«Кроссенсы» – технология развивающего обучения.
Добрый день уважаемые коллеги!
Начать своё выступление хочу с китайской пословицы: «Человек может стать умным тремя путями: путем подражания - это самый легкий путь, путем опыта - это самый трудный путь и путем размышления - это самый благородный путь».
Как же развивать логическое мышление дошкольника интересно, творчески, но в тоже время эффективно?
Возраст 5-7 лет особо важен в плане развития способности к логическому мышлению к осмыслению причинно-следственных связей, в этом возрасте у ребёнка практически нет ассоциативных связей, познавательные процессы находятся в стадии формирования и развития. И очень важно использовать данный возраст как период для развития логического мышления.
Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются:
Умение выделять существенные признаки из второстепенных,
Умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения,
Устанавливать причинно-следственные связи,
Развивать нестандартность, креативность мышления.
В своей работе по формированию этих умений я использую один из методов развивающих технологий «кроссенс».
Кроссенс – это хороший способ не только найти связи между объектами (предметами) и явлениями, но и углубить понимания детьми уже известных понятий и явлений. Дети раскрывают новые грани понимания привычных вещей, быстро запоминают материал, развивают логическое и творческое мышление.
Очень важно научить детей думать, а не просто запоминать, вникать в суть информации и осмысливать её.
Метод кроссенс разработан Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов". Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь".
Исходя из вышеизложенного я определила цель своей деятельности:
Использование кроссенса в работе с детьми, для создания условий максимального развития логического и неординарного творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
Перед собой я поставила следующие задачи:
Изучить современную технологию «кроссенсы» и внедрить в образовательный процесс.
Создать условия, обеспечивающие эффективное развитие интереса у старших дошкольников к «кроссенсам», для развития познавательных способностей.
Уметь пользоваться приёмами «кроссенса» в режимных моментах, в образовательной деятельности.
Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в использовании «кроссенсов».
Проследить динамику развития интеллектуальных способностей дошкольников, в результате применения кроссенса.
Способствовать распространению данного опыта среди коллег.
Приступая к работе передо мной встал вопрос как подготовить детей к разгадыванию кроссенса.
Подготовительная работа.
На подготовительном этапе не обходимо было научить детей средней группы находить общие признаки у предметов, в неполных кроссенсах из 2-х полей. От более простых к более сложным.
Явно выраженные признаки
На слайде вы видите примеры с явно выраженными признаками.
Что общего?
Ответ: У ежа и ёлки есть иголки. Ёжик и ёлка находятся в лесу.
Что общего?
Ответ: Блин и колесо круглой формы.
Что общего?
Ответ: Кенгуру (носит детеныша в сумке на животе) - почтальон (тоже ходит с сумкой)
Скрытые признаки. (более сложные)
От простых мы постепенно перешли к более сложным кроссенсам со скрытом признаком.
Детям предлагалось найти не явно выраженные признаки.
Что общего?
Ответ: Ежик и молоко, может сворачиваться.
Что общего?
Ответ: Баба Яга живет в избушке на курьих ножках – а курьи
ножки есть и у курицы.
Что общего?
Ответ: Индеец имеет оружие – лук; чиполлино овощ – лук.
Основной этап.
Начиная со старшей группы мы уже применяем кроссенс таблицы из 9 полей.
Выделяют 3 способа разгадывания Кроссенс-таблиц:
- солнышко (каждая картинка связана по смыслу с центральной). Это простой вариант, более доступный детям, не знакомым с приёмами прочтения Кроссенса. А также, его можно применить при формировании умения подбирать ассоциации. Предлагаем детям картинку с ключевым словом темы на центральном квадрате, дети подбирают вокруг него все возможные ассоциации (расставляют картинки)
- улитка (Восемь картинок (изображений) расставлены таким образом, что каждая имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная, девятая, объединяет их все по смыслу),
Поняв смысл и суть, дети могут, как разгадывать кроссенсы сами, так и составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки.
- крест – это самый сложный способ (нужно установить связи по периметру между двумя рядом стоящими изображениями, а также по центральному кресту, между картинками)
В старшем дошкольном возрасте мы применяем 2 способа это солныхко и улитку. Третий способ самый сложный крест применяем в подготовительной группе.
Слайды с примерами
Применение «Кроссенс-таблиц» позволяет:
- упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;
- формировать умение у детей классифицировать и обобщать предметы, явления;
- развивать зрительное восприятие;
- формировать умение определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;
- формировать умение детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, в группы;
- выделять существенные признаки из второстепенных;
- развивать связную речь
- развивать логику;
- развивать образное мышление;
- формировать умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию;
- объяснить наглядно значение слов;
- развивать смекалку, тренировать внимание.
В своей работе я применяю такие формы работы как:
Индивидуальная, групповая, совместная деятельность.
К концу подготовительной группы дети стали лучше и быстрее разгадывать ребусы, хорошо находить общие признаки предметов. Дети стали характеризовать предметы не только по характерному признаку: форма, цвет и размер, но и находить другие не явные признаки предметов.
У детей прослеживается более развитое воображения при сочинение рассказов, художественном творчестве и в развитии сюжетной линии игры.
В заключении хотелось бы сказать такие слова:
КРОССЕНС - это ценный клад.
С ним работать каждый рад!
Кроссенсы всем интересны,
В интеллекте всем полезны.
Просмотр содержимого документа
««Кроссенсы» – технология развивающего обучения.»
«Кроссенсы» – технология развивающего обучения.
Добрый день уважаемые коллеги!
Начать своё выступление хочу с китайской пословицы: «Человек может стать умным тремя путями: путем подражания - это самый легкий путь, путем опыта - это самый трудный путь и путем размышления - это самый благородный путь».
Как же развивать логическое мышление дошкольника интересно, творчески, но в тоже время эффективно?
Возраст 5-7 лет особо важен в плане развития способности к логическому мышлению к осмыслению причинно-следственных связей, в этом возрасте у ребёнка практически нет ассоциативных связей, познавательные процессы находятся в стадии формирования и развития. И очень важно использовать данный возраст как период для развития логического мышления.
Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются:
Умение выделять существенные признаки из второстепенных,
Умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения,
Устанавливать причинно-следственные связи,
Развивать нестандартность, креативность мышления.
В своей работе по формированию этих умений я использую один из методов развивающих технологий «кроссенс».
Кроссенс – это хороший способ не только найти связи между объектами (предметами) и явлениями, но и углубить понимания детьми уже известных понятий и явлений. Дети раскрывают новые грани понимания привычных вещей, быстро запоминают материал, развивают логическое и творческое мышление.
Очень важно научить детей думать, а не просто запоминать, вникать в суть информации и осмысливать её.
Метод кроссенс разработан Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов". Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь".
Исходя из вышеизложенного я определила цель своей деятельности:
Использование кроссенса в работе с детьми, для создания условий максимального развития логического и неординарного творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
Перед собой я поставила следующие задачи:
Изучить современную технологию «кроссенсы» и внедрить в образовательный процесс.
Создать условия, обеспечивающие эффективное развитие интереса у старших дошкольников к «кроссенсам», для развития познавательных способностей.
Уметь пользоваться приёмами «кроссенса» в режимных моментах, в образовательной деятельности.
Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в использовании «кроссенсов».
Проследить динамику развития интеллектуальных способностей дошкольников, в результате применения кроссенса.
Способствовать распространению данного опыта среди коллег.
Приступая к работе передо мной встал вопрос как подготовить детей к разгадыванию кроссенса.
Подготовительная работа.
На подготовительном этапе не обходимо было научить детей средней группы находить общие признаки у предметов, в неполных кроссенсах из 2-х полей. От более простых к более сложным.
Явно выраженные признаки
На слайде вы видите примеры с явно выраженными признаками.
Что общего?
Ответ: У ежа и ёлки есть иголки. Ёжик и ёлка находятся в лесу.
Что общего?
Ответ: Блин и колесо круглой формы.
Что общего?
Ответ: Кенгуру (носит детеныша в сумке на животе) - почтальон (тоже ходит с сумкой)
Скрытые признаки. (более сложные)
От простых мы постепенно перешли к более сложным кроссенсам со скрытом признаком.
Детям предлагалось найти не явно выраженные признаки.
Что общего?
Ответ: Ежик и молоко, может сворачиваться.
Что общего?
Ответ: Баба Яга живет в избушке на курьих ножках – а курьи
ножки есть и у курицы.
Что общего?
Ответ: Индеец имеет оружие – лук; чиполлино овощ – лук.
Основной этап.
Начиная со старшей группы мы уже применяем кроссенс таблицы из 9 полей.
Выделяют 3 способа разгадывания Кроссенс-таблиц:
- солнышко (каждая картинка связана по смыслу с центральной). Это простой вариант, более доступный детям, не знакомым с приёмами прочтения Кроссенса. А также, его можно применить при формировании умения подбирать ассоциации. Предлагаем детям картинку с ключевым словом темы на центральном квадрате, дети подбирают вокруг него все возможные ассоциации (расставляют картинки)
- улитка (Восемь картинок (изображений) расставлены таким образом, что каждая имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная, девятая, объединяет их все по смыслу),
Поняв смысл и суть, дети могут, как разгадывать кроссенсы сами, так и составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки.
- крест – это самый сложный способ (нужно установить связи по периметру между двумя рядом стоящими изображениями, а также по центральному кресту, между картинками)
В старшем дошкольном возрасте мы применяем 2 способа это солныхко и улитку. Третий способ самый сложный крест применяем в подготовительной группе.
Слайды с примерами
Применение «Кроссенс-таблиц» позволяет:
- упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;
- формировать умение у детей классифицировать и обобщать предметы, явления;
- развивать зрительное восприятие;
- формировать умение определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;
- формировать умение детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, в группы;
- выделять существенные признаки из второстепенных;
- развивать связную речь
- развивать логику;
- развивать образное мышление;
- формировать умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию;
- объяснить наглядно значение слов;
- развивать смекалку, тренировать внимание.
В своей работе я применяю такие формы работы как:
Индивидуальная, групповая, совместная деятельность.
К концу подготовительной группы дети стали лучше и быстрее разгадывать ребусы, хорошо находить общие признаки предметов. Дети стали характеризовать предметы не только по характерному признаку: форма, цвет и размер, но и находить другие не явные признаки предметов.
У детей прослеживается более развитое воображения при сочинение рассказов, художественном творчестве и в развитии сюжетной линии игры.
В заключении хотелось бы сказать такие слова:
КРОССЕНС - это ценный клад.
С ним работать каждый рад!
Кроссенсы всем интересны,
В интеллекте всем полезны.