СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критерии педагогической диагностики воспитательной работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка материалов диагностического исследования   для классного руководителя 

Просмотр содержимого документа
«Критерии педагогической диагностики воспитательной работы»

Критерии педагогической диагностики воспитательной работы


Критерии

Показатели

Диагностический инструментарий

Уровень познавательной активности учащихся «группы риска»

Владение основными общеучебными умениями и навыками самоконтроля

Положительные мотивы с преобладанием интереса и ответственности.

Методика М.М. Лукьянова, Н.В. Калинина «Изучения учебной мотивации школьника»

Удовлетворенность учащихся деятельностью школы

Степень удовлетворенности учащихся «группы риска» деятельностью школы.

Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенностью учащихся школьной жизнью»

Уровень учащихся «группы риска, охваченных разными формами организации досуга в каникулярное и внеурочное время.


Количество учащихся посещающих кружки, секции, факультативы, подростковый клуб

«Подросток и право»

Аналитический и статистический материалы

Самоактуализированность личности ученика

Выбор нравственных форм и способов самореализации и самоутверждению

Методика Б.П. Битинаса «Диагностика ценностных отношений школьника».


Уровень состояния агрессии у подростков

Степень агрессивности учащихся «группы риска»

Опросник Баса-Дарки;


Уровень включенности в досуговую деятельность учащихся «группы риска»

Интересы, потребности, ценностные предпочтения

учащихся

Е.Н. Прейскурант «Мир моих друзей, мир моих интересов»

Уровень личностной тревожности учащихся

Состояние степени тревожности учащихся «группы риска»

Методика Ч.Д. Спилберга, на русском языке адаптирована Ю.Л. Ханиным «Шкала тревожности»


Соблюдение учащимися «группы риска» правил поведения, единых требований к учебному процессу, умение договариваться.

Владение своими желаниями, чувствами, подавление агрессии

Методика Е.И. Холостовой (игротерапевтических занятий) «Практическая детская конфликтология

Уровень нравственной воспитанности учащихся

Степень сформированности нравственных отношений у учащихся «группы риска»

Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»

Удовлетворенность учащихся взаимоотношениями и атмосферой в школьном коллективе

Степень удовлетворенности учащихся «группы риска различными сторонами жизни школьного коллектива

Методика Наши отношения» (составлена на основе книги: Л.М. Фридман и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.- М., 1988)

Доминирующие ценности ориентации учащихся «группы риска»

Степень сформированности духовных потребностей, ценностных ориентаций

Анкета «Я и смысл моей жизни» (составлена А.А. Андреевым и Е.Н. Степановым)

Уровень социализации учащихся

Степень сознательности и дисциплинированности, наличие навыков самоанализа, отношение к курению, алкоголю

Методики незавершенных предложений



Диагностические исследования классного коллектива


Классный руководитель, относящийся к своей работе неформально, уделяет большое внимание изучению классного коллектива, в котором он работает. Для этого он использует в своей работе мониторинговые исследования, которые помогают определить:

- уровень обученности учащихся;

- эффективность воспитательного процесса;

- уровень индивидуального развития учащихся и т. п.

Для отслеживания развития учащихся применяется комплекс пси­хологических тестов, соответствующих возрастным особенностям ре­бенка.

Для отслеживания обучения учащихся может быть использован метод педагогического консилиума (оценка деятельности ученика по семи направлениям и трем уровням — высокий, средний, низкий).

Диагностические исследования в коллективе учащихся можно вес­ти по следующей тематике:

- ценностные ориентации учащихся;

- социальные роли воспитанников;

- уровень сплоченности коллектива;

- уровень конфликтности класса;

- ранжирование качеств личности;

- состояние психологического климата;

- диагностика воспитанности школьников;

- уровень удовлетворенности учащихся и их родителей организа­цией воспитательного процесса в классе;

- уровень готовности к непрерывному образованию.


Классный руководитель может изучать познавательный потенциал

учащихся с помощью следующих методов и исследований:

- наблюдения за учащимися в ходе посещения уроков в своем классе;

- статистического анализа текущей и итоговой успеваемости;

- изучения степени развития познавательных процессов ребенка;

- самооценки самих учащихся;

- экспертной оценки специалистов.


Нравственный потенциал учащихся классный руководитель может изучить, определяя нравственную направленность личности, уровень воспитанности учащихся класса, уровень коммуникативной культуры классного коллектива.

Очень важным показателем развития классного коллектива является сформированность физического потенциала личности учащихся, удовлетворенность учащихся процессом обучения в классе. Для изуче­ния классного коллектива можно использовать следующие методики, которые являются весьма эффективными в изучении учащихся:

- тест Н.Е. Щуровой «Размышляем о жизненном опыте» для оп­ределения нравственной направленности личности;

- методика М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся;

- методика М.И. Рожкова «Определение уровня развития учени­ческого самоуправления»;

- методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащих­ся школьной жизнью»;

- методики Е.Н. Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении.









Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью


Учащимся предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием, используя следующие баллы:


0 - совершенно не согласен;

1 - не согласен;

2 - трудно сказать;

3 - почти согласен;

4 - совершенно согласен.



1. Я иду в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и по­мощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В классе я всегда могу высказать свободно свое мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоя­тельности.

10. На летних каникулах я скучаю по школе.



Анализ положительных и отрицательных ответов учащихся по­зволит определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью, что является весьма важным показателем и помогает определить отношение не только к школе, но и к классу, учителям, классному руководителю.