СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Кроссенсы» – технология развивающего обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Кроссенсы» – технология развивающего обучения.

Добрый день уважаемые коллеги!

Начать своё выступление хочу с китайской пословицы: «Человек может стать умным тремя путями: путем подражания - это самый легкий путь, путем опыта - это самый трудный путь и путем размышления - это самый благородный путь».

Как же развивать логическое мышление дошкольника интересно, творчески, но в тоже время эффективно?

Возраст 5-7 лет особо важен в плане развития способности к логическому мышлению к осмыслению причинно-следственных связей, в этом возрасте у ребёнка практически нет ассоциативных связей, познавательные процессы находятся в стадии формирования и развития. И очень важно использовать данный возраст как период для развития логического мышления.

Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются:

Умение выделять существенные признаки из второстепенных,

Умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения,

Устанавливать причинно-следственные связи,

Развивать нестандартность, креативность мышления.

В своей работе по формированию этих умений я использую один из методов развивающих технологий «кроссенс».

Кроссенс – это хороший способ не только найти связи между объектами (предметами) и явлениями, но и углубить понимания детьми уже известных понятий и явлений. Дети раскрывают новые грани понимания привычных вещей, быстро запоминают материал, развивают логическое и творческое мышление.

Очень важно научить детей думать, а не просто запоминать, вникать в суть информации и осмысливать её.

Метод кроссенс разработан Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов". Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь".

Исходя из вышеизложенного я определила цель своей деятельности:

Использование кроссенса в работе с детьми, для создания условий максимального развития логического и неординарного творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.

Перед собой я поставила следующие задачи:

Изучить современную технологию «кроссенсы» и внедрить в образовательный процесс.

Создать условия, обеспечивающие эффективное развитие интереса у старших дошкольников к «кроссенсам», для развития познавательных способностей.

Уметь пользоваться приёмами «кроссенса» в режимных моментах, в образовательной деятельности.

Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в использовании «кроссенсов».

Проследить динамику развития интеллектуальных способностей дошкольников, в результате применения кроссенса.

Способствовать распространению данного опыта среди коллег.

Приступая к работе передо мной встал вопрос как подготовить детей к разгадыванию кроссенса.

Подготовительная работа.

На подготовительном этапе не обходимо было научить детей средней группы находить общие признаки у предметов, в неполных кроссенсах из 2-х полей. От более простых к более сложным.

Явно выраженные признаки

На слайде вы видите примеры с явно выраженными признаками.

 

?

 

Что общего?

Ответ: У ежа и ёлки есть иголки. Ёжик и ёлка находятся в лесу.

 

?

 

Что общего?

Ответ: Блин и колесо круглой формы.

 

?

 

Что общего?

Ответ: Кенгуру (носит детеныша в сумке на животе) - почтальон (тоже ходит с сумкой)

Скрытые признаки. (более сложные)

От простых мы постепенно перешли к более сложным кроссенсам со скрытом признаком.

Детям предлагалось найти не явно выраженные признаки.

 

?

 

Что общего?

Ответ: Ежик и молоко, может сворачиваться.

 

?

 

Что общего?

Ответ: Баба Яга живет в избушке на курьих ножках – а курьи

ножки есть и у курицы.

 

?

 

Что общего?

Ответ: Индеец имеет оружие – лук; чиполлино овощ – лук.

Основной этап.

Начиная со старшей группы мы уже применяем кроссенс таблицы из 9 полей.

Выделяют 3 способа разгадывания Кроссенс-таблиц:

- солнышко (каждая картинка связана по смыслу с центральной). Это простой вариант, более доступный детям, не знакомым с приёмами прочтения Кроссенса. А также, его можно применить при формировании умения подбирать ассоциации. Предлагаем детям картинку с ключевым словом темы на центральном квадрате, дети подбирают вокруг него все возможные ассоциации (расставляют картинки)

- улитка (Восемь картинок (изображений) расставлены таким образом, что каждая имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная, девятая, объединяет их все по смыслу),

Поняв смысл и суть, дети могут, как разгадывать кроссенсы сами, так и составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки.

крест – это самый сложный способ (нужно установить связи по периметру между двумя рядом стоящими изображениями, а также по центральному кресту, между картинками)

В старшем дошкольном возрасте мы применяем 2 способа это солныхко и улитку. Третий способ самый сложный крест применяем в подготовительной группе.

Слайды с примерами

Применение «Кроссенс-таблиц» позволяет:

- упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;

- формировать умение у детей классифицировать и обобщать предметы, явления;

- развивать зрительное восприятие;

- формировать умение определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;

- формировать умение детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, в группы;

- выделять существенные признаки из второстепенных;

- развивать связную речь

- развивать логику;

- развивать образное мышление;

- формировать умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию;

- объяснить наглядно значение слов;

- развивать смекалку, тренировать внимание.

В своей работе я применяю такие формы работы как:

Индивидуальная, групповая, совместная деятельность.

К концу подготовительной группы дети стали лучше и быстрее разгадывать ребусы, хорошо находить общие признаки предметов. Дети стали характеризовать предметы не только по характерному признаку: форма, цвет и размер, но и находить другие не явные признаки предметов.

У детей прослеживается более развитое воображения при сочинение рассказов, художественном творчестве и в развитии сюжетной линии игры.

В заключении хотелось бы сказать такие слова:

КРОССЕНС - это ценный клад.

С ним работать каждый рад!

Кроссенсы всем интересны,

В интеллекте всем полезны.

Просмотр содержимого документа
««Кроссенсы» – технология развивающего обучения.»

«Кроссенсы» – технология развивающего обучения.

Добрый день уважаемые коллеги!

Начать своё выступление хочу с китайской пословицы: «Человек может стать умным тремя путями: путем подражания - это самый легкий путь, путем опыта - это самый трудный путь и путем размышления - это самый благородный путь».

Как же развивать логическое мышление дошкольника интересно, творчески, но в тоже время эффективно?

Возраст 5-7 лет особо важен в плане развития способности к логическому мышлению к осмыслению причинно-следственных связей, в этом возрасте у ребёнка практически нет ассоциативных связей, познавательные процессы находятся в стадии формирования и развития. И очень важно использовать данный возраст как период для развития логического мышления.

Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются:

Умение выделять существенные признаки из второстепенных,

Умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения,

Устанавливать причинно-следственные связи,

Развивать нестандартность, креативность мышления.

В своей работе по формированию этих умений я использую один из методов развивающих технологий «кроссенс».

Кроссенс – это хороший способ не только найти связи между объектами (предметами) и явлениями, но и углубить понимания детьми уже известных понятий и явлений. Дети раскрывают новые грани понимания привычных вещей, быстро запоминают материал, развивают логическое и творческое мышление.

Очень важно научить детей думать, а не просто запоминать, вникать в суть информации и осмысливать её.

Метод кроссенс разработан Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов". Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь".

Исходя из вышеизложенного я определила цель своей деятельности:

Использование кроссенса в работе с детьми, для создания условий максимального развития логического и неординарного творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.

Перед собой я поставила следующие задачи:

Изучить современную технологию «кроссенсы» и внедрить в образовательный процесс.

Создать условия, обеспечивающие эффективное развитие интереса у старших дошкольников к «кроссенсам», для развития познавательных способностей.

Уметь пользоваться приёмами «кроссенса» в режимных моментах, в образовательной деятельности.

Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в использовании «кроссенсов».

Проследить динамику развития интеллектуальных способностей дошкольников, в результате применения кроссенса.

Способствовать распространению данного опыта среди коллег.

Приступая к работе передо мной встал вопрос как подготовить детей к разгадыванию кроссенса.

Подготовительная работа.

На подготовительном этапе не обходимо было научить детей средней группы находить общие признаки у предметов, в неполных кроссенсах из 2-х полей. От более простых к более сложным.

Явно выраженные признаки

На слайде вы видите примеры с явно выраженными признаками.


?


Что общего?

Ответ: У ежа и ёлки есть иголки. Ёжик и ёлка находятся в лесу.


?


Что общего?

Ответ: Блин и колесо круглой формы.


?


Что общего?

Ответ: Кенгуру (носит детеныша в сумке на животе) - почтальон (тоже ходит с сумкой)

Скрытые признаки. (более сложные)

От простых мы постепенно перешли к более сложным кроссенсам со скрытом признаком.

Детям предлагалось найти не явно выраженные признаки.


?


Что общего?

Ответ: Ежик и молоко, может сворачиваться.


?


Что общего?

Ответ: Баба Яга живет в избушке на курьих ножках – а курьи

ножки есть и у курицы.


?


Что общего?

Ответ: Индеец имеет оружие – лук; чиполлино овощ – лук.

Основной этап.

Начиная со старшей группы мы уже применяем кроссенс таблицы из 9 полей.

Выделяют 3 способа разгадывания Кроссенс-таблиц:

- солнышко (каждая картинка связана по смыслу с центральной). Это простой вариант, более доступный детям, не знакомым с приёмами прочтения Кроссенса. А также, его можно применить при формировании умения подбирать ассоциации. Предлагаем детям картинку с ключевым словом темы на центральном квадрате, дети подбирают вокруг него все возможные ассоциации (расставляют картинки)

- улитка (Восемь картинок (изображений) расставлены таким образом, что каждая имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная, девятая, объединяет их все по смыслу),

Поняв смысл и суть, дети могут, как разгадывать кроссенсы сами, так и составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки.

крест – это самый сложный способ (нужно установить связи по периметру между двумя рядом стоящими изображениями, а также по центральному кресту, между картинками)

В старшем дошкольном возрасте мы применяем 2 способа это солныхко и улитку. Третий способ самый сложный крест применяем в подготовительной группе.

Слайды с примерами

Применение «Кроссенс-таблиц» позволяет:

- упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;

- формировать умение у детей классифицировать и обобщать предметы, явления;

- развивать зрительное восприятие;

- формировать умение определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;

- формировать умение детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, в группы;

- выделять существенные признаки из второстепенных;

- развивать связную речь

- развивать логику;

- развивать образное мышление;

- формировать умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию;

- объяснить наглядно значение слов;

- развивать смекалку, тренировать внимание.

В своей работе я применяю такие формы работы как:

Индивидуальная, групповая, совместная деятельность.

К концу подготовительной группы дети стали лучше и быстрее разгадывать ребусы, хорошо находить общие признаки предметов. Дети стали характеризовать предметы не только по характерному признаку: форма, цвет и размер, но и находить другие не явные признаки предметов.

У детей прослеживается более развитое воображения при сочинение рассказов, художественном творчестве и в развитии сюжетной линии игры.

В заключении хотелось бы сказать такие слова:

КРОССЕНС - это ценный клад.

С ним работать каждый рад!

Кроссенсы всем интересны,

В интеллекте всем полезны.