СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критериальное оценивание учебных достижений студентов на уроках бухгалтерского учета в условиях обновленного содержания образования

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систему оценивания необходимо усовершенствовать, сделать многофункциональной. Она должна: давать возможность определить, насколько успешно студент освоил учебный материал или сформировал практический навык; показывать динамику успехов студентов в различных сферах познавательной деятельности; иметь в основе механизм поощряющий, развивающий, способствующий самооцениванию обучающихся; предусмотреть связи «учитель - ученик», «родитель - классный руководитель», «администрация - педагогический коллектив». Это обеспечит системный подход к формированию учебного процесса, а, значит, и его целостность.

Просмотр содержимого документа
«Критериальное оценивание учебных достижений студентов на уроках бухгалтерского учета в условиях обновленного содержания образования»

Критериальное оценивание учебных достижений студентов на уроках бухгалтерского учета в условиях обновленного содержания образования


Процесс оценивания – это один из важнейших элементов современного преподавания и обучения. От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом.

Оценивание - это необходимый компонент образовательного процесса, представляющий собой сбор и анализ информации об успеваемости студентов на текущих и итоговых стадиях обучения.

Широко используемая в педагогической практике методика оценивания по пятибалльной шкале проста и привычна. Но она имеет ряд существенных недостатков: субъективность и зависимость от оценщика; слабая дифференцирующая способность. В современной системе образования пятибалльная система оценивания не позволяет проследить объективность отметок, студент не бывает в состоянии объяснить ни себе, ни тем более родителям, за что конкретно он получил ту или иную отметку.

Актуальность пересмотра процесса оценивания определяется современными стратегическими задачами образования, необходимостью повышения уровня образования с учетом международных стандартов и современных требований к качеству образования, необходимостью разработки единых требований к отметке и оценке учебных достижений обучающихся в целях обеспечения объективности результатов обучения и конкурентоспособности выпускников колледжей страны.

Систему оценивания необходимо усовершенствовать, сделать многофункциональной. Она должна: давать возможность определить, насколько успешно студент освоил учебный материал или сформировал практический навык; показывать динамику успехов студентов в различных сферах познавательной деятельности; иметь в основе механизм поощряющий, развивающий, способствующий самооцениванию обучающихся; предусмотреть связи «учитель - ученик», «родитель - классный руководитель», «администрация - педагогический коллектив». Это обеспечит системный подход к формированию учебного процесса, а, значит, и его целостность.

Становление обновленной образовательной системы, появление новых образовательных стандартов, основанных на компетентностном подходе, способствуют поиску единой технологии критериального оценивания учебных достижений обучающихся, обладающей системным, междисциплинарным характером, влияющей на формирование учебно-познавательной компетентности обучающихся, выявление организационно-педагогических основ технологии критериального оценивания, разработки модели практической реализации данной технологии. Появление разнообразных подходов к оцениванию, безусловно, способствовало установлению обоснованной общепедагогической концепции компетентностного подхода, личностноориентированного, развивающего обучения. Все это предопределило современные тенденции в развитии системы оценивания и вызвало необходимость появления технологии критериального оценивания, которая заключается в сравнении индивидуальных достижений обучающихся с определенными критериями оценивания уровня сформированности необходимых компетенций.

Современное критериальное оценивание является двусоставным: сочетает в себе суммативное и формативное оценивание.

Суммативное или итоговое оценивание (экзамен, итоговый тест, срез и др.) выявляет результат обученности студентов за определенный период времени.

Формативное оценивание используется - в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно). При данном виде оценивания обязательно должна осуществляться обратная связь, обеспечивающая прогресс в обучении.

Формативное оценивание помогает учителю отслеживать успеваемость в группе. Оно несет в себе формирующую, стимулирующую и мотивирующую функции.

Формативное

Суммативное

производится в ходе обучения (с помощью небольших самостоятельных работ, тестов и т.д.)

в конце изученной темы или раздела (с помощью контрольной или зачётной работы)

помогает обучающемуся скорректировать свою работу, достичь более высоких результатов  

даёт возможность студентам продемонстрировать свои достижения по изученной теме

позволяет учителю накапливать информацию об усвоении материала каждым студентом, анализировать ее и планировать дальнейшую работу,  то есть осуществлять более качественно процесс обучения

даёт возможность учителю сделать заключительное суждение о достижениях обучающихся, выставить итоговые отметки

Так как критериальный подход к оцениванию должен решать проблему объективного оценивания обучающихся и стимулировать их для достижения более высокого результата, то круг проблем в порядке их значимости может выглядеть следующим образом:

Во-первых, система оценивания должна давать возможность определять, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык.

Во-вторых, в систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание обучащихся своих достижений.

В-третьих, система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контакт между учителем, студентом, родителями, педагогическим коллективом колледжа.

В-четвертых, система оценивания должна быть единой применительно к конкретной группе.

В-пятых, система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике обучающихся, избегать травмирующих ее ситуаций.

В чём же преимущества критериального оценивания?

1. Соответствует предметным учебным целям и не зависит от настроения учителя (способствует повышению объективности оценивания).

2. Предоставляет чётко сформулированные уровни достижения.

3. Делает оценивание более понятным для всех участников образовательного процесса (студентов, родителей, учителей).

4. Способствует развитию навыков самооценивания.

5. Воспитывает ответственность обучающихся за результат своего труда.

6. Способствует росту мотивации к обучению.

7. Повышает качество образования.

8. Оценивание обучающихся на каждом этапе урока (обучающиеся видят, из чего складывается итоговая оценка обучения);

9. Самооценка и взаимооценка (работая в паре и/или группе, формируется умение студентов работать в коллективе, но при этом наблюдается минимальное влияние учителя на итоговую оценку обучения)

При проверке усвоения материала на уроках информатики необходимо выявлять полноту, прочность усвоения обучающимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Основными формами проверки ЗУН студентов по информатике являются устный опрос, письменная контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, практическая работа на компьютерах и зачеты.

При оценке письменных и устных ответов по информатике в первую очередь учитываются показанные студентами знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера ошибок и недочетов, допущенных обучающимися. Ошибкой считается погрешность, если она свидетельствует о том, что студент не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе. Недочетами считаются погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного студентом задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение задания и т. п.

Задания для устного и письменного опроса обучающихся состоят из теоретических вопросов и задач. Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Практическая работа на компьютере считается безупречной, если студент самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на компьютере, и был получен верный ответ или иное требуемое представление задания.


Пример критериального оценивания учебных достижений студентов

колледжа на уроках бухгалтерского учета при выполнении практической работы на компьютере


Оценка

ставится, если:

5

(высокий уровень)

- студент самостоятельно выполнил все этапы решения задач на компьютере;

- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы.

4

(достаточный уровень)

- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с компьютером в рамках поставленной задачи;

- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85%), допущено не более трех ошибок;

- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

3

(средний уровень)

- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но обучающийся владеет основными навыками работы на компьютере, требуемыми для решения поставленной задачи.

2

(начальный уровень)

- допущены существенные ошибки, показавшие, что студент не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на компьютере или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

1

(критичный уровень)

- работа показала полное отсутствие у обучающихся обязательных знаний и навыков практической работы на компьютере по проверяемой теме.




Оценка ответа обучающегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на компьютере, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями обучающимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные студенту дополнительно после выполнения им основных заданий.