Критерии и показатели
качества освоения дополнительной образовательной программы «Радуга» (рук-ль Хватова Т.А.)
1 год обучения
№ п/п | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Число баллов | Методы диагностики |
1. Теоретическая подготовка |
1 | Правила техники безопасности | Не знает правила ТБ | 0 | Наблюдение, собеседование, тестовые задания |
Частично знает правила ТБ | 1 |
Знает правила ТБ | 2 |
2 | Основные виды и жанры изобразительного искусства | Не знает и не различает виды и жанры изобразительного искусства между собой | 0 |
Частично знает виды и жанры изобразительного искусства; и различает их с помощью педагога | 1 |
Знает и легко различает виды и жанры изобразительного искусства между собой без помощи педагога | 2 |
3 | Начальные сведения о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре | Не владеет информацией | 0 |
Испытывает затруднения | 1 |
Владеет информацией | 2 |
4 | Начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно). | Не владеет информацией | 0 |
Испытывает затруднения | 1 |
Владеет информацией | 2 |
5 | Основные и дополнительные цвета | Не знает основных и дополнительных цветов | 0 |
Путает основные и дополнительные цвета | 1 |
Знает основные и дополнительные цвета | 2 |
6 | Цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета). | Не знает цветовую гамму красок | 0 |
Путает цветовую гамму красок | 1 |
Знает цветовую гамму красок | 2 |
7 | Понятие симметрии | Не представляет о симметрии | 0 |
Знает понятие, но затрудняется применять на практике | 1 |
Знает и применяет на практике | 2 |
8 | Свойства красок и графических материалов | Испытывает затруднения при работе с красками и графическими материалами | 0 |
Работает с материалами с помощью педагога | 1 |
Работает с материалами самостоятельно, не испытывает особых трудностей | 2 |
9 | Простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, многоплановости, точки схода | Не владеет информацией | 0 | |
Частично владеет информацией | 1 |
Владеет информацией | 2 |
10 | Об основных средствах композиции, объема, пространства и среды | Не владеет информацией | 0 |
Частично владеет информацией | 1 |
Владеет информацией | 2 |
11 | Сведения о удожественной росписи по дереву (Городец, Хохлома). | Не владеет терминами по данным художественным росписям | 0 |
Знает отдельные термины | 1 |
Знает термины и применяет их осознано | 2 |
12 | Азы воздушной перспективы (дальше, ближе). | Не владеет информацией | 0 |
Частично владеет информацией | 1 |
Владеет информацией | 2 |
2. Практическая подготовка |
1 | Правила ТБ (правильно сидеть за столом, держать лист бумаги и карандаш | Не соблюдает правила ТБ | 0 | Наблюдение, контрольное задание |
Не всегда соблюдает правила ТБ в процессе работы. | 1 |
Всегда соблюдает правила ТБ в процессе работы | 2 |
2 | Свободно работать карандашом, без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги | Испытывает серьёзные затруднения при работе с карандашом | 0 |
Работает с помощью педагога | 1 |
Работает самостоятельно | 2 |
3 | Передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов | Испытывает серьёзные затруднения | 0 |
Работает с помощью педагога | 1 | Наблюдение, контрольное задание |
Работает самостоятельно | 2 |
4 | Правильно работать акварельными и гуашевыми красками, разводить и смешивать краски, ровно закрашивать ими нужную поверхность | Не умеет работать с красками | 0 |
Умеет работать красками, но не смешивает цвета | 1 |
Умеет работать красками, смешивая цвета | 2 |
5 | Выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства | Мало активен, в дискуссиях участия не принимает, своё мнение не защищает | 0 |
Защищает своё мнение в значительной помощи педагога | 1 |
Самостоятельно участвует в дискуссии, убедительно аргументирует свою точку зрения | 2 |
6 | Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов | Испытывает трудности | 0 |
Работает с помощью педагога | 1 |
Не испытывает трудностей и работает самостоятельно | 2 |
7 | Применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Хохлома, Городец). | Испытывает трудности в работе с кистью декоративных изображений | 0 |
Работает с помощью педагога | 1 |
Не испытывает трудностей и работает самостоятельно | 2 |
3. Учебно-коммуникативные знания и умения |
1 | Личностные | Имеет положительное отношение к учению, к познавательной деятельности | 1 | Наблюдения, собеседование |
| | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | 1 |
| | Осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам | 1 |
2 | Регулятивные | Постановка учебной задачи | 1 |
Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата | 1 |
Сличение способа действия и его результата с заданной постановкой | 1 |
Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению | 1 |
Воспитание волевой саморегуляции | 1 |
3 | Познавательные | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | 1 |
Рефлексия способов и условий действия | 1 |
Извлечение необходимой информации; умения структурировать знания | 1 |
| | Развитие мыслительных операций анализа, сравнения | 1 | |
4 | Коммуникативные | Умеет слушать и вступать в диалог | 1 |
Учитывает позиции товарищей и педагога | 1 |
Умеет задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания | 1 |
Шкала оценивания «Теоретическая подготовка»
Низкий уровень: 0-8
Средний уровень: 9-12
Высокий уровень: 13-24
Шкала оценивания «Практическая подготовка»
Низкий уровень: 0-4
Средний уровень: 5-7
Высокий уровень: 8-14
Шкала оценивания «Учебно-коммуникативные знания и умения»
Низкий уровень: 0-5
Средний уровень: 6-10
Высокий уровень: 11-15
Педагог дополнительного образования Хватова Т.А.
2 год обучения
№ п/п | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Число баллов | Методы оценки |
1. Теоретическая подготовка |
1 | Правила техники безопасности | Не знает правила ТБ | 0 | Наблюдение, собеседование, тестовое задание |
Частично знает правила ТБ | 1 |
Знает правила ТБ | 2 |
2 | Начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т.д.). | Не владеет информацией | 0 |
Испытывает затруднения | 1 |
Владеет информацией | 2 |
3 | Начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блеск, рефлекс, падающая тень), О зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения. | Не владеет информацией | 0 |
Испытывает затруднения | 1 |
Владеет информацией | 2 |
4 | Изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета). | Испытывает сложности при работе с изменением цвета | 0 |
Путает изменение цвета | 1 |
Определяет изменение цвета самостоятельно | 2 |
|
5 | Основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра). | Не умеет выделять центр композиции и использовать основные её средства | 0 |
Выделяет центр композиции, но не все средства использует | 1 |
Самостоятельно выделяет композиционный центр и использует все основные средства композиции | 2 |
6 | Доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов (Городец, Хохлома). | Не владеет информацией | 0 | |
Информацией владеет частично | 1 |
Владеет информацией | 2 |
7 | О деятельности художника, народных мастеров. | Не владеет информацией | 0 |
Информацией владеет частично | 1 |
Владеет информацией | 2 |
2. Практическая подготовка |
1 | Организация рабочего места | Рабочее место организовывать не умеет | | Наблюдение, контрольное задание |
Организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога | |
Самостоятельно готовить рабочее место и убирает за собой | |
2 | Свободно работать карандашом и кистью. | Испытывает серьёзные затруднения при работе с карандашом | 0 |
Работает с помощью педагога | 1 |
Работает самостоятельно | 2 |
3 | Выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции. | Испытывает серьёзные затруднения при выборе формата листа | 0 |
Не может обойтись без помощи педагога | 1 |
Самостоятельно выбирает формат листа и правильно его располагает | 2 |
4 | Чувствовать определять красоту линий, формы, цветовых оттенков, объектов в действительности и в изображении. | Испытывает серьёзные затруднения | 0 |
5 | Передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень. | Работает с помощью педагога | 1 |
Работает самостоятельно | 2 |
Испытывает серьёзные затруднения | 0 |
6 | | Работает с помощью педагога | 1 |
Работает самостоятельно | 2 |
7 | Использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображенных объектов. | Испытывает серьёзные затруднения при выборе и назначении различных видов штриховки | 0 |
Использует не все виды штриховки (выборочно) | 1 |
Использует по назначению все виды штриховки | 2 |
8 | Выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом в рисунке. | Испытывает серьёзные затруднения | 0 | |
Работает с помощью педагога | 1 |
Работает самостоятельно | 2 |
9 | Соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм). | Испытывает серьёзные затруднения | 0 |
Работает с помощью педагога | 1 |
Работает самостоятельно | 2 |
10 | Использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге. | Работает с помощью педагога | 0 |
Орнамент выполняет не во всех видах геометрических фигур | 1 |
Делает правильный выбор и работает самостоятельно | 2 |
11 | Творчески применять простейшие приемы народной росписи (цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев, своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав и т. д.). | Испытывает серьёзные затруднения и работает с помощью педагога | 0 |
Применяет выборочно приёмы народной росписи | 1 |
Применяет все приёмы народной росписи | 2 |
12 | Использовать силуэт и светотеневой контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции. | Испытывает серьёзные затруднения | 0 |
Работает с помощью педагога | 1 |
Работает самостоятельно | 2 |
3. Учебно-коммуникативные знания и умения |
1 | Личностные | Имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся | 1 | Наблюдение, собеседование |
Умеет осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе | 1 |
Стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья | 1 |
Имеет способность к самооценке своих действий, поступков | 1 |
2 | Регулятивные | Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик | 1 |
Внесение необходимых дополнений и изменений в план способ действия | 1 |
Осознание качества и уровня усвоения | 1 |
Воспитание волевой саморегуляции | 1 |
3 | Познавательные | Выбор эффективных способов решения задач | 1 |
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | 1 |
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска | 1 |
Формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. | 1 |
4 | Коммуникативные | Принимает участие в коллективном обсуждении | 1 |
Вступает в учебный диалог с педагогом, обучающимися, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения | 1 |
Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач | 1 |
Шкала оценивания «Теоретическая подготовка»
Низкий уровень: 0-6
Средний уровень: 7-10
Высокий уровень: 11-14
Шкала оценивания «Практическая подготовка»
Низкий уровень: 0-8
Средний уровень: 9-12
Высокий уровень: 13-24
Шкала оценивания «Учебно-коммуникативные знания и умения»
Низкий уровень: 0-5
Средний уровень: 6-10
Высокий уровень: 11-15
Педагог дополнительного образования Хватова Т.А.
| Креативность выполнения творческих заданий | Элементарный – ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие задания по шаблону, подглядывая за другими исполнителями | 0 | Контрольное задание |
Репродуктивный – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога | 1 |
Творческий – выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно | 2 |
3. Общеучебные умения и навыки
3.1. Учебно-коммуникативные умения
1. Умение слушать и слышать педагога
Адекватность восприятия информации, идущей от педагога
а) высокий уровень – сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает информацию, уважает мнении других
8-10
баллов
б) средний уровень – слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминании и контроле, иногда принимает во внимание мнение других
5-7
баллов
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом воспринимает учебную информацию
менее 5
баллов
2. Умение выступать перед аудиторией
Свобода владения двигательными навыками
а) высокий уровень – самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию
8-10
баллов
б) средний – готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога, иногда стесняется
5-7 баллов
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации, часто старается быть меньше на виду
менее 5
баллов
3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии
Самостоятель-ность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств
а) высокий уровень – самостоятельно участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения
8-10
баллов
б) средний уровень – участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога, иногда сам строит доказательства
5-7
баллов
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога
менее
баллов
3.2.Учебно-организационные умения и навыки
1. Умение организовать свое рабочее место
Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой
а) высокий уровень – самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой
8-10
баллов
б) средний уровень – организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога
5-7
баллов
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога
менее
5 баллов
2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности
Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям
а) высокий уровень – освоил весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период
8-10
баллов
б) средний уровень – допускает ошибки
5-7 баллов
в) низкий – воспитанник овладел менее чем 1/2 объема навыков
менее
5 баллов
3. Умение планировать и организовать работу, распределять учебное время
Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время
а) высокий уровень – самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время.
8-10
баллов
б) средний уровень – планирует и организовывает работу, распределяет время при поддержке (напоминании) педагога
5-7
баллов
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения при планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога
менее