СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитательной работы лагеря дневного пребывания «Солнышко»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа воспитательной работы лагеря дневного пребывания «Солнышко» разработана на основании Федеральной программы воспитательной работы для организаций отдыха детей и их оздоровления и календарного плана воспитательной работы, утвержденной Приказом министерства просвещения от 17.03.2025 № 209. Данная Программа обеспечивает единство воспитательного пространства, ценностно-целевого содержания воспитания и воспитательной деятельности в организациях отдыха детей и их оздоровления.

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы лагеря дневного пребывания «Солнышко»»

Департамент образования Администрации городского округа Самара

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества «Луч»

городского округа Самара



Утверждаю

Директор



___________ С.Г. Юрова

«23» апреля 2025 г.

Приказ № 86-од






Программа воспитательной работы

лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко»

МБУ ДО «ЦДТ «Луч» г.о. Самара


Адресат программы: дети 7-14 лет

Срок реализации: 18 дней





Разработчик: педагог-организатор Вахрушева Е.В.


Дата протокола ОМЭС:

____________________






Самара, 2025 г.

Содержание

Введение

3

1. Раздел 1. «Ценностно-целевые основы воспитательной работы»

5

1.1. Цель и задачи воспитательной работы

5

1.2. Целевые ориентиры результатов воспитания в соответствии с возрастными особенностями участников программы

6

2. Раздел 2. Содержание и формы воспитательной работы

8

2.1. Подготовительный этап

9

2.2. Организационный этап

10

2.3. Основной этап

10

2.4. Итоговый этап

11

2.5. Этап последействия

12

2.6. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности (модули)

12

2.6.1. Блок «Россия: прошлое, настоящее, будущее»

13

2.6.2. Блок «Человек: здоровье, безопасность, семья, творчество, развитие»

16

2.6.3. Блок «Мир: наука, культура, мораль»

19

2.7. Анализ воспитательной работы

21

3. Раздел 3. Организационные условия реализации Программы

22

3.1. Партнёрское взаимодействие с общественными и молодёжными Организациями

22

3.2. Взаимодействие с родительским сообществом

22

3.3. Кадровое обеспечение программы

23

3.4. Материально-техническое обеспечение реализации программы

23

Список источников и литературы

24

Приложение № 1 Календарь знаменательных дат на 2025 год

25

Приложение № 2 Календарный план воспитательной работы лагеря дневного пребывания

26

Приложение № 3 План-сетка мероприятий

29

Приложение № 4 Уклад организации отдыха детей и их оздоровления ЛДП «Солнышко»

32





















Введение

Программа воспитательной работы (далее – Программа) лагеря дневного пребывания «Солнышко» муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества «Луч» городского округа Самара (далее – Центр), разработана на основании Федеральной программы воспитательной работы для организаций отдыха детей и их оздоровления и календарного плана воспитательной работы, утвержденной Приказом министерства просвещения от 17.03.2025 № 209.

Данная Программа обеспечивает единство воспитательного пространства, ценностно-целевого содержания воспитания и воспитательной деятельности в организациях отдыха детей и их оздоровления.

Программа направлена на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Методологической основой разработки и реализации Программы являются два основных подхода: системно-деятельностный, аксиологический.

При системно-деятельностном подходе главное место отведено активной, разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности ребенка и специальным образом организованной совместной деятельности детей и педагогических работников в условиях временного детского коллектива или временных детских групп, развитию их субъектной позиции.

Аксиологический подход представляет собой систему педагогических техник и методов, которые способствуют развитию у детей и молодежи нравственных качеств, ценностного восприятия мира, пониманию места ценностей в окружающей действительности, формированию стремления к непрерывному саморазвитию.

Программа воспитательной работы лагеря дневного пребывания «Солнышко» (далее – лагерь) разработана с учетом возрастных и психологических особенностей участников лагеря. Особое внимание уделяется развитию личностных качеств, способствующих успешной социализации, формирование экологического сознания и эстетического вкуса, развитие способностей к самовыражению в различных видах творчества и уважительного отношения к труду, укреплению ценности семьи, дружбы, труда и знаний, поддержанию физического и психологического здоровья.

Целевая аудитория программы: основной состав лагеря – это обучающиеся начального и среднего школьного звена. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей. В основу организации лагеря дневного прибывания закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Срок реализации программы: программа реализуется в течение 18 дней со 2 по 27 июня 2025 года и включает три основных этапа реализации: организационный, основной и итоговый.


Нормативные основания для создания Программы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);

  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  3. Приказ министерства просвещения от 17.03.2025 № 209 «Об утверждении федеральной программы воспитательной работы для организаций отдыха детей и их оздоровления и календарного плана воспитательной работы».

  4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р);

  5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

  6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;

  7. Федеральный закон «О российском движении детей и молодежи» от 14.07.2022г. № 261-ФЗ;

  8. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);

  9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  10. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

  11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  12. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Самарской области от 12.07.2017 № 441);

  13. Письмо министерства образования и науки Самарской области от 12.09.2022 № МО/1141-ТУ (с «Методическими рекомендациями по разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (новая редакция);

  14. Письмо Министерства просвещения РФ от 02.05.2023 № АБ-1965/06 (с «Методическими рекомендациями по вопросам подготовки и проведения летней оздоровительной кампании 2023 года, включая вопросы обеспечения безопасности детей в период организованного отдыха, а также об организации учета медицинского стажа медицинских работников в организациях отдыха детей и их оздоровления»).


Раздел 1. «Ценностно-целевые основы воспитательной работы»


    1. Цель и задачи воспитательной работы:

Цель: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у детей чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Задачами воспитательной работы являются:

  • содействие формированию у детей и молодежи знаний норм, духовно- нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);

  • формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);

  • приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний;

  • формирование воспитательного пространства, соответствующего возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Конкретизация цели воспитательной работы применительно к возрастным особенностям детей позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты:

В воспитании детей младшего школьного возраста таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения участниками социально значимых знаний – базовых норм поведения и культурно-исторических традиций общества. Воспитание в этом возрасте направлено на формирование у детей представлений о гражданских, нравственных и эстетических ценностях, развивая чувство принадлежности к семье, коллективу и Родине.

В воспитании детей подросткового возраста таким приоритетом является создание условий для развития социально значимых и ценностных отношений. Воспитательная работа в этом возрасте направлена на формирование самостоятельности в принятии решений, осознанного отношения к гражданским обязанностям, уважения к традициям и культурным ценностям, развивает способность к социальной активности и навыки взаимодействия с окружающими.


    1. Целевые ориентиры результатов воспитания в соответствии с возрастными особенностями участников программы

Целевые ориентиры результатов воспитания в лагере с дневным пребыванием детей направлены на формирование и развитие личности каждого ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. Они представляют собой ориентиры для деятельности педагогического коллектива, направленные на достижение гармоничного и целостного развития личности, ее успешной социализации и осознания своей роли в обществе. Целевые ориентиры формируются на основе российских гражданских, конституционных и духовно-нравственных ценностей, отражающих культурные и исторические традиции России.


Целевые ориентиры результатов воспитания

Младший школьный возраст (7-10 лет)

Подростковый возраст (11-14 лет)

Гражданско-патриотическое воспитание

Знающий и любящий свою малую родину, край, проявляющий уважение к государственным символам России. Имеющий представление о своей стране, ее территории, культурном многообразии и историческом наследии. Проявляющий уважение к традициям и ценностям своего народа, а также к другим культурам.

Осознающий свою гражданскую идентичность и уважающий государственные символы России. Проявляющий готовность к участию в социально значимой деятельности и жизни местного сообщества. Знающий нормы общественного поведения и уважающий права других людей.

Любящий свой народ, его традиции и культуру, уважающий историческое наследие России. Проявляющий интерес к изучению истории и культуры своего края и других народов России. Участвующий в мероприятиях патриотической направленности.

Духовно-нравственное воспитание

Понимающий ценность человеческой жизни, уважающий достоинство и индивидуальность каждого человека. Умеющий анализировать свои поступки с позиции нравственных норм и проявлять доброжелательность к окружающим. Знающий и соблюдающий основные правила этикета, уважающий традиции своей семьи и общества.

Ориентированный на традиционные духовно- нравственные ценности и уважающий культуру своего народа. Умеющий оценивать свои поступки с позиции нравственных норм и нести за них ответственность. Проявляющий уважение к старшим, семейным ценностям и межнациональному согласию.

Эстетическое воспитание

Способный воспринимать и ценить прекрасное в природе, искусстве и творчестве людей. Проявляющий интерес к

художественной культуре и стремление к самовыражению через творчество. Уважающий культурное наследие своего народа и других культур.

Проявляющий интерес к различным видам искусства и понимающий его роль в жизни общества. Уважающий художественное наследие своего и других народов. Стремящийся к самовыражению через творчество и искусство.

Физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия

Соблюдающий основные правила здорового и безопасного образа жизни. Проявляющий интерес к физическому развитию и занятиям спортом. Бережно относящийся к своему здоровью и здоровью окружающих.

Понимающий ценность здоровья и соблюдающий правила безопасного поведения. Проявляющий активность в физическом развитии и спорте. Осознающий вред вредных привычек и стремящийся к здоровому образу жизни.

Трудовое воспитание

Понимающий ценность честного труда и уважающий результаты труда других людей.

Обладающий навыками самообслуживания и проявляющий интерес к доступным видам труда. Проявляющий бережное отношение к материальным ценностям и окружающей среде.

Уважающий труд и проявляющий интерес к изучению профессий. Участвующий в практической трудовой деятельности и решении социально значимых задач. Осознающий важность трудолюбия для будущей профессиональной самореализации.

Экологическое воспитание

Понимающий ценность природы и необходимость ее сохранения. Проявляющий бережное отношение к природе и живым существам. Готовый осваивать навыки экологически ответственного поведения.

Понимающий глобальные экологические проблемы и свою ответственность за сохранение природы. Проявляющий активное неприятие действий, наносящих вред окружающей среде. Участвующий в природоохранной деятельности.

Познавательное направление воспитания

Проявляющий любознательность, инициативность и самостоятельность в познании мира. Имеющий представление о природных и социальных явлениях как части единого мира. Проявляющий интерес к науке и научным знаниям.

Проявляющий познавательный интерес к различным областям знаний. Ориентированный на использование научных знаний для понимания мира. Развивающий навыки критического мышления и работы с информацией.


Раздел 2. Содержание и формы воспитательной работы

В основу каждого направления воспитательной работы в лагере дневного пребывания «Солнышко» заложены базовые ценности, которые способствуют всестороннему развитию личности и успешной социализации в современных условиях.

Программа лагеря дневного пребывания «Солнышко» направлена на пробуждение детской любознательности, вовлечение в активное освоение окружающего мира, развитие интереса к здоровому образу жизни и физическому самосовершенствованию. Каждый день ребят ждут спортивные, интеллектуальные и творческие мероприятия, беседы по привитию здорового образа жизни и по профилактике вредных привычек.

Ежедневно проводится, утренняя гимнастика на свежем воздухе. На спортивной площадке организованы различные виды спортивных соревнований с учетом их зрелищности и массовости – это: эстафеты, игры, квесты, народные игры, подвижные дворовые игры и пр.

Мероприятия смены спланированы таким образом, чтобы каждый ребенок любого возраста мог принять в них активное участие. Все мероприятия направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка и дают возможности проявить свои таланты и способности (актерские, лидерские, прикладные и др.) – это выпуск стенгазеты, конкурсы рисунков на различную тематику, разработка тематических буклетов и памяток и т.д.

Третье направление работы – развитие познавательной активности детей. В план внесены экскурсии, различные интеллектуальные мероприятия, организованные как педагогами лагеря, так и совместно с социальными партнерами.

Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в календарном плане воспитательной работы (Приложение №2).


Основные направления воспитательной работы:

  • гражданское воспитание: формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;

  • патриотическое воспитание: воспитание любви к своему народу и уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;

  • духовно-нравственное воспитание: воспитание детей на основе духовно- нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей;

  • эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;

  • трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на развитие самостоятельности, трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;

  • физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия: создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной и безопасной организации оздоровительно-образовательного процесса, эффективной физкультурно- оздоровительной работы, рационального питания, создание безопасной среды, освоение детьми норм безопасного поведения в природной, социальной среде, чрезвычайных ситуациях;

  • экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;

  • познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию с учетом личностных интересов и общественных потребностей.

Воспитательная работа планируется с учетом особенностей этапов и периодов реализации Программы:

2.1. Подготовительный этап

Этот этап характеризуется тем, что до открытия лагеря начинается подготовка к летней оздоровительной кампании (далее – ЛОК). Деятельностью этого этапа является:

  • Проведение совещаний при директоре по подготовке Центра к ЛОК;

  • Издание приказа о проведении ЛОК;

  • Разработка программы деятельности лагеря с дневным пребыванием детей;

  • Подготовка методического материала для работников лагеря;

  • Отбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере;

  • Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

  • Информирование родителей обучающихся о деятельности летнего лагеря.

2.2. Организационный этап

Основной деятельностью этого этапа является:

  • адаптация детей к новым условиям;

  • знакомство с режимом, правилами, укладом лагеря;

  • формирование временного детского коллектива.


Содержание организационного периода:

Организационный этап

Общелагерный уровень (инвариантные формы)

Форма работы

Содержание/Ключевые компоненты/Ценностные основы

Линейка/Церемония открытия смены

Торжественный старт смены, образец отношения к государственным символам.

Ключевые категории:

Родина, Россия, малая родина, дом.

Вынос Государственного флага Российской Федерации

Гимн Российской Федерации

Хозяйственный сбор

лагеря

Формирование правил безопасного поведения. Демонстрация ценности труда.

Общий сбор лагеря

Знакомство с территорией. Знакомство с правилами и традициями.

Презентация Программы смены/Введение в игровую модель смены

Знакомство с идеей программы, игровым маршрутом

Представление объединений по интересам (дополнительное образование) в игровом контексте

Отрядный уровень (инвариантные формы)

Инструктажи

Обозначение ценностей жизни, здоровья и безопасности.

Игры на знакомство Игры на командообразование Игры на выявление лидеров


Выбор игр соотносится с формированием уважительного отношения к личности ребёнка, способствует развитию коммуникации и созданию комфортного эмоционально-

психологической атмосферы в отряде

Организационный сбор отряда


Определение названия отряда, отражающее смысловые основы содержания программы, соотносимое с культурным кодом России, поддерживающее формирование традиционных ценностей российского общества

Выборы представителей органов самоуправления, включая общелагерный уровень и отрядный

Огонёк знакомства


Уважение к личности. Формирование ценности Человека, Команды и Дружбы.


2.3. Основной этап

Основные задачи: развитие личностного потенциала каждого ребёнка посредством коллективной деятельности.

Основной этап

Общелагерный уровень (инвариантные формы)

Форма работы


Содержание/Ключевые

компоненты/Ценностные основы

Утренний подъём Государственного флага Российской Федерации

Ключевая задача: формирование уважительного отношения и чувства сопричастности к Государственным символам.

Исполнение Гимна Российской Федерации. Старт дня

Тематические дни

День Памяти: линейка, Зарница, смотр строя и песни

День Семьи: активности для детей и родителей (законных представителей), кинопросмотры, диалоги о ценностях и семейных традициях, фотовыставки.

День Единства/День России: линейка, отрядные дела, концерт, творческие и вдохновляющие встречи, кинопросмотр.

День Здоровья и Спорта: открытие, весёлые старты, спортивные соревнования (индивидуальные и командные), отрядные дела о героях отечественного спорта

День Профессий: творческие встречи и мастер-классы,

интерактивные встречи, профессиональные пробы, ярмарка профессий.

Деятельность органов

самоуправления


Деятельность раскрывает ценности, обозначенные Программой: здоровье, безопасность, творчество, развитие. Организация работы происходит на общелагерном уровне (представители каждого отряда) и дополняются отрядным уровнем.

Деятельность секций, студий и кружков


Культура и история России

Научные достижения и открытия

Спортивная гордость страны

Непрерывная система дополнительного образования детей

Утренняя гигиеническая

гимнастика


Ценность здоровья, развития

Демонстрация позитивного личного примера со стороны педагогического коллектива

Тематические конкурсы и

соревнования


Расширение спектра возможностей для развития способностей детей, демонстрации талантов и проявления инициативы (при реализации конкурсов и соревнований)

Обязательны принципы справедливости, открытости и непредвзятости

Отрядный уровень (инвариантные формы)

Утренний информационный

сбор отряда


Эмоциональный и информативный старт дня, который определяет тон и настроение, а также позволяет каждому ребёнку увидеть и понять свой собственный маршрут в рамках дня, поставить цели и план по их исполнению.

План на день

Распределение поручений

Определение цели отряда на день

Исполнение песни отряда

Сбор отряда после обеда


Подведение итогов и анализ деятельности в течения дня, заполнение экрана настроения, экрана участия, обращение к отрядному уголку. Формирование у ребёнка навыков самоанализа, уважение к мнению других людей.

Ключевая задача педагога: диагностика результатов воспитательного эффекта программы

Огонёк середины смены


Снятия эмоционального напряжения (пик «привыкания»), мотивация на вторую половину смены, предварительные итоги и успехи каждого в отряде


2.4. Итоговый этап

Основные задачи этапа: подведение итогов совместной деятельности, фиксация позитивного опыта.

Итоговый этап

Общелагерный уровень (инвариантные формы)

Форма работы

Содержание/Ключевые компоненты/Ценностные основы

Линейка/Церемония закрытия смены


Торжественное подведение итогов, демонстрация лучшего опыта, которые получили участники смены. Определение перспектив и новых целей. Вынос Государственного флага Российской Федерации. Содержательное подведение итогов. Награждение отрядное, индивидуальное, включая сотрудников

Презентация результатов деятельности кружков /секций

Культурное и научное наследие мира и страны. Имена, прославившие Россию Великие мастера. Творчество и мастерство

Отрядный уровень (инвариантные формы)

Итоговый сбор отряда


Закрепление ценности. Команды и Дружбы. Помощь каждому участнику смену увидеть свой рост и позитивные изменения. Презентация представителями органами самоуправления результатов деятельности. Подведение итогов достижения общей цели и выполнения правил совместной жизни и деятельности. Связь с организационным сбором отряда, опора на отрядный уголок. Обязательно награждение и поощрение каждого участника отряда.

Прощальный огонёк


Самый ценный опыт, полученный в смене каждым ребёнком. Благодарность команде. Определение перспектив дальнейшего развития


2.5. Этап последействия

Этап последействия включается в себя:

  • подведение итогов реализации программы воспитательной работы;

  • определение наиболее и наименее эффективных форм деятельности.


2.6. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности (модули)

Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности лагеря дневного прибывания. Содержание, виды и формы воспитательной работы представлены в соответствующих блоках и модулях. К инвариантным (обязательным) блокам относятся:

  • блок «Мир: наука, культура, мораль»;

  • блок «Россия: прошлое, настоящее, будущее»;

  • блок «Человек: здоровье, безопасность, семья, творчество, развитие».


Блок «Россия: прошлое, настоящее, будущее»:

  1. Модуль «Культура России».

  2. Модуль «Детское самоуправление»

  3. Модуль «Коллективная социально значимая деятельность в Движении Первых»

  4. Модуль «Экскурсии и походы».


Блок «Человек: здоровье, безопасность, семья»:

  1. Модуль «Спортивно-оздоровительная работа».

  2. Модуль «Инклюзивное пространство»

  3. Модуль «Психолого-педагогическое сопровождение»

  4. Модуль «Кружки и секции».


Блок «Мир: наука, культура, мораль»:

  1. Модуль «Профориентация».

  2. Модуль «Цифровая и медиа-среда».


2.6.1. БЛОК «РОССИЯ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ»

Содержание блока отражает комплекс мероприятий, который основан на общероссийских ценностях. Планируемые форматы мероприятий:

  • Комплекс «Народ России». (Церемония подъема и спуска Государственного флага и исполнение Государственного гимна РФ, Дни единых действий, «Цивилизационное наследие России», «Ключевые мероприятия», тематические дни).

  • Комплекс «Суверенитет и безопасность российского общества» (проведение тематических занятий о героизме и мужестве, посещение мемориальных комплексов и памятных мест, посвященных увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны).

  • Комплекс «Служение российскому обществу». (информационные часы и акции).

  • Комплекс «Русский язык» (культурно-просветительские мероприятия, направленные на знакомство с историей и богатством русского языка, Проекты, игры и акции).

  • Комплекс «Родная природа» (обучающая программа «Я и окружающий мир»)


Модуль «Культура России».

Данный модуль реализуется в целях содействия формированию нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности, соотносится с задачами государственной политики в области интересов детей, а также в части поддержки и сохранения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также является инструментом передачи свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной российской самобытности, в деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления.

Воспитательная работа предполагает проведение следующих мероприятий:

  • Викторина «Сокровищница Пушкинских творений», посвящённая 226-летию со дня рождения А.С.Пушкина;

  • Самарская филармония «Приключения Буратино»;

  • Лекторий «Доброта приносит людям радость».

Организация воспитательной работы в рамках модуля «Культура России» будет реализована с использованием различных безвозмездных электронных ресурсов, созданных в сфере культуры: «Культура.РФ», Национальная электронная библиотека, Национальная электронная детская библиотека, Президентская библиотека и других.


Модуль «Детское самоуправление»

Реализация воспитательного потенциала системы детского самоуправления направлена на формирование детско-взрослой общности, основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной деятельности, предполагает реализацию детской активности и направлена на развитие коммуникативной культуры детей, инициативности и ответственности, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержку творческой самореализации детей.

Самоуправление в отряде формируется с первых дней смены, то есть в организационный период. Именно в это время проводятся игры на выявление лидера среди детей.

Термин «отрядное самоуправление» можно определить следующим образом: отрядное самоуправление – это выполнение выбранными доверенными лицами отряда неких обязанностей. К основным «доверенным лицам» могут относиться:

  • командир отряда;

  • помощник командира;

  • физорг отряда;

  • культорг отряда;

  • редколлегия;

  • дежурные.

Командир отряда – это правая рука руководителя отряда. В его обязанности входит: построение отряда, соблюдение и поддержание дисциплины; практически всегда командир идет во главе отряда и является заводилой (название отряда, девиз и кричалки на нем) и прочее в этом роде.

Правой рукой командира, в свою очередь, является помощник командира и выполняет практически те же самые действия, что и командир.

Физорг ответственен за зарядку и подвижные игры.

Культорг отвечает за подготовку к творческим номерам, является «генератором идей».

Редколлегия занимается сбором информации и несет ответственность за выпуск поздравительных, тематических стенгазет или по результатам отрядных дел; несет ответственность за оформление отрядного уголка;

Дежурные - дежурят по коллективу, обеспечивают чистоту в помещении, заботятся о порядке на переменах. Готовят регулярные встречи (сборы, советы) коллектива.

Наличие системы детского самоуправления в летнем лагере важно по причине необходимости учета детского мнения. Вся деятельность лагеря направлена на вовлечение детей в интересный, полезный, развивающий отдых. Организация качественного отдыха невозможна без учета мнения самих детей.

При формировании структуры отрядного самоуправления эффективным может оказаться применение метода чередования творческих поручений (ЧТП).


Модуль «Коллективно социально значимая деятельность

в Движении Первых»

Данный модуль содержит в себе описание взаимодействия с Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи «Движение первых» (Движение Первых). С целью формирования у детей представления о назначении Движения Первых, о его месте и роли в достижении приоритетных национальных целей Российской Федерации и своем личном вкладе в социально значимую деятельность предусмотрены включение в Программу воспитательной работы следующих форматов:

  • тематическое мероприятие Движение Первых – эффективно построенная система воспитательных событий, обеспечивающая, с одной стороны, просвещение и всестороннее развитие участников через их включение в различные виды полезной и интересной деятельности, с другой – формирование и расширение представлений о Движении Первых, стимулирование активного участия в деятельности Движения Первых;

  • отрядные встречи с успешными активистами Движения Первых – открытый диалог «путь к успеху», мотивационная встреча «равный-равному» способствует формированию активной жизненной позиции и уверенности в себе у участников смены на примере успеха ровесника;

  • смены для детей младшего школьного возраста – «Орлята России», для детей среднего школьного возраста – «Время Первых». Каждый формат реализуется по единой, утвержденной программе Движения Первых.

Реализуемые мероприятия в рамках данного модуля:

  • организация мероприятий для младших отрядов. Старшие дети помогают в организации игр, представлений и праздников для младших, что развивает навыки заботы о других и лидерские качества;

  • организация акций по защите животных, таких как сбор корма для приютов, изготовление кормушек для птиц, что развивает чувство ответственности и доброты;

  • участие в благоустройстве мемориалов и памятных мест, изучение исторического значения этих объектов, что укрепляет патриотизм и чувство уважения к культурному наследию;

  • кинопоказы о добровольчестве и социальной активности. Просмотр фильмов и обсуждения, посвященные волонтерской деятельности и ее роли в жизни общества.


Модуль «Экскурсии и походы».

Экскурсии, походы помогают ребятам расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях.

На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающегося труда, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Данный модуль предполагает проведение следующих мероприятий:

  • Историческая экскурсия «Памятники и мемориалы воинам Великой Отечественной войны»

  • Исторический час «Природа тоже воевала»

  • Лекторий «Годы войны – века памяти», посвящённый 80 лет со дня проведения парада Победы над фашистской Германией (1945).


2.6.2. БЛОК «ЧЕЛОВЕК: ЗДОРОВЬЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ, СЕМЬЯ, ТВОРЧЕСТВО, РАЗВИТИЕ»

Данный блок отражает комплекс мероприятий, направленных на воспитание культуры здорового образа жизни, личной и общественной. Реализация воспитательного потенциала данного блока предусматривает:

  • проведение физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий: зарядка, спортивные игры и соревнования;

  • беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;

  • проведение инструктажей и игр, знакомящих с правилами безопасного поведения на дорогах и в транспорте, правилами пожарной безопасности, правилами безопасности при занятиях спортом, правилами поведения на водоемах, правилами поведения в общественных местах, правилами поведения при массовом скоплении людей;

  • проведение тренировочной эвакуации при пожаре или обнаружении взрывчатых веществ;

  • реализация разных форм профилактических воспитательных мероприятий: антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, против вовлечения в деструктивные группы в социальных сетях, в деструктивные молодежные, религиозные объединения, субкультуры, информирующие о безопасности дорожного движения, противопожарной безопасность, гражданской обороны, антитеррористической, антиэкстремистской безопасности;

  • мероприятия, игры, проекты, направленные на формирование у детей и подростков социально-ценностного отношения к семье как первоосновы принадлежности к многонациональному народу России, Отечеству;

  • игры, проекты, мероприятия, направленные на формирование бережного отношения к жизни человека, личностной системы семейных ценностей, воспитанных в духовных и культурных традициях российского народа.


Модуль «Спортивно-оздоровительная работа»

Спортивно-оздоровительная работа в организации отдыха детей и их оздоровления включает в себя:

  • организацию оптимального режима дня;

  • обеспечение рационального питания;

  • физическое воспитание.

Физическое воспитание организуется через спортивно-оздоровительную деятельность, которая характеризуется направленностью на укрепление здоровья детей и создание представления о бережном к нему отношении, формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и использование их в разнообразных формах активного отдыха.

При любой возможности физкультурные занятия проводятся на свежем воздухе.

Основными составляющими здорового образа жизни являются: оптимальный уровень двигательной активности, рациональное питание, соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения, позволяющих избежать травм и других повреждений.

Система мероприятий в ЛДП «Солнышко», направленных на воспитание ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью окружающих, включает:

  • физкультурно-спортивные мероприятия: зарядка, спортивные соревнования, эстафеты, спортивные часы, пятиминутки здоровья;

  • спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежем воздухе;

  • просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;

  • Спортивно-игровая программа «Молодежь за ЗОЖ!» посвященная дню молодежи в России.

  • Спортивно-игровая программа «Когда мы едины-мы непобедимы» посвященная Дню дружбы и единения славян.


Модуль «Инклюзивное пространство»

Инклюзивное пространство – это система структурных компонентов воспитательной системы, определяющих специфику содержания инклюзии, в которой в доступном для каждого участника формате реализуются воспитательные, образовательные и межличностные отношения, обеспечиваются возможности личностного и социального развития, социализации, саморазвития и самоизменения. Описание данного модуля наполняется конкретными материалами с учётом наличия детей с особыми образовательными потребностями.

В воспитательной работе с категориями детей, имеющих особые образовательные потребности: детей с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), из социально уязвимых групп (например, воспитанники детских домов, из семей мигрантов, билингвы и другие), одарённых, с отклоняющимся поведением, - создаются особые условия.

Специальными задачами воспитания детей с особыми образовательными потребностями являются:

  • налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в организации отдыха детей и их оздоровления;

  • формирование доброжелательного отношения к детям и их семьям со стороны всех участников воспитательного процесса;

  • построение воспитательной работы с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.


Модуль «Психолого-педагогическое сопровождение»

Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой работу педагога-психолога по запросу и при необходимости, которая базируется на соблюдении следующих принципов:

  • принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста;

  • принцип конфиденциальности;

  • принцип этической и юридической правомочности;

  • принцип добровольности участия в психологических процедурах.

Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Работа педагога-психолога включает в себя взаимосвязанные направления работы: консультирование, просвещение и профилактику. Формы сопровождения:

  • консультирование;

  • диагностика;

  • коррекционно-развивающая работа;

  • профилактика.


Модуль «Кружки и секции».

Дополнительное образование детей в лагере дневного пребывания «Солнышко» является одним из основных видов деятельности и реализуется через дополнительную общеобразовательную программу туристско-краеведческой направленности «Я и окружающий мир».

Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования предполагает:

  • приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной, отличной от учебной деятельности, форме;

  • развитие и реализация познавательного интереса;

  • вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах.


2.6.3. БЛОК «МИР: НАУКА, КУЛЬТУРА, МОРАЛЬ»

Содержание данного блока отражает комплекс мероприятий, который основан на общечеловеческих ценностях, равноправии и взаимном уважении народов, государств в мировом сообществе, невмешательстве во внутренние дела государств, сотрудничестве и дружбе между странами. В содержании данного блока учитываются такие категории как мировая культура, знакомство с достижениями науки с античных времен до наших дней, вклад российских ученых и деятелей культуры в мировые культуру и науку; знакомство с духовными ценностями человечества.

Деятельность блока «Мир: наука, культура, мораль» реализуется в следующих форматах:

  • игровые форматы, направленные на знакомство с мировым и общероссийским культурным наследием литературы, музыки, изобразительного творчества, архитектуры, театра, балета, кинематографа, мультипликации;

  • тематические мероприятия, направленные на формирование культуры мира, позволяющие детям осознать важность уважения к разнообразию культур и народов, развить навыки гармоничного взаимодействия и сотрудничества;

  • тематические беседы и диалоги на тему духовно-нравственного воспитания;

  • проведение обсуждений на темы морали, духовных ценностей, честности, справедливости и милосердия.


Модуль «Профориентация»

Важную роль в воспитательной работе ЛДП «Солнышко» играет профориентационная работа.

Профориентация – это определение человеком своего места в профессиональном мире. Задача совместной профориентационной деятельности педагогических работников и детей – подготовить ребенка к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно - значимые проблемные ситуации, формирующие готовность ребенка к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и в непрофессиональную составляющие такой деятельности.

Воспитательная деятельность по направлению «профориентация» осуществляется через: профориентационные игры: «Кто использует в работе…», «Крокодил», «Такие разные профессии».

Также в лагере будут организованы сюжетно-ролевые игры «Ассоциация», игру «Ярмарка профессий». Конкурс рисунков «Моя будущая профессия».

Встречи с гостями: представителями разных профессий, дающие детям начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии. Встречи с работниками РЖД, полиции, медицины.

Модуль «Цифровая и медиа-среда».

Модуль является вспомогательным, не уменьшает важности и значимости очных воспитательных мероприятий для детей. Цифровая среда воспитания совокупность условий для реализации воспитательной деятельности с применением дистанционных технологий, электронных информационных ресурсов, цифрового контента и технологических средств.

Цифровая среда воспитания предполагает следующее:

  • формирование культуры информационной безопасности, информационной грамотности, противодействие распространению идеологии терроризма;

  • освещение деятельности детского лагеря в официальных группах в социальных сетях и на официальном сайте детского лагеря.


2.7. Анализ воспитательной работы

Анализ воспитательной работы лагеря дневного пребывания детей «Солнышко» осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами воспитанников.

Основным методом анализа воспитательной работы в лагере дневного пребывания детей «Солнышко» является самоанализ с целью выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов, который проводится по окончании летней оздоровительной кампании.

Анализ проводится совместно с педагогическими работниками и заместителем директора Центра с последующим обсуждением результатов на Педагогическом совете. При выборе методик следует учитывать их валидность, адаптированность для определённого возраста и индивидуальных особенностей детей.

Основное внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством:

  • реализации программы воспитательной работы в лагере в целом;

  • работы отрядов лагеря;

  • деятельности педагогического коллектива;

  • работы с родителями;

  • работы с социальными партнерами.

Итогом самоанализа является перечень достижений, а также выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.

Итогом результативности воспитательной работы (самоанализа) будет являться аналитическая справка, которая представляет собой основание для корректировки программы воспитания на следующий год.





Раздел 3. Организационные условия реализации Программы

3.1. Партнёрское взаимодействие с общественными

и молодёжными организациями

Реализация воспитательного потенциала партнерского взаимодействия предусматривает:

- совместное участие в мероприятиях в рамках данной Программы и календарного плана воспитательной работы: выставки, тематические праздники, торжественные мероприятия;

- проведение на базе организаций-партнеров занятий, тематических событий, отдельных мероприятий и акций:

  • Тик Ток. Танцевальное ШоУ

  • Историческая экскурсия «Памятники и мемориалы воинам Великой Отечественной войны»

  • Познавательная беседа с детьми «Безопасное лето»

  • Исторический час «Природа тоже воевала»

  • Викторина «Сокровищница Пушкинских творений», посвящённая 226-летию со дня рождения А.С.Пушкина

  • Самарская филармония «Приключения Буратино»

  • Лекторий «Доброта приносит людям радость»

  • Театр марионеток «Кошкин дом»

  • Викторина «Папа может!», посвящённая Международному Дню отца

  • Акция «Внимание всем!» раздача памяток по противодействию террористическим актам, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах

  • Театр марионеток «Царевна лягушка»

  • Лекторий «Годы войны – века памяти», посвящённый 80 лет со дня проведения парада Победы над фашистской Германией (1945)

  • Познавательная программа «Мы славяне» посвященная Дню дружбы и единения славян

  • Спортивно-игровая программа «Когда мы едины-мы непобедимы» посвященная Дню дружбы и единения славян

  • Познавательный час «Взаимоуважение-основа сплоченности»

  • Тик Ток «Летняя вечеринка»

  • Спортивно-игровая программа «Молодежь за ЗОЖ!» посвященная дню молодежи в России.


3.2. Взаимодействие с родительским сообществом

Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) детей предусматривает следующие форматы:

  • информирование родителей (законных представителей) до начала работы лагеря об особенностях воспитательной работы, внутреннего распорядка и режима работы через сайт, соцсети и мессенджеры;

  • размещение информационных стендов у входной группы с полезной информацией для родителей (законных представителей);

  • создание родительских интернет-сообществ с участием педагогов для обсуждения вопросов и согласования совместной деятельности.


3.3. Кадровое обеспечение программы

1. Начальник лагеря.

2. Педагог дополнительного образования (художественной направленности)

3. Педагог дополнительного образования (спортивной направленности)

4. Медицинский работник.

Кадровое обеспечение программы осуществляется педагогами МБУ ДО «ЦДТ «Луч» г.о. Самара, имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях дневного пребывания и желающими работать в период летней кампании.

Для проведения спортивных мероприятий, мониторинга состояния здоровья привлекается педагог дополнительного образования спортивной направленности.

Административно-хозяйственная деятельность лагеря обеспечивается постоянными сотрудниками Центра, имеющими соответствующее профессиональное образование.

Подбор начальника лагеря, педагогов проводит администрация Центра. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.

Педагоги дополнительного образования проводят воспитательную работу, организуют активный отдых воспитанников, несут ответственность за жизнь и здоровье воспитанников.

Медицинский работник осуществляет периодический контроль за санитарным состоянием лагеря, проведение спортивных мероприятий, мониторинга здоровья.

Начальник и педагогический коллектив, специалисты хозяйства отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.


3.4. Материально-техническое обеспечение реализации программы

Для качественной реализации содержания программы воспитания в лагере дневного пребывания «Солнышко» создана материально-техническая база:

- Государственный флаг Российской Федерации, Флаг Самарской области, стенд с государственным символами;

- оборудованные отрядные уголки для общелагерных и отрядных событий;

- музыкальное оборудование для качественного музыкального оформления;

- спортивная площадка и спортивный инвентарь;

- канцелярские принадлежности в необходимом количестве для качественного оформления программных событий;

- оборудование, необходимое для реализации программы воспитательной работы, и дополнительной общеобразовательной программы «Я и окружающий мир».


Список источников и литературы

  • Байбородова, Л.В. Технологии педагогической деятельности в дополнительном образовании: учебное пособие/Л.В. Байбородова, И.Г. Харисова; под общ. ред. Л.В.Байбородовой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. – 345 с.

  • Дворцова, Н.Б. Инновационные идеи в моделировании воспитательной системы образовательного учреждения: учебно-методическое пособие/ Н.Б. Дворцова, Н.А. Полякова. – Саратов: Научная книга, 2005. – 32 с.

  • Степанов, Е.Н. Программирование деятельности по созданию воспитательной системы класса / Е.Н. Степанов // Классный руководитель. – 2012. –№ 1.

  • Копытина, О.И. Организация работы в оздоровительном лагере: теория и методика: учеб.-метод. пособие / О.И. Копытина, М.Л. Самойлова; М-во образования и науки Российской Федерации, Курганский гос. ун-т. – Курган: КГУ, 2011. – 116 с.

  • Лаврентьева, З.И. Международное сотрудничество лагерей / З.И. Лаврентьева // Народное образование. – 2014. – № 2. – С. 51–54.

  • Моделирование деятельности ДОЛ [Электронный ресурс].

  • Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ работы педагогических кадров) [Электронный ресурс]: письмо Минобрнауки России от 26.10.2012 г. № 09-260

  • Организация жизнедеятельности временного детского коллектива в летнем оздоровительном лагере: метод. пособие / авт.-сост. Н. П. Царёв. –СПб. : ЛОИРО, 2013. – 91 с.

  • Панченко, С.И. Отдых и оздоровление детей в условиях рынка: тенденции развития / С.И. Панченко // Народное образование. – 2015. – № 2. –С. 13–17.

  • Суховейко, Г.С. Организация детского отдыха и оздоровление: по сути/ Г.С. Суховейко// Российское образование. – 2014. – № 2. – С. 31–33.

  • Фришман, И.И. Идеи современных российских концепций организации летнего отдыха и подростков / И.И. Фришман // Внешкольник. – 2013. –№ 1.







Приложение №1


Календарь знаменательных дат на 2025 год


Май

1 мая: Праздник Весны и Труда;

9 мая: День Победы;

19 мая: День детских общественных организаций России;

24 мая: День славянской письменности и культуры.

Июнь

1 июня: День защиты детей;

6 июня: День русского языка;

12 июня: День России;

22 июня: День памяти и скорби;

27 июня: День молодежи;

29 июня: День партизан и подпольщиков.

Июль

8 июля: День семьи, любви и верности;

10 июля: День Победы русской армии под командованием Петра 1 над шведами в Полтавском сражении;

17 июля: День самарской символики;

28 июля: День крещения Руси;

28 июля: День военно-морского флота.

Август

12 августа: День физкультурника;

22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;

23 августа: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве;

27 августа: День российского кино.

Приложение № 2


Календарный план воспитательной работы лагеря дневного пребывания

с 02 по 27 июня 2025 года


Календарный план воспитательной работы лагеря дневного пребывания «Солнышко» составлен с целью конкретизации форм, видов воспитательной деятельности и организации единого пространства воспитательной работы лагеря.

Организационный период смены

Модуль



Форма работы

Содержание/Ключевые компоненты/Ценностные основы

Уровень проведения (обще лагерный, меж отрядный, групповой, отрядный, индивидуальный)

Модуль «Культура России».

Торжественная линейка

Торжественная церемония подъема государственного флага Российской Федерации. Исполнение гимна Российской Федерации.

Общелагерный

Модуль «Культура России».

Тожественное открытие смены

Торжественное открытие смены «Здравствуй лето!»

Общелагерный

Модуль «Культура России».

Викторина

Викторина «День защиты детей»

Общелагерный

Модуль «Самоуправление»

Эвакуация

Плановая тренировочная эвакуация

Общелагерный

Модуль «Экскурсии и походы»

Инструктаж

Инструктажи по технике безопасности, профилактике детского дорожно-­транспортного травматизма, пожарной безопасности

Общелагерный

Модуль «Экскурсии и походы»

Экскурсия

Посещение Кинотеатра

Общелагерный

«Самоуправление»

Беседа

Правила безопасности на летних каникулах.

Общелагерный

«Профориентация»

Игра

Интерактивная игра «Я и мир профессий»

Общелагерный

«Самоуправление»

Беседа

Беседа с детьми и подростками «Ваши действия при обнаружении подозрительного предмета», в рамках антитерроризма.

Общелагерный

Основной период смены

«Культура России».

Викторина

Викторина «Сокровищница Пушкинских творений», посвящённая 226-летию со дня рождения А.С.Пушкина

Общелагерный

«Профориентация»

Квест-игра

Квест – игра «Профессии будущего»

Межотрядный

«Инклюзивное пространство»

Конкурс

Конкурс рисунков «Доброта в моем сердце»

Общелагерный

«Самоуправление»

Беседа

Профилактическая беседа «Сумей сказать – нет!», «Моя безопасность», «Правила поведения в общественных местах»

Общелагерный

«Самоуправление»

Акция

Акция «Внимание всем!» раздача памяток по противодействию террористическим актам, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах

Общелагерный

«Экскурсии и походы»

Экскурсия

Всероссийская акция «Свеча памяти». День памяти и скорби

Общелагерный

«Культура России».

Мастер-класс

Мастер-класс по созданию символов России.

Общелагерный

«Профориентация»

Викторина

Викторина о профессиях

Квест – игра «Путешествие в страну Профессий»

Общелагерный

«Культура России».

Викторина

Викторина «Любимые герои отечественных мультфильмов»

(к юбилею киностудии «Союзмультфильм»)

Общелагерный

«Цифровая и медиа-среда»

Мастер-класс

Создание тематических информационных стендов. Освещение жизни лагеря в группе ВК лагеря дневного прибывания «Солнышко»

Межотрядный

«Кружки и секции»

Мастер-класс

Мастер-класс «Береги свою Планету»

Общелагерный

«Коллективная социально значимая деятельность в Движении Первых»

Игра

Игра-путешествие «Экологический калейдоскоп»

Общелагерный

«Экскурсии и походы»

Акция

Возложение цветов к мемориалу на

базе 34 школы

Общелагерный

«Кружки и секции»

Мастер-класс

Мастер-класс по созданию открытки «Флаг России»

Межотрядный

«Кружки и секции»

Конкурс

Конкурс плакатов «Мы за чистую планету»

Общелагерный

«Экскурсии и походы»

Экскурсия

Историческая экскурсия «Памятники и мемориалы воинам Великой Отечественной войны»

Общелагерный

«Культура России».

Игра

Познавательная программа «Мы славяне» посвященная Дню дружбы и единения славян

Общелагерный

«Инклюзивное пространство»

Беседа

Познавательный час «Взаимоуважение-основа сплоченности»

Общелагерный

«Спортивно-оздоровительная работа»

Игра

Спортивно-игровая программа «Молодежь за ЗОЖ!» посвященная дню молодежи в России.

Общелагерный

«Психолого-педагогическое сопровождение»

Игра

Игры на сплочение «Узелки», «Переправа»

Общелагерный

«Психолого-педагогическое сопровождение»

Беседа

Развивающее занятие «Что такое хорошо и что такое плохо»

Общелагерный

Итоговый период смены

«Культура России».

Акция

Всероссийская акция «Свеча памяти». День памяти и скорби

Общелагерный

«Кружки и секции».

Открытый микрофон

Мастер-класс «Лес полон сказок»

Общелагерный

«Спортивно-оздоровительная работа»

Игры

Игровая программа «В кругу друзей» (игры народов России)

Общелагерный

«Цифровая и медиа-среда»

Мастер-класс

Работа студии/детской редакции по созданию газет, блогов и видеороликов о жизни лагеря

Общелагерный

«Культура России».

Торжественное закрытие смены

Торжественное закрытие смены (Чаепитие)

Общелагерный

«Самоуправление»

Игра

Игровая программа «До свидания лагерь»

Общелагерный












Приложение № 3

ПЛАН-СЕТКА МЕРОПРИЯТИЙ

Программы воспитательной работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко»

(наименование организации отдыха детей и их оздоровления)

Организационный период смены

ПН. 02.06.2025

(1-й день смены)

ВТ. 03.06.2025 (2-й день смены)

СР. 04.06.2025

(3-й день смены)

ЧТ.05.06.2025

(4-й день смены)

ПТ. 06.06.2025

(5-й день смены)

ПН. 09.06.2025

(6-й день смены)

ВТ. 10.06.2025

(7-й день смены)

1.Торжественное открытие смены «Здравствуй лето!»

2.Викторина «День защиты детей

3. Конкурс рисунков на асфальте «Счастливое детство»

1.Конкурс рисунков «Доброта в моем сердце»

2.Квест-игра «В мире цветов»

3.Историческая экскурсия «Памятники и мемориалы воинам Великой Отечественной войны»



1.Правила безопасности на летних каникулах

2.Плановая тренировочная эвакуация

3.Минутка «Безопасности»

Игра-квест «Я и моя безопасность».

Конкурс плакатов «В мире БЕЗ опасности»

4.Познавательная беседа с детьми «Безопасное лето»

1.Беседа с детьми «Ваши действия при обнаружении подозрительного предмета», в рамках антитерроризма

2.Рефлексия. Проведем игру «Если бы…»

3. Конкурс на лучшее название отряда, девиза, речевку. Выпуск отрядных газет

1.Мастер-класс «По тропинкам страны Лукоморья» – лепим из пластилина

героев сказок Пушкина

2. Викторина «У Лукоморья…», посвященная 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина

3.Игра «Быть здоровым – это модно!»

1.Мастер-класс «Мир профессий»

2. Квест – игра «Путешествие в страну Профессий»









1.Мастер-класс

«В Царстве экологии»

2. Игра – путешествие

«Экологический калейдоскоп»

3.Игра «Комплименты»

4.Конкурс стихов и песен о России





Основной период смены

СР. 11.06.2025

(8-й день смены)

ПН. 16.06.2025 (9-й день смены)

ВТ. 17.06.2025

(10-й день смены)

СР. 18.06.2025

(11-й день смены)

ЧТ.19.06.2025

(12-й день смены)

ПТ.20.06.2025 (13-й день смены)

ПН.23.06.2025

(14-й день смены)

1.Мастер-класс по созданию открытки «Флаг России.

2.Мастер-класс по созданию символов России.

3.Минутка здоровья «Полезные продукты питания»

4.Флешмоб «Россия»










1.Интерактивная игра «Я и мир профессий»

Викторина о профессиях

2.Мастер-класс «Азбука профессий»

3.Игры на сплочение «Узелки», «Переправа»
















1.Викторина «Любимые герои отечественных мультфильмов» (к юбилею киностудии «Союзмультфильм»)

2.Мастер-класс «Герои любимых мультфильмов»

3.Лекторий «Доброта приносит людям радость»















1.Мастер-класс «Береги свою Планету»

2.Конкурс плакатов «Мы за чистую планету»















1.Развивающее занятие «Что такое хорошо и что такое плохо»

2.Игра викторина «Что такое хорошо, что такое плохо"

















1.Профилактическая беседа «Сумей сказать – нет!», «Моя безопасность», «Правила поведения в общественных местах»

3.Возложение цветов к мемориалу на базе 34 школы

3.Профилактическая беседа «Сумей сказать – нет!», «Моя безопасность», «Правила поведения в общественных местах»

4.Акция «Внимание всем!» раздача памяток по противодействию террористическим актам, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах

1.Всероссийская акция «Свеча памяти». День памяти и скорби

2.Мастер-класс

«Свеча Памяти»


















Итоговый период смены

ВТ.24.06.2025

(15-й день смены)

СР. 25.06.2025 (16-й день смены)

ЧТ.26.06.2025 (17-й день смены)

ПТ. 27.06.2025

(18-й день смены)




1.Игра-путешествие «В лесу сказочных деревьев»

2.Мастер-класс «Лес полон сказок и чудес»

3.Лекторий «Годы войны – века памяти», посвящённый 80 лет со дня проведения парада Победы над фашистской Германией (1945)


1.Игровая программа «В кругу друзей»  

(игры народов России)

2.Народные игры

3.Спортивно-игровая программа «Когда мы едины-мы непобедимы» посвященная Дню дружбы и единения славян


1.Внеклассное мероприятие «Мы помним. Мы гордимся»

2.Квест-игра «Мы – помним, мы – гордимся»

3.Познавательный час «Взаимоуважение-основа сплоченности»



1.Игровая программ «До свидания лагерь»

2.Спортивно-игровая программа «Молодежь за ЗОЖ!» посвященная дню молодежи в России.

3.Торжественное закрытие смены





Приложение № 4

Уклад организации отдыха детей и их оздоровления ЛДП «Солнышко»: особенности и уникальные элементы

Уклад задаёт порядок жизни организации и аккумулирует ключевые характеристики, определяющие особенности воспитательного процесса. Уклад ЛДП «Солнышко» декларирует ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытный облик ЛДП «Солнышко» и его репутацию в окружающем пространстве, социуме. На формирование уклада организации отдыха детей и их оздоровления ЛДП «Солнышко» влияют региональные особенности: исторические, этнокультурные, социально-экономические, художественно-культурные, а также тип поселения (город). Уклад организации отдыха детей и их оздоровления ЛДП «Солнышко» непосредственно связан с такими характеристиками как:

- открытость ЛДП «Солнышко», как социальной среды;

- многопрофильность и вариативность (разнообразие видов деятельности, подвижность межличностных контактов, интенсивность отношений);

- заданность законов и традиций.

Элементами уклада являются: Расположение. Важным нормирующим и объединяющим элементом уклада в организации отдыха детей и их оздоровления ЛДП «Солнышко» является расположение лагеря. ЛДП «Солнышко» расположен в поселке Зубчаниновка Кировского внутригородского района города Самара. Безопасность организации отдыха детей и их оздоровления ЛДП «Солнышко», представляет из себя важный элемент. Территория периметра находится под постоянным видеонаблюдением, имеется кнопка тревожной сигнализации Росгвардии. В каждом помещении размещены системы пожарной сигнализации с выходом сигнала на ГУ МЧС России по Самарской области. Регулярно, все участники летней оздоровительной кампании принимают участие в практических пожарных учениях с предварительной теоретической подготовкой к ним. Быт организации отдыха детей и их оздоровления ЛДП «Солнышко», представляет из себя специфический элемент уклада повседневной жизни детей, работников Центра в течение смены. Быт формирует, в первую очередь, архитектурно-планировочные особенности организации отдыха детей и их оздоровления. Учитывая нахождение ребенка в организации отдыха детей и их оздоровления ЛДП «Солнышко», субъективную значимость приобретают характеристики, обеспечивающие комфортность решения естественно-культурных задач социализации, а также способствующие возможности обособления, уединения. Помещения лагеря полностью оснащены мебелью с размещением детей в количестве 30 человек.

Питание организации отдыха детей и их оздоровления ЛДП «Солнышко», представляет из себя важный элемент. Смена в лагере подарит море ярких впечатлений и эмоций на учебный год вперед. А максимально полезное и безопасное двухразовое питание по стандарту СаНПиН поможет набраться сил перед новым учебным годом.

Режим. Важным нормирующим и объединяющим элементом уклада в организации отдыха детей и их оздоровления ЛДП «Солнышко» является режим. Целесообразность режима связана с обеспечением безопасности, охраной здоровья ребенка.

Режим работы

лагеря дневного пребывания «Солнышко» на июнь 2025 г.

08.30-09.00

Сбор детей. Утренняя линейка

09.00-09.20

Зарядка

09.30-09.50

Завтрак

10.00-13.20

Мероприятия по плану

13.30-14.00

Обед

14.10-14.30

Мероприятия по плану

14.30

Возвращение детей домой


Корпоративная культура организации отдыха детей и их оздоровления ЛДП «Солнышко», это элемент уклада, который состоит из:

Миссия: содействие развитию сферы отдыха, досуга, оздоровления, интеллектуального и творческого потенциала детей и молодежи.

Общие правила поведения детей

1. Необходимо соблюдать установленный режим дня лагеря, общепринятые санитарно-гигиенические правила (умываться, причесываться, одеваться по погоде, складывать аккуратно свои вещи и т.д.).

2. Каждый ребенок (подросток) обязан соблюдать все установленные в лагере правила, в том числе правила противопожарной безопасности, экскурсий, автобусных поездок, походов и т.п.

3. Ребенок (подросток) обязан находится все время вместе с отрядом (группой).

При необходимости отлучиться обязательно получить разрешение своего руководителя группы.

4. Выход за территорию лагеря допускается только с разрешения начальника лагеря и только в сопровождении руководителя группы.

5. Каждый ребенок (подросток) и работник лагеря должен бережно относится к личному имуществу - своему и других детей, имуществу в детском лагере, беречь зеленые насаждения, соблюдать чистоту.

6. Нельзя собирать и есть незнакомые ягоды, плоды.

7. В случае ухудшения самочувствия необходимо сообщать руководителям группы.

8. Необходимо соблюдать правила поведения в общественных местах - словами, действиями и поведением не мешать окружающим, не оскорблять их эстетическое чувство.

9. В лагере запрещается курить и употреблять спиртные напитки, в том числе пиво, употреблять и распространять наркотики.

10. Необходимо бережно относиться к личному имуществу и имуществу лагеря.

Правила противопожарной безопасности

1. Необходимо знать план эвакуации помещения ЛДП. В случае обнаружения признаков возгорания незамедлительно покинуть здание и сообщить любому взрослому.

2. Запрещается разводить огонь в помещениях, на территории лагеря и в походах.

3. В лагере курить запрещено.

4. Легковоспламеняющиеся предметы следует сдать на хранение руководителям группы.

5. Не разрешается трогать провисающие, торчащие провода. О наличии таких проводов следует сообщить руководителю группы.

Правила поведения во время массовых мероприятий

1. При проведении массовых мероприятий следует находиться вместе с отрядом. Отойти можно только в сопровождении руководителя группы.

2. Мероприятия следует посещать в соответствующей одежде и обуви. Если это спортивные соревнования – в спортивной одежде, для праздников, конкурсов и дискотек – нарядная одежда и обувь.

3. При проведении массовых мероприятий на открытых площадках в солнечную погоду наличие головного убора обязательно.

4. Следует соблюдать правила этикета в общественных местах (не шуметь, не толкаться, не свистеть, не топать ногами, если это, конечно, не конкурс или спортивное соревнование и поболеть за свою команду просто необходимо).

Ценности

Ценность дружбы, доброты, справедливости и уважения - Вот такое наше решение! Есть закон Справедливости и Уважения, Есть закон Доброты и Дружбы, Это в нашем лагере помнить нужно. Ценность здоровья, чистоты, порядка и красоты. Чтобы в лагере была Красота, Нам очень нужна Чистота. Сохраним Чистоту и Здоровье. Ценность радости - Все делай с радостью и тогда у тебя все получиться. Ценность вежливости - Будь всегда вежлив и тогда тебе отплатят тем же. А ещё ты сохранишь при этом человеческое Достоинство. Ценность слова и дела - Дал слово, подтверди делом. Ценность охраны природы - Ценность бережливости и хозяйского отношения к общему имуществу. Ценность сюрпризов - Доброе слово и кошке приятно!

Предметно-эстетическая среда организации отдыха детей и их оздоровления ЛДП «Солнышко» включается в себя информационные стенды для детей и работников, отрядные уголки, дизайн воспитывающей среды, которые взаимодополняют и усиливают воспитательных эффект посредством интеграции в символическое пространство и игровую модель. На территории ЛДП «Солнышко» находятся:

- футбольное поле;

- игровая детская комната;

- теннисный стол;

- множество разнообразных игр для детей.

Символы организации отдыха детей

и их оздоровления ЛДП «Солнышко»

Клятва: для нас слова обещания священны. Произнести эти слова не трудно, но вот чтобы выполнить это обещание и следовать законам ЛДП «Солнышко» нужно много над собой работать. Человеком стать нелегко, но БЫТЬ им еще труднее! Вы должны стать дисциплинированными, точными, развивать свой ум и силу. Только вы сами можете заставить себя сделать это. Стоит лишь напрячься, переломить свою лень и усталость от безделья и стать ловким, умелым, сильным. Для этого нужно начать работать над собой.

Законы для отдыхающих: не жди от других ничего, но сам давай другим все, что можешь. Живи для Родины и человечества, будь гуманным. Будь рыцарем, защитником бедных и слабых и поборником правого дела. Укрепляй свое тело и душу и просветляй разум. Пусть воля твоя будет, как лук, туго натянутый. Пусть первая твоя мысль будет о других, вторая о себе. Расти вверх, как могучий дуб, а не стелись по земле, как ползучая ива. Будь завтра лучше, чем ты сегодня и чем был вчера.


19