Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение – Бочанихинская основная общеобразовательная школа
Утверждаю:
Начальник ЛДП:____________( Кусь Т.П.)
Приказ № 18 от « 26» февраля 2018 г.
Воспитательная программа пришкольного оздоровительного лагеря
«Солнышко»
с дневным пребыванием детей на базе МКОУ- Бочанихинской ООШ
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7-15 лет
Срок реализации программы: апрель - июнь 2018г.
Информационная карта программы
1 | Полное название программы | Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием |
2 | Название лагеря | «Солнышко» |
3 | Тип лагеря | Оздоровительный лагерь дневного пребывания |
4 | Цель программы | Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период. |
5 | Направления деятельности | 1.Спортивно - оздоровительный модуль. 2. Трудовой модуль. 3.Художественно - творческий модуль. 4. Патриотический модуль. 5. Духовно - нравственный модуль. |
6 | Краткое содержание программы | Программа содержит: цель и задачи; механизм реализации программы; виды и направления деятельности; план работы; ожидаемые результаты и условия реализации; устав лагеря; органы самоуправления лагеря. |
7 | Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу | МКОУ - Бочанихинская ООШ |
8 | Адрес, телефон | с.Бочаниха, ул. Мира 59, т:49- 435 |
9 | Место реализации | Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием |
10 | Количество, возраст учащихся | учащихся в возрасте от 7 до 15 лет |
11 | Сроки реализации | 01.06.2015г.- 25.06.2015г. |
Пояснительная записка
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом. Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру. В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и место для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе МКОУ- Бочанихинская. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей. Для того чтобы отдых сделать полноценным разработана программа. Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников; необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа имеет цель и задачи, в ней указаны принципы, на которые она опирается, описаны ожидаемые результаты. В программе есть «Устав» лагеря, где прослеживаются правовые взаимоотношения педагогов и детей. Кроме этого в программе описаны органы детского самоуправления. Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Цель - создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи
Создание условий для организованного отдыха детей.
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка.
Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
Программа летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:
Принцип гуманности
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере «Солнышко» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Этапы реализации программы
1 этап. Подготовительный апрель- май
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко»;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап. Организационный – июнь
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы «Солнышко»;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап. Практический – июнь
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел.
Условия реализации программы
1. Нормативно-правовые условия
Закон «Об образовании РФ»
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
Устав МКОУ - Бочанихинская ООШ
Положение о лагере дневного пребывания.
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Приказы Управления образования.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
Акт приемки лагеря
2.Материально-технические условия
- Спортивный зал. Занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды).
-Спортивная площадка. Линейка, проведение игр на воздухе, спортивные состязания)
- Школьный двор (Отрядные дела, игры-путешествия)
- Школьная библиотека (Литература для педагогов и детей)
- Школьная столовая (Обед, завтрак, полдник)
Методические условия
наличие необходимой документации, программы, плана;
коллективные творческие дела
Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко» с социумом
1. Спортивно- оздоровительный комплекс.
2. ФАП с. Бочанихи.
3. Сельская библиотека
4. Культурно- досуговый центр
Направления и виды деятельности
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей
Спортивно - оздоровительный модуль
Трудовой модуль
Духовно- нравственный модуль
Художественно- творческий модуль
Патриотический модуль
Трудовой модуль
Задачи | Основные формы работы |
1.Формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование. Постепенное расширение содержания трудовой деятельности 2.Воспитание у детей некоторых личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде. 3. Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда. | 1.Бытовой самообслуживающий труд (дежурство по столовой, по отряду) 2.Операция «Трудовой десант» (уход за цветниками) |
Спортивно – оздоровительный модуль
Задачи | Основные формы работы |
1.Вовлечение детей в различные формы физкультурно - оздоровительной работы; 2.Выработка и укрепление гигиенических навыков; 3.Расширение знаний об охране здоровья | 1.Утренняя зарядка. 2. Спортивные игры на стадионе, спортивной площадке. 3.Подвижные игры на свежем воздухе. 4.эстафеты, спортивные мероприятия, спортивные игры. 5.Беседы, лекции «Мое здоровье». |
Духовно - нравственный модуль
Задачи | Основные формы работы |
1.Формирование национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений; 2. Возрождение нравственных , духовных ценностей семьи и поиск эффективных путей социального партнерства детей и взрослых. | 1. Беседы, презентации. 2. Конкурсы рисунков |
Патриотический модуль
Задачи | Основные формы работы |
1.Пробуждать в детях чувство любви к родине, семье. | Праздники Конкурсы рисунков 3. Митинг |
Художественно- творческий модуль
Задачи | Основные формы работы |
1.Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга. 2.Организовать деятельность творческих групп. 3.Пробуждать в детях чувство прекрасного. | 1.Мероприятия различной направленности. 2.Праздники. 3. Конкурсные программы. 4.Тематические линейки. 5.Презентации. 6. Кружок « Город Мастеров» |
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.
Критерии оценки результатов программы
Поведение ребенка.
Умение взаимодействовать с другими членами временного детского коллектива.
Отношение ребенка к себе и окружающим.
Эмоциональное состояние ребенка.
Уровень представления ребенка о ценностях человеческой жизни.
Список используемой литературы
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
Законы лагеря «Солнышко»
Закон хозяина.
«Солнышко» - наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от нас.
Закон точности.
Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.
Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.
Закон поднятых рук.
Наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.
Каждый в ответе за то, что с ним происходит.
Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.
Верь в себя и свои силы.
Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.