из примера (отвечает на следующие вопросы: «Что можно понять из написанного? Что хотел показать автор?»). Помните: хороший пример – залог качественного пояснения. Автор хотел показать, что … 2. Автор показывает/стремится показать …  3. Автор хотел донести до читателя важную/следующую мысль: …  4. Читатель понимает/видит/осознаёт/может понять: … 5. Мы осознаём/видим/можем понять/понимаем: …

13.3. МИНИ- ВЫВОД

Мини-вывод/пояснение – вывод из примера (отвечает на следующие вопросы:

«Что можно понять из написанного? Что хотел показать автор?»).

Помните: хороший пример – залог качественного пояснения.

  • Автор хотел показать, что …

2. Автор показывает/стремится показать …

3. Автор хотел донести до читателя важную/следующую мысль: …

4. Читатель понимает/видит/осознаёт/может понять: …

5. Мы осознаём/видим/можем понять/понимаем: …

ВЫВОД. КЛИШЕ.  1. В заключение хотелось бы отметить, что 2. Таким образом, … 3. Хочется верить, что читатели задумаются о том, … (вопрос из формулировки задания), и осознают, что…

ВЫВОД. КЛИШЕ.

1. В заключение хотелось бы отметить, что

2. Таким образом, …

3. Хочется верить, что читатели задумаются о том, … (вопрос из формулировки задания), и осознают, что…

Образец сочинения к заданию 13.3. Сочинение 13.3 ОГЭ по русскому языку 9 класс  Напишите сочинение-рассуждение на тему «Кого мы называем настоящим другом?» Дайте определение выражению НАСТОЯЩИЙ ДРУГ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Образец сочинения к заданию 13.3.

Сочинение 13.3 ОГЭ по русскому языку 9 класс

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Кого мы называем настоящим другом?» Дайте определение выражению НАСТОЯЩИЙ ДРУГ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Настоящий друг – это человек, который всегда будет рядом с тобой и в горе, и в радости. Это тот, кто поддержит тебя и поймёт. Такой человек ни за что от тебя не отвернётся, даже в том случае, если отвернутся другие люди. Приведу примеры- аргументы к тезису

Во-первых, в предложенном тексте В.П. Крапивина такими настоящими друзьями становятся дедушка и его внук. Они не так часто виделись, но между тем любили друг друга и прекрасно понимали. Дедушка оставляет мальчику прощальное письмо в книге «Три мушкетёра», будучи уверенным, что тот обязательно найдёт его и прочитает. В конце герой подчёркивает, что никогда прежде не писал таких длинных писем. Между ним и Журкой действительно установилась тесная, нерушимая связь.

Во-вторых , во многих литературных произведениях также поднимается проблема дружбы. Например, в произведении А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» таким настоящим другом для заглавного героя становится Лис. Именно он объясняет мальчику, что представляет собой настоящая дружба. По его мнению, друзья никогда не забывают друг друга и каждый для другого – «единственный в целом свете».

Итак, кого мы называем настоящим другом? Конечно, человека, с которым нам приятно проводить время и кому мы можем рассказать свои секреты. Истинная дружба – это крепкая связь и родство душ.

13. 3. Пример из жизненного опыта Это может быть  - примеры из жизни примеры из литературы (отечественная, зарубежная) примеры из кино - примеры из истории - примеры из общественного опыта (всё, что происходит вокруг нас) - примеры из искусства - и т.д.

13. 3. Пример из жизненного опыта

Это может быть

- примеры из жизни

  • примеры из литературы (отечественная, зарубежная)
  • примеры из кино

- примеры из истории

- примеры из общественного опыта (всё, что происходит вокруг нас)

- примеры из искусства - и т.д.

13.3. ВАЖНО! Ваш пример должен соответствовать тезису (определение понятия + комментарий к нему). Вместо примера из Вашего жизненного опыта можно использовать ещё один пример из текста. (баллы не потеряете) После примера из Вашего жизненного опыта также стоит написать мини-вывод/пояснение, чтобы показать, почему именно этот пример важен, почему именно он подходит.

13.3. ВАЖНО!

  • Ваш пример должен соответствовать тезису (определение понятия + комментарий к нему).
  • Вместо примера из Вашего жизненного опыта можно использовать ещё один пример из текста. (баллы не потеряете)
  • После примера из Вашего жизненного опыта также стоит написать мини-вывод/пояснение, чтобы показать, почему именно этот пример важен, почему именно он подходит.
Пример из жизненного опыта. Клише. 1.В жизни/литературе/кино также есть множество примеров проявления… 2. Герой произведения (Имя Отчество Фамилия автора литературного произведения) доказывает нам, что… 3. Недавно я сам/сама столкнулся/лась с…  4. Многие задаются вопросом: … (вопрос из задания) 5. Ещё одним примером…является… 6. В произведении…рассказывается о том, как… 7. Проявлять…может каждый. Например, …

Пример из жизненного опыта. Клише.

1.В жизни/литературе/кино также есть множество примеров проявления…

2. Герой произведения (Имя Отчество Фамилия автора литературного произведения) доказывает нам, что…

3. Недавно я сам/сама столкнулся/лась с…

4. Многие задаются вопросом: … (вопрос из задания)

5. Ещё одним примером…является…

6. В произведении…рассказывается о том, как…

7. Проявлять…может каждый. Например, …

В сочинении больше 70 слов, поэтому работа должна быть проверена и оценена. Критерий №1 (С3К1). Толкование значения слова (выражения). Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его.___________________ Один балл из одного . Критерий №2 (С3К2). Наличие примеров-аргументов . Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а другой – из жизненного опыта , или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текст ___________________ Три балла из трёх. Критерий №3 (С3К3). Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют; – в работе нет нарушений абзацного членения (у нас должно получиться 4 абзаца: 1) вступление + тезис, 2) пример №1, 3) пример №2, 4) заключение).____________________ Два балла из двух . Критерий №4 (С3К4). Композиционная стройность . Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.____________________ Один балл из одного . Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1–С2К4 получено (7 баллов ).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!