Урок литературного чтения в 4 классе
по произведению А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон».
Учебник «Литературное чтение» О.В.Кубасовой, 4 класс, 1 часть. Раздел 1 «Что за прелесть эти сказки».
Цель: научить понимать основную мысль произведения А.Линдгрен через поступки и состояния героев.
Задачи:
Формировать читательские компетенции через акцентное вычитывание текста
Воспитывать сострадание к близкому человеку, желание помочь
Формируемые УУД.
Регулятивные. Обучающиеся учатся формулировать учебную задачу, контролировать её выполнение и оценивать себя по итогам работы
Познавательные. Обучающиеся учатся находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксируя её с помощью схемы, анализировать поступки героя с опорой на систему вопросов и оценивать их, определять основную идею произведения, задавать вопросы.
Коммуникативные. Обучающиеся получат возможность высказывать свою точку зрения на прочитанное произведение, задавать вопросы по прочитанному материал
Ход урока
1 этап.
Учитель. Какой у нас сейчас урок?
Ученики. Урок литературного чтения.
Учитель. Для чего нужны уроки литературного чтения?
Ученики. На них мы знакомимся с интересными произведениями, узнаём об авторах, учимся оценивать поступки героев, высказывать своё отношение к ним, т.е. учимся быть внимательными читателями.
Учитель. Какое произведение мы изучаем? Кто автор?
Ученики. А.Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон»
Актуализация знаний
Учитель. Какие сведения о писательнице запомнили? (демонстрируется портрет и книги А.Линдгрен)
Ученики. Написала более 100 книг, произведения напечатаны в 60 странах, получила медаль от королевства Швеция за литературные достижения. В Стокгольме ей поставлен памятник.
Учитель. Скажите, а как вы поняли, что действие, описанное в данном произведении, происходит в Швеции?
Ученики. Использованы нерусские имена – Бертиль, Нильс, Мэрта, географические названия – Сёдертелье, Линьянскуген с.121
Учитель. У Астрид Линдгрен было большое любящее сердце, которое понимало детей как никто другой. Много раз в своих сказках она затрагивала судьбы одиноких детей. Она знала, что одиночество - это понятие несовместимое с детством, но она также знала и о том, что, к сожалению, многие дети с этим сталкиваются.
Связаны ли эти сведения с изучаемым произведением? Ученики. Да, главный герой одинок.
Учитель. Можно ли сформулировать тему урока словами одного из героев?
Ученики. «Скучно жить одному, ведь, правда?»
Учитель. Кто из героев так говорит?
Ученики. Нильс
Учитель. Какие задачи поставим на урок?
Ученики. Проследить, как герою удалось справиться с одиночеством.
Учитель. Как мы это будем делать?
Ученики. Через работу с текстом
Учитель. Значит, вторая задача на урок?
Ученики. Учиться работать с текстом.
Анализ произведения.
Учитель. К какому жанру относится данное произведение?
Ученики. Это волшебная сказка
Учитель. Что здесь сказочного?
Ученики. Волшебный гвоздик, превращения, волшебные заклинания, сказочные существа.
Учитель. Но она совсем не похожа на такие привычные нам, русские волшебные сказки. Здесь много реального. Что именно, назовите?
Ученики. Мальчик Бертиль. Он одинок, у него умерла сестра, родители работают на фабрике, есть квартира, в которой Бертиль живёт с семьёй
Учитель. Как вы думаете, семья Бертиля живёт богато или бедно?
Ученики. Бедно, т.к. им приходится работать, они не могут позволить нанять няню, мало книжек, печку они топят только утром и мало, т.к. к обеду уже уходило всё тепло.
Учитель. Какие чувства вызывает у вас Бертиль?
Ученики. Сочувствие, жалость, сострадание
Учитель. Почему вам его жаль? Зачитайте нужные эпизоды в первой части.
Ученики. Ему нечем заняться, на улице холодно – не погулять, пообщаться не с кем, дома неуютно.
Учитель. Кто пришёл на помощь мальчику? Кто он такой?
Ученики. Это домовой. Его зовут Нильс.
Учитель. Что поразило Бертиля в Нильсе?
Учитель. Что вы узнали из 2 части про этого маленького человечка? Ученики. Летом он жил под корнями дерева, сейчас живёт в крысиной норке, в которой нет мебели и очень холодно.
Учитель. Послушайте диалог Бертиля и Нильса (читают двое учеников, заранее подготовленных) и ответьте на вопрос, почему Нильс, едва познакомившись, приглашает Бертиля в гости?
Ученики. Он видит в нём родственную душу, ему также холодно скучно, одиноко.
Учитель. О чём говорится в 3 части?
Ученики. О том, как Бертиль спустился к Нильсу в норку, став маленьким.
Учитель. Я предлагаю объединиться в малые группы и придумать вопросы к данной части. Помните, что вопросы бывают простые – по сюжету и объясняющие. (Ученики работают в группах) Примеры вопросов. Какой была комнатка? Что в ней находилось? Почему Бертиль решил спуститься к Нильсу? Почему ему захотелось помочь? Какие чувства испытал Бертиль к Нильсу?
Учитель. Назовите слова, которые выражают отношение Бертиля к этому маленькому человечку?
Физминутка .
Учитель. Давайте вспомним, как Бертиль заботился о Нильсе.
Ученики. Приносит дрова (ими служат спички), еду, мебель, помогает делать уборку. (Слова подтверждают, зачитывая эпизоды)
Учитель. Как ему это удавалось?
Ученики. Он превращался в маленького.
Учитель. Был ли в этой части кульминационный момент?
Ученики. Нет.
Учитель. Как это характеризует Нильса?
Ученики. Он скромный.
Учитель. Тогда зачем мальчик всё это делает: ради интереса превращения или почему-то ещё?
Ученики. Он желает помочь, сделать добро, ему нравится заботиться.
Учитель. Почему он дарит Нильсу кукольную мебель своей погибшей сестры Мэрты, ведь он мог принести какую-нибудь коробочку?
Ученики. Мэрта была дорога ему, она его родной человек, а сейчас её нет и Нильс теперь для него очень дорог
Учитель. Скажите, мальчик что-то просит взамен?
Ученики. Нет, Бертиль помогает Нильсу бескорыстно, он не ищет никакой выгоды.
Учитель. Кому так помогают?
Ученики. Другу
Учитель. Бертиль считает его своим другом. Какие чувства он сам испытывает, заботясь о своём друге?
Ученики. Мальчику радостно.
Учитель. Как об этом говорит автор? Зачитайте Он не может дождаться, когда родители уйдут на работу, чтобы поскорее увидеться с другом.
Учитель. А что чувствует Нильс?
Ученики. Он очень рад.
Учитель. Отчего ему радостно?
Ученики. Появился друг. Преобразилась комнатка. В ней стало тепло, чисто, уютно.
Учитель. Какими словами автору удалось показать, что маленький человечек несказанно рад всем появившимся вещам? Поработаем группами.
Каждая группа перечитывает свою страницу и приготовится зачитать классу найденные слова и выражения.
Обобщение и связывание информации.
Учитель. Что объединяло героев?
Ученики. Одиночество, тоска
Учитель. Что изменилось в их жизни?
Ученики. Бертиль теперь не одинок, ему есть о ком заботиться, он приобрёл друга. Нильс в тёплой комнатке. Он тоже счастлив от того, что есть с кем проводить время.
Учитель. Они очень нужны друг другу. Автор много раз подчёркивает маленький рост Нильса. Кто сможет вспомнить все синонимы?
Ученики. Малыш, крошка, человечек.
Учитель. А как вы думаете, зачем автор это делает?
Ученики. Он, хоть маленький, но он – друг, и о нём можно заботиться
Учитель. Вспомните, где мальчик прячет Нильса?
Ученики. Под рубашкой у сердца, т.к. Нильс согрел его душу, в которой поселилась тоска и одиночество.
Учитель. Прочитайте об этом на с.136.
5 этап. Итог урока
Учитель. Давайте вспомним, какие задачи ставили? (Ученики называют) Как герою удалось преодолеть одиночество?
Ученики. Принимая участие в судьбе другого, заботясь о маленьком человечке.
Учитель. Задачей творчества Линдгрен было нести утешение детям и помогать им в преодолении трудных жизненных ситуаций. И она писала сказки о детях, которые смогли победить одиночество, болезнь, непонимание, разлуку, чтобы настоящие, живые дети прочитали эти истории, получили надежду и знали, что они тоже могут справиться со своей бедой.
Учитель. Только отдавая себя, ты не будешь одинок.
Рефлексия
Я умею находить в тексте информацию. Да нет
Я умею слушать собеседника. Да нет
Домашнее задание. Выберите понравившийся диалог и разыграйте с другом.