Просмотр содержимого документа
«Критерии анализа и оценки руководства студентами игровой деятельностью дошкольников»
Критерии оценки
организации и руководства игровой деятельностью дошкольников
на производственной практике
№ п/п | Критерии и показатели оценки | Балл | Макс. балл |
1 | Наличие заверенного руководителем практики конспекта | 1 | 1 |
2 | Подготовка оборудования: | 3 |
Создание игровой среды в группе | 1 |
Наличие достаточного количества атрибутики для организации различных видов игр | 1 |
Соответствие атрибутики возрастным возможностям детей | 1 |
3 | Организация различных видов игр на протяжении дня: | 8 |
Сюжетно-ролевые игры | 1 |
Строительно-конструктивные игры | 1 |
Театрализованные игры | 1 |
Режиссерские игры | 1 |
Дидактические игры | 1 |
Подвижные игры | 1 |
Развивающие игры | 1 |
Музыкальные игры | 1 |
4 | Постановка задач руководства: | 5 |
Задачи по формированию игровых умений и навыков | 1 |
Задачи по закреплению знаний об окружающем | 1 |
Задачи по развитию познавательных психических процессов, речи, способностей детей | 1 |
Задачи по воспитанию положительных качеств личности в процессе игры | 1 |
Соответствие задач программным требованиям | 1 |
5 | Мотивация детей на игру: | 4 |
Создание игрового пространства | 1 |
Принятие роли и вовлечение детей в игру | 1 |
Принятие на себя роли в существующей игре детей | 1 |
Подсказка, предложение атрибута и т.п. | 1 |
6 | Распределение ролей между детьми: | 3 |
Роли распределяет воспитатель | 1 |
Роли распределяются в совместном обсуждении с детьми | 1 |
Воспитатель стимулирует распределение ролей между собой детьми | 1 |
7 | Организация пространства игры: | 4 |
Место, атрибуты и игрушки готовит воспитатель | 1 |
Место, атрибуты и игрушки готовятся совместно воспитателем и детьми | 1 |
Место, атрибуты и игрушки готовят дети | 1 |
Уборка атрибутики после игры детьми | 1 |
8 | Решение поставленных задач: | 4 |
Формирование игровых умений и навыков | 1 |
Закрепление знаний об окружающем | 1 |
Развитие познавательных психических процессов, речи, способностей детей | 1 |
Воспитание положительных качеств личности | 1 |
9 | Целесообразность используемых методов и приемов руководства играми: | 5 |
Соответствие выбранных приемов руководства возрасту детей | 2 |
Соответствие выбранных приемов руководства поставленным задачам | 2 |
Разнообразие используемых методов и приемов руководства играми | 1 |
10 | Осуществление контроля за процессом игры детей: | 8 |
Выявление игровых интересов детей | 1 |
Учет индивидуальных особенностей детей в процессе вовлечения в игру и осуществления игровой деятельности | 1 |
Поддержка существующих видов и тем игр | 1 |
Помощь в определении пространства и материала игры | 1 |
Внесение новой атрибутики | 1 |
Организация игровых обучающих ситуаций | 1 |
Контроль характера взаимоотношений между детьми в процессе труда (предотвращение и разрешение конфликтов, побуждение к согласованию действий, взаимопомощи) | 1 |
Мотивация на последующее продолжение игры | 1 |
* При оценке Критерия 9, Показателей 1 и 2 допускается разбивка балла: если используемые приемы не всегда соответствуют возрасту детей или поставленной задаче, может быть выставлен 1 балл.
** Анализ организации игровой деятельности, выполненный в Дневнике педагогической практики, должен содержать качественную характеристику работы студентов (что удалось, какие приемы были наиболее эффективными) и предложения по устранению замеченных недостатков; должна быть отмечена разница в организации игровой деятельности детей в разных возрастных группах.
Расчет отметки студента производится следующим образом:
Подсчитывается сумма баллов, полученное число делится на 9. Результат деления соотносится с таблицей перевода первичных баллов в отметку:
Первичный балл | Отметка |
0 – 2,0 | 2 |
2,1 – 3,0 | 3 |
3,1 – 4,0 | 4 |
4,1 - 5 | 5 |
Для удобства оценки работы студента желательно использовать протокол наблюдения и оценки организации игровой деятельности (см. Приложение 1).
При оценке Критерия 9, Показателя 1 желательно предварительно выписать перечень методов и приемов руководства игровой деятельностью детей в разных возрастных группах (по разным видам игр). В процессе наблюдения за организацией и руководством игровой деятельностью детей студентами необходимо проставить отметки в ячейках, соответствующих используемым студентом приемов руководства (см. Приложение 2). Для этого предварительно впишите в ячейки верхней строки приемы руководства игрой, используемые в данной возрастной группе. По мере наблюдения проставляйте знак «+» в ячейках строки студента, использующего данный прием в руководстве игровой деятельностью дошкольников.
Приложение 1.
Протокол наблюдения и оценки организации и руководства игровой деятельностью дошкольников на производственной практике
Дата наблюдения: «___» _________________ 20____г.
Студенты: «1» - _________________________________________, группа _______________________
«2» - _________________________________________, группа _______________________
«3» - _________________________________________, группа _______________________
№ п/п | Показатели оценки | Макс. балл | «1» | «2» | «3» |
1 | Наличие заверенного руководителем практики конспекта | 1 | | | |
2 | Создание игровой среды в группе | 1 | | | |
3 | Наличие достаточного количества атрибутики для организации различных видов игр | 1 | | | |
4 | Соответствие атрибутики возрастным возможностям детей | 1 | | | |
5 | Организация сюжетно-ролевых игр | 1 | | | |
6 | Организация строительно-конструктивных игр | 1 | | | |
7 | Организация театрализованных игр | 1 | | | |
8 | Организация режиссерских игр | 1 | | | |
9 | Организация дидактических игр | 1 | | | |
10 | Организация подвижных игр | 1 | | | |
11 | Организация развивающих игр | 1 | | | |
12 | Организация музыкальных игр | 1 | | | |
13 | Наличие задач по формированию игровых умений и навыков | 1 | | | |
14 | Наличие задач по закреплению знаний об окружающем | 1 | | | |
15 | Наличие задач по развитию познавательных психических процессов, речи, способностей детей | 1 | | | |
16 | Наличие задач по воспитанию положительных качеств личности в процессе игры | 1 | | | |
17 | Соответствие задач программным требованиям | 1 | | | |
18 | Создание игрового пространства | 1 | | | |
19 | Принятие роли и вовлечение детей в игру | 1 | | | |
20 | Принятие на себя роли в существующей игре детей | 1 | | | |
21 | Подсказка, предложение атрибута и т.п. | 1 | | | |
22 | Роли распределяет воспитатель | 1 | | | |
23 | Роли распределяются в совместном обсуждении с детьми | 1 | | | |
24 | Воспитатель стимулирует распределение ролей между собой детьми | 1 | | | |
25 | Место, атрибуты и игрушки готовит воспитатель | 1 | | | |
26 | Место, атрибуты и игрушки готовятся совместно воспитателем и детьми | 1 | | | |
27 | Место, атрибуты и игрушки готовят дети | 1 | | | |
28 | Уборка атрибутики после игры детьми | 1 | | | |
29 | Формирование игровых умений и навыков | 1 | | | |
30 | Закрепление знаний об окружающем | 1 | | | |
31 | Развитие познавательных психических процессов, речи, способностей детей | 1 | | | |
32 | Воспитание положительных качеств личности | 1 | | | |
33 | Соответствие выбранных приемов руководства возрасту детей | 2 | | | |
34 | Соответствие выбранных приемов руководства поставленным задачам | 2 | | | |
35 | Разнообразие используемых методов и приемов руководства играми | 1 | | | |
36 | Выявление игровых интересов детей | 1 | | | |
37 | Учет индивидуальных особенностей детей в процессе вовлечения в игру и осуществления игровой деятельности | 1 | | | |
38 | Поддержка существующих видов и тем игр | 1 | | | |
39 | Помощь в определении пространства и материала игры | 1 | | | |
40 | Внесение новой атрибутики | 1 | | | |
41 | Организация игровых обучающих ситуаций | 1 | | | |
42 | Контроль характера взаимоотношений между детьми в процессе труда (предотвращение и разрешение конфликтов, побуждение к согласованию действий, взаимопомощи) | 1 | | | |
43 | Мотивация на последующее продолжение игры | 1 | | | |
Приложение 2.
Протокол фиксации используемых студентом приемов руководства игровой деятельностью детей
Дата наблюдения: «___» _________________ 20____г.
Студенты: «1» - _________________________________________, группа _______________________
«2» - _________________________________________, группа _______________________
«3» - _________________________________________, группа _______________________
Младшая группа
студент | Используемые приемы |
Рассматрива-ние картинки | … | … | … | … | … | … | … | … |
«1» | | | | | | | | | |
«2» | | | | | | | | | |
Средняя группа
студент | Используемые приемы |
Внесение новой игрушки | … | … | … | … | … | … | … | … |
«1» | | | | | | | | | |
«2» | | | | | | | | | |
Старшая группа
студент | Используемые приемы |
Внесение игрушки-телефона | … | … | … | … | … | … | … | … |
«1» | | | | | | | | | |
«2» | | | | | | | | | |
Подготовительная группа
студент | Используемые приемы |
Появление письма-инструкции | … | … | … | … | … | … | … | … |
«2» | | | | | | | | | |
«3» | | | | | | | | | |