Критерии оценивания ОГЭ по русскому языку 2025 год
Критерии оценивания ОГЭ 2025 по русскому языку с таблицами баллов от ФИПИ представлены в демоверсии.
№ | Критерии оценивания сжатого изложения | Баллы |
ИК1 | Содержание изложения | |
| Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, приведённые в таблице* | 2 |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему | 1 |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы | 0 |
ИК2 | Сжатие исходного текста | |
| Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста | 2 |
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия двух микротем текста | 1 |
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия одной микротемы текста, или экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста | 0 |
ИК3 | ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ | |
| – логические ошибки отсутствуют | 2 |
-допущена одна логическая ошибка | 1 |
-допущены две логические ошибки и более | 0 |
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3 | 6 |
В 2025 году ФИПИ обновил содержание и критерии оценки ОГЭ
Изменения в задании 13 (сочинение):
Больше нет разделения на «примеры-иллюстрации» и «примеры-аргументы» — теперь требуется привести просто два любых примера.
Снято ограничение на способы обращения к прочитанному тексту. Теперь можно использовать в сочинении не только цитаты или ссылки на номера предложений, но и сжатый выборочный пересказ.
Изменилась формулировка задания 13.1 — цитата на лингвистическую тему заменена вопросом.
В задании 13.3 теперь можно опираться на примеры из прочитанного текста, но нельзя — на комиксы, аниме, мангу, фанфики и видеоигры.
Название и формулировки критерия К3 стали лаконичнее: теперь он называется «Логичность речи». За 2 и более логические ошибки по этому критерию выставляется 0 баллов, за 1 ошибку — 1 балл, отсутствие логических ошибок принесёт 2 балла.
Уточнён критерий К4 «Композиционная стройность» — согласно обновлённой формулировке, сочинение должно состоять из трёх частей (тезис, аргументы, вывод).
По критериям оценки грамотности ГК1–4 теперь можно получить больше баллов, чем в прошлом году. Отсутствие ошибок каждого вида даст 3 балла, 1–2 ошибки оцениваются 2 баллами, 3–4 ошибки дадут 1 балл, большее количество ошибок — 0 баллов.
Другие обновления:
Максимальный первичный балл на ОГЭ по русскому языку увеличился с 33 до 37.
Для того, чтобы работа попала на третью проверку, теперь достаточно расхождения между первыми двумя проверками в 8 баллов (в прошлом году было 10).
В 2025 году экзаменуемым запрещено пользоваться личными орфографическими словарями — теперь их обязана предоставлять школа, в которой проводится ОГЭ
Таблица 1
Реклама
1 При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «из-за» – одно слово, «несмотря на» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).
Часть 2
Правильное выполнение каждого из заданий 2–12 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа. Порядок следования символов при записи ответов на задания 2, 3, 5–7, 10, 11 не имеет значения. Порядок следования символов при записи ответа на задание 4 имеет значения.
Критерии оценивания выполнения задания 13
Внимание!
Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 6).
Критерии оценивания выполнения задания 13.1
Внимание!
Сочинение по всем критериям С1К1–С1К4 оценивается нулём баллов:
– если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст;
– если сочинение написано на основе цитаты, отличной от цитаты в задании 13.1 выполняемого варианта;
– если в сочинении менее 70 слов. Ответ на задание 13.1 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
Формулировка задания изменилась. Теперь это конкретный ворос! |
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в тексте играют лексические повторы?». Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. |
Таблица 2
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (13.1) | Баллы |
С1К1 | Наличие обоснованного ответа | |
| Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет | 1 |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. В понимании тезиса допущена одна фактическая ошибка и более, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне | 0 |
С1К2 | Наличие ПРИМЕРОВ | |
| Экзаменуемый привёл два примера из текста, верно указав их роль в тексте | 3 |
| Экзаменуемый привёл два примера из текста, но не указал их роли в тексте, или привёл два примера из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл один пример из текста, указав его роль в тексте | 2 |
Экзаменуемый привёл один пример из текста, не указав его роли в тексте | 1 |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста | 0 |
С1К3 | ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ | |
| Логические ошибки отсутствуют | 2 |
Допущена одна логическая ошибка | 1 |
Допущено две логические ошибки или более | 0 |
С1К4 | Композиционная стройность работы | |
| Работа характеризуется трёхчастной композицией, ошибки в построении текста отсутствуют | 1 |
В работе нарушена трёхчастная композиция. ИЛИ В построении текста допущена одна ошибка или более | 0 |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 | 7 |
Критерии оценивания выполнения задания 13.2
Внимание!
Сочинение по всем критериям С2К1–С2К4 оценивается нулём баллов:
– если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст;
– если сочинение написано на основе фрагмента текста, отличного от фрагмента текста в задании 13.2 выполняемого варианта;
– если в сочинении менее 70 слов.
Ответ на задание 13.2 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
Таблица 3
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (13.2) | Баллы |
С2К1 | Понимание смысла фрагмента текста | |
| Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента текста. Ошибок в интерпретации нет | 1 |
Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента текста, но в интерпретации допущена одна ошибка или более, или экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента текста в работе экзаменуемого отсутствует | 0 |
С2К2 | НАЛИЧИЕ ПРИМЕРОВ | |
| Экзаменуемый привёл два примера из прочитанного текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента | 3 |
Экзаменуемый привёл один пример из прочитанного текста, соответствующий объяснению содержания данного фрагмента | 2 |
Экзаменуемый привёл пример(ы) не из прочитанного текста | 1 |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера, или экзаменуемый привёл в качестве примера данную в задании цитату или её часть | 0 |
С2К3 | ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ | |
| Логические ошибки отсутствуют | 2 |
Допущена одна логическая ошибка | 1 |
Допущено две логические ошибки или более | 0 |
С2К4 | Композиционная стройность | |
| Работа характеризуется трёхчастной композицией, ошибки в построении текста отсутствуют | 1 |
| В работе нарушена трёхчастная композиция. ИЛИ В построении текста допущена одна ошибка или более | 0 |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1–С2К4 | 7 |
Критерии оценивания выполнения задания 13.3
Внимание!
Сочинение по всем критериям С3К1–С3К4 оценивается нулём баллов:
– если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст;
– если сочинение написано на основе ключевого понятия, отличного от ключевого понятия в задании 13.3 выполняемого варианта;
– если в сочинении менее 70 слов.
Ответ на задание 13.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
Таблица 4
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (13.3) | Баллы |
С3К1 | Определение понятия и его комментарий | |
| Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение понятия и прокомментировал его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения | 1 |
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение понятия, но не прокомментировал его (не ответил на вопрос, сформулированный в теме сочинения), или экзаменуемый дал неверное определение понятия (независимо от наличия ответа на вопрос, сформулированный в теме сочинения), или определение понятия в работе экзаменуемого отсутствует (независимо от наличия ответа на вопрос, сформулированный в теме сочинения) | 0 |
С3К2 | НАЛИЧИЕ ПРИМЕРОВ | |
| Экзаменуемый привёл два примера: один пример из прочитанного текста, а другой – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера из прочитанного текста | 3 |
Экзаменуемый привёл один пример из прочитанного текста | 2 |
Экзаменуемый привёл пример(ы) из жизненного опыта | 1 |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера | 0 |
С3К3 | ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ | |
| Логические ошибки отсутствуют | 2 |
Допущена одна логическая ошибка | 1 |
Допущено две логические ошибки или более | 0 |
С3К4 | Композиционная стройность | |
| Работа характеризуется трёхчастной композицией, ошибки в построении текста отсутствуют | 1 |
| В работе нарушена трёхчастная композиция. ИЛИ В построении текста допущена одна ошибка или более | 0 |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4 | 7 |
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
Внимание!
При оценке грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (ГК1–ГК4 и ФК1) следует учитывать объём изложения и сочинения.
Указанные в таблице 7 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.
Если суммарный объём изложения и сочинения составляет 100–139 слов, то по критерию ФК1 работа оценивается нулём баллов, а по каждому из критериев ГК1–ГК4 не может быть выставлено более 1 балла:
ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет;
ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет;
ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается 99 и менее слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 оценивается нулём баллов.
Если участник экзамена выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:
– если в работе 140 и более слов, то грамотность оценивается по таблице 7;
– если в работе 100–139 слов, то по критерию ФК1 работа оценивается нулём баллов, а по каждому из критериев ГК1–ГК4 не может быть выставлено более 1 балла (см. выше);
Таблица 5
№ | Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого | Баллы |
ГК1 | Соблюдение орфографических норм | |
| Орфографических ошибок нет | 3 |
| Допущены одна-две ошибки | 2 |
Допущены три-четыре ошибки | 1 |
Допущено пять ошибок или более | 0 |
ГК2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
| Пунктуационных ошибок нет | 3 |
| Допущены одна-две ошибки | 2 |
Допущены три-четыре ошибки | 1 |
Допущено пять ошибок или более | 0 |
ГК3 | Соблюдение грамматических норм | |
| Грамматических ошибок нет | 3 |
| Допущены одна-две ошибки | 2 |
Допущены три-четыре ошибки | 1 |
Допущено пять ошибок или более | 0 |
ГК4 | Соблюдение речевых норм | |
| Речевых ошибок нет | 3 |
| Допущены одна-две ошибки | 2 |
Допущены три-четыре ошибки | 1 |
Допущено пять ошибок или более | 0 |
ФК1 | ФАКТИЧЕСКАЯ ТОЧНОСТЬ РЕЧИ | |
| Фактические ошибки отсутствуют | 1 |
допущена одна фактическая ошибка и более | 0 |
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4 | 13 |
Максимальное количество первичных баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 37.
ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ 2025
Отметка по пятибалльной шкале | Суммарный первичный балл за работу в целом |
«2» | 0-14 |
«3» | 15-22 |
«4» | 23-28 Из них не менее 4 баллов за грамотность (по критериям ГК1 — ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3» |
«5» | 29-37 Из них не менее 6 баллов за грамотность (по критериям ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4» |