Программа лагеря с дневным пребыванием детей
Цели и задачи - Создание условий для формирования социальных навыков ребёнка, обогащение его социального опыта. - Создание благоприятных условий для интеллектуальной, физической, психологической реабилитации школьников после напряжённого учебного года и разностороннего развития личности. Для детей: - Создание ситуации успешности для участников программы; - Предоставление ребёнку возможности самореализации в соответствии с его склонностями; - Формирование у детей первичных знаний о здоровом образе жизни. Для педагогов: - Создание социально-психологических условий для личностного развития детей; -Оказание помощи детям, имеющим проблемы в социализации, личностном развитии; -Систематически отслеживать психолого-педагогический статус детей в процессе реализации программы; - Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.
Ожидаемые результаты. Для детей: -Удовлетворение потребностей в полноценном отдыхе. - Реализация интересов, духовное обогащение, пробуждение новых интересов. -Реализация склонностей и способностей в различных видах деятельности. -Формирование у детей навыков здорового образа жизни. Для педагогов: -Отработка навыков педагогического и делового общения. -Отработка методик и форм работы с временным детским коллективом в условиях лагеря с дневным пребыванием.
Подпрограммы «Математика- средство познания мира», «Школа – зеленый оазис».
Пояснительная записка.
Лучший способ сделать
детей хорошими-
это сделать их счастливыми.
О. Уайльд.
Что такое детство? Этот вопрос человечество обдумывает давно. Испокон веков детство считается лучшим периодом для освоения наук, развития физических и художественных навыков. Детство – это время формирования личности ребёнка, время включения в активную деятельность, пора развития и социализации.
В Конвенции о правах ребёнка записано: «Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества. Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт».
Но также существует мнение, что детство заканчивается, когда ребёнок идёт в школу. Из-за всё более возрастающих нагрузок у детей не остаётся времени на игры, фантазию, общение со сверстниками, выражения себя. Кроме того, во многих семьях при выборе дополнительных занятий ребёнка учитываются не его интересы, а мечты родителей. Когда же ребёнку выражать себя?
Каникулы составляют значимую часть объёма свободного времени детей, поэтому для них – это разрядка накопившейся за время обучения в школе напряжённости, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, удовлетворение индивидуальных интересов в различных сферах деятельности, развлечениях, играх. Дети ждут от каникул многого. И важно не обмануть их надежды.
А значит необходимо задуматься над тем, как:
- создать психолого-педагогические условия для личностного развития;
- найти разнообразные формы организации деятельности и общения;
- разработка программ, целью которых является стимулирование внутреннего роста, раскрытие потенциала.
Наша программа нацелена на получение ребёнком возможности реализоваться, открыться в различных сферах жизни, видах деятельности.
Программа рассчитана на детей 7-11 лет. Построена с учётом специфики летнего лагеря на базе школы.
-4-
Нормативно-правовая база.
1. Распоряжение департамента образования администрации г. Омска «Об обеспечении оздоровления, отдыха и временной занятости обучающихся муниципальных образований учреждений г. Омска в летний период 2009 года» от 28 апреля 2009 г. №100-р
2. Конвенция ООН о правах ребёнка (ООН, 1991 г.)
3. Концепция модернизации российского образования до 2010 года.
4. Устав МОУ.
Цели и задачи программы.
Цели: - Создание условий для формирования социальных навыков ребёнка, обогащение его социального опыта.
- Создание благоприятных условий для интеллектуальной, физической и психологической реабилитации школьников после напряженного учебного года и разностороннего развития личности.
Задачи: Для детей:
- Создание ситуации успешности для участников программы.
- Предоставление ребёнку возможности самореализации в соответствии со своими склонностями и интересами.
-Формирование у детей стремления к здоровому образу жизни.
Для педагогов:
-Создание социально-психологических условий для личностного развития детей.
- Оказание помощи детям, имеющим проблемы в социализации и личностном развитии.
- Систематически отслеживать психолого-педагогический статус детей в процессе реализации программы.
-Повышение психолого-педагогической компетенции администрации и педагогов.
-5-
Принципы реализации программы.
В основу программы положен ряд принципов, которые обуславливают подход к её конструированию:
1. Принцип активности.
Согласно этому принципу, на первый план выдвигаются не только предоставление ребёнку возможности быть развитой гармоничной личностью, но и возложение на него ответственности за реализацию этой возможности. Развитие личности – это активный процесс самостоятельного творческого конструирования личности, её совершенствование. Грамотное руководство педагогом данным принципом предполагает не пассивное усвоение той или иной моральной нормы на функционально- ролевом уровне, а активное овладение этой нормой.
2. Принцип взаимодействия.
Данный принцип будет работать на организацию совместной деятельности всех служб лагеря, задействованных в воспитательном процессе, что способствует созданию условий для реализации программы.
3. Принцип системности.
Этот принцип предполагает взаимодействие психологической, педагогической и медицинской служб лагеря, как единой системы.
4.Принцип коллективной деятельности.
Программа предполагает использование возможностей временного детского коллектива.
5.Принцип профессиональной активности.
Этот принцип предполагает организацию совместной деятельности воспитателей и детей в условиях создания системы успеха в коллективной и индивидуальной деятельности.
6.Принцип психолого-педагогического сопровождения.
Принцип предусматривает непрерывную постоянную поддержку детей. Создание комплексной системы диагностических методик, которые работают на систему отслеживания психолого-педагогического статуса ребёнка.
7.Принцип личностно-ориентированного подхода.
Данный принцип предполагает необходимость учитывать индивидуально-психологические особенности детей и в соответствии строить воспитательную работу.
8.Принцип соответствия.
Предлагаемые виды деятельности и мероприятия должны соответствовать целям, задачам, нормам, избранным в качестве приоритетных на общем уровне.
9. Принцип открытости.
Широкий обмен информацией и впечатлениями о проделанной работе между педагогическим коллективом и детьми, использование приобретённого опыта для дальнейшей работы лагеря.
10.Принцип взаимовыручки.
Работа педагогического коллектива и детей осуществляется через взаимную помощь в проведении обще лагерных и отрядных мероприятий.
-6-
Механизмы реализации программы.
В основе развития лагерной смены лежит идея сюжетно-ролевой игры. С первых дней пребывания в лагере ребёнок вводится в игру, модель которой поддерживается педагогическим коллективом на протяжении всей смены.
Попадая в лагерь, дети попадают в разноцветную страну, где каждый день окрашен в определённый цвет или сочетания цветов.
Красный – кисть, художники.
Оранжевый – обаяние танца.
Желтый – желание помочь, добрые дела.
Зелёный – знание.
Голубой – голос, пение.
Синий – спорт.
Фиолетовый – фантазия.
Каждая семья – это разноцветная дружная семейка, которая имеет своё тематическое название, девиз и подчиняется законам лагеря. Во главе семеек стоят воспитатели. Они организуют детей, отвечают за их безопасность во время проведения мероприятий, помогают подготовиться к конкурсам, играм, соревнованиям. Им помогают вожатые. Игрой руководит старшая вожатая. Она же разрабатывает обще-лагерные мероприятия. Во главе разноцветной страны стоит начальник лагеря. Он осуществляет непосредственное управление, несёт ответственность за организацию жизнедеятельности лагеря, создает благоприятные условия для реализации программы.
Лагерь живёт и играет под девизом:
Мы от радуги возьмём краски,
Отдохнуть чтобы нам как в сказке,
Здоровья и сил набраться,
И в творчестве состояться.
В начале сезона каждая семейка получает чёрно-белый рисунок – экран успеха. Участвуя в игре семейки получают разноцветные детали этого рисунка. К концу смены чёрно-белые рисунки превращаются в разноцветные. И собираются в одну большую картину.
На каждом мероприятии самые активные участники получают знаки отличия – разноцветные ладошки. Цвет соответствует цвету дня и мероприятия. В конце сезона эти знаки обмениваются на ордена. Например, если у ребёнка больше синих, спортивных, ладошек, то он получает орден «Самый лучший спортсмен» и т.д. Работа ведётся так, чтобы если не все, то большинство детей получили ордена.
В конце каждой недели семейки по очереди оформляют «Разноцветную газету», отбирая цветные стихи, сказки, рассказы, отражая результаты недели.
С законами и легендами лагеря дети знакомятся в течение организационного периода, а также получают ряд заданий: придумать законы, гимн лагеря, нарисовать эскиз герба и флага. Итоги этих конкурсов подводятся в середине сезона.
Исходя из этого, основными механизмами реализации программы являются следующие технологии:
-7-
- технология игры; понимается как форма деятельности взрослых и детей в условных ситуациях. Основные правила: добровольность, получение удовольствия, обязательное присвоение ролей и их проигрывание.
- технология психолого-педагогического сопровождения детей, предполагает непрерывную систематическую поддержку детей всеми взрослыми. Эта технология связана с выявлением проблем у детей и решение их при обязательной активности ребёнка.
Формы реализации.
Для более успешной реализации нашей программы мы используем различные формы работы с детьми. Ведь скука самый главный враг жизни в лагере. Далее приводится перечень используемых форм.
Беседа – эта форма хорошо знакома детям из школьной жизни, но беседы, проводимые в лагере. отличаются тем, что они проводятся в более шутливой игровой форме.
Викторина - один из вариантов интеллектуального турнира. Суть её известна: участникам предлагаются вопросы, на которые необходимо найти правильные ответы. Викторина имеет золотое правило: «Каков вопрос – таков ответ!», поэтому нужно помнить о корректности вопроса и его формулировки.
Конкурс – это состязание в каком-либо виде деятельности, имеющее целью выделить наилучших участников, лучшие работы и т.д.
КТД (коллективно- творческое дело) – это спланированное, исполненное и проанализированное коллективом дело. Оно может быть различным. Это и постановка представления, и оформление газеты, отрядного уголка, и т.д.
Линейка – одна из организационных форм работы в лагере, предполагающая построение участников смены и сообщение им важной информации. Линейка – это ритуальное представление. Линейки бывают торжественными и рабочими. Продолжительность не должна превышать 15 минут.
Спортчас- форма организации физкультурно-оздоровительной работы. На спортивном часе можно разучивать и проводить спортивные командные игры, различные подвижные игры и состязания.
Экскурсия – групповое посещение достопримечательного места с образовательной целью. Экскурсия может быть серьёзной и шутливой.
Эстафета – форма организации соревнования в различных видах деятельности. Суть эстафеты в поочерёдном преодолении участниками одной группы определённых этапов. По ходу эстафеты участники передают друг другу право прохождения маршрута.
Так как эта программа рассчитана на детей, обучающихся в начальной школе, основной формой организации является игра. Игра для детей самая естественная
-8-
форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления творчества, личной активности. Деятельность, досуг, развлечение, развитие, становление, формирование, отдых, познание – это игра.
Работа по программе предусматривает использование различных форм игры:
-физические
- интеллектуальные
-имитационные
- драматизации
-музыкальные
- литературные
- театральные
- коллективные и т.д.
Но главной остаётся сюжетно-ролевая игра. В игру дети входят, входя в лагерь. Они получают роли, знакомятся с правилами и законами, выполняют заданные действия, получают результат.
Кадровое обеспечение.
Для реализации программы необходим слаженный сплоченный коллектив единомышленников. В нашем лагере отдыхают дети разных возрастов. Поэтому воспитатели – это учителя начальной школы, а также старшего и среднего звена.
Старшеклассники организовали 3 отряда: математический, озеленения, трудовой.
С ними работают Федина Е.А (уч. истории), Седлецкая Л.А. (уч. математики), Свиридкина Т.С. (уч. биологии).
Остальные воспитатели – учителя начальных классов.
Новикова А.О.
Федорцова М.Г.
Рахимжанова О.Х.
Шаповалова И. А.
Они знают своих воспитанников, работали сними в течение всего года
Руководит работой воспитателей ст. вожатая Малышкина А.Г.
Хороший отдых не возможен без хорошего питания. Обеспечивают его детям Федорченко Г.А., Скачкова Н.А., Рященко Е.В.
Кроме отдыха детей, пребывание их в нашем лагере несёт оздоровительный характер. Следит за здоровьем и помогает в непредвиденных ситуациях медик нашего лагеря Аникина Н.А.
Помогает поддерживать чистоту в лагере Корсакова Н.А.
Кроме этого в лагере работают вожатые. Они помогают воспитателям организовывать ребят.
Руководит всей жизнью лагеря, обеспечивает благоприятные условия для реализации программы начальник лагеря Ворончихина Г.П.
-9-
Итог:
Педагогический состав: 9 чел.
Обслуживающий персонал: 5 чел.
Вожатые: 4 чел.
Утверждение кадрового обеспечения лагеря проводится на педагогическом совете в мае.
Материально-техническое обеспечение.
Перечень используемых помещений. 4 классные комнаты : 2 спальни, вожатская, штаб отрядов по озеленению, математического, трудового, спортивный зал – игровая, столовая, пищеблок.
Перечень используемых
материалов. Ватман, картон, краски, цв. бумага, ножницы, клей, альбомы, цв. карандаши, фломастеры, скотч, кнопки, кисти, пр. карандаши, цв. мел.
Оборудование. Телевизор с проигрывающей приставкой, настольные игры, аудио- проигрыватель, муз. центр, фортепиано, детские книги.
Инвентарь. Мячи ( футбольный, баскетбольный, волейбольный), скакалки, обручи, с/х инвентарь, кегли.
Критерии оценки эффективности программы.
Внутренние критерии
(изучение динамик личностных характеристик детей)
1.Критерий развития творческих способностей.
Показатели: умение оценивать проблему, принять правильное решение, найти несколько способов решения.
Методики: решение творческих ситуаций, тестирование, выполнение творческих отчётов, участие в обще лагерных мероприятиях.
2. Критерии нравственного развития.
Показатели: отношение к другим людям, отношение к себе.
Методики: наблюдения, беседы, анкетирование, самооценка, взаимооценка.
3. Критерии здоровья.
Показатели: удовлетворение в полноценном отдыхе, самооценка физического и психологического состояния.
Методики: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа
Внешние критерии
(изучение условий, обеспечивающих достижение целей программы)
1.Критерии удовлетворённостью программой.
Методики: опросы, анкетирование, беседа.
2.Критерии эффективности реализации подпрограммы.
Методики: анализ продуктов деятельности, беседа.
Предполагаемые результаты.
Для детей:
- Удовлетворение потребности в полноценном отдыхе.
- Реализация интересов, духовное обогащение, пробуждение новых интересов.
- Реализация склонностей и способностей в различных видах деятельности.
- Формирование у детей первоначальных знаний о здоровом образе жизни.
Для педагогов:
- Отработка навыков педагогического и делового общения.
- Отработка методов и форм работы с временным коллективом детей в условиях лагеря с дневным пребыванием.