Критерий агрессивности (схема наблюдения за ребенком)
Ребенок:
Часто теряет контроль над собой.
Часто спорит, ругается со взрослыми.
Часто отказывается выполнять правила.
Часто специально раздражает людей.
Часто винит других в своих ошибках.
Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
Часто завистлив, мстителен.
Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его
Критерии агрессивности у ребенка
(анкета)
Временами кажется, что в него вселился злой дух.
Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
Он не прочь подразнить животных.
Переспорить его трудно.
Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
Часто не по возрасту ворчлив
Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
Легко ссорится, вступает в драку
Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
У него нередки приступы мрачной раздражительности.
Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Ребенок глазами взрослого
(опросник)
ФИО____________________________________________________________________
Возраст________________________ Дата заполнения___________________________
Заполнил (родитель, психолог, педагог)______________________________________
________________________________________________________________________
Определите, каким образом проявляется агрессивность у ребенка и как часто наблюдается:
0 – нет проявления агрессивности
1 – проявление агрессивности наблюдается иногда
2 – часто
3 – почти всегда
4 – непрерывно
Добавьте те, которые не указаны.
Вегетативные признаки проявления агрессивности:
- краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева [0 1 2 3 4],
- облизывает губы в состоянии раздражения, гнева [0 1 2 3 4],
- _____________________________________________ [0 1 2 3 4].
Внешнее проявление агрессивности:
кусает губы в состоянии раздражения [0 1 2 3 4],
сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева [0 1 2 3 4],
сжимает губы, кулаки, когда обижают [0 1 2 3 4],
тревожное напряжение разрешается гневом [0 1 2 3 4],
____________________________________ [0 1 2 3 4]
Длительность агрессии:
после агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 минут [0 1 2 3 4]
после агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 минут [0 1 2 3 4]
_______________________________________________________ [0 1 2 3 4]
Чувствительность к помощи взрослого:
помощь взрослого не помогает овладевать собственной агрессией [0 1 2 3 4]
помощь взрослого не помогает успокоиться [0 1 2 3 4]
замечания в словесной форме не тормозят вербальной агрессии [0 1 2 3 4]
замечания в словесной форме не тормозят проявления
физической агрессии [0 1 2 3 4]
Особенности отношения к собственной агрессии:
вести себя агрессивно [0 1 2 3 4]
Недостаточность в проявлении гуманных чувств:
стремление делать назло другим [0 1 2 3 4]
проявляет безразличие к страданиям других [0 1 2 3 4]
стремится причинить другому страдание [0 1 2 3 4]
не возникает чувства вины после агрессивных действий [0 1 2 3 4]
_______________________________________________ [0 1 2 3 4]
Реакция на новизну:
проявления агрессивности [0 1 2 3 4]
реакции [0 1 2 3 4]
Реакция на ограничение:
в состоянии гнева [0 1 2 3 4]
Реактивность (чувствительность к агрессии других):
проявляет агрессивные реакции первым [0 1 2 3 4]
первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка [0 1 2 3 4]
проявляет агрессивные реакции на действия других [0 1 2 3 4]
толкается, когда обижают [0 1 2 3 4]
бьет других детей, если его случайно толкнули [0 1 2 3 4]
_____________________________________________ [0 1 2 3 4]
Чувствительность к присутствию других:
щиплется на глазах у всех [0 1 2 3 4]
толкает свертника на глазах у всех [0 1 2 3 4]
ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное
повендение [0 1 2 3 4]
Физическая агрессия, направленная на предмет:
ломает постройку на глазах у всех [0 1 2 3 4]
стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку [0 1 2 3 4]
бросает предмет об стену [0 1 2 3 4]
стремится бросить мяч сильнее, чем это требуется по правилам игры [0 1 2 3 4]
отрывает кукле руки, ноги [0 1 2 3 4]
__________________________________________________ [0 1 2 3 4]
Физическая агрессия, направленная на животных:
щиплет кошку [ 0 1 2 3 4]
выкручивает хвост кошке [0 1 2 3 4]
специально наступает на лапы собаке [0 1 2 3 4]
_________________________________ [0 1 2 3 4]
Физическая агрессия, направленная на сверстников:
толкает других детей в состоянии раздражения [0 1 2 3 4]
проходя ударяет встречных [0 1 2 3 4]
бьет других детей в состоянии раздражения [0 1 2 3 4]
ударяет детей и внезапно успокаивается [0 1 2 3 4]
стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом) [0 1 2 3 4]
кусает других детей в состоянии раздражения [0 1 2 3 4]
_________________________________________ [0 1 2 3 4]
Агрессия, направленная на себя:
просит себя стукнуть еще раз [0 1 2 3 4]
берет на себя вину за других [0 1 2 3 4]
рвет на себе волосы [0 1 2 3 4]
щиплет себя в состоянии раздражения [0 1 2 3 4]
кусает себя в состоянии раздражения [0 1 2 3 4]
_______________________________ [0 1 2 3 4]
Агрессия, направленная на взрослого:
бьет родителей по руке за то, что они не дают кидать игрушки [0 1 2 3 4]
бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает
разбрасывать игрушки [0 1 2 3 4]
или пресыщения [0 1 2 3 4]
в состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулаком [0 1 2 3 4]
в состоянии пониженного настроения бьет родителя кулаком [0 1 2 3 4]
царапает взрослого [0 1 2 3 4]
беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи [0 1 2 3 4]
бьет изо всех сил ногой бабушку [0 1 2 3 4]
_____________________________________ [0 1 2 3 4]
Вербальная (словесная) агрессия:
говорит обидные слова детям [0 1 2 3 4]
говорит обидные слова взрослым [0 1 2 3 4]
говорит нецензурные слова детям [0 1 2 3 4]
говорит нецензурные слова взрослым [0 1 2 3 4]
_____________________________ [0 1 2 3 4]
Агрессивность в виде угрозы (невербальная):
замахивается, но не ударяет другого [0 1 2 3 4]
пугает другого [0 1 2 3 4]
________________________ [0 1 2 3 4]
Агрессия разных видов и направленности:
агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей и пр.) [0 1 2 3 4]
________________________________________ [0 1 2 3 4]
_________________________________________ [0 1 2 3 4]
Другие проявления агрессии:
Сложив полученные баллы, вы определите уровень агрессивности ребенка.
Уровень 1 – от 0 до 65 баллов. Вероятнее всего, у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических, он самостоятельно овладевает собственной агрессивностью
Уровень 2 – от 65 до 130 баллов. Есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических, ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.
Уровень 3 – от 130 до 195 баллов. Ребенку требуется значительная психолого- педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.
Уровень 4 – от 195 до 260 баллов. Психолого – педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияния на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.