Кроссенс как один из путей достижения образовательных результатов на уроках литературы
Одним из приемов развития и формирования логических действий, критического мышления, креативности, сотрудничества, коммуникации обучающихся в контексте федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования является кроссенс.
Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского означает «пересечение слов». Кроссенс придумали художник и философ, доктор технических наук Владимир Бусленко и писатель, педагог и математик Сергей Федин. Первый кроссенс был впервые опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». В отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Всего картинок в кроссенсе девять, а задач (по числу соседних пар – двенадцать).
Читать кроссенс можно одним из следующих способов:
− сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка, завернутая «улиткой»;
− начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.
Учебная задача – объяснить или разгадать кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений, т.е. одним из трех выше перечисленных способов.
Существует множество вариантов применения кроссенса учителем. Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на разных этапах урока:
− проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);
− формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать);
− раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего‐либо в образах и символах);
− обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);
− организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп).
Алгоритм составления кроссенса можно представить следующим образом:
− определить тематику, общую идею;
− выделить 9 элементов, имеющих отношение к идее, теме;
− найти связь между элементами, определить последовательность;
− выделить элементы, имеющие 3 и более связей (крест, основа);
− сконцентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат);
− выделить отличительные черты, особенности каждого элемента;
− поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
− заменить прямые образы и ассоциации косвенными, символическими.
Прием кроссенса особенно плодотворен на уроках литературы. Это обусловлено тем, что при изучении художественного произведения данный прием дает следующие возможности:
- проверить знание текста учениками (объяснить изображения героев, образов или символических предметов из изучаемого произведения);
- выяснить, насколько хорошо учащиеся поняли идейный замысел произведения (объяснить скрытые смысловые связи между опорными точками идейной канвы произведения).
Целесообразно использовать кроссенс и при изучении биографии писателей или на первом уроке – воссоздание исторической эпохи, которая описана в произвелении.
Кроссенс «Эпоха правления Ивана Грозного». Перед вами пример именно такого кроссенса. Найдите связь между изображениями и определите тему урока. О ком или о чём мы будем говорить сегодня на уроке.
Таким образом, применение кроссена на этом этапе урока реализует культорологический подход, расширяет кругозор, интегрирует мыслительную деятельность. Формирование культурных мировоззренческих кодов ведет к преодолению негативных сторон ЕГЭ, способствует развитию творческого мышления и креативности не только ученика, но и учителя.
Учителю он позволяет нестандартно и интересно для учеников проверить знания, объяснить новый материал, закрепить ранее изученную тему; ученикам приносит удовольствие от решения поставленной задачи, поскольку часто решение оказывается неожиданным. Разгадывание кроссенса порой приносит «непрогнозируемые» результаты в том случае, если учащиеся, развивая ассоциативный ряд, находят настолько глубинные связующие нити между понятиями и явлениями, что даже автор кроссенса не закладывал их в данную головоломку.
Продуктивнее всего использовать эту технологию на самом дискуссионном этапе урока – опредение замысла произведения, конфликта.
Мы предлагаем вам кроссенсы. В них отражены принципиально разные подходы к формулировке конфликта. Задание: рассмотрите кроссенс и расскажите об идейном замысле и конфликте в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Сначала отгадайте изображенные образы из изучаемого произведения. Картинки соответствуют деталям, взятым из текста. Через систему образов придёте к пониманию конфликта.
Каких результатов мы достигаем, работая с данной технологией?
Во-первых, развитие устной речи учащихся. Ребенок строит сообщение в устной форме, показывает своё умение аргументированно вести дискуссию, а это и есть подготовка к устной части по русскому языку.
Во-вторых, мыслительные операции приводят к составлению текста. А это уже подготовка к сочинению.
В-третьих, ученик осуществляет поиск нужного текстового материала, детально прорабатывает текст, что позволяет углубить навыки анализа языка произведения (объяснить символы на уровне выразительных средств: эпитетов, метафор, олицетворений). Это приобретение опыта самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности.
Что можем оценить? Следуя, данным критериям, мы можем оценить устный ответ, сочинение и проектную деятельность учащегося.
Таким образом, кроссенс – методический прием, позволяющий на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика.