СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кроссенс как один из путей достижения образовательных результатов на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кроссенс как один из приемов формирования логических действий, критического мышления, креативности, коммуникации обучающихся в контексте ФГОС ООО.

Просмотр содержимого документа
«Кроссенс как один из путей достижения образовательных результатов на уроках литературы»

Кроссенс как один из путей достижения образовательных результатов на уроках литературы

Одним из приемов развития и формирования логических действий, критического мышления, креативности, сотрудничества, коммуникации обучающихся в контексте федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования является кроссенс.

Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского означает «пересечение слов». Кроссенс придумали художник и философ, доктор технических наук Владимир Бусленко и писатель, педагог и математик Сергей Федин. Первый кроссенс был впервые опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». В отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Всего картинок в кроссенсе девять, а задач (по числу соседних пар – двенадцать).

Читать кроссенс можно одним из следующих способов:

− сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка, завернутая «улиткой»;

− начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.


Учебная задача – объяснить или разгадать кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений, т.е. одним из трех выше перечисленных способов.

Существует множество вариантов применения кроссенса учителем. Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на разных этапах урока:

− проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);

− формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать);

− раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего‐либо в образах и символах);

− обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);

− организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп).

Алгоритм составления кроссенса можно представить следующим образом:

− определить тематику, общую идею;

− выделить 9 элементов, имеющих отношение к идее, теме;

− найти связь между элементами, определить последовательность;

− выделить элементы, имеющие 3 и более связей (крест, основа);

− сконцентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат);

− выделить отличительные черты, особенности каждого элемента;

− поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

− заменить прямые образы и ассоциации косвенными, символическими.

Прием кроссенса особенно плодотворен на уроках литературы. Это обусловлено тем, что при изучении художественного произведения данный прием дает следующие возможности:

- проверить знание текста учениками (объяснить изображения героев, образов или символических предметов из изучаемого произведения);

- выяснить, насколько хорошо учащиеся поняли идейный замысел произведения (объяснить скрытые смысловые связи между опорными точками идейной канвы произведения).

Целесообразно использовать кроссенс и при изучении биографии писателей или на первом уроке – воссоздание исторической эпохи, которая описана в произвелении.

Кроссенс «Эпоха правления Ивана Грозного». Перед вами пример именно такого кроссенса. Найдите связь между изображениями и определите тему урока. О ком или о чём мы будем говорить сегодня на уроке.

Таким образом, применение кроссена на этом этапе урока реализует культорологический подход, расширяет кругозор, интегрирует мыслительную деятельность. Формирование культурных мировоззренческих кодов ведет к преодолению негативных сторон ЕГЭ, способствует развитию творческого мышления и креативности не только ученика, но и учителя.

Учителю он позволяет нестандартно и интересно для учеников проверить знания, объяснить новый материал, закрепить ранее изученную тему; ученикам приносит удовольствие от решения поставленной задачи, поскольку часто решение оказывается неожиданным. Разгадывание кроссенса порой приносит «непрогнозируемые» результаты в том случае, если учащиеся, развивая ассоциативный ряд, находят настолько глубинные связующие нити между понятиями и явлениями, что даже автор кроссенса не закладывал их в данную головоломку.

Продуктивнее всего использовать эту технологию на самом дискуссионном этапе урока – опредение замысла произведения, конфликта.

Мы предлагаем вам кроссенсы. В них отражены принципиально разные подходы к формулировке конфликта. Задание: рассмотрите кроссенс и расскажите об идейном замысле и конфликте в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Сначала отгадайте изображенные образы из изучаемого произведения. Картинки соответствуют деталям, взятым из текста. Через систему образов придёте к пониманию конфликта.




Каких результатов мы достигаем, работая с данной технологией?

Во-первых, развитие устной речи учащихся. Ребенок строит сообщение в устной форме, показывает своё умение аргументированно вести дискуссию, а это и есть подготовка к устной части по русскому языку.

Во-вторых, мыслительные операции приводят к составлению текста. А это уже подготовка к сочинению.

В-третьих, ученик осуществляет поиск нужного текстового материала, детально прорабатывает текст, что позволяет углубить навыки анализа языка произведения (объяснить символы на уровне выразительных средств: эпитетов, метафор, олицетворений). Это приобретение опыта самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности.

Что можем оценить? Следуя, данным критериям, мы можем оценить устный ответ, сочинение и проектную деятельность учащегося.

Таким образом, кроссенс – методический прием, позволяющий на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!