Критерии оценки достижения результатов обучающихся в соответствии с обновленными ФГОС СОО
Ситникова О.В., учитель английского языка МБОУ «СОШ 29», г. Абакана
Современные подходы к системе оценивания
«Система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования»
Пояснительная записка к ФГОС
Современные подходы к системе оценивания «Система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования» Пояснительная записка к ФГОС образования» Пояснительная записка к ФГОС
Принципы оценивания:
- Вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся ;
- Объект оценки- планируемые результаты;
- Складывается из промежуточной (внутренняя, совместная, отражает динамику достижений ученика) и итоговой (внешняя, оценивает возможности для продолжения образования);
- Комплексный подход к оценке результатов (оценка трех групп результатов);
- Уровневый подход;
- Оценка индивидуальных достижений на основе «метода сложения »
Кто оценивает?
- Ученик и учитель в диалоге – совместное оценивание
- Внешняя оценка
Особенности системы оценки
Следуют из принципов оценивания:
- комплексный подход к оценке результатов образования;
- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
-оценка динамики образовательных достижений обучающихся;- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
-уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
-использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
-использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
В системе оценивания результатов обучающихся используются
Внутренняя оценка выставляется самой школой: обучающимися (самооценка, взаимооценка), педагогом, администрацией.
Внешняя оценка проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений и др.), результаты которой не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах.
Субъективные или экспертные методы оценивания : наблюдения, самооценка и самоанализ и др.
Объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки.
Итоговая оценка (определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся)
Компоненты:
1. Результаты промежуточной аттестации (или накопленной оценки) обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной деятельности педагогов и обучающихся и является внутренней оценкой.
2. Результаты итоговой аттестации выпускников, отражающие уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП СОО, необходимых для продолжения образования. Итоговая аттестация осуществляется внешними по отношению к общеобразовательной организации органами и является внешней оценкой.
Основные методы и формы оценки
• стартовые диагностические работы на начало учебного года;
• стандартизированные письменные и устные работы;
• интегрированные контрольные работы;
• тематические проверочные (контрольные) работы;
• проекты;
• практические работы;
• творческие работы;
• диагностические задания;
• самоанализ и самооценка.
Их подразделяют на:
- Стандартизированные работы (устные, письменные);
- Нестадартизированные работы: проекты, творческие работы, продуктивные задания, практические работы, портфолио, самоанализ, самооценка и др.
Формы оценивания промежуточной аттестации
Большинство предметов оценивается с использованием выбранной системой оценивания(балльная, накопительная оценка, рейтингово-балльная и другие)
Некоторые предметы оцениваются оценкой «зачтено - не зачтено»
Критериальная оценка и самооценка достижений обязательна
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Отметку «5» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умения применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Отметку «4» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или ее результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы, но имеются одна или две
негрубые ошибки, или три недочета и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания ( правильный, но не совсем точный ответ).
Отметку «3» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и ее результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется: 1 грубая ошибка
и два недочета, или 1 грубая ошибка и 1 негрубая, или 2-3 грубых ошибки, или 1 негрубая ошибка и три недочета, или 4-5 недочетов. Обучающийся владеет ЗУНами в объеме 40-70% содержания ( правильный, но не половина ответа, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
Отметку «2» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и ее результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов обучающегося составляет менее 40% содержания.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Критерий оценки выполнения тестового задания
При выставлении оценок желательно придерживаться общепринятых соотношений: 50 – 70% - «3» 71 – 85% - «4» 86 – 100% - «5»
Применение компьютерного тестирования позволяет выставлять более объективные отметки, а также дает ученикам дополнительную возможность исправить отметку при повторном тестировании. Некоторые учащиеся, даже получив от компьютера отметку «пять» за 90% правильных ответов, делают повторные попытки добиться 100% выполнения задания.
Для оценки динамики формирования метапредметных результатов обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы :
• стартовой диагностики;
• текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
• промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебнопознавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
• текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебнопознавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
• защиты итогового индивидуального проекта.
Особенности критериальной системы оценивания в контексте стандартов нового поколения
• Оценивание является критериальным
• Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям
• Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны педагогам и учащимся (вырабатываются ими совместно)
• Критерии предлагаются ученику перед началом работы. Учащиеся активно обсуждают с учителем критерии, вносят поправки по формулировкам и по стоимости критериев в технических баллах
• Результат оценивается по принципу: достиг, не достиг результата
• Критериальное оценивание является одним из важнейших факторов, способствующих формированию положительной мотивации учения, дает возможность всем детям активно участвовать в процессе учения.
Критерии оценки результатов
Критерий отражает признак, по которому оценивается результат
Показатель можно рассматривать как частный критерий, расшифровывающий его содержание
Критерий - (др.-греч. κριτήριον - средство суждения, мерило) - признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям (мере)
Содержательной и критериальной базой оценки служат планируемые результаты
Для определения критериев оценки достижения планируемых результатов необходимо учитывать следующее:
- Критерии должны описывать реальные результаты , которые могут быть продемонстрированы учеником в процессе оценки и которые явно свидетельствуют о достижении планируемых результатов освоения ООП - Они должны дифференцировать результаты деятельности на базовом и повышенном уровнях
- Они должны описывать результаты деятельности учащегося, достаточные для принятия решения о достижении данного (базового или повышенного) уровня овладения учебным материалом
- Критерии могут формулироваться в связи с оценкой достижения отдельного результата (одного элемента планируемого результата), комплексных результатов освоения отдельных областей содержания или компетенций (например, освоения изученной темы, раздела, области или сформированности, например, коммуникативной компетенции), а также итоговых результатов освоения учебной программы
Новое в оценивании учителем
Оценивание учителем может осуществляется после самооценки ученика
Объясняется различие в оценках
Дополняется (при необходимости) оценкой по другому критерию
Обязательна самооценка и оценка на рефлексивных этапах изучения предмета
На других этапах учебные ситуации формирования действий самооценки планируются учителем исходя из целесообразности
Виды критериев оценивания самостоятельной работы обучающегося
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях
4.Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы
Оценка предметных результатов - это оценка обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач , основанных на изучаемом материале, с использованием способов действий , адекватных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий