СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критерии оценки достижения результатов обучающихся в соответствии с обновленными ФГОС СОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Принципы оценивания. Система оценивания. кто оценивает? Особенности системы оценки.

Просмотр содержимого документа
«Критерии оценки достижения результатов обучающихся в соответствии с обновленными ФГОС СОО»

       Критерии оценки достижения результатов обучающихся в соответствии с обновленными ФГОС СОО   Ситникова О.В., учитель английского языка МБОУ «СОШ 29», г. Абакана

Критерии оценки достижения результатов обучающихся в соответствии с обновленными ФГОС СОО

Ситникова О.В., учитель английского языка МБОУ «СОШ 29», г. Абакана

Современные подходы к системе оценивания «Система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования» Пояснительная записка к ФГОС Современные подходы к системе оценивания «Система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования» Пояснительная записка к ФГОС образования» Пояснительная записка к ФГОС

Современные подходы к системе оценивания

«Система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования»

Пояснительная записка к ФГОС

Современные подходы к системе оценивания «Система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования» Пояснительная записка к ФГОС образования» Пояснительная записка к ФГОС

Принципы оценивания: Вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся ; Объект оценки- планируемые результаты;  Складывается из промежуточной (внутренняя, совместная, отражает динамику достижений ученика) и итоговой (внешняя, оценивает возможности для продолжения образования);  Комплексный подход к оценке результатов (оценка трех групп результатов);  Уровневый подход;  Оценка индивидуальных достижений на основе «метода сложения »

Принципы оценивания:

  • Вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся ;
  • Объект оценки- планируемые результаты;
  • Складывается из промежуточной (внутренняя, совместная, отражает динамику достижений ученика) и итоговой (внешняя, оценивает возможности для продолжения образования);
  • Комплексный подход к оценке результатов (оценка трех групп результатов);
  • Уровневый подход;
  • Оценка индивидуальных достижений на основе «метода сложения »
Кто оценивает?  Ученик – самооценка Ученик и учитель в диалоге – совместное оценивание - Внешняя оценка

Кто оценивает?

  • Ученик – самооценка
  • Ученик и учитель в диалоге – совместное оценивание

- Внешняя оценка

Особенности системы оценки Следуют из принципов оценивания:  - комплексный подход к оценке результатов образования;  - оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; -оценка динамики образовательных достижений обучающихся;- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; -уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их; -использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; -использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

Особенности системы оценки

Следуют из принципов оценивания:

- комплексный подход к оценке результатов образования;

- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

-оценка динамики образовательных достижений обучающихся;- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

-уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

-использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

-использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

В системе оценивания результатов обучающихся используются Внутренняя оценка выставляется самой школой: обучающимися (самооценка, взаимооценка), педагогом, администрацией. Внешняя оценка проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений и др.), результаты которой не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах. Субъективные или экспертные методы оценивания : наблюдения, самооценка и самоанализ и др.  Объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки.

В системе оценивания результатов обучающихся используются

Внутренняя оценка выставляется самой школой: обучающимися (самооценка, взаимооценка), педагогом, администрацией.

Внешняя оценка проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений и др.), результаты которой не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах.

Субъективные или экспертные методы оценивания : наблюдения, самооценка и самоанализ и др.

Объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки.

Итоговая оценка (определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся) Компоненты: 1. Результаты промежуточной аттестации (или накопленной оценки) обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной деятельности педагогов и обучающихся и является внутренней оценкой. 2. Результаты итоговой аттестации выпускников, отражающие уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП СОО, необходимых для продолжения образования. Итоговая аттестация осуществляется внешними по отношению к общеобразовательной организации органами и является внешней оценкой.

Итоговая оценка (определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся)

Компоненты:

1. Результаты промежуточной аттестации (или накопленной оценки) обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной деятельности педагогов и обучающихся и является внутренней оценкой.

2. Результаты итоговой аттестации выпускников, отражающие уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП СОО, необходимых для продолжения образования. Итоговая аттестация осуществляется внешними по отношению к общеобразовательной организации органами и является внешней оценкой.

Основные методы и формы оценки • стартовые диагностические работы на начало учебного года; • стандартизированные письменные и устные работы; • интегрированные контрольные работы; • тематические проверочные (контрольные) работы; • проекты; • практические работы; • творческие работы; • диагностические задания; • самоанализ и самооценка. Их подразделяют на: Стандартизированные работы (устные, письменные); Нестадартизированные работы: проекты, творческие работы, продуктивные задания, практические работы, портфолио, самоанализ, самооценка и др.

Основные методы и формы оценки

• стартовые диагностические работы на начало учебного года;

• стандартизированные письменные и устные работы;

• интегрированные контрольные работы;

• тематические проверочные (контрольные) работы;

• проекты;

• практические работы;

• творческие работы;

• диагностические задания;

• самоанализ и самооценка.

Их подразделяют на:

  • Стандартизированные работы (устные, письменные);
  • Нестадартизированные работы: проекты, творческие работы, продуктивные задания, практические работы, портфолио, самоанализ, самооценка и др.
Формы оценивания промежуточной аттестации  Большинство предметов оценивается с использованием выбранной системой оценивания(балльная, накопительная оценка, рейтингово-балльная и другие) Некоторые предметы оцениваются оценкой «зачтено - не зачтено» Критериальная оценка и самооценка достижений обязательна

Формы оценивания промежуточной аттестации

Большинство предметов оценивается с использованием выбранной системой оценивания(балльная, накопительная оценка, рейтингово-балльная и другие)

Некоторые предметы оцениваются оценкой «зачтено - не зачтено»

Критериальная оценка и самооценка достижений обязательна

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Отметку «5» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умения применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Отметку «4» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или ее результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы, но имеются одна или две

негрубые ошибки, или три недочета и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания ( правильный, но не совсем точный ответ).

Отметку «3» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и ее результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется: 1 грубая ошибка

и два недочета, или 1 грубая ошибка и 1 негрубая, или 2-3 грубых ошибки, или 1 негрубая ошибка и три недочета, или 4-5 недочетов. Обучающийся владеет ЗУНами в объеме 40-70% содержания ( правильный, но не половина ответа, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Отметку «2» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и ее результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов обучающегося составляет менее 40% содержания.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ    Критерий оценки выполнения тестового задания При выставлении оценок желательно придерживаться общепринятых соотношений: 50 – 70% - «3» 71 – 85% - «4» 86 – 100% - «5» Применение компьютерного тестирования позволяет выставлять более объективные отметки, а также дает ученикам дополнительную возможность исправить отметку при повторном тестировании. Некоторые учащиеся, даже получив от компьютера отметку «пять» за 90% правильных ответов, делают повторные попытки добиться 100% выполнения задания.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки выполнения тестового задания

При выставлении оценок желательно придерживаться общепринятых соотношений: 50 – 70% - «3» 71 – 85% - «4» 86 – 100% - «5»

Применение компьютерного тестирования позволяет выставлять более объективные отметки, а также дает ученикам дополнительную возможность исправить отметку при повторном тестировании. Некоторые учащиеся, даже получив от компьютера отметку «пять» за 90% правильных ответов, делают повторные попытки добиться 100% выполнения задания.

Для оценки динамики формирования метапредметных результатов обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы : • стартовой диагностики; • текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов; • промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебнопознавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом; • текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебнопознавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии; • защиты итогового индивидуального проекта.

Для оценки динамики формирования метапредметных результатов обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы :

• стартовой диагностики;

• текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;

• промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебнопознавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;

• текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебнопознавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

• защиты итогового индивидуального проекта.

Особенности критериальной системы оценивания в контексте стандартов нового поколения   • Оценивание является критериальным • Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям • Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны педагогам и учащимся (вырабатываются ими совместно) • Критерии предлагаются ученику перед началом работы. Учащиеся активно обсуждают с учителем критерии, вносят поправки по формулировкам и по стоимости критериев в технических баллах • Результат оценивается по принципу: достиг, не достиг результата • Критериальное оценивание является одним из важнейших факторов, способствующих формированию положительной мотивации учения, дает возможность всем детям активно участвовать в процессе учения.

Особенности критериальной системы оценивания в контексте стандартов нового поколения

• Оценивание является критериальным

• Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям

• Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны педагогам и учащимся (вырабатываются ими совместно)

• Критерии предлагаются ученику перед началом работы. Учащиеся активно обсуждают с учителем критерии, вносят поправки по формулировкам и по стоимости критериев в технических баллах

• Результат оценивается по принципу: достиг, не достиг результата

• Критериальное оценивание является одним из важнейших факторов, способствующих формированию положительной мотивации учения, дает возможность всем детям активно участвовать в процессе учения.

Критерии оценки результатов  Критерий отражает признак, по которому оценивается результат Показатель можно рассматривать как частный критерий, расшифровывающий его содержание Критерий - (др.-греч. κριτήριον - средство суждения, мерило) - признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям (мере)

Критерии оценки результатов

Критерий отражает признак, по которому оценивается результат

Показатель можно рассматривать как частный критерий, расшифровывающий его содержание

Критерий - (др.-греч. κριτήριον - средство суждения, мерило) - признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям (мере)

Содержательной и критериальной базой оценки служат планируемые результаты Для определения критериев оценки достижения планируемых результатов необходимо учитывать следующее: - Критерии должны описывать реальные результаты , которые могут быть продемонстрированы учеником в процессе оценки и которые явно свидетельствуют о достижении планируемых результатов освоения ООП - Они должны дифференцировать результаты деятельности на базовом и повышенном уровнях  - Они должны описывать результаты деятельности учащегося, достаточные для принятия решения о достижении данного (базового или повышенного) уровня овладения учебным материалом - Критерии могут формулироваться в связи с оценкой достижения отдельного результата (одного элемента планируемого результата), комплексных результатов освоения отдельных областей содержания или компетенций (например, освоения изученной темы, раздела, области или сформированности, например, коммуникативной компетенции), а также итоговых результатов освоения учебной программы

Содержательной и критериальной базой оценки служат планируемые результаты

Для определения критериев оценки достижения планируемых результатов необходимо учитывать следующее:

- Критерии должны описывать реальные результаты , которые могут быть продемонстрированы учеником в процессе оценки и которые явно свидетельствуют о достижении планируемых результатов освоения ООП - Они должны дифференцировать результаты деятельности на базовом и повышенном уровнях

- Они должны описывать результаты деятельности учащегося, достаточные для принятия решения о достижении данного (базового или повышенного) уровня овладения учебным материалом

- Критерии могут формулироваться в связи с оценкой достижения отдельного результата (одного элемента планируемого результата), комплексных результатов освоения отдельных областей содержания или компетенций (например, освоения изученной темы, раздела, области или сформированности, например, коммуникативной компетенции), а также итоговых результатов освоения учебной программы

Новое в оценивании учителем   Оценивание учителем может осуществляется после самооценки ученика Объясняется различие в оценках Дополняется (при необходимости) оценкой по другому критерию Обязательна самооценка и оценка на рефлексивных этапах изучения предмета На других этапах учебные ситуации формирования действий самооценки планируются учителем исходя из целесообразности

Новое в оценивании учителем

Оценивание учителем может осуществляется после самооценки ученика

Объясняется различие в оценках

Дополняется (при необходимости) оценкой по другому критерию

Обязательна самооценка и оценка на рефлексивных этапах изучения предмета

На других этапах учебные ситуации формирования действий самооценки планируются учителем исходя из целесообразности

Виды критериев оценивания самостоятельной работы обучающегося 1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий 2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий

Виды критериев оценивания самостоятельной работы обучающегося

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях 4.Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях

4.Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы

Оценка предметных результатов - это оценка обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач , основанных на изучаемом материале, с использованием способов действий , адекватных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий

Оценка предметных результатов - это оценка обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач , основанных на изучаемом материале, с использованием способов действий , адекватных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!