СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексная краткосрочная программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Остров сокровищ»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Комплексная краткосрочная программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей  «Остров сокровищ».

В основе воспитательной программы сюжетно-ролевая игра «Остров сокровищ».

 Цель программы: создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровление детей в условиях лагеря.

Просмотр содержимого документа
«Комплексная краткосрочная программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Остров сокровищ»»

Программа

«Остров сокровищ»

(комплексная, краткосрочная)

летнего лагеря дневного пребывания детей

6-12 лет на 2 смену 2018 года

(с 28.06.2018 г. по 23.07.2018 г.)

на базе МБОУ ДОД центр детского творчества






Разработала:

педагог дополнительного образования детей

Касьянова Светлана Львовна


п. Маго

2018 год


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1.

Полное название программы

Комплексная краткосрочная программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Остров сокровищ»

2.

Адресат проектной деятельности

- Дети и подростки от 6 до 12 лет, в том числе: из социально незащищённых категорий (малообеспеченные, многодетные, неполные семьи).

- Население села Маго.

- Несовершеннолетние дети «группы особого внимания».

- Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

- Педагогический коллектив учреждения отдыха и оздоровления

3.

Сроки реализации программы

Реализация программы будет проведена в три этапа:

1.Подготовка к смене с 01.02 – 27.06.2018г

2. Проведение 2 смены с 28.06 – 23.07.2018г.

3. Подведение итогов и отчёт о проделанной работе

4.

Цель программы


Создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровление детей в условиях лагеря.

5.

Задачи

1.Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.

2.Преодоление разрыва между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной деятельности;

Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.

3.Формирование у учащихся знаний в области истории, расширение их кругозора.

4.Развитие творческих способностей учащихся, формирование навыков исследовательской работы, создание возможностей для реализации творческого потенциала, творческого мышления.

5.Формирование у детей навыков общения и толерантности.

6.Утверждение в сознании детей нравственных и культурных ценностей.

7.Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры.

6.

Краткое содержание программы

В основе воспитательной программы сюжетно-ролевая игра «Остров сокровищ».

Сюжет игры определяет правила и принципы жизнедеятельности и нормы поведения детей и взрослых. Каждая команда, живя на острове и проходя испытания, получают кристалл: 1 место красный, 2 место синий, а на карте острова отмечается путь команд флажком. Один раз в день решается, кто из игроков должен получить желтый кристалл за личные достижения.


7.

Ожидаемый результат

Результатом реализации программы будет являться:

1.100% охват детей и подростков, согласно плана, летним отдыхом и оздоровлением через лагерь с дневным пребыванием детей

2.Улучшение физического и психического здоровья детей и подростков, оздоровление детей, приобщение к здоровому образу жизни через спортивные и оздоровительные мероприятия (понимание и осознание ценности человеческой жизни, ответственности за сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни). Самосохранение и безопасность.

3. Расширение и углубление знаний об истории Родины, края и района, умение находить решение по устранению экологических проблем родного края; умение реализовывать свои права и обязанности по отношению к самому себе, своим близким, родному краю, Отечеству, планете Земля;

4. Развитие коммуникативных навыков, практических умений детей, совершенствование личности и раскрытие ее творческого потенциала;

5. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;

6. Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей, выработка и усвоение определённых правил и норм поведения детей и подростков по отношению к себе, другим людям, к своим знаниям, окружающему миру.

8.

Название организации. Авторы программы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского творчества п. Маго

9.

Почтовый адрес организации.

Российская Федерация, 682450, Хабаровский край, Николаевский р-н, Маго п, Мира, 4, Телефон: 33-3-18

10.

Ф.И.О. руководителя организации

Директор Солодянкина Анастасия Владимировна

11

Разработчик программы

Педагог дополнительного образования детей

Касьянова Светлана Львовна

12.

Финансовое обеспечение

Финансирование производится за счёт областного бюджета, бюджета ОУ, средств родительской платы на организацию культурно - досуговых мероприятий





Пояснительная записка

Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть что-то удивительное рядом.

Летние каникулы - самая лучшая и незабыва­емая пора для развития творческих способ­ностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные свя­зи, удовлетворения индивидуальных интересов и по­требностей.

Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, играть, с пользой проводить свободное время. Именно такие возможности для каждого ре­бенка открывают детские лагеря.

Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.

В детском лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребёнок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.

Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из села к родственникам. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Все это и натолкнуло на создание программы организации летнего отдыха «Остров сокровищ». Ведь самые главные открытия — это те, которые происходят внутри каждого из подростков, оказывая влияние на формирование личности и её качеств.

Программа составлена как логическое продолжение воспитательной работы в области всестороннего развития личности ребёнка. По своей направленности, комплексная программа ставит перед собой несколько целей взаимодополняющих друг друга, объединяет различные направления отдыха и воспитания детей в условиях лагеря с дневным пребыванием.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены.

Принимая во внимание изменчивость окружающей действительности, а также особенности воспитания в условиях летнего отдыха, планирование производиться с учётом принципа оперативности. Оперативность предусматривает технологическую сторону планирования: план строиться гибким, легко контролируемым, экономичным с точки зрения затраты времени и сил.

В первую очередь таким источником выступает социальная ситуация планируемого периода, которая обусловлена общественными событиями в мире и стране, юбилейными датами, народными праздниками, традициями лагеря.

Другим источником планирования воспитывающей деятельности являются природно-погодные условия. Их специфика немаловажна для отдыха детей во время летних каникул. Особенно надо учитывать те периоды времени, когда природа красива, поражает своей чарующей гармонией. В целях закаливания детей планируется большое количество прогулок, игр на свежем воздухе.

Правильно организуется приём солнечных и воздушных ванн, чередование активного движения с отдыхом, сочетание труда и отдыха – важного условия укрепления здоровья детей.

Уровень воспитанности детей и их возрастные особенности - третий источник планирования (возрастная ситуация). При планировании учитываются психологические, физиологические и социальные особенности детей определённого возраста. Также учитывается то, что младшие школьники не могут долго заниматься одним и тем же делом, однообразие их утомляет, поэтому план работы лагеря составляется с учётом чередования разных занятий: спортивных, игровых, трудовых, познавательных. Коллективные дела сочетаются с организованным отдыхом в свободное время, воспитательные мероприятия содержат больше игровых элементов, подвижных форм.

Четвёртым источником планирования являются основные характеристики благополучия ребёнка:

- Физическое благополучие: поддержание физического здоровья, удовлетворение двигательной активности, рациональное распределение физических нагрузок, отсутствие травматизма;

- Социальное благополучие: комфортность среды жизнедеятельности и общения, наличие референтной группы жизнедеятельности, социальный статус в коллективе, самореализация и удовлетворение своего интереса в группе.

- Морально – нравственное благополучие: присвоение норм морали и нравственности, принятых в окружении ребенка, приобретение ценностных ориентиров, возможность самоопределения и совершения выбора.

- Интеллектуальное благополучие: реализация интеллектуального потенциала, расширение кругозора, приобретение новых знаний, умений, навыков.

- Эмоциональное благополучие: благоприятный эмоциональный фон окружения, хорошее самочувствие, настроение, удовлетворенность от пребывания в лагере.

Программа ориентирована на детей в возрасте от 6 до 12лет.

Комплектование отрядов осуществляется с учётом интересов детей с целью продолжения познавательной деятельности, учитывается возраст, родственные отношения, симпатии к товарищам.

Особое внимание уделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Программа реализуется в течение 18 дней. К реализации программы активно привлекаются родительская общественность и различные культурно – досуговые организации.

Актуальность программы

Очень важно для здоровья детей, чтобы после долгого периода учебного года произошла разрядка накопившейся напряженности. Участниками летней оздоровительной площадки являются дети, разные по состоянию здоровья, с различными творческими способностями, успеваемостью, социальным опытом, из разных семей. Из этого следует - во время летних каникул необходимо обеспечить полноценный организованный отдых детей, т.е. сделать его занимательным, насыщенным, полезным для физического и психологического здоровья. При составлении программы учитывались традиции и возможности центра детского творчества, уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы детей и родителей, опыт прошлых лет по организации летнего оздоровительного отдыха (модернизацией старых форм работы и введением новых), а также опыт, накопленный другими лагерями.

Нормативно-правовые условия

* Закон «Об образовании РФ»

* Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.

* Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.

* Положение о лагере дневного пребывания.

* Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.

* Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.

* Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.

* Приказы Управления образования.

* Должностные инструкции работников.

* Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.

* Заявления от родителей.

* Акт приемки лагеря.

* План работы.

Педагогическая идея программы

Укрепление духовного, нравственного, психического и физического здоровья детей и подростков, создание условий для приобретения ими позитивного опыта, сознания и готовности строить свою жизнь на основе сознательного отношения к своему здоровью, саморазвитии, самореализации и самоопределении.

Летний лагерь создает условия для педагогически целесообразного, эмоционального, привлекательного отдыха и досуга детей, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.


Цель:

Создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровление детей в условиях лагеря.


Задачи:

Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.

Преодоление разрыва между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной деятельности;

Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.

Формирование у учащихся знаний в области истории, расширение их кругозора.

Развитие творческих способностей учащихся, формирование навыков исследовательской работы, создание возможностей для реализации творческого потенциала, творческого мышления.

Формирование у детей навыков общения и толерантности.

Утверждение в сознании детей нравственных и культурных ценностей.

Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.


Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

1.Чёткое представление целей и постановка задач.

2.Конкретное планирование деятельности.

3.Кадровое обеспечение программы.

4.Методическое обеспечение программы.

5.Педагогические условия.

6.Материально-техническое обеспечение.



Педагогические условия

1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

2. Организация различных видов деятельности.

3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.

4. Создание ситуации успеха.

5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.

6. Организация различных видов стимулирования.



Методическое обеспечение

1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов.

2. Должностные инструкции всех участников процесса.

3. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

4. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.


Материально-техническое обеспечение

1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.

2. Материалы для оформления и творчества детей.

3. Наличие канцелярских принадлежностей.

4. Аудиоматериалы и видеотехника.

5. Призы и награды для стимулирования.


Содержание деятельности

В программе "Остров сокровищ" главное внимание уделено двум направлениям:

- физическое и духовное развитием детей средством игры, познавательной деятельности, закрепление знаний о природе и формирование навыков бережного отношения к ней;

- развитие творческих способностей, формирование навыков исследовательской работы, создание возможностей для реализации творческого потенциала, творческого мышления детей.


Этапы реализации программы:

1.Подготовительный этап (февраль – июнь)

Этот этап характеризуется тем, что до открытия пришкольного оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

- проведение совещаний при директоре центра к летнему сезону;

- издание приказа по центру о проведении летней кампании;

- разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;

- подготовка центра к летнему сезону;

- подготовка методического материала для работников лагеря;

- отбор кадров для работы в летнем лагере;

- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)



2.Организационный этап (2 смена: 28-29 июня)

Основной деятельностью этого этапа является:

- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

- формирование отрядов;

- запуск программы «Остров сокровищ»;

- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.



3.Основной этап (2 смена: 02-19 июля)

- реализация основной идеи смены;

- вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел;



4. Аналитический этап (2 смена:19-23 июля)

-Результаты реализации программы;

-Анализ внесенных предложений детей, родителей, педагогов по организации деятельности лагеря в будущем

- подведение итогов работы органов детского самоуправления;

- награждение наиболее активных участников смены;



5.Заключительный этап смен (2 смена -23 июля)

Основной идеей этого этапа является:

- подведение итогов смены;

- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесёнными по деятельности летнего лагеря в будущем.

-заключительная игра;

- выпуск сборника мероприятий (фотографий) по итогам лагеря;



Сроки действия программы

Реализация программы будет осуществляться в течение 18 дней

с 28.06.2018г. по 23.07.2018г.



Содержание деятельности программы

Педагогическая основа программы - игра. Игра становится фактором социального развития личности. В качестве игровой модели избрана сюжетно-ролевая игра.

Особенности временного детского коллектива (ВДК) обеспечивают довольно быстрое развитие коллектива, что, в свою очередь, способствует динамике сюжетно-ролевой игры.

Игра включает в себя поиск, труд, наблюдение, спорт, овладение навыками. Она, как добрый друг, знакомит ребят с интересными людьми, с окружающей природой, с новыми видами деятельности.

Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие сюжета и следование ему всех участников лагеря. Каждый имеет в ней свою роль, но следует по своему усмотрению, а не по строгому сценарию.

Сюжет определяет канву игры, правила и принципы жизнедеятельности, нормы поведения, которые могут корректироваться в процессе игры. Игра - это действие, творчество ребят и взрослых, общая радость взаимопонимания.

В основу жизни на острове (лагере) положен принцип развивающего отдыха, способствующий процессу дальнейшего развития личности ребёнка и его экологического воспитания.

Участники игры: дети, педагог дополнительного образования, администрация лагеря, библиотекарь.

Принципы реализации программы

В основе программы «Остров сокровищ» лежат следующие принципы:

  • Принцип индивидуализации воспитания требует учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытия потенциалов личности, предоставление возможностей каждому для самореализации, самораскрытия, открытости в деятельности отрядов, учёт возрастных и индивидуальных способностей, интересов детей;

  • Принцип мотивации деятельности ребят требует добровольности их включения в ту или иную деятельность, участия в делах программы, наличия цели – доступной, понятной, осознанной; доверия ребёнка в выборе средств и способов достижения поставленной цели, доступности предлагаемых форм работы возможностям каждого ребёнка;

  • Принцип сотрудничества предполагает определение общих целей педагогов и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи, систематичности, предполагающей соответствие всей деятельности детей и поставленным задачам, логическую взаимосвязь всех дел смены;

  • Принцип наглядности данной программы: каждое дело отряда отмечено в выпуске газеты и включено в фотоотчет работы отряда, каждое дело смены наглядно отражается на карте острова.

  • Принцип гуманности: признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания, выявление и развитие всех сущностных сил ребёнка, внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости, развитие в каждом ребёнке стремления стать лучше, знать больше; развитие его творческих способностей;

  • Принцип коллективности: этот принцип является основой для проведения коллективного творческого дела с возникающей целью (по И.П.Иванову);

  • Принцип вариативности предполагает создание условий для выбора ребятами форм деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности, как педагога, так и детей;

  • Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы при реализации программы.



Формы и методы работы по программе, которые будут использоваться:


- тематические экскурсии;

- познавательные игры и викторины;

- спортивные игры и соревнования;

- психологические игры;

- игровые тестирования, опросы, анкетирование;

- беседы, исследовательская работа, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов.

- занятия на природе;

- изготовление поделок, выпуск газеты.

- концерты, театральные постановки, конкурсы рисунков, акции.



Механизмы реализации программы

Легенда Острова (Лагеря)

С НЕЗАПАМЯТНЫХ ВРЕМЕН ПЕРЕДАЕТСЯ ИЗ ПОКОЛЕНИЕ В ПОКОЛЕНИЕ ЛЕГЕНДА О ВОЛШЕБНОМ ОСТРОВЕ, ХРАНЯЩЕМ ТАЙНУ СОКРОВИЩ.

Никто точно не помнит, когда и как на просторах Великого океана появился фрегат с «Веселым Роджером» на мачте, основным промыслом которого был захват кораблей. Грабительские нападения на торговые суда и прибрежные городки пополняли сокровищницу пиратов. Какая бы, награда не назначалась за их головы пиратов, никто не мог их поймать. Пользуясь безнаказанностью замахнулись злодеи на ограбление корабля, перевозящего Реликвии Императора. Когда весть о случившемся достигла правителя, попросил он Владыку Великого Океана наказать пиратов. Возмутился Великий Океан, обрушил волну на фрегат и выбросило пиратский корабль на необитаемый тропический остров. Потерпевший бедствие корабль пиратов требовал большого ремонта. Приложив все силы, через продолжительное время команда сумела восстановить корабль. Но пираты испугались гнева Владыки Великого Океана и боясь потерять награбленное, зарыли клад и составили карту. Когда же пираты покинули остров, налетел ураган, который потопил корабль злодеев и разметав драгоценные кристаллы по острову, скрыл все следы, по которым можно было отыскать Реликвии Императора. Остров, на котором много лет назад был зарыт клад, был назван «Островом сокровищ».

Посчастливилось одному мудрецу восстановить карту «Острова сокровищ». Созвал он храбрых и отважных и снарядил два корабля на поиски сокровищ и Реликвии Императора.



Игровая модель

На маленький необитаемый тропический островок высаживается 2 команды из отважных искателей сокровищ, которым предстоит не только подобно Робинзону бороться за выживание, благоустраивая свой быт, но и раз в день решить, какая команда должна получить драгоценный кристалл. Для того, чтобы стать обладателем кристалла, надо победить в трудном и опасном испытании. Та команда, которая за время нахождения на острове наберёт больше кристаллов, становится победителем и получает Реликвии Императора. Пользуясь картой Острова, которую участники соберут в первый день смены, они отправятся в путешествие и начнут бороться за сокровища на острове. Карта вывешивается в первый день смены на видном месте. Пройденный путь отмечается на ней флажками.

Введение в игру начинается с момента встречи с детьми в первый день лагеря. В этот день проводится общелагерная игра «Карта сокровищ». Ребята выбирают капитанов и придумывает название, девиз, символику корабля. На второй день смены ребята отправляются в путь к острову.

Включение в игру и её поддержке способствует игровой материал: знаки отличия и успеха, игровые талисманы, эмблемы, тайные знаки. Каждая команда придумывает название, девиз, символику и создаёт свой «Судовой журнал». Так же выбирают капитана корабля.

Игра развивается во все периоды смены, в каждом из которых ребята получат навыки коллективно-творческой деятельности.

Система стимулирования

После старта игры каждое команда получает флаг, на который делает и укрепляет эмблему своего корабля. За победу в различных испытаниях (делах) команда получает знак успеха в виде кристалла.

Каждый кристалл имеет свой цвет и значение:

  • Красный кристалл -1 место. Все на Острове любуются вами, вы постарались по «полной программе»;

  • Синий костерок-2 место. Чуть-чуть не хватило до ликования, но ваша команда достойна признания;

  • Жёлтый кристалл-индивидуальная награда игрока за личные достижения. Красным кристаллам= 10 желтых или 2 синих. Синий кристалл=5 жёлтый.

 Задача каждого племени - собрать как можно больше кристаллов.

В реализации программы участвуют:

* Педагог-организатор;

* Библиотекарь;

Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией центра детского творчества. Перед началом работы лагерной смены проводится установочный семинар для всех участников программы (кроме детей). Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных и общелагерных дел.







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!