
Настоящая рабочая программа(обучение на дому), адаптированная для классов VII вида, учебного предмета « Химия» для обучающегося 8 класса на 2017-2018 учебный год разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
• Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования), утвержденный приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №1089 (ред. от 31.01.2012).
• СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Программа курса химии для 8-11 классов под редакцией Н.Е.Кузнецовой – М.: издательский центр «Вентана-Граф» 2014 г.
Учебник. Автор: Кузнецова Н.Е. Химия: 8 класс-М.; Вентана-Граф,2016,-256с.
При составлении рабочей программы , адаптированной для классов VII вида, учитывалась специфика состояния здоровья обучающихся, его психофизические особенности, возможности и потребности получения образования, а также рекомендации по обучению, составленные специалистами ПМПк.
Цели и задачи учебного предмета
Учебный предмет «Химия » направлен на достижение следующих целей и задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коллективно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
— воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных организаций и классов VII вида Российской Федерации предусматривает обязательное изучение учебного предмета « Химия» на этапе основного общего образования в объёме: в 8 классе — 102 ч, 3часа в неделю.
Рабочая программа для обучающихся 8Д класса рассчитана на 3 часа в неделю, общий объем 102 часа, что соответствует учебному плану МБОУ СШ № 9.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный.
Технологии, используемые в обучении: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, проблемное обучение, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и др.
В программе предусмотрены _6_ контрольных работ, _8_практических работ,
Таблица распределения количества часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
| | Авторская программа | Рабочая программа |
| Введение | 3 | 3 |
| Раздел I.. Вещество и химические явления с позиций атомно молекулярного учения | 41 | 71 |
| тема 1. Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения | 9 | 24 |
| тема 2. Химические реакции. Законы сохранения массы и энергии. | 6 | 11 |
| тема 3. Методы химии | 2 | 2 |
| тема 4. Вещества в окружающей нас технике и природе | 6 | 7 |
| тема 5. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение. | 7 | 6 |
| тема 6. Классы неорганических веществ | 11 | 21 |
| Раздел II. Химические элементы, вещества и химические реакции в свете электронной теории | 22 | 28 |
| тема 7. Строение атома. | 3 | 4 |
| тема 8. ПЗ и ПСХЭ Д. И. Менделеева | 3 | 4 |
| тема 9. Строение вещества. | 4 | 6 |
| тема 10. Химические реакции в свете электронной теории. | 4 | 5 |
| тема 11. Водород-рождающий воду и энергию. | 3 | 3 |
| тема 12. Галогены | 5 | 6 |
| Резерв | 4 | - |
| Итого | 70 | 102 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 класс (3 ч в неделю, всего - 102)
Введение
Химия и научно-технический прогресс. Исторические этапы возникновения и развития химии. Основные понятия и теории химии. Лабораторное оборудование и приемы работы с ним. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Демонстрации. Таблицы, слайды, показывающие исторический путь развития, достижения химии и их значение; лабораторное оборудование.
Практическое занятие. Лабораторное оборудование и приемы работы с ним.
Раздел I. Вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения
Тема 1. Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения
Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химические явления. Изменяющееся вещество как предмет изучения химии. Фазовые переходы. Описание веществ.
Химические элементы: их знаки и сведения из истории открытия. Состав веществ. Закон постоянства состава, химические формулы. Формы существования химических элементов. Вещества простые и сложные.
Простые вещества: металлы и неметаллы. Общая характеристика металлов и неметаллов. Некоторые сведения о металлах и неметаллах, обусловливающих загрязненность окружающей среды. Описание некоторых наиболее распространенных простых веществ.
Атомно-молекулярное учение в химии. Относительные атомные и молекулярные массы. Система химических элементов
Д.И. Менделеева. Определение периода и группы. Характеристика положения химических элементов в периодической системе. Валентность.
Количество вещества. Определение валентности по положению : элемента в периодической системе. Моль — единица количества вещества. Молярная масса.
Д
емонстрации 1
. Физические и химические явления. 2. Измерение плотности жидкостей ареометром. 3. Плавление серы. 4. Определение электропроводности и теплопроводности веществ 5. Опыты с коллекцией «Шкала твердости». 6. Модели атомовI и молекул. Кристаллические решетки. 7. Коллекция металлов и неметаллов. 8. Получение углекислого газа разными способами. 9 Электролиз воды. 10. Возгонка йода. Кипячение воды. Накаливание кварца. Нагревание нафталина. 11. Опыты по диффузии. 1
2. Коллекция простых веществ, образованных элементами I III периодов. 13. Набор кодограмм: «Образцы решения расчетных задач». 14. Коллекция веществ количеством 1 моль. 15. Динамическое пособие: «Количественные отношения в химии».
Лабораторные опыты. 1. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами (медь, железо, цинк, сера, вода, хлорид натрия и др.). 2. Испытание твердости веществ с помощью коллекции «Шкала твердости». 3. Примеры физических явлений: сгибание стеклянной трубки, кипячение воды, плавление парафина. 4. Примеры химических явлений: горение древесины, взаимодействие мрамора с соляной кислотой. 5. Изучение образцов металлов и неметаллов (серы, железа, алюминия, графита, меди и др.). 6. Изучение свойств веществ: нагревание поды, нагревание оксида кремния (IV).
Расчетные задачи. 1. Вычисление относительной молекулярной массы веществ, массовой доли элементов по химическим формулам. Вычисление молярной массы вещества. 2. Определение массы вещества по известному его количеству и наоборот.
Тема творческой работы. Иллюстрирование положений атомно-молекулярного учения.
Тема 2. Химические реакции. Законы сохранения массы и энергии.
Сущность химических явлений в свете атомно-молекулярного учения. Признаки протекания химических реакций. Причины и направления протекания химических реакций. Понятие об энтропии и внутренней энергии вещества. Обратимость химических реакций. Превращение энергии при химических реакциях, условия протекания химических реакций, экзо- и эндотермические реакции. Законы сохранения массы и энергии, их взаимосвязь в законе сохранения материи. Составление уравнений химических реакций. Расчеты по уравнениям химических реакций. Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения, обмена. Обобщение знаний о химических реакциях.
Демонстрации. 1. Примеры химических реакций разных видов: разложение малахита, бихромата аммония, получение сульфида железа, горение магния, взаимодействие соляной кислоты с карбонатом натрия и др. 2. Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы вещества: горение свечи на весах с поглощением продуктов горения, окисление металлов в закрытых сосудах со взвешиванием, обменные реакции в приборах для иллюстрации закона. 3. Опыты, иллюстрирующие превращения различных видов энергии друг в друга. Набор моделей атомов.
Лабораторные опыты. 1. Признаки протекания химических реакций: нагревание медной проволоки; взаимодействие растворов едкого натра и хлорида меди; взаимодействие растворов уксусной кислоты и гидрокарбоната натрия; взаимодействие растворов хлорного железа и красной кровяной соли; растирание в ступке порошков хлорида аммония и гашеной извести. 2. Типы химических реакций: разложение малахита; взаимодействие железа с раствором хлорида меди (II), взаимодействие растворов едкого натра и хлорного железа.
Практические занятия. 1. Осуществление химических реакций. Составление уравнений химических реакций. 2. Тепловой эффект химических реакций.
Расчетные задачи. Вычисление по химическим уравнениям масс, количеств веществ: а) вступивших в реакцию; б) образовавшихся в результате реакции
Тема 3. Методы химии
Понятие о методе как средстве научного познания действительна т. Методы, связанные с непосредственным изучением веществ: наблюдение, описание, сравнение, эксперимент. Анализ и синтез веществ — экспериментальные методы химии. Понятие об индикаторах. Теоретическое объяснение, моделирование, прогнозирование химических явлений. Химический язык (термины и названия, знаки, формулы, уравнения), его важнейшие функции в химической науке. Способы выражения закономерностей в химии (качественный, количественный, математический, графический). Химические опыты и измерения, их точность. Единицы измерений, наиболее часто используемые в химии. Расчеты в химии, количественные химические задачи.
Лабораторные опыты. 1. Описание веществ молекулярного и немолекулярного строения. 2. Моделирование химических объектов с помощью плоскостных и объемных моделей. 3. Сравнение свойств двух металлов: меди и железа. 4. Получение данных о протекании химической реакции с помощью секундомера, термометра, взвешивания. 5. Наблюдение кристаллов под микроскопом.
Практические занятия. 1. Исследование физических и химических свойств вещества (воды, цинка или др.). 2. Наблюдение и описание химической реакции (взаимодействие цинка с соляной кислотой или др.).
Расчетные задачи. 1. Вычисления, связанные с переводом единиц в Международную систему единиц (СИ). 2. Построение графиков и таблиц по имеющимся данным о количествах веществ, расходующихся или получающихся в химических реакциях.
Тема 4. Вещества в окружающей нас природе и технике
Вещества в природе: основные сведения о вещественном составе геосфер и космоса. Понятие о техносфере. Чистые вещества и смеси. Степень чистоты и виды загрязнения веществ. Понятие о гомогенных и гетерогенных смесях. Разделение смесей. Очистка веществ: фильтрование, дистилляция, кристаллизация, страгирование, хроматография, возгонка. Идентификация веществ с помощью определения температур плавления и кипения. Вещества в технике. Получение веществ с заданными свойствами — основная проблема химии. Понятие о веществах как о сырье, материалах и продукции. Вещества органические и неорганические. Первоначальные сведения о химической технологии. Планетарный характер влияния техники на окружающую среду. Природоохранительное значение очистных сооружений и экологически чистых технологий.
Понятие о растворах как гомогенных физико-химических системах. Значение растворов для жизни человека, сельскохозяйственного и промышленного производства. Растворимость веществ. Влияние техносферы на природные пресные и морские воды. Факторы, влияющие на растворимость твердых веществ и газов. Изменение растворимости кислорода в связи с загрязнением вод. Коэффициент растворимости. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля, молярная концентрация.
Демонстрации. 1. Разделение смесей различными методами: методом отстаивания; с помощью делительной воронки; методом колоночной хроматографии. 2. Коллекция различных сортов нефти, каменного угля. 3. Коллекция природных и синтетических органических веществ. 4. Растворение веществ с различным коэффициентом растворимости. 5. Условия изменения растворимости твердых и газообразных веществ. 6. Тепловые эффекты при растворении: растворение серной кислоты, нитрата аммония.
Лабораторные опыты. 1. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород. 2- Разделение смеси серы и железа, разделение смеси нефти и воды. 3. Исследование физических и химических свойств природных веществ (известняков). 4. Изучение влияния примесей в веществе на его физические и химические свойства (взаимодействие лабораторного и технического карбоната кальция с соляной кислотой). 5. Обугливание органических веществ. 6. Сравнение проб воды: водопроводной, из городского открытого водоема. Знакомство с образцами продукции химического и смежных с ним производств. Практическая работа. Выполняется как экспериментально, так и с использованием ПЭВМ (моделирующая программа «Разделение смесей в лаборатории и промышленности»).
Практические занятия. 1. Очистка веществ методами фильтрования, кристаллизации, перегонки, возгонки, хроматографии, экстрагирования (2-3 ч). 2. Приготовление растворов заданной концентрации. 3. Изучение растворимости веществ.
Расчетные задачи. 1. Построение графиков растворимости веществ при различной температуре. 2. Использование графиков растворимости для расчетов коэффициентов растворимости веществ. 3. Вычисление концентрации растворов (массовой доли, молярной концентрации) по массе растворенного вещества и объему или массе растворителя. 4. Вычисление массы, объема, количества растворенного вещества и растворителя по определенной концентрации раствора.
Тема 5. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение
Понятие о газах. Закон Авогадро. Воздух — смесь газов. Относительная плотность газов.
Кислород — химический элемент и простое вещество. История открытия кислорода. Схема опытов Д. Пристли и А.Л. Лавуазье.
Аллотропия. Озон. Значение озонового слоя Земли. Проблема нарушения его целостности. Повышение содержания озона и приземном слое атмосферы.
Получение кислорода в промышленности и лаборатории. Химические свойства кислорода. Процессы горения и медленного окисления. Применение кислорода.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Тенденции изменения состава воздуха в XX в. Основные источники загрязнения атмосферы. Транспортный перенос загрязнений. Круговорот кислорода в природе. О всемирном законе об атмосфере.
Демонстрации. 1. Получение кислорода. 2. Сжигание в атмосфере кислорода, серы, угля, красного фосфора, натрия, железа. 3. Получение озона. 4. Взаимодействие озона с растворами индиго и иодида калия. 5. Опыты, подтверждающие состав воздуха. 6. Опыты по воспламенению и горению.
Практическое занятие. Получение кислорода и исследование его свойств.
Расчетные задачи. 1. Определение относительной плотности газов по значениям их молекулярных масс. 2. Определение относительных молекулярных масс газообразных веществ по значению их относительной плотности.
Тема творческой работы. Источники загрязнения атмосферы и способы его преодоления.
Тема 6. Основные классы неорганических соединений (5 ч)
Оксиды — состав, номенклатура, классификация. Понятие о гидроксидах — кислотах и основаниях. Названия и состав оснований. Гидроксогруппа. Классификация кислот, их состав, названия. Состав, названия солей, правила составления формул солей. Химические свойства оксидов. Влияние состава кислот на характер их свойств (на примерах соляной и серной кислот). Общие химические свойства кислот. Растворимость кислот. Кислотные дожди. Физические свойства и способы получения щелочей. Химические свойства солей (взаимодействие растворов солей с растворами щелочей и металлами). Генетическая связь классов неорганических соединений. Амфотерность. Оксиды и гидроксиды, обладающие амфотерными свойствами. Классификация неорганических веществ. Периодическое изменение свойств химических элементов и их соединений (на примере оксидов, гидроксидов и водородных соединений).
Демонстрации. 1. Образцы соединений — представителей кислот, солей, нерастворимых оснований, щелочей, оксидов.
Опыты, иллюстрирующие существование генетической связи между соединениями фосфора, углерода, натрия, кальция.
Взаимодействие кальция и натрия с водой. 4. Действие индикаторов. 5. Опыты, иллюстрирующие химические свойства отдельных классов неорганических соединений. 6. Образцы простых веществ и их соединений (оксидов и гидроксидов), образованных элементами одного периода.
Лабораторные опыты. 1. Рассмотрение образцов оксидов (углерода (IV), водорода, фосфора, меди, кальция, железа, кремния). 2. Наблюдение растворимости оксидов алюминия, натрия, кальция и меди в воде. 3. Определение среды полученных растворов с помощью индикатора. 4. Рассмотрение образцов солей и определение их растворимости. 5. Взаимодействие
оксидов кальция и фосфора с водой, определение характера образовавшегося гидроксида с помощью индикатора. 6. Взаимодействие оксидов меди (II) и цинка с раствором серной кислоты. 7. Получение углекислого газа и взаимодействие его с известковой водой. 8. Исследование свойств соляной и серной кислот с использованием индикаторов. 9. Взаимодействие металлов (магния, цинка, железа, меди) с растворами кислот. 10. Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей.11. Взаимодействие растворов кислот со щелочами. 12. Взаимодействие растворов кислот с нерастворимыми основаниями.13.. Получение нерастворимых оснований и исследование их свойств (на примере гидроксида цинка).
Практические работы. 1. Получение медного купороса взаимодействием оксида меди (II) с серной кислотой. 2. Исследование свойств оксидов, кислот, оснований. 3. Решение экспериментальных задач по теме «Классы неорганических соединений».
Раздел 2. Химические элементы, вещества и химические реакции в свете электронной теории
Тема 7. Строение атома.
Строение атома. Постулаты Бора. Строение электронных оболочек атомов элементов: s-, р-, d-, /электроны. Место элемента в периодической системе и электронная структура атомов. Радиоактивность. Понятие о превращении химических элементов. Уравнения ядерных реакций. Причины возникновения радиоактивных осадков и их биологическое значение.
Демонстрации. 1. Схемы опытов Томсона, Резерфорда, Милликена. 2. Схемы опытов, подтверждающих свойства электрона как частицы и как волны. 3. Модели атомов различных элементов.
Практическая работа. Работа с моделирующей программой для ПЭВМ «Радиоактивность веществ».
Тема 8. Периодический закон и периодическая система элементов Д.И. Менделеева
Свойства химических элементов и их изменения. Классификация химических элементов. Открытие периодического закона. Строение атомов элементов малых и больших периодов, главных и побочных подгрупп. Формулировка периодического закона в современной трактовке. Периодическая система в свете строения атома. Физический смысл номера периода и группы. Семейства элементов (на примерах щелочных металлов, галогенов, инертных газов). Характеристика химических свойств элементов главных подгрупп и периодичность их изменения в свете электронного строения атома. Элементы, соединения которых проявляют амфотерные свойства. Относительная электроотрицательность элементов. Общая характеристика элемента на основе его положения в периодической системе Д.И. Менделеева. Значение периодического закона для развития науки и техники. Роль периодического закона в создании научной картины мира.
Демонстрации. 1. Набор слайдов, кодограмм, таблиц «Периодический закон и строение атома». 2. Демонстрация образцов щелочных металлов и галогенов. 3. Взаимодействие щелочных металлов и галогенов с простыми и сложными веществами.
Лабораторный опыт. Исследование свойств амфотерных гидроксидов и щелочей.
Тема 9. Строение вещества
Валентное состояние атомов в свете корни электронного строения. Валентные электроны. Химическая связь атомов. Ковалентная связь и механизм ее образования. Неполярная и полярная ковалентная связь. Свойства ковалентной связи. Электронные и структурные формулы веществ. Ионная связь и механизм ее образования. Свойства ионов. Степень окисления.
Природа химической связи и ее типы. Относительность типологии химической связи. Влияние типа химической связи на свойства химического соединения.
Кристаллическое строение веществ. Кристаллические решетки: атомная, ионная, молекулярная — и их характеристики.
Уровни химической организации веществ. Зависимость свойств веществ от их строения.
Демонстрации. 1. Взаимодействие натрия с хлором. 2. Модели кристаллических решеток веществ с ионным, атомным и молекулярным строением. 3. Воссоздание целостной структуры хлорида натрия путем наложения набора кодокарт. 4. Возгонка иода. Испарение твердого углекислого газа.
Тема творческой работы. Рассмотрение и анализ взаимообусловленности состава, строения, свойств вещества и его практического значения (на любом примере).
Тема 10. Химические реакции в свете электронной теории.
Химическая сущность химической реакции.
Электронные уравнения Льюиса. Реакции, протекающие с изменением и без изменения степеней окисления. Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления; их единство и противоположность. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций, расстановка коэффициентов методом электронного баланса, общая характеристика.
Классификация химических реакций в свете электронной теории.
Демонстрации. Примеры окислительно-восстановительных реакций различных типов: горение веществ, взаимодействие металлов с галогенами, серой, азотом (образование нитрита лития), растворами кислот и солей.
Практическая работа. Составление и использование алгоритма расстановки коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях.
Тема 11. Водород –рождающий воду и энергию
Водород в космосе. Ядерные реакции на Солнце. Водород в земной природе. Получение водорода в лаборатории. Водород — химический элемент и простое вещество. Энергия связи в молекуле водорода. Изотопы водорода. Физические и химические свойства водорода. Водород в ОВР. Применение водорода. Промышленное получение водорода. Водород — экологически чистое топливо; перспективы его использования. Оксид водорода — вода: состав, пространственное строение, водородная связь. Физико-химические свойства воды. Изотопный состав воды. Тяжелая вода и особенности ее свойств. Пероксид водорода: состав, строение, свойства, применение, пероксид водорода в ОВР.
Демонстрации. 1. Получение водорода в лаборатории. 2. Зарядка и использование аппарата Киппа. 3. Легкость водорода. 4. Диффузия водорода. 5. Горение водорода. Восстановление меди из ее оксида в токе водорода. 7. Опыты, подтверждающие химические свойства воды. 8. Химические свойства пероксида водорода.
Лабораторные опыты. 1. Получение водорода и изучение его свойств. 2. Восстановительные свойства водорода.
Тема 12. Галогены
Характеристика галогенов как химических элементов и простых веществ. Строение атомов галогенов. Нахождение галогенов в природе. Физические и химические свойства галогенов. Получение хлора и хлороводорода в лаборатории и промышленности. Биологическое значение галогенов. Галогены и отравляющие вещества.
Демонстрации. 1. Получение хлора. 2. Взаимодействие с хлором натрия, сурьмы, железа, красного фосфора 3. Обссцвечивание хлором красящих веществ. 4. Синтез хлороводорода. 5. Получение хлороводорода реакцией обмена и paстворение его вводе. 6. Взаимодействие брома и йода с металлами; раствора йода с крахмалом. 7. Растворение брома и йода в воде и органических растворителях. 8. Взаимное вытеснение галогенов.
Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов.
Практические занятия. 1. Получение соляной кислоты и опыты с ней, 2. Решение экспериментальных задач по теме «Галогены».
Расчетные задачи. Вычисление объема газов по количеству веществ.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
-понимать значение научных знаний для адаптации человека в современном динамично изменяющемся и развивающемся мире, возможность разумного использования достижений науки и ского общества;
- давать определения изученных понятий: «химический элемент», «атом», «ион», «молекула», «кристаллическая решётка», «вещество», «простые и сложные вещества», «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная моле- | улярная масса», «валентность», «оксиды», «кислоты», «основания», «соли», «амфотерность», «индикатор», «периодический закон», «периодическая таблица», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность», «степень окисления», «химическая реакция», «химическое уравнение», «генетическая связь», «окисление», «восстановление», «электролитическая диссоциация», скорость химической реакции»;
- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
- проводить химический эксперимент, обращаться с веществами, используемыми в экспериментальном познании химии и в повседневной жизни, в соответствии с правилами техники безопасности;
- описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
-классифицировать изученные объекты и явления;
-овладевать предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
- делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
- структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
- моделировать строение атомов элементов I—III периодов, строение простых молекул;
- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
- оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Интернет-ресурсы:
Технические средства обучения:
Компьютер.
Видеопроектор.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Е.А. Еремин, Н.Е. Кузьменко «Справочник школьника по химии 8-11 класс, М, «Дрофа», 2010 г.
2.Л.Ю. Аликберова «Занимательная химия», М, «АСТ – Пресс», 2002г.
б) литература для учителя:
1.Л.В. Комисарова, И.Г, Присягина «Контрольные и проверочные работы по химии 8 класс», М., «Экзамен», 2009г.
2.О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Настольная книга учителя» Химия 8 класс, М., «Дрофа», 2010 г.
3.М.Ю. Горковенко «Поурочные разработки» по химии 8 класс, М., «Вако», 2011 г.
4.Учебно – методическая газета для учителей, изд. «Первое сентября», М., 2009 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов по теме | Дата проведения | Примечания |
По плану | По факту |
Введение (3ч) |
1 | Предмет химии как науки. | 1 | 04.09 | | |
2 | Основные понятия и теории химии | 1 | 06.09 | | |
3 | Практическая работа №1 Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Строение пламени. | 1 | 08.09 | | |
Раздел I Вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения |
Тема №1 Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения (24ч) |
4(1) | Физические и химические явления | 1 | 11.09 | | |
5(2) | Физические свойства вещества | 1 | 13.09 | | |
6-7(3-4) | Атомы. Молекулы. Химические элементы | 2 | 15.09 18.09 | | |
8(5) | Формы существования химических элементов. Вещества простые и сложные. | 1 | 20.09 | | |
9(6) | Вещества молекулярного и немолекулярного строения | 1 | 22.09 | | |
10-11(7-8) | Состав веществ. Закон постоянства состава. Химические формулы. | 2 | 25.09 27.09 | | |
12(9) | Атомно-молекулярное учение. | 1 | 29.09 | | |
13(10) | Относительная атомная масса элемента | 1 | 02.10 | | |
14(11) | Относительная молекулярная масса веществ.. | 1 | 04.10 | | |
15(12) | Массовые доли элементов в соединениях | 1 | 06.10 | | |
16(13) | Химический знак и химическая формула | 1 | 09.10 | | |
17-18(14-15) | Система химических элементов Д.И.Менделеева | 2 | 11.10 16.10 | | |
19--20(16-17) | Валентность химических элементов | 2 | 18.10 20.10 | | |
21-22(18-19) | Составление формул по валентности | 2 | 23.10 25.10 | | |
23 (20) | Количество вещества. Моль | 1 | 27.10 | | |
24-25(21-22) | Молярная масса. Определение массы вещества .и количества вещества. | 2 | 30.10 01.11 | | |
26(23) | Обобщение знаний по теме «Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения» | 1 | 03.11 | | |
27(24) | Контрольная работа №1 по теме «Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения» | 1 | 06.11 | | |
Тема 2 Химические реакции. Законы сохранения массы и энергии.(11ч.) |
28(1) | Сущность, признаки и условия протекания химических реакций. | 1 | 08.11 | | |
29(2) | Законы сохранения массы и энергии. | 1 | 10.11 | | |
30-31(3-4) | Составление уравнений химических реакций. | 2 | 13.11 15.11 | | |
32-33(5-6) | Типы химических реакций | 2 | 17.11 27.11 | | |
34-36(7-9) | Расчеты по химическим уравнениям | 3 | 29.11 01.12 04.12 | | |
37(10) | Обобщение знаний по теме « Химические явления в свете атомно-молекулярного учения» | 1 | 08.12 | | |
38(11) | Контрольная работа№2 по теме «Химические явления в свете атомно-молекулярного учения» | 1 | 11.12 | | |
Тема 3 Методы химии (2ч) |
39 (1) | Методы науки химии | 1 | 13.12 | | |
40 (2) | Химический язык как средство и метод познания химии. | 1 | 15.12 | | |
Тема4 Вещества в окружающей нас природе и технике(7ч) Планируемые результаты: |
41 (1) | Чистые вещества и смеси | 1 | 18.12 | | |
42 (2) | Практическая работа №2 «Очистка веществ» | 1 | 20.12 | | |
43(3) | Растворы. Растворимость веществ. | 1 | 22.12 | | |
44(4) | Практическая работа №3 «Растворимость веществ» | 1 | 25.12 | | |
45-46(5-6) | Массовая доля растворенного вещества | 2 | 27.12 29.12 | | |
47 (7) | Практическая работа №4 «Приготовление растворов заданной концентрации» | 1 | 10.01 | | |
Тема 5 Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение(6ч.) |
48 (1) | Законы Гей-Люссака и Авогадро | 1 | 12.01 | | |
49(2) | Воздух – смесь газов. Относительная плотность газов | 1 | 15.01 | | |
50 (3) | Кислород – химический элемент и простое вещество. | 1 | 17.01 | | |
51(4) | Химические свойства и применение кислорода | 1 | 19.01 | | |
52(5) | Практическая работа №5 «Получение кислорода и изучение его свойств» | 1 | 22.01 | | |
53(6) | Обобщение знаний по темам «Вещества в окружающей нас природе и технике» и «Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение» | 1 | 24.01 | | |
Тема 6 Основные классы неорганических соединений (21ч) |
54(1) | Классификация неоганических веществ | 1 | 26.01 | | |
55-56(2-3) | Оксиды | 2 | 29.01 31.01 | | |
574) | Основания – гидроксиды основных оксидов | 1 | 02.02 | | |
58(5) | Кислоты | 1 | 05.02 | | |
59(6) | Соли: состав и номенклатура | 1 | 07.02 | | |
60-61(7-8) | Химические свойства оксидов | 2 | 09.02 12.02 | | |
62-63(9-10) | Химические свойства кислот | 2 | 14.02 16.02 | | |
64-65(11-12) | Щелочи, их свойства и получение | 2 | 19.02 21.02 | | |
66-67(13-14) | Нерастворимые основания, их получение и свойства. Амфотерность | 2 | 26.02 28.02 | | |
68-69(15-16) | Химические свойства солей. | 2 | 02.03 05.03 | | |
70-71(17-18) | Генетическая связь неорганических соединений | 2 | 07.03 09.03 | | |
72(19) | Практическая работа №6 «Исследование свойств оксидов, кислот и оснований) | 1 | 12.03 | | |
73(20) | Обобщение знаний по теме 7 «Классы неорганиеских соединений» | 1 | 14.03 | | |
74(21) | Контрольная работа №3 по теме «Основные классы неорганических соединений» | 1 | 16.03 | | |
Раздел 2 Химические элементы вещества и химические реакции в свете электронной теории Тема 7 Строение атома. (4ч) |
75(1) | Состав и важнейшие характеристики атома. | 1 | 19.03 | | |
76(2) | Химические элементы. Изотопы | 1 | 21.03 | | |
77-78 (3-4) | Строение электронных оболочек атомов | 2 | 23.03 26.03 | | |
Тема 8 Периодический закон и периодическая система элементов Д.И. Менделеева(4ч) Планируемые результаты: |
79 (1) | Периодические изменения свойств химических элементов. Современная трактовка периодического закона | 1 | 28.03 | | |
80(2) | Периодическая система в свете теории строения атома | 1 | 30.03 | | |
81-82(3-4) | Характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в периодической системе Д.И.Менделеева и теории строения вещества. | 2 | 02.04 04.04 | | |
Тема 9 Строение вещества.(6ч) |
83(1) | Ковалентная связь | 1 | 06.04 | | |
84(2) | Виды ковалентной связи и её свойства | 1 | 16.04 | | |
85(3) | Ионная связь и её свойства Степень окисления | 1 | 18.04 | | |
86(4) | Кристаллическое состояние веществ | 1 | 20.04 | | |
87-88(5-6) | Степень окисления | 2 | 23.04 25.04 | | |
Тема 10 Химические реакции в свете электронной теории. (5ч) |
89(1) | Окислительно-восстановительные реакции | 1 | 27.04 | | |
90(2) | Составление уравнений ОВР | 1 | 30.04 | | |
91(3) | Сущность и классификация химических реакций в свете электронной теории | 1 | 02.05 | | |
92(4) | Обобщение знаний по теме «Строение атома. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции. | 1 | 04.05 | | |
93(5) | Контрольная работа № 4 по темам «Строение атома.», «Строение вещества.»,Химические реакции в свете электронной теории» | 1 | 07.05 | | |
Тема 11 Водород –рождающий воду и энергию (3ч) |
94(1) | Водород – химический элемент и простое вещество | 1 | 11.05 | | |
95(2) | Практическая работа №7 «Получение водорода и исследование его свойств» | 1 | 14.05 | | |
96(3) | Вода – оксид водорода. Пероксид водорода | 1 | 16.05 | | |
Тема 12«Галогены»(6ч) |
97(1 | Строение атомов галогенов. Галогены простые вещества. | 1 | 18.05 | | |
98(2 | Хлороводород, соляная кислота и их свойства. | 1 | 21.05 | | |
99(3) | Практическая работа № 8 «Получение соляной кислоты и опыты с ней. Решение экспериментальных задач по теме «Галогены»» | 1 | 23.05 | | |
100(4) | Контрольная работа № 5 по темам «Водород –рождающи й воду и энергию» и «Галогены» | 1 | 25.05 | | |
101(5) | Повторение классификации неорганических веществ | 1 | 28.05 | | |
102(6) | Итоговая контрольная работа №6 | 1 | 30.05 | | |