Система оценивания образовательных достижений:
Критерии оценивания успешности продвижения обучающихся с нарушением интеллекта
Выставляемые оценки обучающимся с ОВЗ не могут быть приравнены к оценкам обучающихся не имеющих таких ограничений.
При планировании предполагаемых результатов по освоению адаптированных образовательных программ по предметам, педагогам необходимо определить уровень возможностей каждого обучающегося, исходя из его потенциальных возможностей и структуры дефекта, согласно которому использовать определѐнные критерии оценивания знаний по предметам и успешности его продвижения.
1-й уровень:
Обучающиеся, способные освоить адаптированную образовательную программу. Они обучаются в соответствии адаптированной программы, понимают фронтальное объяснение учителя, способны самостоятельно применять полученные знания с опорой на наглядность.
Оценка обучающихся 5-9-х классов школы осуществляется по пятибалльной системе по предмету «Поварское дело»:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно,
«2» - неудовлетворительно. Эта отметка может выставляться в тетради за небрежно выполненные задания, педагогом в устной форме, а также в дневник, как метод воспитательного воздействия на ребѐнка.
Промежуточная оценка знаний, умений и навыков выставляется:
- за каждую учебную четверть и за год знания, умения и навыки обучающихся оцениваются отметкой;
- основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты устного опроса, практической работы, текущих и итоговых контрольных работ, наблюдений учителя за повседневной работой ученика;
- при проведении контрольного урока осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к обучающимся, который реализуется путем подбора различных по сложности и объему контрольных заданий, в соответствии с уровнем освоения программы каждым учеником.
Система оценивания включает в себя две составляющие – качественную и
количественную.
- Качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д.
- Количественная составляющая позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями.
- Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития и обученности каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся в процессе:
- текущего оценивания;
- промежуточного оценивания;
- выполнения итоговых проверочных работ.
Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются и учитываются при определении итоговой оценки.
Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает аграмматизмы в речи.
Оценка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» может выставляться в дневник, может выставляться в устной форме как метод воспитательного воздействия на ребѐнка.
Оценка «2» не ставится в журнал.
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов.
Оценка обучающихся по профессионально-трудовому обучению при промежуточной аттестации в 5-9 классах выставляется на основании двух оценок: за устный ответ (теоретические сведения) и практическую работу:
- оценка «5» (отлично) выставляется в случае, если на «5» выполнена обучающимся практическая работа, на «5» или «4» оценен устный ответ в ходе собеседования по теме;
- оценка «4» (хорошо) выставляется, если на «4» выполнена практическая работа, на «5» или «4» оценен устный ответ или если на «5» выполнена практическая работа, на «3» оценен устный ответ.
- оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если на «3» выполнена практическая работа, на «4» или «3» оценен устный ответ или, если на «4» выполнена практическая работа, на «2» оценен устный ответ.
Решающее значение имеет оценка за практическую работу.
Текущий контроль успеваемости - это систематическая проверка знаний обучающихся, проводимая учителем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой.
Целями текущего контроля успеваемости являются:
- определение уровня и оценка степени освоения обучающимся с УО пройденных на период проверки тем и разделов рабочих (учебных) программ по предметам;
- обнаружение (выявление) пробелов в знаниях, умениях и навыках обучающегося с УО доступного им объема программного материала, принятие своевременных мер к устранению этих пробелов, предупреждения неуспешности обучения по данному варианту АООП;
- обеспечение оперативного управления учебным процессом, своевременное внесение элементов коррекции в индивидуальные учебные планы.
К формам и методам оценки предметных образовательных достижений обучающихся с УО в рамках организации текущего контроля успеваемости относятся
а) тематические проверочные работы (тесты, устный опрос);
б) контрольные работы по итогам учебного периода ( четверти, года);
практические работы;
устный опрос;
г) самостоятельные работы (в том числе по вариантам или по индивидуальным заданиям);
д) тестирование.
Промежуточная аттестация проводится в 5– 9-х классах школы, в конце каждого учебного года учителями, в сроки, установленные календарным учебным графиком школы. Промежуточная аттестация обучающихся с УО подразделяется на четвертную и годовую оценку образовательных результатов .
Отметка обучающимся по четвертям выставляется по результатам текущего контроля успеваемости (текущих отметок).
Промежуточная аттестация может проходить в различных формах:
а) контрольная работа (практические работы);
б) тестирование;
г) выставка работ учащихся.
При проведении промежуточной аттестации учитель самостоятельно определяет контрольные работы для обучающихся, с учетом пройденного материала программы, возможностей конкретного ученика и материально-технического обеспечения мастерской.
Промежуточная годовая аттестация обучающихся с УО 5-9 классов по учебному предмету осуществляется на основе отметок за четверти.
Государственная (итоговая) аттестация детей с ограниченными возможностями здоровья проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих психофизическим особенностям и состоянию здоровья выпускников в соответствии с федеральным законодательством.
Обучение в ГБОУ «Закаменской СКОШИ» заканчивается итоговой аттестацией по технологии в соответствии с профилем «Поварское дело». Итоговая аттестация проводится в форме экзамена. На экзамене по трудовому обучению проверяются соответствие знаний выпускников требованиям программ, глубина и прочность полученных знаний, умение их применять в практической деятельности.
Экзамен по трудовому обучению выпускников IX класса проводится в форме практической экзаменационной работы и устных ответов по билетам.
Выпускникам с ОВЗ, успешно прошедшим итоговую аттестацию в форме экзамена по Поварскому делу, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти.