Методика проверки и оценивания развернутых ответов по английскому языку
Чичахова З.А.
– учитель АЯ МОБУ СОШ №12
г. Якутска РС (Я)
- ведущий эксперт ОГЭ
Роль продуктивных заданий
- Цель обучения иностранным языкам – формирование иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. готовность и способность осуществлять иноязычное общение с носителем языка.
- Если цель обучения – научить общаться, то средством обучения также будет выступать общение и на контроль должны выноситься продуктивные задания.
Важнейшая роль продуктивных заданий
в КИМ ОГЭ и ЕГЭ!
Особенности продуктивных заданий
- Тематика соответствует кодификатору
- Формат заданий соответствует требованиям ФГОС
- Формулировки заданий соответствуют заявленному уровню заданий
- Оценивание по критериям с использованием дополнительных схем оценивания
Задание 35 Электронное письмо личного характера
- Речевая компетенция (письменная речь – умение создавать связное письменное высказывание в формате личного (электронного) письма в ответ на письмо-стимул);
- Языковая компетенция (адекватное использование языковых средств, сформированность языковых навыков)
- Социокультурная компетенция (соблюдение норм вежливости, принятых в странах изучаемого языка)
- Компенсаторная компетенция (во всех компонентах ИКК - владение стратегиями для компенсации трудностей, возникающих при несовершенном владении иностранным языком. Трудности могут определяться в поле языковой, речевой, социокультурной и учебно-познавательной составляющей)
Задание 35 Электронное письмо личного характера
проверяет умения письменной речи:
- описывать явления и события;
- сообщать информацию;
- излагать факты, выражая свои суждения и чувства;
- выражать благодарность; используя изученный материал, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.
Различия между традиционным «бумажным» личным письмом и электронным письмом личного характера
менее строгие требования к формату
• не указываем адрес и дату (нет необходимости)
• не даём ссылку на предыдущие контакты (нет необходимости)
• допускаются различного рода сокращения
но необходимо соблюдать
правила письменного общения:
- обращение
- завершающая фраза
- подпись
и нормы вежливости:
- благодарность за полученное письмо и/или выражение положительных эмоций от его получения
- надежда на будущие контакты
Структура личного письма
- Обращение
- Благодарность за полученное письмо
- Ответы на 3 вопроса в письме-стимуле
- Надежда на дальнейшие контакты
- Завершающая фраза
- Подпись автора
), то проверке подлежат только 120 слов с соответствующей оценкой по решению коммуникативной задачи " width="640"
Объем электронного письма личного характера
- Объем письма, обозначенный в задании:
100-120 слов с допустимой 10% погрешностью:
- Если объем письма менее 90 слов ( 89 слов и
- Если объем более 132 слов (133 слова и ), то проверке подлежат только 120 слов с соответствующей оценкой по решению коммуникативной задачи
Объем не является чисто формальным требованием
менее 90 слов - это показатель:
• низкого уровня владения языком
• ограниченности лексического запаса
• несформированности языковых навыков
• недостаточного уровня развития социокультурной компетенции
• недостаточного уровня развития метапредметных умений и межпредметных знаний
), то проверке подлежат только 120 слов с соответствующей оценкой по решению коммуникативной задачи. Более 132 слов – это показатель неумения участника ОГЭ : • вдуматься в поставленную перед ним коммуникативную задачу • отобрать действительно важный для её выполнения содержательный материал • чётко сформулировать свои мысли Более 132 слов – это попытка вставить в свою работу выученные наизусть отрывки, что ведёт к отходу от темы заданных другом по переписке вопросов " width="640"
Объем не является чисто формальным требованием
Если объем более 132 слов (133 слова и ), то проверке подлежат только 120 слов с соответствующей оценкой по решению коммуникативной задачи.
Более 132 слов – это показатель неумения участника ОГЭ :
• вдуматься в поставленную перед ним коммуникативную задачу
• отобрать действительно важный для её выполнения содержательный материал
• чётко сформулировать свои мысли
Более 132 слов – это попытка вставить в свою работу выученные наизусть отрывки, что ведёт к отходу от темы заданных другом по переписке вопросов
Объем электронного письма
Объем - считаются все слова, начиная с первого слова по последнее, включая вспомогательные глаголы, предлоги, артикли, частицы.
При этом:
– стяженные (краткие) формы (например, I’ve, it’s, doesn’t, wasn’t) считаются как одно слово;
– числительные, выраженные цифрами (например, 5, 29, 2011, 123204), считаются как одно слово;
– числительные, выраженные словами (например, twenty- one), считаются как одно слово;
– сложные слова (например, English-speaking) считаются как одно слово;
– сокращения (например, UK, e-mail, sms, TV) считаются как одно слово
Задание 35
- Начинаем подсчет слов со слова – Dear …
- Не следует указывать адрес.
- Не следует перерисовывать рамку
- Если адрес указан - баллы не снижаются, в подсчет слов не включается.
Критерий «Решение коммуникативной задачи»
Критерий «Решение коммуникативной задачи»
РКЗ. Аспект 4 (нормы вежливости)
Аспект 4 . Нормы вежливости соблюдены: благодарность за полученное письмо, надежды на последующие контакты.
Плюс (+) при наличии двух элементов- благодарности за полученное письмо и выражения надежды на последующие контакты.
Минус (-) при отсутсвии двух элементов.
Плюс-минус (+-) при наличии только одного из них.
РКЗ Аспект 4. Благодарность за полученное письмо и/или выражение положительных эмоций
- Thanks for your recent email.
- Thanks for your message.
- Thanks for writing to me.
- I was very glad to hear from you again.
- I’m always glad to get messages from you.
- Thanks for your message. I was very glad to hear from you again.
- Thanks for writing to me. I’m always glad to get messages from you
РКЗ. Аспект 4. Благодарность за полученное письмо и/или выражение положительных эмоций
- Если благодарность выражена в конце письма?
- РКЗ Аспект 4 (+)
- Организация текста (-)
(логическая ошибка)
РКЗ Аспект 4. надежда на последующие контакты
- Write back soon.
- (Write me back soon! - принимаем )
- Hope to hear from you soon.
- Please, write to me soon
РКЗ Аспект 5. Стилевое оформление
- Аспект 5: Стилевое оформление выбрано правильно: обращение, завершающая фраза, подпись автора (только имя) в соответствии с неофициальным стилем .
- Эксперт снижает балл, ТОЛЬКО если стилистически неверно оформлены конкретные элементы письма (обращение, завершающая фраза, подпись
- Должны соответствовать неофициальному стилю
РКЗ. Аспект 5. Стилевое оформление (обращение)
Обращение – наличие,
Если не слева, не на отдельной строке
(ОТ- логическая ошибка)
Dear Ben,
Hello Ben,
Hello, Ben
Ben,
Hi,
Hi, Ben! (пунктуация/орфография)
Hello again ! (без имени принимаем)
Hi there!
РКЗ. Аспект 5. Стилевое оформление (завершающая фраза)
Завершающая фраза – наличие
Если не слева, не на отдельной строке
( ОТ- логическая ошибка)
- Best wishes,
- All the best,
- With love,
- Yours,
РКЗ. Аспект 5. Стилевое оформление
НЕ считать ошибкой в электронном письме:
Использование разговорных грамматических форм, например:
Gonna - going to
Wanna – want to
Gotta – got to
Gimme – give me
РКЗ. Аспект 5. Стилевое оформление (подпись)
Подпись (только имя) - наличие
- если не на отдельной строке слева, под завершающей фразой
(ОТ – логическая ошибка)
- если с точкой (ОП – ошибка)
- Итоговый балл за РКЗ – 3 балла
Организация текста
По критерию ОТ оценивается:
- Логичность
- Деление на абзацы
- Использование средств логической связи (вводных слов, союзов, союзных слов и тд)
- Структурное оформление письма
ОТ (организация текста)
Основные признаки логичной речи:
- Последовательность
- Непротиворечивость
- Аргументированность/доказательность
Логическая ошибка
- нарушение последовательности в высказывании
- отсутствие связи между частями предложения;
- неоправданное повторение ранее высказанной мысли;
- отсутствие /перестановка частей высказывания;
Противоречивость
- несоразмерность частей высказывания
- сопоставление несопоставимых понятий/несопоставимых по смыслу частей предложения/частей высказывания;
Аргументированность/доказательность
- логическая смысловая недостаточность
ОТ (организация текста) деление на абзацы
Иногда экзаменуемый даёт каждый ответ на вопросы друга по переписке в отдельном абзаце. Следует ли считать это нарушением организации текста?
Если ответ на каждый вопрос дан в отдельном абзаце, но
• текст в целом логично выстроен,
• абзац состоит не из одного короткого простого предложения, то оценка по критерию «Организация текста» не снижается .
Критерии оценивания ОТ (логичность)
Для того, чтобы письмо было ! логичным и связным можно использовать фразы:
«You asked me about…
«Well, I can say that…»
«As you are interested in…
« I’d like to tell you that…» и т.п.
Критерии оценивания ЛГОТ (лексико-грамматическое оформление текста)
Типы лексико-грамматических ошибок
- ошибки в неправильном употреблении слова в контексте;
- ошибки в сочетаемости слов;
- пропуск слова, когда это не влияет/влияет на грамматическую структуру предложения;
- послелоги во фразовых глаголах;
- ошибки в написании слов, которые меняют их значение (think – thing, lose – loose);
- ошибки в употреблении видовременных форм глаголов, неличных форм глаголов, модальных глаголов; форм множественного числа и притяжательного падежа существительных; форм степеней сравнения прилагательных и наречий; артиклей, предлогов, местоимений и т.д.
(см. Кодификатор);
- ошибки в порядке слов в предложении;
- ошибки в словообразовании
Повторяющиеся ошибки на одно и то же правило (считаются как одна)
Критерии оценивания ОП (орфография и пунктуация)
Что учитываем как ошибку?
– оформление начала и конца предложений: заглавная буква, точка, вопросительный и восклицательный знаки;
− те знаки препинания, которые характерны для формата личного письма в обращении, подписи, завершающей фраз е
Критерии оценивания ОП (обращение)
Принимаем
- Hello Ann,
- Hello, Ann,
- Hello Ann
Критерии оценивания ОП (орфография и пунктуация)
! (восклицательный знак)
после обращения и завершающей фразы – ошибка
! (восклицательный знак)
«Thank you for your letter!», «Write back soon!»
(ошибкой не считается)
∙ (точка)
после подписи - ошибка
после завершающей фразы (вместо запятой) – ошибка
Устная часть ОГЭ
Цель обучения иностранным языкам - формирование иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. умения использовать иностранный язык в реальных ситуациях общения
Средство обучения – коммуникация
Контроль - продуктивные задания
Важнейшая роль продуктивных заданий
в КИМ ОГЭ и ЕГЭ!
Цели обучения иностранным языкам Устная часть ОГЭ
Речевая компетенция (устная речь – умение читать вслух с пониманием смыслового содержания текста, умение участвовать в диалоге-расспросе, создавать устное тематическое монологическое высказывание)
Языковая компетенция (адекватное использование языковых средств, сформированность языковых навыков (фонетических, лексических грамматических))
Социокультурная компетенция (осуществлять межличностное и межкультурное общение, использовать языковые средства и правила речевого поведения в соответствии с нормами, принятыми в странах изучаемого языка)
Компенсаторная компетенция (во всех компонентах ИКК - владение стратегиями для компенсации трудностей, возникающих при несовершенном владении иностранным языком. Трудности могут определяться в поле языковой, речевой, социокультурной и учебно-познавательной составляющей
Устная часть ОГЭ
Цель - проверить устно-речевые умения участников ОГЭ в диалогической и монологической речи
Номер задания
1
Умения и навыки
Чтение вслух небольшого текста
2
Уровень сложности
Тип задания
3
Б
Условный
РО
Тематическое монологическое высказывание с вербальной опорой в тексте задания.
диалог-расспрос
Количество баллов
П
Б
2
РО
Время выполнения
15 минут
РО
6
7
Стратегии выполнения задания 1
- внимательно прочитать текст задания про себя, обращая внимание на условия задания: 1,5 минуты на подготовку к ответу (знакомство с текстом) и не более 2 минут на чтение текста вслух
- просмотреть текст и продумать расстановку пауз в длинных предложениях (деление предложения на синтагмы)
- продумать интонацию различных типов коммуникативных предложений
Устная часть ОГЭ. Задание 1
фонетические навыки (их отсутствие ведет к снижению оценки):
- владеть правилами чтения и исключениями из правил, позволяющими произносить слова без грубых ошибок, искажающих смысл слова и приводящих к сбою коммуникации;
- дифференцировать и правильно произносить долгие и краткие гласные: [ɑː] – [ʌ], [iː] – [ɪ]; [ɔː] – [ɒ]; [u:] – [u];
- дифференцировать и правильно произносить межзубные [ ð ]/ [ θ ] и фрикативные согласные [z]/[s]; не замещать межзубные фрикативными (think – sink);
- дифференцировать и правильно произносить губно-губной [w] и губно-зубной [v] согласные;
- дифференцировать и правильно произносить гласные [ɔː] и [ɜː] (walk – work; form – firm);
- владеть «связующим r» (linking r), т.е. озвучивать конечную r/re в позиции перед гласной, если с гласной начинается следующее слово (например, there is, where are…)
- правильно использовать при чтении текста вслух сильную и слабую формы местоимений и других служебных слов
Устная часть ОГЭ. Задание 1
навыки в области интонации
(их отсутствие ведет к снижению оценки):
- расстановка пауз – правильное деление текста на смысловые группы (отрезки), с помощью пауз, варьирующихся по длине (более короткие внутри предложения, более длинные в конце предложения);
- расстановка фразового ударения – чередование ударных и неударных слов в зависимости от характера слов (служебные и знаменательные части речи);
- владение нисходящим тоном для законченной смысловой группы;
- владение восходящим тоном для оформления незаконченной группы, в том числе в случае перечисления
Устная часть ОГЭ. Задание 1.
фонетические ошибки, искажающие смысл.
- неправильное произношение звука (замена фонемы), которая приводит к искажению значения слова, если пара слов различается именно на его основе, например ship – sheep.
- слово становится неузнаваемым из-за его неправильного произношения, например put произносится с тем же звуком, что cut, или слово science – с двумя согласными в начале.
- неверная расстановка пауз
- фонетические ошибки, искажающие смысл ошибки, которые приводят к сбою в коммуникации
Стратегии выполнения задания 2
- прочитать текст задания про себя, обращая особое внимание на условия задания: количество вопросов (6 вопросов) и время ответа (40 секунд)
- давать полные и точные ответы на заданные вопросы, при необходимости используя аргументацию и выражая свое отношение к предмету речи
- использовать лексические единицы и грамматические структуры, соответствующие коммуникативной задаче и сложности задания
Устная часть ОГЭ. Задание 2.
Сформированность умений диалогической речи:
• сообщать запрашиваемую информацию, отвечая на вопросы разных видов;
• выражать свое мнение / отношение к теме обсуждения;
Сформированность языковых навыков
Стратегии выполнения задания 3
- внимательно прочитать текст задания, обращая особое внимание на условия задания: четыре аспекта, которые необходимо раскрыть, время на подготовку к ответу (1,5 минуты) и время ответа (не более 2 минут)
- продумать монологическое высказывание: вступление (о чем будете говорить), основную часть (раскрытие четырех аспектов задания), заключение (подведение итога сказанному, выражение своего мнения)
Стратегии выполнения задания 3
Во время ответа необходимо
- начать с общего представления темы
- раскрыть содержание четырех аспектов задания
- давать развернутую аргументацию, если в одном из аспектов задания есть “Why”
- стараться не давать избыточную информацию, которая не обозначена в пунктах
- использовать лексические единицы и грамматические структуры, соответствующие коммуникативной задаче и сложности задания
- подвести итог, обобщив сказанное в основной части высказывания и выразив своё отношение к теме
Умения монологической речи
- строить монологическое высказывание в заданном объеме в контексте коммуникативной задачи в различных стандартных ситуациях социально-бытовой, социальнокультурной и социально-трудовой сфер общения c опорой на план, представленный в виде косвенных вопросов;
- логично и связно строить монологическое выказывание;
- точно и правильно употреблять языковые средства оформления монологического высказывания
Критерий «Решение коммуникативной задачи»
- полное и точное самостоятельное раскрытие содержания в соответствии с ситуацией общения, указанной в задании
- выражение своего отношения к теме высказывания
- соответствие высказывания объему, определенному в задании
Критерий «Решение коммуникативной задачи»
- Полным ответом считается ответ, раскрывающий содержание всех аспектов, приведенных в задании.
- Точным считается ответ, соответствующий предложенным аспектам, указанным в задании.
- Неточный ответ характеризируется:
- отходом от темы;
- элементами топика, фактическими ошибками;
- непонятными из-за языковых ошибок фразами.
Критерий «Организация высказывания»
- наличие вступления и заключения, завершенность высказывания
- логичность и использование средств логической связи
Критерий «Организация текста»
- для вступления: I’d like to tell you about …, I’m going to tell you about ….
- для выражения своего мнения: I think, I believe, In my view, In my opinion, To my mind, I’m absolutely sure (I’m not sure that …), It’s obvious that …etc.
- для соблюдения логики высказывания: However; First(ly), Second(ly), Third(ly); On the one hand … on the other hand; One shouldn’t forget that …; …but at the same time; (and) Besides; What’s more (moreover)…; Finally
- для заключения: In general …, To sum up …, In conclusion …
Критерий «Языковое оформление»
- соответствие использованных лексических единиц и грамматических структур поставленной коммуникативной задаче
- правильность оформления лексических словосочетаний, соблюдение узуальной (общепринятой) сочетаемости английского языка, соответствие используемой лексики допороговому уровню
- правильность используемых грамматических средств, соответствие используемых грамматических конструкций допороговому уровню
- соблюдение норм произношения английского языка: звуки в потоке речи, соблюдение ударения и норм интонационного оформления речи
Благодарю за внимание!