СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие "Критерии и нормы оценки ЗУН обучающего"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

При  оценивании ЗУН обучающего учитывается:

-  объем воспроизведения знаний, уровень понимания учебного материала;

-  самостоятельность суждений, систематизация и глубина знаний;

-  действенность знаний, умение применять их в практической деятельности с целью решения практических задач;

-  умение делать выводы и обобщения на основе практической деятельности.

 

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие "Критерии и нормы оценки ЗУН обучающего"»

БИОЛОГИЯ

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающего


Общедидактические


При оценивании ЗУН обучающего по биологии учитывается:

  • уровень овладения биологическими понятиями, которые являются важной составляющей общечеловеческой культуры;

  • объем воспроизведения знаний, уровень понимания учебного материала;

  • самостоятельность суждений, систематизация и глубина знаний;

  • действенность знаний, умение применять их в практической деятельности с целью решения практических задач;

  • умение делать выводы и обобщения на основе практической деятельности;

  • уровень овладения практическими умениями и навыками наблюдения и исследования природы.


Отметка «5»

выставляется, если обучающий:


  • демонстрирует системные знания всего объёма программного материала по биологии, осознанно использует их в стандартных и нестандартных ситуациях;

  • самостоятельно анализирует биологические явления и процессы, выражает личную позицию;

  • умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров;

  • обобщает, делает выводы, устанавливает межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания для выполнения сложных задач и в незнакомой ситуации;

  • находит и использует дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • умеет выделить проблему и определить пути ее решения, принимать решения, аргументировать свое отношение к разным взглядам на объект изучения, участвует в дискуссиях, решении проблемных вопросов

  • при воспроизведении изученного материала не допускает ошибок и недочётов, при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру устной речи.

Отметка «4»

выставляется, если обучающий:


  • демонстрирует знание всего изученного программного материала, отвечает на поставленные вопросы, анализирует информацию, с помощью учителя устанавливает причинно-следственные связи;

  • умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров, обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;

  • самостоятельно решает типовые биологические упражнения и задачи; использует знания в стандартных ситуациях; исправляет ошибки; умеет работать со схемами, графиками, рисунками, таблицами, атласами-определителями, натуральными биологическими объектами и их моделями; выполняет простые биологические исследования и объясняет их результаты;

  • допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи;

  • демонстрирует ценностное отношение к живой природе.


Отметка «3» выставляется, если обучающий:


  • демонстрирует знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, самостоятельно, но неполно воспроизводит учебный материал, отвечает на отдельные вопросы, частично дополняет ответ примерами, приведенными в учебнике;

  • в целом правильно употребляет биологические термины, по плану характеризует строение и функции отдельных биологических объектов с незначительными неточностями, решает простые типичные биологические упражнения и задачи по образцу;

  • при воспроизведении изученного материала допускает грубые ошибки, нескольких негрубых, незначительно не соблюдает основные правила культуры устной речи.

Отметка «2»

выставляется, если обучающий:


  • демонстрирует знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, имеет отдельные представления об изученном материале.

  • воспроизводит отдельные факты с помощью учителя или с использованием учебника (рабочей тетради);

  • показывает отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, характеризует отдельные признаки биологических объектов; отвечает на вопросы, требующие однословного ответа (например, «да» или «нет»), испытывает затруднения при ответах на стандартные вопросы, допускает существенные биологические ошибки;

  • при воспроизведении изученного материала допускает нескольких грубых и большое количество негрубых ошибок, не соблюдает основные правила культуры устной речи.

Отметка «1» выставляется, если обучающий


  • не ответил ни на один из поставленных вопросов, не выполнил задание.




Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

Устный ответ

Отметка «5»

выставляется, если ученик:


  • показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  • умеет составить полный и правильный ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал, формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий;

Отметка «5»

выставляется, если обучающий:


  • может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

  • самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания при решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Отметка «4»

выставляется, если обучающий:


  • показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий, но допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений;

  • материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;

  • умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи, использовать при ответе научные термины;

  • обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником.

Отметка «3»

выставляется, если обучающий:

  • усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

  • излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.


Отметка «3»

выставляется, если обучающий

  • испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

  • не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником.


Отметка «2» выставляется, если обучающий:


  • не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

  • имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

  • при ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Отметка «1» выставляется в случае:

  • ученик не ответил ни на один из поставленных вопросов


Примечание. При окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.


Критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся.

Самостоятельные письменные и контрольные работы


Отметка «5» выставляется, если обучающий:


  • выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта;

  • соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.


Отметка «4» выставляется, если обучающий:


  • выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов;

  • соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей.



Отметка «3» выставляется, если обучающий:


  • правильно выполняет не менее половины работы;

  • допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов;

  • допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «2» выставляется, если обучающий:


  • правильно выполняет менее половины письменной работы;

  • допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

  • допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «1» выставляется в случае:


  • правильно выполняет менее 1/3 письменной работы;

  • допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «2»;

  • допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Примечание - учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте - оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.


Критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся.

Практические и лабораторные работы

Отметка «5»

выставляется, если:


  • правильно и самостоятельно определяет цель работы; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.

  • самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работы необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

  • грамотно, логично описывает ход практической (лабораторной) работы, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

  • проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Отметка «4» выставляется, если обучающий:


  • выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях не более трех недочётов или одну негрубую ошибку и один недочёт.

  • при оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Отметка «3»

выставляется, если обучающий:


  • правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

  • подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

  • проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

  • допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Отметка «2» выставляется, если обучающий:


  • не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

  • допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

Отметка «1» выставляется в случае, если:

  • ученик знает правила безопасности во время проведения практических работ. Выполняет простейшие исследования под руководством учителя


Критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся.

Наблюдение за объектом.

Отметка «5» выставляется, если обучающий:


  • правильно проводит наблюдение по заданию учителя;

  • выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса;

  • грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

Отметка «4» выставляется, если обучающий:


  • правильно проводит наблюдение по заданию учителя;

  • допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные;

  • небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.

Отметка «3» выставляется, если обучающий:


  • допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя;

  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет только некоторые из них;

  • допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

Отметка «2» выставляется, если обучающий:


  • допускает три-четыре грубые ошибки при проведении наблюдений по заданию учителя;

  • неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса;

  • допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.

Отметка «1» выставляется в случае:


  • выполняет простейшие наблюдения под руководством учителя;

  • неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса;

  • допускает более четырех грубых ошибок в оформлении результатов наблюдений и выводов.



Примечание. Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.

Общая классификация ошибок

При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.

Грубые ошибки


  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;

  • неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;

  • неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;

  • неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;

  • неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;

  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;

  • нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

Негрубые ошибки


  • неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 - 3 из этих признаков второстепенными;

  • ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;

  • ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

  • ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;

  • нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

  • нерациональные методы работы со справочной литературой;

- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочёты

  • нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;

  • арифметические ошибки в вычислениях;

  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;

  • орфографические и пунктационные ошибки.